Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3 2 страница




Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что тема сущности человека, его природы, происхождения и предназначения, места в мире, смысла человеческой жизни – одна из основных проблем философской мысли. Антропологическая проблема существует со времен античности. Именно тогда человек был провозглашен мерой всех вещей (Протагор). Традиционно она изучается философской антропология–учение о человеке и фундаментальных основах его бытия. Философская антропология развивается в тесном единстве с другими областями знания, изучающими человека в его многообразных аспектах и проявлениях. Вопрос о человеке принадлежит к разряду вечных философских проблем. Проблема эта вечная и вечно новая, поскольку постоянно изменяются условия жизни человека и сам человек. Особенно остро философское осмысление проблемы человека встает в переломные кризисные периоды жизни человеческого общества. Традиционно всякое антропологическое исследование начинается с вопроса: «Что такое человек»? Для многих мыслителей этот вопрос равнозначен прояснению смысла понятий «природа человека» и «сущность человека». Следует иметь в виду, что проблема природы человека может осмысливаться в двух аспектах: она может трактоваться как некая совокупность стойких и неизменных черт, свойств, присущих человеку во все времена его бытия; а также через установление организации человека (его состава) как многомерного существа. Существуют три стратегии осмысления организации и состава человека: одномерная, представленная биологизаторской и социологизаторской версиями интерпретации природы человека (человек как биологическое или социальное существо); двумерная (дуалистическая), в которой человек трактуется как биосоциальное единство; триалистическая – в ее рамках человек представлен как сложное взаимодействие трех начал – биологического, социального и духовного. В последней стратегии речь идет не только о биологически-наследственном и социально-приобретенном. В природе человека специально выделяется духовная составляющая, которая позволяет понимать человека как био-социо-культурно-экзистенциальное существо. Духовное начало в человеке, как элемент его природы, является обозначением внутреннего субъективного мира человека, его ценностно-смыслового содержания. Если обобщить дискуссии вокруг проблемы, то можно выделить два основных подхода: первый, атрибутивный (доминировал в классической философии) – признает наличие в человеке вневременной, изначально заданной сущности (некоего фундаментального свойства – разума, деятельности и т.д.); второй – экзистенциалистский – обосновывает идею, что «существование человека предшествует его сущности» (Сартр). Экзистенциалисты убеждены, что изначально человек ничего из себя не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, реализуя свой проект бытия. Человек – это совокупность собственных поступков. Основоположники современной философской антропологии (М. Шелер, Г. Плесснер) попытались найти «золотую середину» между этими двумя крайностями и предложили свою формулировку, представляющуюся наиболее приемлемой. Они рассматривали человека как неспециализированное существо, крайне скудно наделенное от природы инстинктами, т.е. человек биологически не занимает строго фиксированного положения в бытии.

