Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3 5 страница




Естествознание – система наук о природе, наряду с науками об обществе и о самом познании (мышлении). Предмет естествознания - материя в ее различных видах, уровнях организации и формах движения. Каждая основная отрасль естествознания подразделяется на ряд научных дисциплин. Так, по характеру объектов биология - на ботанику и зоологию и т. п. Естествознание имеет 4 основных цели: – Раскрытие сущности явлений природы, познание их законов на основе многообразных эмпирических фактов, которые есть «воздух ученого». - Предвидение на этой основе новых явлений и процессов. – Использование на практике познанных законов природы - прежде всего в технике. – Разработка форм, методов и принципов есте­ственнонаучного познания (методологическая рефлексия). Главной целью естествознания провозглашалось построение абсолютно истинной картины мира, познание объективных законов природы. Специфика научного знания – это рассмотрение явлений природного и человеческого мира как особых предметов, подчиняющихся объективным законам. Две установки характерны для классического естествознания: ценность объективного и предметного знания (самоценность объективной истины) и ценность новизны, постоянного приращения объективного знания о мире (как результат исследования). Естествознанию в период его становления нужно было освободиться от канонов теологии и умозрительной философии, обосновать свою специфику по сравнению с ними. Требовалось показать, что познание мира вправе опираться на наблюдения, эксперименты и математику, а не на авторитет Библии или древних философов. Специфическими чертами естествознания, отличающими его от теологии и философии, являются: - эмпирическая обоснованность, возможность опытной проверки понятий и теорий, их подтверждения или опровержения фактами; - ориентация на практически полезные, в конечном счете, знания, позволяющие прогнозировать ход событий, управлять природными процессами с целью удовлетворения человеческих потребностей;- стремление к объективности, к отделению объекта от субъекта познания, к выражению действительного соотношения вещей, независимого от человеческого сознания; - выявление каузальных связей в мире вместо телеологических отношений; - полная открытость научных знаний для критики. Предметы социально-гуманитарного познания требуют от исследователя вчуствования, вживания, отождествления себя с ними. Они могут представлять собой тексты, памятники, произведения, орудия, жесты, соц. институты. Исследователь истолковывает их как проявления жизни, души, духа. Предметы естествознания представляются как объекты, противоположные субъекту. Исследователь не отождествляет себя с ними, подходит к ним не изнутри, а извне, анализирует при помощи экспериментальных средств.

В научном исследовании уже само обнаружение объекта, свойства которого подлежат дальнейшему изучению, составляет весьма трудоемкую задачу. Чтобы зафиксировать объект, ученый должен знать методы такой фиксации. Поэтому в науке изучение объектов, выявление их свойств и связей всегда сопровождается осознанием метода, посредством которого исследуется объект. Объекты всегда даны человеку в системе определенных приемов и методов его деятельности. Но эти приемы в науке уже не очевидны, не являются многократно повторяемыми в повседневной практике приемами. И чем дальше наука отходит от привычных вещей повседневного опыта, углубляясь в исследование "необычных" объектов, тем яснее и отчетливее проявляется необходимость в создании и разработке особых методов, в системе которых наука может изучать объекты. Наряду со знаниями об объектах наука формирует знания о методах.

К методологическим принципам естественнонаучного познания относятся: принцип подтверждаемости (принцип верификации); принцип фальсифицируемости (опровергаемости); принцип наблюдаемости; принцип простоты (направлен против произвольного размножения гипотетических сущностей); принцип соответствия (сформулирован Н. Бором, позволяет получать квантовые формулы, опираясь на представления классической физики; принцип инвариантности (симметрии); принцип системности (согласованности); принцип дополнительности (предложен Н. Бором при интерпретации квантовой механики: для полного описания квантово-механических объектов нужны два взаимоисключающих («дополнительных») класса понятий - классической и неклассической механики).

