Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Черты рынка




Функции рынка

Тема 5. Многообразие рынков

Рынок — совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касаю­щихся купли-продажи товаров и услуг. К условиям возникновения рынка относятся: обществен­ное разделение труда; экономическая обособленность произ­водителей; самостоятельность производителя.

Основными признаками рынка является следующие:

—нерегулируемое предложение — производитель сам ре­шает, что, как, сколько и для кого производить;

—нерегулируемый спрос — потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать;

—нерегулируемая цена — цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения.

Рынок выполняет много разнообразных функций, среди которых главными считаются следующие

Наименование функции Ее сущность
Посредниче­ская Соединение производителей товаров и их потре­бителей
Ценообразо­вания Установление равновесной цены на тот или иной вид товара — цены, при которой спрос на товар равен предложению товара
Информаци­онная Предоставление информации о размерах того или иного производства и удовлетворении по­требительского спроса на конкретные товары
Регулирую­щая «Перетекание» капиталов из менее выгодных отраслей производства с пониженными ценами в более прибыльные отрасли с повышенными ценами
Санирующая (оздорови­тельная) «Освобождение» экономики от неэффективной хозяйственной деятельности: банкротство не­рентабельных предприятий и процветание об­щественно полезных производств

Рыночный механизм несовершенен и имеет как преиму­щества, так и недостатки.

Позитивные Негативные
• Способствует эффективно­му распределению ресур­сов, направляя их в те от­расли, где они в данный момент более всего необ­ходимы, т. е. объективно формирует структуру производства • Стимулирует научно-тех­нический прогресс и тем самым способствует ресур­сосбережению в обществе • Направляет всю экономи­ческую деятельность на удовлетворение потребнос­тей человека и общества, т.е. создает материальную заинтересованность произ­водить то, в чем есть по­требность • Не гарантирует решение таких социально-экономических проб­лем, как безработица, инфля­ция, защита окружающей сре­ды, обеспечение экономичес­кой безопасности, развитие фундаментальной науки • Распределяет продукты по ре­зультатам конкуренции, что приводит к социальному нера­венству • Порождает тенденцию к моно­полизации производства, по­скольку задача защиты от кон­курентов приводит к сговорам и слияниям; научно-техниче­ский прогресс вызывает необ­ходимость концентрации и на­копления капитала
• Стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятель­ности, опираясь на прин­ципы саморегуляции и со­поставляя экономические интересы • Не решает проблему внешних издержек (эффектов), т. е. из­держек, не отраженных в ценах рынка, которые ложатся на плечи общества • Не может решить все регио­нальные проблемы, которые связаны, прежде всего, с нерав­номерностью распределения природных, инвестиционных и человеческих ресурсов • Способствует циклическому развитию, в основе которого ле­жит необходимость обновле­ния капитала

В современной экономике существует не один рынок, а це­лая система рынков.

Система рынков.

Основа классификации Виды рынков
Действующее законода­тельство • Легальный (законный) • Нелегальный (теневой)
Товары и услуги • Потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы и т. д.) и услуг • Средств производства • Рабочей силы • Инвестиций, т. е. долгосрочных вложений • Иностранных валют • Ценных бумаг (фондовые биржи) • Научно-технических разработок и инноваций • Информации
Пространст­венный при­знак • Мировой Региональный • Национальный • Местный
Тип конку­ренции • Чистой (свободной) конкуренции • Несовершенной конкуренции: чистой монопо­лии; монополистической конкуренции; олигопо­лии

Плотность некоторых из этих рынков сегодня весьма вы­сока. Особенно это касается тех рынков, на которых продает­ся технологически совершенная продукция.

Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства

— Конкурентная среда: свободное ценообразование; мно­гообразие форм собственности; отсутствие монополизации рынка; действие законов, охраняющих права частной собст­венности.

— Наличие резервов роста экономики (свободные капи­талы, запас трудовых и природных ресурсов).

— Обеспечение подвижности ресурсов.

— Функционирование инфраструктуры рынка, органи­зующей движение товарных и денежных потоков и обеспе­чивающей участников рынка необходимой информацией.

Основными параметрами, регулирующими поведение участников рынка, являются спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь.

Спрос отражает готовность покупателя приобретать товары и услуги по тем или иным ценам в определенных ко­личествах за определенный промежуток времени. Спрос, та­ким образом, есть отношение между ценой товара и его коли­чеством, которое покупатели хотят и могут купить.