Сущность человека – в его незавершенности, открытости миру, свободе, способности к трансцендированию – преодолению себя и своей ситуации в мире. Человек, в отличие от других существ, как бы «приговорен» к постоянному самосозиданию, самотворчеству и самореализации, к безостановочному экзистенциальному поиску. Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человече­ского рода. Индивид — это всегда один из многих, он безличен. Понятие "индивид" и «личность» являются противоположными по объему и по со­держанию. Понятие индивид не фиксирует отдельных свойств чел., его биологические и социальные качества. Говоря «человеческий индивид», имеют в виду лишь ро­довую общность людей и единичного представителя чел. рода. Путем персонификации инди­вида отдельного человека логически мы приходим к индивидуальному представителю чел. рода. Предельно персонифицированный индивид есть личность. Это понятие включает в себя как общие и особенные признаки, так и единичные и уни­кальные свойства человека. Личность – это человек с ярко выраженными социальными признаками и соц. индиви­дуальностью, это активный, целеориентированный субъект отношений и созидательной деятельности. Л. — это всегда конкретный человек, носитель сознания. Л. ориентиру­ется в обществе на его ценности и выполняет общественно-полезную деятепьность и не­сет ответственность перед обществом за свои поступки. Одной из черт, присущих лично­сти является наличие самоуважения и достоинства. Основными способами выражения достоинства Л. является совесть, долг и честь. Индивидуальность личности выражает совокупность признаков, которые определяют неповторимость и своеобразие в процессе ее жизнедеятельности, развития, поведения, мышления, в стиле и образе жизни, особенностях поведения. Она раскрывает своеобразие сочетания свойств, способностей и возможностей личности. Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном простран­стве. Поэтому личность - итог, синтез и взаимодействие разнообразных факторов. Лич­ность выступает носителем и выразителем всего общественно-социального. Она тем зна­чительнее, чем в большей степени аккумулирует социально-культурный опыт человека и вносит свой вклад в его развитие. Типологическое определение личности основано на идее, что ее формирование – закономерный процесс усвоения элементов окружающей природной и социальной среды. Основные социальные типы личности: социально-классовые, социально-профессиональные, национально-этнические. Интенсивный интерес к проблеме человека в современной философской литературе обусловлен потребностями конкретного индивида решать жизненные проблемы повседневного существования. Катастрофическое разрушение природной среды, интенсивное ее заражение ядерными отходами, оскудение ландшафта, распространение новейших пандемий, - все это ставит человека в предельно критическую ситуацию, порождает ощущение незащищенности, гибели всего человечества. К философскому размышлению о человеке в еще большей степени побуждают мировоззренческие и социальные проблемы. Современная биология, этнография, психология, культурология, история и другие науки накопили множество разноречивых сведений, требующих обобщения, философского анализа "Для более глубокого проникновения в проблему человека, - отмечал на конгрессе К.Ф. Вессель, - философия должна активнее осваивать новые достижения специальных наук... Одной из важнейших задач современности, стоящей перед философами, является интенсивная разработка проблем бытия и становления человека на основе результатов, полученных специальными науками".Таким образом, мы по-прежнему далеки от разрешения загадки человека, как и века назад проблема человека остается основным вопросом философии, но сегодня ясно, что разрешать ее нужно объединив усилия конкретных наук, искусства, различных философских концепций

Тема сущности человека, его природы, происхождения и предназначения, места в мире, смысла человеческой жизни – одна из основных проблем философской мысли. изучается философской антропологией – учение о человеке и фундаментальных основах его бытия. Проблема эта вечная и вечно новая, поскольку постоянно изменяются условия жизни человека и сам человек. Антропосоциогенез - процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи и его социальное становление. Концепции антропосоциогенеза: Наиболее ранние подходы связаны с различными мифологическими концепциями чудесного рождения человека из земли, воды, воздуха или космоса. На смену мифологическому мировоззрению приходит религиозное, в рамках которого была основана к реационистская (от лат. сreatio – творение) модель происхождения мира и человека - создание человека Богом. Человек создан по образу и подобию Бога. Человек, единственный, кто обладает бессмертной душой и свободной волей. В соответствии с эволюционной теорией считается, что 5-8 млн лет назад возникли первые гуманоидные существа, ставшие промежуточным звеном между обезьяной и человеком. В 19 в. получила распространение трудовая теория Энгельса которая дополняет эволюционную теорию: труд, начинающийся с изготовления орудий труда, создал человека. И деалистическая -Гегель. В предке чел-ка “дремал”мировой разум, а затем проснулся. Обнаружение мир.