Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Список сокращений 7 страница




[551] Пожалуй, даже напротив: устоявшаяся демократия была склонна ограничивать количество граждан (вспомним закон Перикла о гражданстве).

[552] Надеемся, нас прекрасно поймут все, кому приходилось читать лекции по истории Древней Греции и, соответственно, сталкиваться с необходимостью максимально корректно и в то же время максимально доходчиво изложить студентам содержание реформы фил.

[553] Ш. Бренне справедливо отмечает, что после реформ Клисфена персональный состав правящей элиты остался таким же, каким был и до них: Brenne S. Ostrakismos und Prominenz in Athen: Attische Bürger des 5. Jhs. v. Chr. auf den Ostraka. Wien, 2001. S. 17.

[554] Ср.: Connor W.R. The New Politicians of Fifth-Century Athens. Princeton, 1971. P. 18 ff.; Frost F.J. Tribal Politics and the Civic State // American Journal of Ancient History. 1976. Vol. 1, N 2. P. 66 - 75; Ober J. Mass and Elite in Democratic Athens. Princeton, 1989. P. 84 ff.; Littman R.J. Kinship and Politics in Athens 600-400 B.C. N.Y., 1990. P. 125 ff.

[555] См. работы, указанные в гл. II, примеч. 15.

[556] Коннор тоже сомневается, что для V в. до н.э. можно говорить о клиентеле в Афинах: Connor W.R. The New Politicians... P. 18.

[557] О гетериях см.: Sartori F. Le eterie nella vita politica ateniese del VI e V secolo a.C. Roma, 1957; Calhoun GM. Athenian Clubs in Politics and Litigation. N.Y., 1970; Aurenche O. Les groupes d'Alcibiade, de Léogoras et de Teucros: Remarques sur la vie politique athénienne en 415 avant J.C. P., 1974; Murray О. The Affair of the Mysteries: Democracy and the Drinking Group // Sympotica: A Symposium on the Symposion. Oxford, 1990. P. 149-161; Jones N.F. The Associations of Classical Athens: The Response to Democracy. N.Y.; Oxford, 1999; Суриков И.Ε. Демократия и гетерии: некоторые аспекты политической жизни Афин V в. до н.э. // ВЧОАМ. С. 89-99; Фролов Э.Д. Сообщества друзей // АССАМ. С. 11 - 48; Никитюк Е.В. Политические сообщества (гетерии) в классической Греции // АССАМ. С. 49-107.

[558] Об особенностях политики Фемистокла см.: Суриков И.Е. Фемистокл: homo novus в кругу старой знати // Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории. 8. Спец. выпуск: Персональная история и интеллектуальная биография. М., 2002. С. 342 — 364.

[559] Лидийские цари, правда, осуществляли давление на населенные эллинами города Ионии, стремясь подчинить их своему влиянию и нередко преуспевая в этом. Но с самой Балканской Грецией они старались оставаться в дружбе. Подробнее см.: Суриков И.Е. Лидийский царь Крез и Балканская Греция // SH. 2001. Т. 1. С. 3- 15.

[560] Борухович В.Г. Египет и греки в VI —V веках до н.э. // Учен. зап. Горьковского гос. ун-та. Серия ист. Горький, 1965. Вып. 67. С.74-138. Обильный зерном Египет уже в архаическую эпоху начал превращаться в житницу для малоплодородной Балканской Греции. В то же время, египетские фараоны саисского периода охотно брали к себе на службу греческих воинов-наемников. От одной из групп таких наемников дошел уникальный и чрезвычайно занятный памятник — "автографы", оставленные ими на ноге статуи Рамсеса II в Абу-Симбеле (на юге Египта). Текст см.: Meiggs К., Lewis D. A Selection of Greek Historical Inscriptions to the End of the Fifth Century B.C. Oxford, 1989. P. 12 f. N 7.

[561] В контексте данной главы небезынтересно упомянуть, что ее главный герой, Мильтиад, был зятем одного из таких династов.

[562] Эти связи лучше всего отражены в работе: Burkert W. The Orientalizing Revolution: Near Eastern Influence on Greek Culture in the Early Archaic Age. Cambridge (Mass.), 1992. Нам кажется даже, что В. Буркерт местами преувеличивает степень ближневосточного влияния на греческую цивилизацию. В частности, практически во всех спорных вопросах, когда возможно как заимствование того или иного феномена с Востока, так и самостоятельное его развитие на греческой почве, он, как правило, выносит вердикт в пользу заимствования. Ср. более взвешенный подход в работе: Hurwit J.M. The Art and Culture of Early Greece, 1100-480 B.C. Ithaca, 1985.

