Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учащихся




11. Воспитание речевой культуры учащихся осуществляется в процессе целенаправленных и квалифицированных действий всего педагогического коллектива. С этой целью педагогу рекомендуется:

при подготовке к уроку продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок;

разборчивым почерком оформлять все виды записей (на классной доске, в школьном журнале, в дневниках и тетрадях учащихся и т. д.);

не допускать в своей речи неправильно построенных предложений и обращений, нарушений норм произношения. Образцовая речь педагога — основа всей работы по усовершенствованию речевой культуры учащихся.

11.1. Педагогам, осуществляющим преподавание в 1—5 классах, необходимо:

формировать у детей представления о богатстве белорусского, русского языков, проводить обучение нормам литературной речи;

уделять внимание письменной речи: записям решения задач по математике, наблюдений за окружающим миром, природой в «Дневнике наблюдений»;

при планировании работы предусматривать развитие навыков связной речи, совершенствование техники чтения и обучение правильному, сознательному, беглому, выразительному чтению на всех уроках.

11.2. Педагогам, осуществляющим преподавание отдельных учебных предметов:

формировать у учащихся умения анализировать, сравнивать, сопоставлять изученный материал;

проводить работу, направленную на полноценное восприятие учащимися учебного текста и объяснения учителя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи. В процессе этой работы учащимся старших классов целенаправленно предлагать задания следующего вида: сформулировать тему, основную мысль сообщения учителя, составить план, пересказать по плану самостоятельно или с помощью учителя;

использовать выразительное чтение вслух как один из приемов формирования культуры устной речи, средство эмоционального и логического осмысливания текста;

систематически проводить работу по обогащению словарного запаса школьников. При объяснении новые слова произносить выразительно, записывать на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное использование в речи;

использовать таблицы с трудными по написанию и произношению словами, которые относятся к данной учебной дисциплине. Содержание таблиц обновляется по мере необходимости;

следить за аккуратным ведением тетрадей, единообразием подписей, грамотным оформлением всех записей в них. Не оставлять без внимания орфографические, пунктуационные и дисграфические ошибки.

11.3. Всем работникам учреждения образования: постоянно работать над повышением культуры устной речи; исправлять ошибки в соответствии с нормами языка, на котором ведется обучение в школе, придерживаясь при этом необходимого такта;

исключать из употребления жаргонные, вульгарные, а также диалектные слова и выражения как на уроках, так и вне их;

максимально использовать различные формы внеклассной работы (конкурсы, занятия кружков, занятия по интересам и иные) для совершенствования речевой культуры учащихся;

грамотно вести школьную документацию в соответствии с языком обучения в данной школе (белорусском или русском).

11.4. Администрации учреждения образования: направлять, координировать и контролировать работу по осуществлению единого речевого режима в школе;

включать вопросы о соблюдении единых требований к устной и письменной речи учащихся в работу педагогических советов, систему внутришкольного контроля;

организовывать обмен опытом учителей начальных классов, учителей-предметников;

проводить совместные заседания методических объединений по вопросам повышения культуры речи учащихся;

при планировании общешкольных мероприятий и работы классного руководителя предусматриваются беседы с родителями по выполнению единых требований к речи учащихся.

Глава 4. Требования к проведению письменных работ

12. К основным видам классных и домашних письменных работ учащихся в 1—5 классах относятся:

упражнения и задания по белорусскому и русскому языкам, математике, которые предусматриваются учебниками, рекомендованными к использованию Министерством образования Республики Беларусь;

диктанты и списывание всех видов.

13. К основным видам классных и домашних письменных работ учащихся в 6—10 классах относятся:

упражнения и задания по белорусскому, русскому языкам, математике, истории Беларуси, географии, природоведению, биологии, которые предусматриваются учебниками, рекомендованными к использованию Министерством образования Республики Беларусь;

творческие работы (изложения, сочинения, переводы и др.), письменные ответы на вопросы по белорусскому, русскому языкам, чтению и другим предметам;

разные виды рабочих записей и зарисовок во время наблюдений за природой и по результатам лабораторных и практических работ по предметам «Человек и мир» («Природоведение», «Биология»), «География», «Трудовое обучение».

