Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции




Основные черты монополистической конкуренции и ее экономическая эффективность. Дифференциация продукта.

Монополистическая конкуренция – характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят дифференцированные продукты (одежду, обувь, парфюмерию и др.). Монополистическая конкуренция напоминает совершенную конкуренцию тем, что тоже предполагает большое число мелких фирм, а также легкость входа и выхода из отрасли. Однако в данном случае продукция различных фирм дифференцирована.

Признаками структуры монополистической конкуренции являются:

- присутствие на рынке большого числа фирм;

- каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка, потому имеет ограниченный контроль над рыночной ценой;

- фирма самостоятельно определяет собственную ценовую политику, не учитывая реакцию конкурентов;

- дифференциация продукта осуществляется по его качеству, условиям и услугам, связанным с продажей, размещению, стимулированию сбыта;

- вступление в отрасль достаточно легкое;

- иногда дополнительным, но не обязательным условием является несовершенная информация.

Дифференциация продукции в условиях монополистической конкуренции приводит к тому, что часть покупателей начинают выделять продукцию одной фирмы среди аналогичной продукции других.

 


Первый шаг анализа модели монополистической конкуренции – исследование процесса принятия решений отдельной фирмой. Каждая фирма на рынке монополистической конкуренции во многом подобна монополии. Так как продукция ее отличается от производимой другими фирмами, она сталкивается с убывающей кривой спроса. Монополистически конкурентная фирма следует правилу максимизации прибыли и выбирает объем выпуска, при котором предельный доход равняется предельным издержкам (MR = MC), а затем использует кривую спроса, чтобы установить цену, соответствующую этому объему.

Фирмы в условиях монополистической конкуренции вкраткосрочном периоде могут получать прибыли или нести убытки (рис.5.2).

Если фирмы в краткосрочном периоде получали экономическую прибыль, то это стимулирует ко входу на рынок новых фирм-конкурентов, что приводит к увеличению видов предлагаемой продукции и снижению спроса для всех соперничающих фирм. По мере того как спрос на продукцию присутствующих на рынке фирм падает, происходит снижение цены и, следовательно, уровня экономической прибыли. И, наоборот, убытки, которые несут фирмы в краткосрочном периоде, подталкивают их к выходу с рынка. Так как часть фирм покидает рынок, количество видов предлагаемой продукции сокращается; уменьшение числа фирм ведет к увеличению спроса на товары оставшихся на рынке фирм. По мере того как спрос на продукцию остающихся фирм растет, убытки сокращаются. Процесс «миграции» фирм продолжается до тех пор, пока экономическая прибыль не достигает нулевой отметки.

 


25.Равновесие фирмы – монополистического конкурента в долгосрочном периоде. Безубыточность фирмы.

В долговременном периоде существует тенденция к получению нормальной прибыли, или, другими словами, к безубыточности. Долгосрочное равновесие фирмы на рынке монополистической конкуренции представлено графически (рис.5.3).

Новые фирмы не имеют побудительных мотивов ко входу на рынок, а существующие – не имеют стимулов к выходу. Кривая спроса D на рис.5.3 лишь касается кривой средних общих издержек (АТС), т.е. цена устанавливается на уровне средних общих издержек (Р = АС).

Долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции характеризуется двумя свойствами:

а) как и на рынке чистой монополии, цена товара превышает предельные издержки фирмы (Р> МС). Данный вывод следует из того, что максимизация прибыли требует равенства предельного дохода MR предельным издержкам МС, а вследствие отрицательного наклона кривой спроса предельный доход меньше цены;

б) как и на конкурентном рынке, цена равняется средним общим издержкам, так как свободный вход и выход фирм с рынка ведет к установлению нулевой экономической прибыли.

Второе свойство (б) показывает отличие рынка монополистической конкуренции от чистой монополии: так как чистая монополия – единственный продавец продукции, не имеющей близких заменителей; она имеет возможность получать положительную экономическую прибыль даже в долгосрочном периоде.

Безубыточность фирм(breakevenpoint) – состояние устойчивого долгосрочного равновесия, когдаточка равновесия находится на кривой АТС, экономическая прибыль равна нулю, доход равен издержкам.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.