[563] См. о ней: Агбунов М.В. Путешествие в загадочную Скифию. М., 1989. С. 117 и след.

[564] Греко-персидские войны, как и в целом греко-персидские отношения, неоднократно привлекали внимание антиковедов. Из важнейшей литературы см.: Bengtson Η. The Greeks and the Persians from the Sixth to the Fourth Centuries. L., 1969; Lazenby J.F. The Defence of Greece 490-479 B.C. Warminster, 1993.

[565] По поводу позиции Дельфийского оракула в Греко-персидских войнах см.: Кулишова О.В. Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений (VII-V вв. до н.э.). СПб., 2001. С. 255 и след. Правда, для этой работы в некоторой степени характерно стремление "обелить" Дельфы от обвинений в коллаборационизме.

[566] Об этом процессе см.: Hall Ε. Inventing the Barbarian: Greek Self-Definition through Tragedy. Oxford, 1991; Georges P. Barbarian Asia and the Greek Experience: From the Archaic Period to the Age of Xenophon. Baltimore, 1994.

[567] Собственно, звукоподражательное βάρβαρος должно быть понимаемо как "бормочущий, невнятно говорящий". Греческая лексема подобного рода не уникальна. Сравним обозначение в древнеславянском мире иноземцев как "немцев" (т.е. "немых", не знающих "настоящего" языка).

[568] См. об этом: Osborne R. Greece in the Making... P. 318 ff.

[569] Суриков И.Е. О некоторых факторах колонизационной политики Гераклеи Понтийской // ПИФК. 2002. Вып. 12. С. 78.

[570] Суриков И.Е. Из истории греческой аристократии позднеархаической и раннеклассической эпох: Роль Алкмеонидов в политической жизни Афин VII —V вв. до н.э. М., 2000. С. 174 и след.; Он же. Политическая борьба в Афинах в начале V в. до н.э. и первые остракофории // ВДИ. 2001. N2. С. 118 и след.

[571] В чем, собственно говоря, нет полной уверенности. Ср.: Блаватский В.Д. Античная археология и история. М., 1985. С. 195.

[572] Еще около 555 г. до н.э. Гиппий фигурирует в источниках как взрослый человек (Herod. I. 61). Стало быть, он родился никак не позже (а, скорее всего, раньше) 570 г. В 490 г. до н.э. Гиппий был настолько стар, что от кашля у него выпадали зубы. См.: Herod. VI. 107; ср. по поводу этого эпизода: Griffith R.D. Hippias' Missing Tooth // AHB. 1994. Vol. 8, Ν 4. P. 121 - 122.

[573] См., например: Osborne R. Greece in the Making... P. 330.

[574] Можно привести параллель из римской истории: после изгнания Тарквиния Гордого (случившегося по поразительному совпадению в том же 510 г. до н.э., что и изгнание Гиппия) его родственник Тарквиний Кол-латин не только остался в Риме, но и был избран консулом (подобно тому как Гиппарх, сын Харма, был избран архонтом). Но уже вскоре Коллатину пришлось уйти в изгнание (и опять сходство с судьбой Гиппарха!).

[575] Выше мы упоминали об еще более экзотической и совершенно фантастичной гипотезе, согласно которой в Афинах в начале V в. до н.э. якобы оставался старший сын Гиппия — Писистрат Младший. См.: Arnush Μ.F. The Career of Peisistratos Son of Hippias // Hesperia. 1995. Vol. 64, N 2. P. 135-162.

[576] Личное имя Харм попало в род Писистратидов следующим образом: отцом жены Гиппия был некий Харм, занимавший должность полемарха [Athen. XII. 609cd) и, следовательно, входивший в число соратников Писистрата.

[577] В свое время А. Раубичек высказал предположение, что Клисфен, ушедший в тень после своих реформ, возвратился из политического "небытия" после 490 г. до н.э.: Raubitschek А.Е. The Origin of Ostracism // AJA. 1951. Vol. 55, N 3. P. 221 — 229. Эта гипотеза сразу же была подвергнута жесткой и основательной критике (Robinson CA. Cleisthenes and Ostracism // AJA. 1952. Vol. 56, N 1. P. 23 — 26) и ныне, кажется, никем не разделяется.