На сегодняшний день сложились десятки подходов к пониманию сущности концепта «цивилизация». 1 -цивилизация - этап развития человеческого общества, следующий за варварством и дикостью и обозначающий собственно социальную форму бытия человека. (Морган и Энгельс). 2 -понятие «цивилизации» связано с выделением уровня, специфики и этапов развития отдельных регионов мира или суперэтносов. Цивилизация - особый социальный организм, характеризующийся спецификой взаимодействия с природой, особенностями социальных связей и культурных традиций (Тойнби). 3 -связан с жестким противопоставлением понятий культура и цивилизация(Шпенглер Бердяев). Ими показано, что прогресс в технике и технологии не только не приводит к моральному прогрессу, но связан с моральным регрессом. Степин выделяет два типа цивилизационного развития – традиционный и техногенный. Исторически первый-традиционный тип развития. В 15-17в. в Зап.Европе сложился новый техногенный тип, важен постоянный поиск и применение новых технологий. Для традиционных обществ характерны замедленные темпы социальных изменений. Существенные черты техногенной цивилизации: 1, это особое понимание человека как активного существа, находящегося в деятельном отношении к миру. Деятельность направлена на преобразование внешнего мира, природы. 2, сама природа понимается как закономерно устроенный механизм, познав законы которого, можно использовать их в своих целях. 3 утверждается в качестве идеала автономной личности. 4 особое понимание власти над природными и социальными обстоятельствами. Еще одной значимой чертой является резкое повышение социокультурного статуса временного фактора.

Концепция постиндустриального общества разработана Беллом: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный. В доиндустриальном обществе ведущую роль играет сельское хозяйство, а главными институтами являются церковь и армия; в индустриальном обществе ведущая роль принадлежит промышленности, а главные институты — корпорации и фирмы; в постиндустриальном обществе ведущая роль принадлежит знаниям, а университет является местом его производства и сосредоточения, главным социальным институтом.

Глобальные проблемы сегодня стали реалиями повседневной жизни и угрожают самому факту существования человеческого рода. Одной из наиболее перспективных концепций современного обществоведения является теория постиндустриального или информационного общества (Тоффлер). Основные отличия: центральная роль теоретического знания и расширение сектора услуг по отношению к «производящему хозяйству». Сложнее обстоит дело с осмыслением роли теоретического знания и информации в структуре общественного производства. Знание предстает в двух формах: во-первых, овеществленного в орудиях и средствах производства, в технологическом процессе, становящемся все более наукоемким, и, во-вторых, в форме «живого» знания т.е. навыки, опыт, профессиональные умения людей. В постиндустриальном обществе произошел сдвиг эпохального значения: между наукой и производством установились совершенно новые отношения, они фактически поменялись местами. Раньше развитие науки определялось требованиями практики. Теперь же наука во все большей степени определяет производство. Основой современного социума является интеллектуальная технология, его главными ресурсами – знания и информация. Наряду с увеличением роли информации и знания происходит возрастание значения человека как носителя и творца этих знаний. Происходит перераспределение расходов на материальное производство в пользу науки, образования, социального обеспечения, здравоохранения и рекреации. Но, грядущее общество не сможет оставаться техноцентричным оно должно стать экологобезопасным, духовно ориентированным, устремленным к гармонии человека и мира. Современный человек не менее, чем в новых технологиях, нуждается в воскрешении таких традиционных добродетелей как долг, вина, жертвенность, творчество. Требуется новая духовная реформация, которая в первую очередь произойдет в ареале восточнослав. культуры. Наша задача – отказаться от имитационного пути исторического движения, концепции «догоняющего» развития и предложить принципиально новую модель социокультурного развития.