14. Количество обязательных контрольных работ за учебный год в 1—5 классах согласно приложению 1.

15. Примерный объем (количество слов) в контрольных письменных работах по белорусскому (русскому) языку во 2—5 классах в школах с белорусским (русским) языком обучения согласно приложению 2.

Примерный объем (количество слов) в словарных диктантах по белорусскому (русскому) языку в 3—5 классах в школах с белорусским (русским) языком обучения согласно приложению 3.

16. Количество обязательных контрольных работ по белорусскому (русскому) языку и математике за учебный год в 6—10 классах в школах с белорусским (русским) языком обучения согласно приложению 4.

16.1. При обучении математике в 6—10 классах обязательное количество контрольных работ составляет 3 в первом полугодии и 3 во втором полугодии.

16.2. Количеству контрольных работ по белорусскому (русскому) языку в школе с русским (белорусским) языком обучения соответствует первая цифра в графах таблицы, по белорусскому (русскому) языку в школе с белорусским (русским) языком обучения — вторая.

17. Для проверки орфографической и пунктуационной грамотности учащихся средних и старших классов используются контрольные текстовые диктанты. Перед проведением диктанта на доске записываются непонятные и незнакомые слова. Текст должен быть доступным по содержанию, учитывать интеллектуальные возможности учащихся и отвечать нормам белорусского (русского) литературного языка.

17.1. Для контрольного диктанта подбираются тексты, в которых предлагается количество орфограмм и пунктограмм согласно приложению 5.

17.2. Примерный объем (количество слов) текстового контрольного диктанта по русскому (белорусскому) языку согласно приложению 6.

18. Примерный объем (количество слов) словарных диктантов в 6—10 классах согласно приложению 7.

19. Все творческие работы проводятся в соответствии с требованиями учебных программ. Изложения и сочинения носят обучающий характер.

19.1. Примерный объем (количество слов) в изложениях в 7—10 классах согласно приложению 8.

Глава 5. Формы и виды контроля знаний по отдельным учебным предметам

20. На уроках чтения проводится тематический, промежуточный и итоговый контроль.

Тематический контроль организуется после изучения разделов (тем) учебника и проводится на обобщающем уроке. Проверяется уровень владения учащихся читательскими умениями. На эту работу в зависимости от подготовки класса может быть отведена только часть урока. Результаты тематического контроля учитываются, но не являются главными при выставлении отметки за четверть.

Промежуточный контроль включает проверку навыка чтения 1—2 раза в четверть и проводится учителем класса со второго полугодия второго года обучения.

Итоговый контроль навыка чтения проводится в конце учебного года.

21. По предмету «Математика» выполнение контрольных работ в 3—5 классах не превышает 30—35 минут урока, в б —10 классах — до 40 минут.

Контроль по математике дифференцируется и проводится в несколько этапов:

контроль за формированием приемов устных вычислительных навыков;

контроль за формированием умения выполнять арифметические действия письменными приемами;

контроль за формированием умения решать задачи.

Контроль за уровнем сформированности навыка устного счета и устных вычислений начинается со второго полугодия второго года обучения, с третьего по четвертый год обучения осуществляется 1 раз в четверть, а на пятом году обучения — 3 раза в каждом полугодии.

Содержание контрольных работ дифференцированно в соответствии с уровнем познавательных возможностей учащихся (по объему, степени сложности).

22. По предмету «Человек и мир» основной формой поурочного контроля являются фронтальные и индивидуальные устные и письменные (в рабочих тетрадях) опросы.

В процессе фронтального опроса осуществляется актуализация знаний по теме, а также сведений, полученных детьми в процессе наблюдений на экскурсиях, выполнения практических работ.

Для индивидуального опроса предлагаются вопросы и задания, требующие от учащегося рассказа по изученной теме на основе наблюдений и материалов учебника.