[578] О Ксантиппе см.: Суриков И.Е. Ксантипп, отец Перикла: Штрихи к политической биографии // ПИФК. 2000. Вып. 8. С. 100- 109 (с указаниями на предшествующую лит. об этом политике).

[579] Аргументацию см.: Суриков И.Е. Фемистокл... С. 350 — 351.

[580] Wade-Gery Н.Т. Op. cit. Р. 171-179; Fornara Ch.W. Themistocles' Archonship // Historia. 1971. Bd. 20, Η. 5/6. S. 534-540.

[581] Впоследствии, в 80-е годы V в. до н.э., этот Меланфий был в Афинах одним из "кандидатов" на остракизм. Найдено несколько остраконов с его именем (см.: Brenne S. Op. cit. S. 230), из надписей, на которых, кстати, стало известно имя этого политика с патронимиком (Меланфий, сын Фаланфа). К какой политической группировке принадлежал Меланфий? Прямых указаний на этот счет нет, однако можно сделать некоторые (пусть и осторожные) выводы на основании косвенных просопографических данных. На остраконе с Агоры упоминается еще один политик по имени Меланфий, но на этот раз сын Неокла (Ibid. S. 231). Учитывая, что оба имени — Меланфий и Неокл — в Афинах достаточно редки, а практика имянаречения имела в греческом мире в подавляющем большинстве случаев семейный характер, приходим к двум заключениям. 1) Меланфий, сын Неокла, скорее всего находился в родстве с Фемистоклом, отца которого тоже звали Неоклом. Соблазнительно даже предположить, что этот Меланфий мог быть родным братом Фемистокла. 2) Следовательно, Меланфий, сын Фаланфа, командующий афинской эскадрой в Ионийском восстании, с большой долей вероятности принадлежал к той же семье.

[582] В пользу нашего предположения, возможно, говорит следующий факт. Единственным, кроме Афин, полисом, тоже оказавшим помощь ионийцам, стала Эретрия, выславшая эскадру из пяти кораблей (Herod. V. 99). А между тем именно в Эретрии издавна были очень сильны позиции Алкмеонидов. Подробнее см.: Суриков И.Е. Остракон Мегакла, Алкмеониды и Эретрия (Эпиграфическое свидетельство о внешних связях афинской аристократии) // ВДИ. 2003. № 2. С. 16-25.

[583] По поводу складывания традиции о Мильтиаде в течение классической эпохи см.: Vanotti G. L'immagine di Milziade nell'elaborazione propagandistica del V e del IV secolo a.C. // CISA. 1991. Vol. 17. P. 15-31.

[584] Так, биография уже начинается такого рода несообразностью (Nep. Milt. 1): Непот смешивает двух Мильтиадов - дядю (Мильтиада Старшего, основателя тирании на Херсонесе Фракийском) и племянника (Мильтиада Младшего, победителя при Марафоне), объединяя их в одно лицо.

[585] Не все биографии Плутарха дошли до нашего времени. Так, известно, что он составлял жизнеописания Эпаминонда, Сципиона Эмилиана, Метелла и даже Геракла.

[586] Berve Η. Miltiades: Studien zur Geschichte des Mannes und seiner Zeit. В., 1937.

[587] Bengtson H. Einzelpersönlichkeit und athenischer Staat zur Zeit des Peisistratos und des Miltiades. München, 1939; cp. Idem. Griechische Staatsmänner des 5. und 4. Jahrhunderts v. Chr. München, 1983. S. 21-45; Kinzl K.H. Miltiades-Forschungen. Wien, 1968. Упомянем также важную статью Г. Уэйд-Гери "Мильтиад", впервые опубликованную в 1951 г., а затем вошедшую в кн.: Wade-Gery Н.Т. Op. cit. Р. 155—170.

[588] Lanziglotta Ε. Milziade nel Chersoneso e la conquista di Lemno // Miscellanea greca e romana. 1977. Vol. 5. P. 65-94; Shimron B. Miltiades an der Donaubrücke und in der Chersonesos // Wiener Studien. 1987. Bd. 100. S. 23 — 24.

[589] Литература о нем весьма обширна, и вряд ли стоит здесь приводить ее развернутую сводку. Ограничимся упоминанием последней по времени работы, в которой есть указания на важнейшие предшествующие исследования: Doenges N.A. The Campaign and Battle of Marathon // Historia. 1998. Bd. 47, H. 1. S. 1-17.