Футурология1) в широком смысле – совокупность представлений о будущем человечества; 2) в узком – область научных знаний относительно перспектив социальных процессов. Наше время динамично и противоречиво. Это пора социальных катаклизмов и назревающих природных катастроф. Прогнознаучное предвидение. Прогнозирование: 1) разработка вероятностного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем; 2) специальное исследование перспектив развития какого-либо явления с количественными оценками и указанием более или менее определенных сроков изменений этого явления. Кроме этого существуют: ненаучное предвидение, которое основывается на фантастических, искусственно сконструированных взаимосвязях. Накоплено немало способов предсказания будущего. Современные прогнозисты используют такие приемы, как «инерционный анализ», связанный с экстраполяцией наличных устойчивых тенденций на обозримое будущее. Используется прием «трендового анализа», т.е. построение на базе фиксированных тенденций наиболее устойчивой, всеобъемлющей тенденции (тренда). На этой основе строится «сценарный подход», перебираются варианты будущего. Проводится «экспериментальный мониторинг», т.е. процедуры отслеживания динамики происходящих изменений. Активные попытки исследовать перспективы развития цив-и предприняты в последние десятки лет –с возникновением реальной опасности глобальной катастрофы. Появившаяся не так давно теория хаоса, синергетика – новое междисциплинарное направление научных исследований, в рамках которого изучаются процессы спонтанного перехода от хаоса к порядку и обратно, показывает, что сложные, многокомпонентные системы в процессе эволюции часто приходят в состояние нестабильности, хаоса, и их последующее развитие практически непредсказуемо: оно может пойти по одному из многих, заранее не определяемому сценарию. Неустойчивость может привести к социальному взрыву, революции или глобальному конфликту. Прогноз. варианты будущего включают как экологическую катастрофу, так и утопическое будущее (проект идеального общества). Сценарии будущего: Оптимистические будет создана межпланетная Федерация, исповедующая принципы терпимости, невмешательства. Пессимистические Ядерная катастрофа,неизбежности краха полит., экон. и культ. системы зап. стран, делается на основании анализа экол, демогр, культ, религ, экон. и полит. факторов. Постчеловек. -гипотетический образ будущего человека, который потерял привычный чел. облик в результате внедрения передовых технологий: информатика, биотехнологии, медицина. Трансгуманизм – философское движение, в основе которого лежит предположение, что чел. не является последним звеном эволюции, а значит, может совершенствоваться до бесконечности. Возникновение искусственного интеллекта. -или буден создан людьми, или самозародится. Сверхразум. любой разум, значительно превосходящий лучшие умы человечества. Манипуляция сознанием – это программирование поведения, влияние на психику с целью формирования мнений, идеологии, побуждений и действий. Глобализацию обычно рассматривают как качественно новую стадию интернационализации экономической жизни планеты, выражающуюся в усилении взаимозависимости национальных экономик. Всерьез стали говорить после развал СССР, формирование бесполюсного мира. Глобализация как естественный, стихийно-спонтанный процесс. взаимосвязанность мира, земной шар стал обозримым и «маленьким». (едина еда, одежда). Глобализация как рукотворная реальность. это не только объективное следствие техноэкономического развития, но и политическое явление. (реализация интереса США,Зап.Евр, Япон, «7», МВФ, ВТО). Глобальный мир, о котором так много сегодня говорят, не «формируются» исключительно сам собой, стихийно, спонтанно, а создается силой Его перспективы и возможные результаты неочевидны. Обсуждается большое множество сценариев глобал. «Сценарии» глобализации представляют собой по существу проекции людских опасений и надежд на будущее. В дискуссиях о вариантах процесса глобализации преобладает мнение о неотвратимости этого процесса и пессимизм в оценке его последствий, связанный, вероятно, с перспективой разложения наций. Оптимизм - решения эколог, экон, энерг проблем. Население менее развитых стран опасается того, что глобализация происходит в интересах сильнейших государств и ведет к однополярному миру, углублению разрыва между более и менее развитыми странами, к вестернизации и американизации. Население более развитых стран опасается варваризации, снижения достигнутого уровня и качества жизни..

Постмодернизм представляет собой относительно недавнее явление: возраст четверть в. Наиболее ярко выразив себя в искусстве, существует как направление в философии. Постмодернизм предстает как особое духовное состояние, как образ жизни и культура и даже как некая эпоха. Первые признаки постмодернизма-в к. 50‑х в итал. арх-е и амер. лит-е. Затем проявляются в остальных обл. культуры. Отчетливо заявил о себе в 70‑е, связывают его с книгой «Пределы роста» Римского клуба. В 80‑е постмодернизм распространяется по всему миру, благодаря СМИ он становится интеллектуальной модой. Сторонники постмодернизма полагают, что постмодернизм представляет собой особое духовное состояние, которое может возникнуть и возникало в различные эпохи. Другие определяют постмодернизм как особую эпоху, которая началась вместе с возникновением постиндустр. цивил. В XX в. -две мир. войны. эконом кризис, эколог. кризис, обесценил великую идею покорения природы. угроза ядерной катастрофы. Результатом осмысления этих событий и стал постмодернизм. В самом общем виде он выражает утрату веры в человека и гуманизм, разум и прогресс, прежние идеалы и ценности.