разума в чел-ке выразилось в становлении сознания, прямой походке и развитии правой руки. Игровая концепция (Человек играющий Хейзинга)- человеку, чтобы обосноваться в социальном обществе, необходимо постичь его законы и принципы, часто это наблюдается при игре. Игра – основа происхождения религии, искусства, права, философии, форма творческой деятельности человека. Она порождает культуру. Согласно психосоматической модели (Фрейд), возникновение культуры и человека обусловлено появлением культа, фундаментальные основания которого – тотем и табу. Семиотическая модель рассматривает культуру как особую знаково-символическую реальность, сердцевиной которой явл. язык. Человек становится субъектом той или иной культуры, лишь овладев ее языком. Язык определяет границы, свойства действительности и самого человека. Язык – творец культуры и человека. Космогенетичекая концепция - на землю были занесены люди инопланетными цивилизациями. Природа человека биосоциальна. Человека можно включить сразу в 2 мира - в мир общества и в мир органической природы. Биологическую природу человека определяет совокупность видовых признаков, которые обеспечивают основные жизненные процессы: саморегуляцию, адаптацию, продолжение рода. Биологически обусловлена продолжительность детства, зрелого возраста и старости человека; усваивание пищи, осваивание языка в раннем возрасте, появление вторичных половых признаков и т.п. Биологически каждый из когда-либо живших или живущих ныне человеческих индивидов является уникальным, единственным, ибо неповторим набор генов, получаемых им от родителей. Социальное в человеке – орудийно-производственная деятельность, язык, мышление, обществ. и политич. деятельность. Человек и общество неразрывны: только в обществе, в рамках конкретных социальных образований, он реализуется как человек. Сознание и мышление человека возникают как общественный продукт и, следовательно, оказываются вторичными по отношению к его общественному бытию. Выделившись из природы, человек перестает быть просто биологическим существом, он становится существом социальным и в известном смысле выключается из природы, противопоставляет себя ей. Это выражается, в частности, в завершении естественной эволюции человека как биологического вида. Эволюция человека – это процесс не просто освоения природы, но прежде всего усвоение и воспроизведение индивидом общественно-исторического опыта человека, развитие его материальной и духовной культуры. Двойственность человека, его принадлежность одновременно и к миру природы, и к миру общества осознавалась, очевидно, уже на самых ранних этапах человеческой истории в понятиях «тело» и «дух».

 

Сознания-универсальное свойство, присущее только человеку. Сознание выделяет человека из остального мира, т.к. обладая телом и потребляя вещество природы, человек не попадает в фатальную от них зависимость, а самостоятельно строит свое поведение, Три главные измерения сознания 1)выступает, как свойство высокоорганизованной материи, 2) как продукт эволюции мира 3)как идеальный план и программа действия отдельных людей или человеческих сообществ. Сознание – это свойственная человеку способность идеального отображения действительности, на основе которого осуществляется контроль поведения. Философия исследует общую природу сознания, и существуют разные подходы. Идеалистический подход-мистифицирует сознание, поскольку рассматривает его в качестве продукта души, превращая сознание в нечто таинственное и недоступное рациональному, с научных позиций исследованию. Материализм исходит из того, что оно есть функция мозга, рассматривает сознание как отражение материи, отражение внешнего мира. Сознание-продукт развития материального мира. Сознание, как и материя, это реальность. ЭЛЕМЕНТЫ СОЗНАНИЯ. Сознание - это в первую очередь совокупность знаний о мире. И оно тесно связано с познанием. Внимание, способность сознания концентрироваться на определенных видах деятельности, держать их в своем фокусе. Память, способность сознания накапливать информацию, хранить, воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в деятельности. Сознание неотделимо от выражения отношения к объектам познания в виде эмоций. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства, также настроения и аффекты. Существенный компонент сознания - воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие. Функции сознания-его свойства, которые делают сознание инструментом познания. Коренная функция - получение знания о природе, обществе и человеке. Отражательная функция сознания, является самой общей и всеохватывающей его функцией. Сознание присуще лишь человеку. Творческая функция сознания - активное воздействие на окружающую человека действительность, изменение, преобразование этой действительности. Творческое сознание является моментом перехода от отражения к практике. Функция оценки явлений действительности, которая базируется на отражении. Но оценка является формой отношения человека к действительности. Св-ва сознания: 1) самопостижимость. С – единств. феномен, кот сам себя проявляет и постигает; 2) интенциональность – смысловая активность и избирательность; 3) свобода – С. носит творческий характер; 4) идеальность – С. идеально, т.е. не вещественно, не обладает физико-химическими процессами; 5) несубстан-циональность – не может существовать вне человека. Современная наука подтверждает мысль о многослойности и полиструктурности сознания. Происходит взаимодействие различных его элементов. Бессознательное становится осознанным и, наоборот, невостребованная в данный момент информация оседает в подсознании. В сфере бессознательного действуют различные образования: инстинкты самосохранения, агрессии, попечительства, подчинения; всевозможные стереотипы, комплексы, установки и т.п. В этой сфере хранится накопленная информация и извлекается отсюда по мере надобности. Важнейшую функцию выполняет сверхсознание: оно участвует в решении творческих задач, позволяет выдвигать проблемы, формулировать гипотезы и намечать цели деятельности. Именно на уровне сверхсознания возникают новые идеи, генерируются новые ценности и нормы. Сознание постоянно эволюционирует и возникает необходимость контроля над его деятельностью. Эту функцию выполняет самосознание.

Предметы, замещающие другие предметы и несущие информацию о них, являются знаками. Развитыми знаковыми системами выступают разговорные языки. Представленное в знаках содержание есть их значение. В качестве знака может использоваться любой предмет, явление или процесс. Музыкальные ноты, например, указывают на звучание инструмента. Наряду с естественными разговорными языками существуют различные искусственные языки: научные термины, азбука Морзе и т.д. Достоинство естественных языков состоит в том, что они способны выражать различные чувства, оказывать внушающее воздействие. Искусственные языки могут сжимать информацию. В языке (Я) с особой отчетливостью обнаруживает себя общественная природа С. Я. так же древен, как и С. Они представляют собой органическое единство, не исключающее, однако, и противоречий между ними. Сущность Я. обнаруживает себя в его функциях. Прежде всего, Я. выступает как средство общения, передачи мыслей, выполняет коммуникативную функцию. В роли материальной, чувственной оболочки мысли и выступает слово. Наконец, Я. выполняет роль инструмента, накопления знаний, развития сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли приобретают материальное бытие и благодаря этому могут стать и становятся достоянием других людей. Сознание — это способность мышления анализировать само себя. Умением думать о том, как именно он думает, обладает лишь человек. Сознание не дано от рождения, а вырабатывается у ребёнка при обще­нии с окружающими людьми через воспитание и обучение. Следовательно, сознание — не природный, не био­логический, а социальный, общественно-исторический продукт. Наличие сознания у человека (и только у человека!) оказывает сильное влияние на его мышление, то есть на сам процесс реализации логических опе­раций. Мышление, которое осознаёт себя, становится способным к целенаправленному развитию и со­вершенствованию, становится тем, что мы называем интеллектом человека. Интеллект содержит в себе две составляющие; природную, данную, как говорится, от Бога, и приобретённую через приоб­щение индивида к цивилизационной культуре. Существует и более строгое определение интеллекта: это понятие, вы­ражающее способность человека быстро принимать правильные решения в условиях дефицита или избытка информации. В нём выделяются три ключе­вых аспекта: быстрота мышления; его правильность по отношению к цели; умение действовать (анализировать) в некомфортных ситуациях, когда избы­ток информации или её недостаток одинаково затрудняют поиск верного ре­шения или его вариантов. Развитие информационных технологий породило серьезную проблему искусственного интеллекта, «думающих» машин.

Уже сейчас машины используются для хранения, переработки и предъявления информации. Они осуществляют высокоскоростные математические операции и переводы текста. Функциональные возможности информационной техники постоянно возрастают. Она работает на основе созданных для них специальных языков. Такая техника не самостоятельна: она включается в диалоговые системы «человек-машина», где человек выступает активной стороной решения тех или иных задач, а машина оказывается своеобразным придатком к человеческому интеллекту, играя вспомогательную служебную роль. Техника увеличивает интеллектуальные возможности человека, но не заменяет его.