[590] Carawan E.M. Eisangelia and Euthyna: The Trials of Miltiades, Themistocles, and Cimon // GRBS. 1987. Vol. 28, N 2. P. 167-208.

[591] Строгецкий В.М. Полис и империя в классической Греции. Н. Новгород, 1991.

[592] О Филаидах и их крупнейших представителях см.: Schachermeyr F. Philaidai // RE. Stuttgart, 1938. Hlbd. 38. Sp. 2113-2121; Davies J.K. Athenian Propertied Families, 600-300 B.C. Oxford, 1971. P. 293-312. Строго говоря, античными авторами наименование "Филаиды" не прилагается ни к одному из известных представителей этого рода, действовавших в архаическое и классическое времена (Мильтиаду, Кимону и др.). Первым афинянином, который эксплицитно охарактеризован в источниках как член рода Филаидов, оказывается философ Эпикур (Diog. Laert. Χ. 1). То, что данный род существовал как некое единство, не вызывает сомнений. Но назывался ли он в VI —V вв. до н.э. Филаидами — утверждать со стопроцентной уверенностью вряд ли возможно. Поэтому в литературе предлагалось и другое (конечно, условное) наименование этого рода или его ветви — Кимониды. Нам представляется, впрочем, более резонным следовать более устоявшемуся и традиционному словоупотреблению. Поэтому в дальнейшем мы будем пользоваться обозначением "Филаиды", разумеется, отдавая себе отчет в том, что афинские роды, в отличие, скажем, от римских, практически никогда не имели четко оформленной и безальтернативной номенклатуры.

[593] Osborne R. Greece in the Making... P. 296 ff.

[594] Этот материал сохранен позднеантичным автором Маркеллином (Vita Thuc. 3), который опирается на генеалога V в. до н.э. Ферекида (FGrHist. 3. F2).

[595] Это стало известно относительно недавно, после находки фрагментов эпиграфического списка ранних афинских архонтов. См.: Bradeen D. The Fifth-Century Archon List // Hesperia. 1964. Vol. 32, N 2. P. 187 - 208.

[596] Alexander J. W. The Marriage of Megacles // C1J. 1959. Vol. 55, N 3. P. 129-134.

[597] He убеждают выкладки одного исследователя, пытающегося доказать, что Исагор-архонт не тождествен Исагору, главному противнику Клисфена. См.: McCargar DJ. Isagoras, Son of Teisandros, and Isagoras, Eponymous Archon of 508/7: A Case of Mistaken Identity // Phoenix. 1974. Vol. 28, N3. P. 275-281.

[598] И в дальнейшем, в классическую эпоху, целый ряд видных деятелей афинской истории происходил из рода Филаидов. О Кимоне, сыне Мильтиада, мы уже не говорим. К тому же роду принадлежали либо были с ним связаны по мужской или женской линии видный политик Фукидид, сын Мелесия (соперник Перикла), великий историк Фукидид, сын Олора, оратор Андокид, упоминавшийся выше философ Эпикур.

[599] Hopper R.J. "Plain", "Shore" and "Hill" in Early Athens // ABSA. 1961. Vol. 56. P. 205-206.

[600] Интересно, что и в этом эпизоде сыграл свою роль Дельфийский оракул, фактически санкционировавший все мероприятие (Herod. VI. 34; Nep. Milt. 1 — между двумя авторами серьезные расхождения в описании событий, но о дельфийском пророчестве упоминают они оба).

[601] Суриков И.Е. Гостеприимство Креза и афиняне // ЗОГАМ. С. 78; Он же. Лидийский царь Крез... С. 14— 15.

[602] См. об этом: Касаткина H.A. Афинские владения на северном берегу Геллеспонта // XII Чтения памяти проф. С.И. Архангельского: Мат. междунар. конф. Н. Новгород, 2001. Ч. 1. С. 56 — 65.

[603] В 536, 532 и 528 гг. до н.э.: Moretti L. Olympionikai, i vincitori negli antichi agoni Olimpici. R., 1957. P. 72. Мильтиад Старший тоже одержал олимпийскую победу в состязании колесниц-четверок, но раньше (в 560 г. до н.э.).