В соц. сфере постмодернизм соответствует обществу потребления и масс‑медиа. Постмодерный человек отказывается от самоограничения и тем более аскетизма. Он склонен жить одним днем, не задумываясь завтрашнем и будущем. Главный стимул-профессиональный и финансовый успех. Ради этого постмодерный человек готов поступиться любыми принципами. В культ. сфере господствующее положение занимает массовая культура, а в ней – мода и реклама. Даже научные теории, чтобы привлечь к себе внимание и получить признание, сначала должны стать модными. Их ценность зависит от внешней эффектности и привлекательности. Важную черту постмодерна составляет театрализация. Практически все существенные события принимают форму яркого и эффектного спектакля или шоу. Политика превращается в шумное зрелище, становится местом эмоциональной разрядки. Отмеченные черты проявляются и в дух. культуре – религии, науке, искусстве и философии. Философия постмодернизма противопоставляет себя прежде всего Гегелю, видя в нем высшую точку рационализма и логоцентризма. В этом смысле ее можно определить как антигегельянство. Гегелевская философия, как известно, покоится на таких категориях, как бытие, единое, целое, универсальное, абсолютное, истина, разум и т. д. Постмодернистская философия подвергает все это резкой критике. Непосредственными предшественниками постмодернистской философии являются Ф. Ницше и М. Хайдеггер. Первый из них отверг системный способ мышления Гегеля, противопоставив ему мышление в форме небольших фрагментов, афоризмов. Он выступил с идеей радикальной переоценки ценностей и отказа от фундаментальных понятий классической философии. Ницше нарисовал конкретный образ постмодернистской философии, назвав ее «утренней» или «дополуденной». Она ему виделась как философствование или духовное состояние человека, выздоравливающего после тяжелой болезни. Хайдеггер продолжил линию Ницше, сосредоточив свое внимание на критике разума. Разум, по его мнению, став инструментальным и прагматическим, выродился в рассудок, «исчисляющее мышление», высшей формой и воплощением которого стала техника. Последняя не оставляет места для гуманизма. На горизонте гуманизма, Хайдеггер, неизменно появляется варварство, в котором «множатся вызванные техникой пустыни». Эти и другие идеи Ницше и Хайдеггера находят дальнейшее развитие у философов‑постмодернистов. основные черты и особенности постмодернистской философии В методологическом плане постмодернистская философия опирается на принципы плюрализма и релятивизма. Согласно этим принципам в реальной действительности постулируется «множественность порядков», между которыми невозможно установление какой-либо иерархии. В соответствии с принципом плюрализма мир распадается на множество фрагментов, между которыми отсутствуют устойчивые связи. Постмодернизм весьма скептически относится к понятию истины, пересматривает прежнее понимание знания и познания. Постмодернистская философия выражает разочарование в рационализме. Постмодернизм представляет собой переходное состояние и переходную эпоху. Что же касается положительного вклада, то в этом плане он выглядит довольно скромно. Тем не менее некоторые его черты и особенности, видимо, сохранятся в культуре нового столетия.