Готовность приобретать означает две вещи: желание и воз­можность. Величина спроса отражает то количество това­ра, которое было бы куплено по некоторой цене за опреде­ленный период времени при данном характере спроса, т. е. неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Изменение спроса отражается изменением положения кривой спроса D, ее сдвигами (см. рис. 1). Каждая данная кри­вая спроса строится для неизменных неценовых факторов спроса. Тогда сдвиг спроса происходит под воздействием из­менения одного или нескольких факторов спроса

 

 

Количество товара

Рис. 1. Изменение спроса

Qi Q2 Q Количество товара

Рис. 2. Изменение величины спроса

Изменение величины спроса есть движение вдоль кривой спроса D при неизменности факторов спроса (см. рис. 2). Взаимосвязь между изменением спроса и величины спроса проявляется в следующем: когда спрос увеличивается, повы­шаются объемы спроса при всех ценах, и наоборот.

Цена — денежное выражение стоимости товаров и услуг.

Цена спроса — максимальная цена, по которой потре­бители готовы купить некоторое количество товара за оп­ределенный период времени.

Закон спроса утверждает, что существует обратная взаимосвязь между ценой и величиной спроса. При неизмен­ном доходе человек будет приобретать больше данного про­дукта по низкой цене, чем по высокой.

В основе закона спроса лежит принцип убывающей пре­дельной полезности. При росте потребления данного продук­та его предельная полезность убывает, а, следовательно, люди будут покупать дополнительные единицы такого продукта лишь при условии, что его цена снижается.

Закон спроса можно также объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода состоит в том, что при измене­нии цены данного товара изменяется и реальное количество этого товара, которое потребитель способен приобрести на ту же величину дохода. С другой стороны, эффект замещения оз­начает, что изменение цены данного товара изменяет и от­носительную структуру цен.

Неценовые факторы спроса: цены на сопряженные това­ры; потребительские предпочтения; число покупателей; ожи­дания изменения цены; доход.

Предложение отражает готовность продавца продать товары или услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени. Пред­ложение, таким образом, есть отношение между ценой товара и его количеством, которое продавцы хотят и могут продать.

Величина предложения отражает то количество това­ра, которое может быть продано по некоторой цене за оп­ределенный период времени при данном характере предло­жения, т. е. неизменности прочих факторов, влияющих на предложение.

Изменение предложения отражается изменением положе­ния кривой предложения S, т. е. ее перемещением на плоскости (см. рис. 3). Каждая данная кривая предложения S строит­ся для неизменных факторов предложения. Тогда изменение предложения происходит под воздействием изменения одного или нескольких факторов.

Изменение величины предложения есть движение вдоль одной и той же кривой предложения S при неизменности фак­торов спроса (см. рис. 4).

Взаимосвязь между изменением предложения и величи­ны предложения проявляется в следующем: когда предложе­ние увеличивается, повышаются объемы предложения при всех ценах, и наоборот.

Цена предложения — минимальная цена, по которой продавцы готовы продать некоторое количество данного товара за определенный период времени.

Закон предложения утверждает, что существует прямая взаимосвязь между ценой и величиной предложения.

Неценовые факторы предложения: цены на ресурсы; на­логи и дотации; цены на другие товары; технология производ­ства; число продавцов на рынке; ожидания изменения цен.

Спрос и предложение товаров имеют различную степень чувствительности к изменению определяющих их факторов. Мерой такого иаменения служит эластичность спроса и элас­тичность предложения. Эластичность спроса по цене показы­вает, какое процентное изменение спроса последует за однопроцентным увеличением цены товара:

где Е — коэффициент ценовой эластичности спроса; Qx — первоначальное значение спроса; Q2 — измененное значение спроса; Рг — первоначальный уровень цены; Р2 — изменен­ный уровень цены.

0 Qi Q2 Q

Количество товара

Рис. 3. Изменение предложения

 

О Qi Q2 <

Количество товара

Рис. 4. Изменение величины предложения

Эластичность спроса по цене характеризует степень зависимости объема покупаемого товара от колебания ры­ночных цен. Можно выделить три варианта этой зависимости:

1) снижение цены вызывает такое увеличение объема по­купаемого товара, что общая выручка производителя возрас­тает — эластичный спрос (Е > 1);

2) снижение цены в точности компенсируется соответст­вующим объемом покупки так, что общая выручка продавца остается неизменной — единично эластичный спрос (Е — 1);

3) снижение цены обусловливает незначительный рост объема покупаемых товаров так, что общая выручка падает — неэластичный спрос (1 < Е < 1).