[604] Писистратиды мечтали об олимпийской победе в состязаниях колесниц, но достичь ее самостоятельно им так и не удалось (Молчанов A.A., Суриков И.Е. Писистратиды — потомки отказавших в гостеприимстве (Актуализация династического мифа) // ЗОГАМ. С. 123). Кимон, официально провозгласив олимпиоником вместо себя Писистрата, тем самым оказывал ему очень ценную услугу.

[605] Лампсак находился на противоположном, азиатском берегу Геллеспонта, и главной причиной его войны с Херсонесом Фракийским было несомненно соперничество за контроль над Черноморскими проливами.

[606] Об этом свидетельствует, как нарративная традиция (Dionys. Antiq. Rom. VII. 3. 1), так и упоминавшийся нами выше эпиграфический фрагмент списка афинских архонтов 20-х годов VI в. до н.э.

[607] Bengtson Η. Griechische Staatsmänner... S. 28.

[608] Убедительной параллелью может считаться судьба Клисфена. Он тоже в течение 500-х годов до н.э., держа в своих руках нити власти в государстве, при этом ни разу не был архонтом, - и это, безусловно, потому, что в 525/524 г. до н.э. (непосредственно перед Мильтиадом) он уже занимал данную должность. Приходит в голову, может быть, чрезмерно смелая мысль: уж не преследовали ли Писистратиды каких-то иезуитских целей, делая молодых аристократических политиков архонтами? Ведь тем самым этим людям отрезалась на будущее (когда они могли стать более опасными соперниками) возможность занять высшую магистратуру.

[609] Мильтиад ранее уже был женат на некоей афинянке, от которой имел сына Метиоха. Умерла ли его первая жена к описываемому моменту или он развелся с ней, чтобы заключить более престижный брак, — неизвестно. Детьми Мильтиада и Гегесипилы были знаменитый Кимон и скандально известная Эльпиника.

[610] Osborne R. Greece in the Making... P. 319. В числе греческих аристократов, которые только выиграли от установления ахеменидского владычества, можно назвать Силосонта Самосского, Гистиея Милетского и др.

[611] Блаватский В.Д. Указ. соч. С. 198.

[612] Грант М. Греческий мир в доклассическую эпоху. М, 1998. С. 341.

[613] Если следовать Непоту, получается одно из двух: либо поход персов на Афины, завершившийся Марафонским сражением, состоялся сразу после скифской кампании (что очевидным образом неверно), либо Мильтиад по окончании экспедиции в Скифию двадцать лет спокойно правил на Херсонесе, а потом вдруг испугался мести Дария и бежал (что не менее абсурдно).

[614] Непот, видимо, ошибочно называет жителей Лемноса карийцами, а Диодор — тирренами. В любом случае ясно, что речь идет о какой-то реликтовой группе догреческого населения Эгеиды, как видим, сохранявшегося на некоторых отдаленных островах вплоть до классической эпохи.

[615] Как бы то ни было, есть и terminus ante guem для рассматриваемого события - 493 г. до н.э., когда Мильтиад окончательно покинул Херсонес.

[616] Возможно, этот закон был принят еще в VII в. до н.э., после подавления мятежа Килона. См.: Gagarin Μ. The Thesmothetai and the Earliest Athenian Tyranny Law // Transactions of the American Philological Association. 1981. Vol. 111. P. 71-77.

[617] Скорее всего, судебной коллегией, разбиравшей его дело, был Ареопаг (Carawan Е.М. Op. cit. Р. 92).

[618] Скорее всего Исагор был двоюродным братом Мильтиада. См.: Bicknell P.J. Studies in Athenian Politics and Genealogy. Wiesbaden, 1972. P. 84 ff.

[619] Наверное, не случайно у Аристотеля (Ath. pol. 28. 2) Мильтиад назван простатом знатных (τῶν γνωρίμων), в то время как, скажем, его противник Ксантипп — простатом демоса.

