Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Дидактические принципы




I. Правила реализации дидактических принципов.

ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ

Лекция 9.

I. Правила реализации дидактических принципов.

II. Дидактические принципы.

 

Дидактические принципы – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

Правило – это основанное на общих принципах описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели. Чаще всего под правилами обучения понимают те руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Правила являются переходным звеном от теории к практике, или другими словами, правила предусматривают типичный способ действия учителя в типичных ситуациях обучения. Правила ориентируют учителя на соблюдение определенных требований, но как он это будет делать, целиком и полностью зависит от учителя.

Правила вытекают из принципов обучения. Принципы реализуются через правила. Правила являются обобщением практического опыта многих поколений учителей. С одной стороны, это играет положительную роль, т.к. сохраняется преемственность, утверждаются лучшие традиции обучения, с другой стороны – отрицательную, потому что иногда закрепляются и плохие качества.

Обычно правила имеют форму совета учителю, что нужно делать для более полного выполнения требований принципа. Ответа на вопрос, как действовать они не содержат. Это обуславливает творческий характер их применения.

Принципы определяются целями воспитания и обучения и имеют исторический характер. Некоторые принципы утрачивают свое значение, происходит перестройка содержания принципов в новых исторических условиях, появляются новые принципы. Принципы исторически устойчивы и отражают насущные общественные потребности. Принципы обучения выступают в единстве, образуя систему. Над разработкой системы работали многие исследователи, Я.А. Коменский, А. Дистервег, К.Д. Ушинский. Анализ их работ позволяет выделить в качестве основополагающих следующие принципы:

  1. Сознательности;
  2. Активности;
  3. Наглядности;
  4. Систематичности;
  5. Последовательности;
  6. Прочности;
  7. Научности;
  8. Доступности;
  9. Связи теории с практикой;
  10. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Принцип сознательности. Принцип отражает подлинную сущность образования– глубоко и самостоятельные осмысленные знания. Обучение должно быть основано на проявлении сознательной активности и выражаться в том, что учащиеся осознают: цели обучения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, ставят проблемы и умеют найти пути их решения. Осознанное обучение усиливает развивающую его функцию. Это учение по желанию школьников, а не по принуждению.

Принцип активности. Процесс обучения должен способствовать проявлению познавательной активности учащихся, живого интереса к учебе, стремления к познанию нового. Собственная познавательная активность учащегося оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом.

Принцип наглядности. Наглядность - источник и средство непосредственного познания окружающего мира. Чем большее количество органов чувств (зрение, слух, осязание и пр.) привлечено к восприятию учебного материала, тем эффективнее и прочнее его усвоение.

Принцип систематичности. Систематический характер научных знаний, мышление и обучения. Основы наук, изучаемые в школе, представляют собой системы взаимосвязанных понятий, законов и теорий, отражающих объективные связи реальной действительности. Учебный материал излагается педагогом логически, в системе взаимосвязанных разделов, тем, параграфов. Если систематически не упражнять навыки, то они утрачиваются. Если не соблюдать систему в обучении, то процесс развития личности замедляется.

Принцип последовательности. Преподавание и усвоение знаний в определенном порядке: от простого к сложному, от известного к неизвестному, от понятного к непонятному. Процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем спешнее, чем в нем меньше перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов.

Принцип прочности. В процессе обучения главенствующая роль отводится не памяти, а мышлению учащихся. Нельзя допускать перегрузки памяти (запоминание малоценных объемных знаний) в ущерб мышлению учащихся. Необходимо опираться на непроизвольное запоминание материала, а не на заучивание. В основе принципа лежат объективные закономерности памяти, её роли в психической жизни человека принцип тесно связан с принципами сознательности, активности, систематичности и последовательности.

Принцип доступности. Подача учебного материала в доступной форме. доступными методами и с использованием доступных средств. Опорой для реализации принципа служит знание учителем физических, психических особенностей своих учеников, их нравственных установок, жизненных планов. Принцип направлен против перегрузок учащихся как умственных, так и физических и моральных.

Принцип научности. Содержание обучения должно быть научным, т.е. соответствовать объективным научным фактам, законам, закономерностям, основополагающим идеям. Принцип должен способствовать отражению в процессе обучения современного состояния изучаемой науки.

Принцип связи теории с практикой. Основа этого принципа – теория познания. Практика – критерии истины, источник познавательной деятельности и область приложения результатов обучения. Данный принцип стимулирует использование учениками знаний, полученных в процессе обучения, на практике, в повседневной жизни; тем самым готовит подрастающее поколение к активной преобразующей деятельности. Способствует формированию мировоззрения, придает осмысленный характер процессу обучения.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. Принцип требует учета в процессе обучения особенностей возраста учеников (степень созревания различных органов и функций), физических, психических данных школьников, особенностей и возможностей восприятия учебного материала. Кроме того, важен учет накопленного учащимися социального и познавательного опыта.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое принцип обучения?
  2. Что такое правило обучения?
  3. Как вы объясните наличие большого количества положений, претендующих на статус дидактических принципов?
  4. Охарактеризуйте основные принципы обучения. Приведите примеры правил их реализации.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2011; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.