Характеризуя особенности систем искусственного интеллекта, специалисты указывают на: 1) наличие в них собственной внутренней модели внешнего мира; эта модель обеспечивает индивидуальность, относительную самостоятельность системы в оценке ситуации; 2) способность пополнения имеющихся знаний; 3) способность к дедуктивному выводу, т.е. к генерации информации, которая в явном виде не содержится в системе; 4) способность к диалоговому взаимодействию с человеком; 5) способность к адаптации. Можно выделить две основные линии работ по искусственному интеллекту (ИИ). Первая связана с совершенствованием самих машин, с повышением "интеллектуальности" искусственных систем. Вторая связана с задачей оптимизации совместной работы "искусственного интеллекта" и собственно интеллектуальных возможностей человека.

В чем смысл жизни человека? Экзистенциальный опыт личности отражает ее пребывание в пограничных ситуациях и описывается с помощью ряда экзистенциальных феноменов, акцентирующих человека в его уникальных свойствах, где основными для самоопределения человека выступают вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии, свободе. Экзистенциализм – философия существования, учение об уникальности человеческого бытия Проблемы Э.: существование индивидуума, его конечность; прекращение существования, или смерть, переживание этих способов существования и вечный страх перед смертью.

концепции личности: 1) личность как функциональная хар-ка чел. 2) личность как его сущностная хар-ка. 1ая концепция опирается на понятие соц. роли чел., не позволяет раскрыть внутр. мир чел., фиксируя только его внешнее поведение, кот не всегда отражает сущность чел. Личность – чел. с ярко выраженными соц. признаками и соц. индивидуальностью, активный субъект отношений и созидательной деятельности.Вопрос смысла жизни. Три подхода к решению этой проблемы: 1) Изначально присущий жизни в ее глубинных основания; 2) За пределами жизни; 3) Создается самим субъектом - нет однажды заданного смысла. Радость, надежда, любовь, совесть, мужество, добро, верность в дружбе, уважение к старшим, способность бороться с собственными недостатками и пороками – все эти духовные ценности наполняют нашу жизнь смыслом, выступая в совокупности. Отдельно взятые, они могут исказить смысл жизни. Проблема смысла жизни в философии, как правило, связана с темой о природе и сущности человека. Напр., сторонники натурализаторской версии являются преимущественно последователями гедонизма (смысл — наслаждение) и эвдемонизма (смысл — счастье). В рамках религиозного персонализма истина и цель человеческого существования соотнесены с потусторонним бытием, где земная история является лишь преддверием настоящей жизни в вечности. Социологизаторские концепции зачастую также подчиняют настоящую жизнь будущему совершенному состоянию человечества (марксизм). С рационалистической фил. содержательно связаны идеалы ригоризма, возводящего в ранг безусловного закона принцип долженствования, долг.Статус смерти. Сам факт наличия смерти как бы дискредитирует все попытки абсолютизировать жизнь. Перед лицом глобальной неизбежности и случайности смерти жизнь как бы теряет всякий смысл. Спектр многообразных человеческих стремлений в каждом отдельном случае заканчивается обинаково: можно преуспеть больше или меньше, жить ради себя или других, в конечном итоге смерть уравнивает всех. Чел — это единственное существо, «знающее о смерти». человечество едва ли способно на действительную абсолютизацию смерти. Напротив, классической философии свойственна абсолютизация жизни. В натурализме, ориентированном на жизнь «здесь и сейчас», смерти нет, т. к. пока мы есть, то ее нет, а когда она есть, то нет уже нас (Эпикур), а бессмертие возможно как продолжение себя в детях. В экзистенциализме смерть расценивается не только трагический уход, обрыв, хаос, тьма, не так, как расценивает религия, как приближение к жизни вечной, а как координату, которая помогает определить ценность жизни. Смерть открывает нам ценность жизни. Феномен свободы — еще одна сущностная экзистенциальная проекция человеческого бытия. Можно выделить следующие историко-культурные образы свободы: Фатализм (Восток, античность) чел растворен в космосе, осн законом функционирования которого является судьба. Свобода воли (способность выбора м/у добром и злом)как концепт средневековой философии, сопряженный с догматами о человеке как «образе и подобии» и о его грехопадении Свобода как познанная необходимость (Новое время, просвещение), которая связана с идеей человека, верящего, что «знание — сила», и познание природных законов позволит властвовать над природой. Свобода здесь сопряжена с идеей долга как универсального нравственного закона Экзистенциальная свобода как свобода выбора (своего Я и своего мира), предполагающая одновременно отрицание расхожих истин («свобода от») и проектирование собственной позиции («свобода для»). Свобода уравновешивается ответственностью за сделанный выбор. Уникальность каждой отдельной личности базируется на свободном выборе жизненного пути, симпатий и антипатий, решений и поступков