[620] Достоверно известно, что в начале V в. до н.э. в Афинах жил и занимался политической деятельностью сын Исагора Тисандр. Его имя прочитано на одном остраконе с Агоры. См.: Phillips D.J. Observations on some…

[621] Численность персидского войска не может быть точно определена. Геродот, к сожалению, о ней ничего не говорит. Явно завышенные цифры Непота (Milt. 4) — более 200 тыс. воинов — не могут, конечно, вызывать доверия. С другой стороны, следует остерегаться и "минималистских" оценок. Так, иногда можно встретить утверждение, что персов при Марафоне было едва ли не меньше, чем афинян (Блаватский В.Д. Указ. соч. С. 197), что тоже, на наш взгляд, не соответствует действительности. Наиболее взвешенным будет определить численность отряда Датиса и Артаферна примерно в 20 тыс. человек. Ср.: Sealey R. A History of the Greek City States ca. 700-338 B.C. Berkeley, 1976. P. 188; Hurwit J.M. Op. cit. P. 323. Иными словами, он в два раза превосходил тот максимум, который были способны выставить афиняне.

[622] Он был сыном того Артаферна, который еще в 507 г. до н.э. принимал в Сардах в качестве сатрапа афинское посольство.

[623] Уже это обстоятельство, кстати, говорит не в пользу распространенного в античности мнения, согласно которому персы собирались полностью уничтожить Афины, а всех их жителей обратить в рабство и увезти в Азию. Где и над кем стал бы тогда править Гиппий?

[624] Поэтому Эретрия довольно быстро возродилась после персидского разгрома: уже в 480 г. до н.э. она выставила небольшой контингент в составе союзных греческих сил, собранных для отражения нашествия Ксеркса. См.: Суриков И.Е. Остракон Мегакла... С. 24 — 25.

[625] Общая численность гражданского коллектива Афин в начале V в. до н.э. составляла около 30 тыс. человек (Herod. V. 97), что заставляет всерьез задуматься о действительном содержании псефисмы Мильтиада. Никак не выходит, что в соответствии с ней были мобилизованы все боеспособные граждане. На самом деле, судя по всему, Мильтиад — убежденный сторонник "фаланговой" тактики — призвал в ополчение лишь лиц не ниже гоплитского разряда. Но зато уж они были призваны без изъятия, включая даже гоплитов непризывного возраста. Наверняка и рабов освободили только такое количество (и никак не большее), какое государство могло снабдить гоплитскими доспехами. Но в самом том факте, что рабы участвовали в Марафонской битве, сомневаться не приходится. Погибшие из их числа были погребены на поле сражения в братской могиле, отдельно от граждан (Paus. I. 32. 3).

[626] В переводе Г.А. Стратановского почему-то "Каллимах из Афин". Обратим внимание, что Каллимах принадлежал к сельскому дему, что для политиков начала V в. до н.э. чрезвычайно редко (Gomme A.W. The Population of Athens in the Fifth and Fourth Centuries B.C. Westport, 1986. P. 37 — 39). Таким образом, Каллимах вряд ли входил в число влиятельных политических лидеров, хотя и занимал весьма высокую магистратуру. Очевидно, в условиях появления коллегии стратегов роль архонта-полемарха сразу же упала, и на этот пост стали попадать люди случайные. Каллимах, хотя и занимал в Марафонском сражении почетное место во главе правого фланга, проявил себя не полководческим талантом, а лишь личным мужеством, приняв смерть от руки врага. Обратим внимание еще на одно сложное место. Геродот говорит (VI. 109), что Каллимах был избран по жребию. Либо он ошибается (что в принципе вполне возможно), либо "младшие" члены коллегии архонтов начали избираться по жребию, а не голосованием, ранее, чем архонт-эпоним (в 487 г. до н.э.).

[627] По утверждению Плутарха (Aristid. 5), первым из стратегов, проявившим такую инициативу, был Аристид, а другие последовали его примеру.

[628] К чести Мильтиада нужно отметить, что он щадил самолюбие своих коллег и дал сражение не раньше, чем наступил день, на который приходилось его собственное командование.

[629] Для интересующихся деталями приведем сводку важнейших античных текстов, относящихся к Марафонской битве: Herod. VI. 111 — 113 (самое раннее и самое важное свидетельство); Lys. II. 21—26; Isocr. IV. 86 — 87; Plat. Menex. 240a-241 с; Legg. III. 698c-e; Arist. Ath. pol. 22. 2; Nep. Milt. 5; Plut. Aristid. 5; Camill. 19; Mor. 347с; 349de; 350с-е; 628е; 861е sqq.; Paus. I. 15. 3; I. 32. 3-7; Χ. 20. 2; lustin. II. 9. 9-21; Aelian. Var. hist. II. 25; Schol. Aristoph. Equ. 660; Suid. s.v. Ίππίας.

