Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Народные боги




Только со второй половины XII в. можно говорить о глубоком воздействии христианства на формирование культуры и общественной психологии обитателей Рязанской земли. Но это преимущественно «городская вера»: только в городах, в том числе и в Рязани, воздвигаются каменные храмы; на Старорязанском городище найдено множество каменных и металлических крестиков, образков-подвесок, а также энколпионы — кресты-складни для хранения мощей почитаемого святого.

Христианизация Муромской и Рязанской земель с конца XI в. поначалу встретила упорное сопротивление, чем и объясняется нелестная характеристика киевским монахом-летописцем «звериных обычаев» вятичей, якобы живших, как звери в лесу, и евших все нечистое: «И браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними... И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в неболь-{119}шой сосуд и ставили на столбах при дорогах». Судя по убийству киевского миссионера Кукши и изгнанию из Мурома епископа Василия, в приокских землях, как в Верхнем Поволжье и в Новгороде, прокатились, языческие восстания. Их могли возглавлять волхвы-колдуны, которые претендовали на обладание сверхъестественными силами и даром пророчества. Через полтора столетия после официального обращения Руси христианские нормы поведения еще нередко вызывали непонимание и страх в крестьянских общинах: их традиционный образ жизни оказался под угрозой гибели.

Но вспышки враждебности к новому религиозному устройству были единичны и непродолжительны. Даже на окраинах Руси для всех слоев населения новая культура обладала большой притягательной силой. Искренне впитывая евангельское учение с его проповедью духовного возрождения, люди поддавались великолепию церковной службы. И если рассматривать картину прошлого объемно, в ее внутренней логике, мы легко заметим, что в массовом народном сознании христианство не столько вытеснило, сколько вобрало в себя мощный слой фольклорных языческих верований, магические навыки, связанные с насущными потребностями человека Древней Руси. Этот рядовой человек был слишком далек от богословских тонкостей, от сложных православных догматов, доступных лишь образованному клиру. Отринув «высшую» мифологию — основных богов языческого пантеона, он стал относиться к христианским святым, как к своим «домашним» «полуязыческим» божествам-хранителям. В мире бытового христианства возникают чудесные видения рая, близкие мечтам о земле обетованной.

Наибольшей популярностью на Руси пользовались святые, которые «служили» людям, помогали верующим в их повседневных делах. Если, по мнению богословов, «иконы бесценные» призваны выявлять высшие духовные сущности, то в народе к ним относились с житейско-практической точки зрения. Известны случаи, когда в надежде на исцеление больного ребенка его поливали водой с икон — чисто магический обряд. Дохристианские черты сохраняла Богородица-заступница, заменившая языческие женские божества — мать-землю, рожениц. Многое заимствовала икона и от русского сказочного фольклора. {120}




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.