Социальная реальность есть то, что можно увидеть, понять, изучить. Социальную реальность рассматривают как две группы социальных фактов: социальные структуры и социальные институты, акцентируя внимание на природе их взаимодействия. Дюркгейм считал, что социальные факты отличаются специфическими свойствами, их составляют образцы мыслей, действий и чувствований, способные существовать вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой человек вынужден их присваивать. При этом он выделяет факты морфологические, составляющие "материальный субстрат" общества, и духовные, нематериальные факты – "коллективные представления", составляющие в совокупности коллективные или общие сознания. Многочисленные концепции природы и сущности социальной реальности рассматриваются в рамках двух научных течений: реализма и номинализма. Представители первого направления уверены, что общество в целом и отдельные социальные институты выступают как самостоятельная реальность, не сводимая к взаимодействию отдельных индивидов. Представители второго направления считают, что самостоятельной социальной реальности нет ни у общества, ни у социальных институтов. Они утверждают, что таковой реальностью обладают лишь отдельные индивиды. Итак, социальная реальность создается в процессе социальных взаимодействий субъектов, является результатом их сознания и жизнедеятельности в определенном ограниченном территориальном и временном (историческом) пространстве. Она может фиксироваться и в поведении людей, и в характере их ценностных ориентаций, и в формах организации жизни, и в ролевом поведении. Социальная реальность обладает и субъективными (оценочными) и объективными, материализованными показателями. Обобщенным показателем социальной реальности является культура: система ценностей, социальных норм жизни, образцы поведения, язык, характер коммуникаций, традиции и обычаи, материальная культура и т.д. Структура общества. Современная социальная философия исходит из понимания общества как сложноорганизованного системного объекта, используя при этом общенаучную методологию анализа подобных объектов. Первым и наиболее простым признаком системного объекта является его качественная определенность, выделенность относительно «среды своего существования», способность быть автономным самотождественным явлением, отличным от других явлений мира. Вторым необходимым признаком системы считается гетерогенность ее строения. Это означает, что система есть объект, выделенный относительно среды своего существования и, в то же время, состоящий из некоторого множества автономных, также выделенных друг относительно друга частей. Причем необходимым условием собственно системного единства является взаимосвязь и взаимоопосредованность частей между собой, а также между частями и целым. В составе сложнейшей общественной системы особое место занимает социальная структура. Социальная структура – это совокупность социальных групп, классов, слоев, каст и т.п., различающихся их положением и ролью в общественной жизни. Каждый человек имеет соответствующий статус, т.е. определенное место в обществе, поскольку относится к той или иной социальной группе. В социальной философии есть классовая и стратификационная теории социальной структуры. Классовый подход был предложен Марксом. Причина возникновения классов -разделение труда и возникновение частной собственности. В самом широком смысле, классы, -любые социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном положении и борющиеся между собой. В более узком смысле – это социальные группы, которые различаются по их отношению к средствам производства. Под социальной стратификацией понимается наличие образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства прав и обязанностей, привилегий и престижа. где бы ни возникала социальная среда, она всегда оказывается определенным образом организованной (есть лидеры, исполнители и т.д.). Центральным понятием стратификационной теории является понятие «страта». Страта включает в себя множество людей с каким-то общим статусным признаком своего положения, чувствующих себя связанными друг с другом этой общностью. Критерием выделения страты могут служить различные по характеру признаки – материально-производственные, социально-демографические, культурные, политические и др.