Одной из самых ключевых категорий диалектики является категория «закон». В самом общем виде закон можно определить как связь (отношение) между явлениями, процессами, которая является: а) объективной, так как выражает реальные отношения вещей; б) существенной, конкретно-всеобщей; в) необходимой, т.к. действует и осуществляется с «железной необходимостью» в соответствующих условиях; г) внутренней, так как отражает самые глубинные связи и зависимости; д) повторяющейся, устойчивой. Закон есть выражение некоторого постоянства определенного процесса, регулярности его протекания, одинаковости его действия в сходных условиях. Любой закон не есть нечто неизменное, а представляет собой конкретно-исторический феномен. С изменением соответствующих условий, с развитием практики и познания одни законы сходят со сцены, другие вновь появляются, меняются формы действия законов, способы их использования. Открытие и формулирование закона – важнейшая, но не последняя задача науки, которая еще должна показать, как открытый ею закон прокладывает себе путь. Для этого надо с помощью закона, опираясь на него, объяснить все явления данной предметной области (даже те, которые кажутся ему противоречащими), вывести их все из соответствующего закона через целый ряд посредствующих звеньев. Следует иметь в виду, что каждый конкретный закон практически никогда не проявляется в «чистом виде», а всегда во взаимосвязи с другими законами разных уровней и порядков. Каждый закон имеет границы своего действия, определенную сферу своего осуществления. На основе законов осуществляется не только объяснение явлений, но и предсказание, предвидение новых явлений, событий, процессов и т. п. К основным законам материалистической диалектики традиционно относят: • закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Согласно ему, изменения, происходящие с явлением, рано или поздно нарушают его меру (т. е. определенное единство качества и количества) и вызывают переход явления в новое качественное состояние; • закон единства и взаимодействия противоположностей, утверждающий, что основным источником развития явлений служат их внутренние противоречия. Здесь следует добавить, что в связи с достижениями синергетики этот закон нуждается в некоторой корректировке: у сложных самоорганизующихся систем источником развития выступают, прежде всего, согласованные, кооперативные взаимодействия между элементами системы, а не противоречия между ними;• закон отрицания отрицания, говорящий о том, что любое развитие есть, с одной стороны, движение явлений вперед, к новым качествам, а с другой - повторение на новой основе отдельных свойств прежних качеств (обычно эти черты развития характеризуются терминами «преемственность», «возврат якобы к старому», «развитие по спирали» и т. п.). Детерминизм – общее учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности. Признание необходимой связи между причиной и следствием не исключает объективного существования случайностей.

Современный детерминизм включает в себя два противоположных, объективно существующих типа взаимообусловленных явлений: Первый тип – причинная детерминация. Сущность принципа причинности заключается в нахождении таких связей и взаимодействующих факторов, которые обусловливают возникновение и развитие данного предмета, детерминируют в конечном итоге все другие его свойства, связи и отношения, его своеобразие. В самой общей форме принцип причинности методологически ориентирует познающего субъекта на восхождение познания по тем или иным причинно-следственным цепям, анализ их пересечений и взаимодействий. Второй тип – отношения между взаимосвязанными явлениями, которые не имеют непосредственно причинного характера, ибо здесь отсутствует момент порождения одного события другим.


Категория – наиболее общее и фундаментальное понятие, выражающее существенные свойства и явления действительности и познания.

Категории «часть» и «целое» выражают отношение между некоторой совокупностью предметов и отдельными предме­тами, образующими эту совокупность. Категории части и целого определяются посредством друг друга: часть – это эле­мент некоторого целого, целое – то, что состоит из частей.

Единичное признак конкретного предмета, отличный от всех предметов, входящих в некоторый фиксированный класс. Общее признак, сходный с признаком, по крайней мере, вне одного предмета данного класса. Всеобщее признак, сходный с признаками всех предметов класса. Особенное любойневсеобщий признак. Сущность это внутреннее содержание предмета, выра­жающееся в устойчивом единстве многообразных свойств его бытия.

Теоретическое постижение сущности предмета связано с раскрытием законов его функционирования и развития. Явление внешняя форма существования и обнаружения предмета. Явления более динамичны, изменчивы, богаче сущности, обнаруживают не только внутреннее содержание предмета, но и различные случайные отношения. Абстрактное и конкретное. Метод научного исследования, состоящий в движении теоретической мысли ко все более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета, называется методом восхождения от абстрактного к конкретному. Под абстрактным понимается «бедное», одностороннее знание, а под конкретным полное и содержательное. Такое понимание абстрактного и конкретного восходит к Гегелю. Но есть и иная трактовка этих категорий, приписываемая Локку. Согласно этой трактовке конкретными являются реально сущ-щие в действительности объекты («человек», «птица», «дом»). Понятия, элементы, кот. представляют некоторые идеальные образования, явл. абстрактными («число», «геометрическая фигура»). Необходимость и случайность. Случайность (С) - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними для данного явления причинами. Подобная связь носит неустойчивый характер. С. может быть внешней (идет человек – банан- падение); внутренней (вытекает из самой природы объекта). Необходимость – закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения, существования и развития.

Логическое и историческое философско-методологические категории, посредством которых характеризуется отно­шение между исторически развивающейся объективной действительностью и ее воспроизведением в научном по­знании. Научное познание при этом исходит из историчес­кого развития предмета и стремится осмыслить эту исто­ричность, ориентируясь на единство исторического и логи­ческого.

