Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы семейного воспитания




Лекция 18.

IV. Конфликтные ситуации в коллективе.

С психологической точки зрения конфликт означает столкновение противоположно направленных, несовместимых потребностей, интересов, мыслей, чувств, актов поведения.

Часто внутри коллектива возникают конфликтные ситуации. Компетентное разрешение внутриличностных и межличностных противоречий предполагает учет своеобразия индивидуального роста ребенка, постоянную заботу о гармонизации его внутреннего мира и взаимоотношений с окружающими. Управление педагогическими конфликтами проявляется в предвидении возможных коммуникативных осложнений, своевременном принятии профилактических мер, целенаправленном устранении объективных и субъективных причин обострения межличностных противоречий, конструктивном их разрешении. Педагогические стратегии управления межличностными конфликтами: приспособление, уклонение, отступление, компромисс, сотрудничество. При уклонении конфликтующие стороны на время отталкивают от себя проблему, при приспособлении- оппонент решает проблему в интересах другого человека, компромисс – это обмен уступками с каждой стороны, сотрудничество – это отношение к оппоненту не как к противнику, а как к партнеру. При разрешении конфликтов главной задачей педагога является выяснение причин столкновения, объективное оценивание конфликтной ситуации и справедливое отношение к участникам.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте понятие коллектива. Каковы его функции?
  2. Назовите этапы развития детского коллектива. Как меняется позиция воспитателя в зависимости от этапа?
  3. Каковы педагогические условия и методы развития детского коллектива?
  4. Что дает коллектив личности? Что дает личность коллективу?
  1. Семья. Её сущность, функции.
  2. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьёй школьника
  3. Формы и методы работы учителя с родителями

 

I. Семья. Её сущность, функции.

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Семья – важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального воздействия. Качества семей, их типология, определяется следующими параметрами:

  1. Демографический – структура семьи (большая или нуклеарная, полная или неполная, однодетная или многодетная).
  2. Социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.
  3. Социально-экономический – имущественные характеристики и занятость родителей на работе.
  4. Технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями: социально-биологическими, хозяйственно-экономическими, нравственными, психологическими. Семья выполняет важные функции в процессе формирования личности ребенка:

­ обеспечение физического и эмоционального развития;

­ формирование психологического пола ребенка;

­ обеспечение умственного развития;

­ способствование овладению социальными нормами;

­ формирование ценностных ориентаций;

­ оказание помощи в процессе социального развития ребенка.

Семейное воспитание – более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок.

Семью можно рассматривать как модель базового жизненного тренинга личности. Социализация семьи происходит по двум направлениям:

­ в результате целенаправленного процесса воспитания;

­ по механизму социального научения, которое осуществляется в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родными и за счет наблюдения особенностей взаимодействия других членов семьи между собой.

Стиль родительского поведения в значительной мере влияет на развитие личности ребенка. Выделяют 4 параметра поведения родителей по отношению к ребенку: 1) контроль – это попытка влиять на деятельность ребенка. При этом определяется степень подчиненности ребенка требованиям ребенка; 2) требование зрелости – это давление, которое родители оказывают на ребенка, чтобы заставить его действовать на пределе умственных возможностей, высоком социальном и эмоциональном уровне; 3) общение – это использование родителями убеждения, чтобы добиться от ребенка уступки; выяснение его мнения или отношения к чему-либо; 4) доброжелательность – то, насколько родители проявляют заинтересованность в ребенке (похвала, радость от его успехов), теплоту, любовь, заботу по отношению к нему.

Авторитетный родительский контроль является наиболее эффективным стилем. Родители относятся к детям с теплотой, доброжелательно, много с ними общаются, уважают их независимость, но в то же время контролируют их и требуют осознанного поведения. Дети из таких семей являются независимыми, уверенными в себе, дружелюбными и любознательными.

При властном стиле, когда родители жестко контролируют своих детей, подавляют их личность, дети вырастают замкнутыми, недоверчивыми, недостаточно уверенными в себе.

Попустительский стиль. Снисходительность, нетребовательность, отсутствие внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности приводит к формированию нелюбознательной, несдержанной личности.

В реальности представленные стили в чистом виде встречаются редко. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к тому или иному полюсу. Кроме того, родители могут реализовывать неидентичные друг другу стили (например, отец – более авторитарен, мать – демократична).

 

II. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьёй школьника

Существует ряд психолого-педагогических правил установления контакта с семьёй школьника:

  1. В основе работы преподавателя с семьёй должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Норма взаимоотношений учителя и родителей – взаимное уважение. В работе педагога нетерпим категоричный, назидательный тон.
  2. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение их уровня педагогической культуры и активности в воспитании.
  3. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.
  4. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности. Другой формой установления контактов являются педагогические поручения в организации помощи учителю, предполагающие участие в развитии и укреплении материальной базы школы, или заключающиеся в непосредственной работе с детьми.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 938; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.