Изначально возникшее у древних римлян, понятие «культура» использовалось ими для обозначения процессов обработки земли. Однако со временем его начинают применять для обозначения совершенствования, «возделывания» самой человеческой природы, души человека, а также ко всему, что связано с результатами и способами человеческой деятельности. К. определяет меру власти человека над личной, внутренней природой, а также общества – над внешней природой. Она есть показатель уровня каждого отдельного человека, и определяется богатством социально-человеческих качеств, уровнем развития природных данных. Вне человеческой деятельности к. не существует. Но при этом сама деятельность становится источником к. тогда, когда продукт этой деятельности приобретает значение не только для того, кто его создаёт, но и для всех. К. есть специфический человеческий способ жизнедеятельности, который осуществляется в разных сферах социальной активности человека, в его творчески интеллектуальном преобразовании природы, общества и самого себя. Именно поэтому мы говорим о к. труда, общества, человека, быта, средств общения, о к. моральной, политической, национальной и т.д. Чтобы выявить культурное начало в разных формах деятельности, к. как своеобразный её продукт должна быть закреплена в соответствующих культурных ценностях, социальных правилах, нормах, идеалах, законах и т.д. Иначе говоря, результаты культурной деятельности человека должны быть объективированы в форме соответствующих знаний умений, навыков в разных знаково-символических системах естественных и искусственных языков, в разнообразных формах общественного знания. Благодаря этой особенности к. возможна социализация человека, включённость каждого в культурное творчество общества. Изменение целей, усложнение человеческой деятельности обязательно вызывают изменение к. В свою очередь к. оказывает существенное влияние на характер и содержание всех форм человеческой деятельности, ибо к., как и всякое общественное явление, приобретает относительную самостоятельность и, значит, специфические законы функционирования и развития. Культура глубоко укоренена в основных социальных видах деятельности, факторах, процессах, благодаря которым только и возможно существование, обновление, развитие человека, общества. Поэтому можно дать такое её определение. К. – это исторически обусловленная совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умения их использовать для прогресса человечества, передавать из поколения в поколение. Концепция игрового генезиса культуры-источник возникновения и развития к. считают способности человека в освоении мира через игровые формы. Любая человеческая деятельность у истоков связана с игровой формой, поэтому и формирование к. возникает в процессе игровой формы познания и освоения мира. Символическая концепция Кассирера. Происхождение к. выводится из изменений, произошедших в биологической природе человека Чел-к стал подражать тем животным, которые были более приспособлены к условиям существования. Это позволило ему выбрать систему ориентиров, дополнивших его инстинкты. Символы становятся третьей системой, соединившей систему рецепторов и эффекторов, характерных для живого организма. На этапе становления первобытного общества многие символы наделялись особой, реальной силой. В символах человек закреплял и социальные стандарты поведения (табу, обряды). Теория «осевой культуры» Ясперса. Ясперс выделяет особый период, который называет «осевым временем» (сер. I тыс. до н.э.). В этот период происходит духовный переворот, который привёл к появлению философских знаний и мировых религий; во-вторых, в к. стало очевидно наличие двух направлений – восточного и западного, – и противоречия между ними. В «осевую» эпоху произошло разделение на западную и восточную к.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.