Высокая эластичность спроса означает, что покупатели чрезвычайно чувствительны к любому изменению цены, и на­оборот, когда на рынке продается товар неэластичного спроса, то покупатели отличаются крайне низкой чувствительностью к колебаниям цены и всегда готовы покупать этот товар даже при значительном росте цены на него. Эластичность спроса за­висит от следующих факторов: наличия товаров-замените­лей; объема предложения товара; необходимости покупки; времени покупки.

Знание эластичности спроса по цене имеет важное значе­ние для предпринимателя, ведь если спрос на товар эласти­чен, производителю выгодно понижение цены, так как в этом случае его выручка будет возрастать, и наоборот.

Степень изменения объема предложения в зависимости от увеличения цены характеризует эластичность предложения. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения:

QQ p

где Е — коэффициент эластичности предложения; Qx — пер­воначальная величина предложения; Q2 — измененная вели­чина предложения; Рг — первоначальный уровень цены; Р2 — измененный уровень цены.

Эластичность предложения в долгосрочном периоде повы­шается, что вызвано приспособлением производителей к бо­лее высокой цене и воздействием научно-технического про­гресса.

Еще одним элементом рыночного саморегулирования яв­ляется конкуренция.

Конкуренция (позднелат. — concurentia, от concurrere — сталкиваться, состязаться) — соперничество между участни­ками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.

Черты конкуренции

Позитивные Негативные
• Ограничивает возможность воз­никновения монополий (от гр. mono — один, poleo — продаю), ко­торые контролируя основную часть производства или сбыта определен­ного товара, могут взвинчивать цены, снижать качество и т. д. • Создает возможность выбора для потребителя • Заставляет экономику гибко реаги­ровать на изменение обстановки • Способствует внедрению техниче­ских достижений в производство, улучшению качества продукции • Постоянное разорение многих товаропроизводи­телей • Отвлечение неоправдан­но больших средств на рекламу • Использование нечест­ных методов борьбы: — подкуп работников; — шантаж; — промышленный шпио­наж и др.

Конкуренция может существовать только при определен­ном состоянии рынка и быть свободной или монополистиче­ской.

Свободная (чистая) конкуренция — такой тип струк­туры рынка, при котором цена устанавливается в резуль­тате уравновешивания кривых спроса и предложения.

Монополистическая конкуренция — такой тип струк­туры рынка, где есть большое число продавцов, предлагаю­щих схожие, но не идентичные товары.

Виды рынков (исходя из типов конкуренции)

Рынок Его характеристика
Чистой (свобод­ной) конкуренции Существует множество мелких фирм, пред­лагающих на рынке однородную продук­цию. Нет ограничений на доступ той или другой фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары (услуги), ресурсы, о затра­тах и т. д. Нет ограничений на вступление новых фирм в отрасль, вход и выход из отрасли свободен. Продавец не может осуществить контроль над ценами, конкурентная фирма не может установить рыночную цену
Чистой монополии Отрасль, состоящая из одной фирмы. Эта фирма является единственным продавцом данной продукции, который уникален. Мо­нополист диктует цену. Фирма осущест­вляет контроль над ценой, так как аккуму­лирует все предложения. Для вступления других фирм в отрасль су­ществуют значительные барьеры
Монополистической конкуренции Большое количество мелких фирм предла­гает разнородную продукцию. Ограниченный контроль над рыночными ценами. Вход и выход с рынка свободен. Каждая фирма стремится сделать свой то­вар уникальным. Но товары взаимозаме­няемы. Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой кон­куренции
Олигополии (от гр. oligos — не­сколько, poleo — продаю) Существование на рынке малого числа крупных фирм (от 2 до 5), которые конт­ролируют его основную часть. Продукция может быть как однородной, так и разнородной. Вступление новых фирм в отрасль затруд­нено. Взаимозависимость фирм в принятии ре­шения о ценах на свою продукцию

Современное состояние рынка экономисты называют «не­совершенной конкуренцией», подразумевая под этим терми­ном монополистическую конкуренцию и олигополию.

Одним из условий, необходимых для бесперебойной рабо­ты рынка, является инфраструктура (от лат. infra — под + структура) рынка — совокупность рыночных институтов, обслуживающих рыночное хозяйство.

Функции инфраструктуры рынка: организация заклю­чения контрактов на поставку продукции; продвижение то­варных потоков по отраслям и регионам; регулирование сбы­та продукции; обслуживание потребителей.

Важнейшим качеством рыночной инфраструктуры явля­ется способность улавливать сигналы, идущие от потребите­лей и их спроса, и адекватно на них реагировать.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.