Тематический контроль осуществляется не более 2—3 раз в году (начиная со второго полугодия второго года обучения). Учащимся предлагается устный опрос или небольшие проверочные работы, которые выполняются в течение 20—25 минут.

Промежуточный контроль осуществляется в конце изучения блоков программы «Природа и человек», «Человек и общество», «Человек и его здоровье». При составлении проверочных работ учитель подбирает вопросы и задания, тесты, направленные на проверку усвоения учащимися пройденных тем.

Глава 6. Примерное количество и назначение ученических тетрадей

23. В первый и второй годы обучения задания по предметам «Русский (белорусский) язык», «Математика», «Я и окружающий мир» (1 класс), «Человек и мир» (2 класс) выполняются в тетрадях на печатной основе или в обыкновенных тетрадях (по выбору учителя). По математике предпочтительно выполнение работ в тетрадях в крупную клетку. На третьем—пятом годах обучения для выполнения всех видов учебных работ ученикам рекомендуется иметь следующее количество тетрадей:

по белорусскому, русскому языкам, математике (в течение года) — по 2 тетради;

по предмету «Человек и мир» — 1 тетрадь (можно на печатной основе) для выполнения небольших практических работ, зарисовок, словарной работы, тематических и итоговых работ.

Для выполнения тематических, промежуточных и итоговых контрольных работ по белорусскому (русскому) языку, математике (со второго полугодия второго года обучения) вводятся специальные тетради, которые на протяжении года сохраняются в школе и выдаются ученикам для выполнения перечисленных работ.

Перевод учащихся на письмо с разлиновкой в одну линейку начинается со второго полугодия третьего года обучения постепенно, по мере становления графического навыка.

24. Для выполнения всех видов обучающих работ учащимся 6—10 классов рекомендуется иметь следующее количество тетрадей:

по белорусскому, русскому языкам, математике — по 2 тетради; геометрии — 1 тетрадь;

по белорусскому, русскому чтению — 1 тетрадь;

по биологии, географии, истории Беларуси, природоведению, трудовому, профессионально-трудовому обучению — 1 тетрадь;

по изобразительному искусству — 1 тетрадь;

по музыке и пению — 1 тетрадь.

Для контрольных работ по белорусскому (русскому) языку, математике вводится специальная тетрадь, которая на протяжении года сохраняется в школе и выдается учащимся для выполнения в них контрольных работ.

Глава 7. Порядок ведения и оформления тетрадей, дневников учащихся

25. Все записи в тетрадях ученики выполняют с соблюдением следующих требований:

писать аккуратно, разборчивым почерком, пользоваться шариковой ручкой, при необходимости использовать простые, цветные карандаши, фломастеры;

выполняя надпись на обложке тетрадей, указать, для чего предназначается тетрадь (для работ по белорусскому языку, для контрольных работ по математике), класс, номер или название школы, фамилию, имя (полностью) ученика в родительном падеже.

В 1—2 классах и в первом полугодии 3 класса тетради для учеников подписывает учитель, а со второго полугодия 3 класса по 5 класс включительно — ученик под руководством учителя, с 6 класса — самостоятельно.

Образцы оформления тетрадей согласно приложению 9.

26. Поля проводятся с внешней стороны. Поля обязательно выделяются в тетрадях по языкам, математике в 3—10 классах и в тетрадях для контрольных работ. В остальных тетрадях поля выделяются по усмотрению учителя, если педагог их использует для рабочих пометок.

27. В первый и второй годы обучения дата по белорусскому (русскому) языку и математике не пишется. На третьем—пятом годах обучения на рабочей линейке обозначается дата выполнения работы: число арабской цифрой, название месяца прописью.

Образец: 4 марта (4 сакавіка)

На шестом—десятом годах обучения записывается дата выполнения работы цифрами на полях (например, 10.09.2005 г.) во всех тетрадях, кроме тетрадей по языкам.

В тетрадях по белорусскому (русскому) языку дата записывается словами в форме родительного падежа (по белорусскому языку) и именительного (по русскому языку).

Образец: Дзесятага кастрычніка




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.