[630] По вопросу о сигнале щитом см.: Суриков И.Е. Из истории греческой аристократии... С. 73 (с указаниями на предшествующую лит.).

[631] Именно отсюда ведет свою историю знаменитый "марафонский бег".

[632] Обратим внимание на небезынтересную подробность, сообщаемую Геродотом (VI. 116): афинское войско во главе с Мильтиадом и при Марафоне заняло позиции близ святилища Геракла и теперь, прибыв в Афины, тоже расположилось у другого святилища того же героя. Эту на первый взгляд малозначительную деталь не следует, на наш взгляд, считать случайным совпадением. Религиозный фактор играл в Греции весьма большую роль в ведении войн, о чем мы уже имели случай упоминать (в гл. I). Выбирая место для битвы или устройства лагеря, опытный полководец, несомненно, учитывал все сопутствующие обстоятельства, в том числе и сакральные коннотации имеющих произойти событий. В данном случае Мильтиад явно ставил афинское ополчение под покровительство Геракла. Возможно, в этом следует видеть проявление его лаконофильских убеждений: ведь Геракл больше всего почитался именно в Спарте, к нему возводили свое происхождение спартанские цари.

[633] Столь колоссальная разница в потерях, безусловно, должна не в последнюю очередь объясняться в высшей степени надежной оборонительной экипировкой гоплитов.

[634] Софан — один из самых доблестных афинских воинов начала V в. до н.э., неоднократно отличавшийся в сражениях (см. о нем: Herod. IX. 73-75).

[635] Ср.: Vanotti G. Op. cit. P. 22.

[636] Геродот в указанном месте явно опирается на враждебную Мильтиаду традицию, Непот, напротив, на дружественную. Оба рассказа чрезвычайно тенденциозны.

[637] О характере раны или увечья Мильтиада см.: Daly L.W. Miltiades, Aratus and Compound Fractures // American Journal of Philology. 1980. Vol. 101, Ν l.P. 59-60.

[638] Другие примеры аналогичного рода см.: Knox R.A. "So Mischievous а Beaste"? The Athenian Demos and its Treatment of its Politicians // G&R. 1985. Vol. 32, N2. P. 132-161.

[639] В целом на эту тему см.: Фролов Э.Д. Политические лидеры афинской демократии (опыт типологической характеристики) // Политические деятели античности, средневековья и нового времени. Л., 1983. С. 6-22.

[640] На момент смерти Мильтиада штраф был еще не выплачен до конца и перешел по наследству к его сыну Кимону. Только этому последнему удалось, выдав сестру Эльпинику за богатейшего из афинян Каллия, получить достаточно средств, чтобы рассчитаться с государством.

[641] Сообщения некоторых авторов, согласно которым Мильтиад умер в тюрьме, в оковах, не соответствуют действительности. Государственных должников начали заключать в тюрьму не ранее 400 г. до н.э. См. по этому сюжету: Ruschenbusch Ε. Die Quellen zur älteren griechischen Geschichte: Ein Überblick über den Stand der Quellenforschung unter besonderer Berücksichtigung der Belange des Rechtshistorikers // Symposion 1971: Vorträge zur griechischen und hellenistischen Rechtsgeschichte. Köln, 1975. S. 73-74.

[642] Нельзя, конечно, исключать, что прах Мильтиада был перенесен на Марафон позже или что ему был там воздвигнут кенотаф. Но эти варианты представляются менее вероятными.

[643] О роли Филаидов и Алкмеонидов в возведении "Расписной Стои" см.: Суриков И.Е. Из истории греческой аристократии... С. 209.

[644] О близости Полигнота к Кимону см.: Kebric R.B. The Paintings in the Cnidian Lesche at Delphi and their Historical Context. Leiden, 1983. P. 33 — 36. Распускали даже слухи, будто бы Полигнот находился в интимных отношениях с сестрой Кимона Эльпиникой (Plut. Cim. 4).

[645] О близости молодого Фидия к Кимону см.: Mattusch С. The Eponymous Heroes: The Idea of Sculptural Groups // AAAD. P. 74 f.

[646] Gauer W. Das Athenerschatzhaus und die marathonischen Akrothinia in Delphi // Forschungen und Funde. Innsbruck, 1980. S. 129-130.

[647] Павсаний (I. 18. 3) сообщает еще об одной статуе Мильтиада, стоявшей в Афинах, причем на очень почетном месте — близ древнего Пританея.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.