Причиной несовпадения исторического и логического является то, что далеко не все явления входят в число необходи­мых условий его воспроизводства и развития, устраняясь объективным ходом исторического прогресса.


 

Наука — сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация знаний о действительности.

Основные задачи науки — описание, объяснение и предсказание явлений действительности на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, технические, общественные и гуманитарные науки.

Научные дисциплины по их направленности, по их отношению к практике принято подразделять на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки занимаются познанием закономерных отношений между явлениями действительности. Непосредственной целью прикладных исследований является применение результатов фундаментальных наук для решения технических, производственных, социальных задач.

Под словом «наука» подразумевают: 1) деятельность по получению новых знаний, 2) знания, полученные посредством научно-исследовательской деятельности, 3) социальный институт, занятый выработкой знаний.

1) Если в повседневной жизни знания служат средством для достижения практических целей, то для науки именно получение знаний является целью. Для научной деятельности характерны: выработка и использование методов научного исследования, использование специального оснащения (приборы, инструменты, лаборатории и т. п.), усвоение и переработка обширной информации (библиотеки, базы данных и т. п.).

2) Совокупность научных знаний характеризуется понятийной формой их выражения, их эмпирической и теоретической обоснованностью, их доступностью для критики, их ориентацией на истинность и объективность, их тенденцией к системной связности и непротиворечивости.

3) Наука в качестве социального института характеризуется функционированием научных обществ, учреждений, научных периодических изданий, проведением научных конференций, дискуссий, связями науки с другими социальными институтами.


 

До определенного момента наука (как познание закономерностей природы и общества) развивалась медленно и не оказывала существенного влияния на жизнь общества. Роль науки стала быстро возрастать начиная с научной революции XVI–XVII вв., т. е. с возникновения естествознания. Становление естествознания происходило совместно с развитием капиталистического способа хозяйствования. Капитализм рационализирует производство, а новая наука дает знания, позволяющие рационально управлять материальными и человеческими факторами производства. Наука перестала быть частным делом, побуждаемым лишь любознательностью. Дальнейшему усилению роли науки поспособствовали промышленный переворот. и научно-техническая революц. Эти исторические процессы привели к превращению науки в непосредственную производительную силу. Современное производство не может существовать и развиваться без науки, а наука, с другой стороны, нуждается в производстве для реализации познаний и создания технических средств для научных исследований. Научные знания и разработки, используемые в материальном производстве, стали специфическим товаром. Потребности материального производства являются двигателем прогресса науки.

Благодаря научно-техническому прогрессу, механизации и автоматизации производства изменяется характер человеческого труда. Все менее человек используется как физическая сила и все более он выступает как разумная. Человек освобождается от непосредственного участия в производстве. Снижается доля людей, занятых в материальном производстве, и растет доля занятых в сфере науки. Соответственно расширяется и сфера образования. Все большее влияние на жизнь общества оказывают социальные науки. Ученые осуществляют мониторинг происходящих социальных процессов, выявляют тенденции, делают прогнозы, намечают перспективы, дают им экспертные оценки. Под влиянием результатов научных исследований предпринимались попытки радикального, революционного преобразования общества. Особенно ощутимое воздействие на все человечество оказала в XX в. марксистская теория. Наука почти безраздельно правит в сфере образования, в которой в предшествующие эпохи доминировали мифологические и религиозные представления. Люди с детства осваивают научное видение мира и своего места в нем. Научная картина мира оказывает значительное влияние на мировоззрение человека, а значит и на его образ мышления и поведения.

Так, отношение человека к миру, к другим существам и к себе самому зависит от того, считает ли он, что Земля — величавый и незыблемый центр мира, созданного Богом, как утверждает библейская религия, или же Земля ничтожно малая, постоянно двигающаяся точка в бесконечном мире, как утверждает наука. Считает ли человек, что он творение Бога, намеренно созданное по Его образу и подобию, или человек — продукт естественной и никем не управляемой, стихийной эволюции живой природы. Считает ли человек, что всякая власть — от Бога, и все Им предопределено, и ни один волос не упадет с головы, не будь на то Его воля, или же он считает себя свободным, автономным существом, а все общественные установления, движения, власти считает результатами действия человеческих воль.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.