Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логофобия - СМ. Логоневроз




Л

ЛЕВОРУКОСТЬ — предпочтительное использование левой руки для осуществления моторных актов. В нек-рых случаях Л. обусловлена по­вреждением или заболеванием правой руки, влекущим за собой невоз­можность пользования ею (вынужденная Л.). Чаще Л. носит врожденный характер и обусловлена унаследованной спецификой функционирования ЦНС. Кроме явной Л., часто встречается скрытая Л. Человек с такой Л. приучен с детства пользоваться правой рукой, но при непривычных дей­ствиях или в состоянии аффекта пользуется левой (см. Амбидекстрия).

В обыденном сознании Л. часто воспринимается как отклонение от нормы, требующее обязательного устранения. Однако леворукие (левши) в полной мере способны к любым моторным актам, в том числе и отно­сящимся к тонкой моторике (письмо, рисование и т. п.). Левша нор­мально проходит все стадии физич. и психич. развития и становится аб­солютно полноценной личностью. Переучивание левши не может изме­нить особенностей его ЦНС. Оно приводит лишь к тому, что ребенок с равным успехом начинает пользоваться обеими руками, т. е. Л. не устра­няется, а приобретает скрытую форму. Существует мнение, что переучи­вание левшей нецелесообразно и даже вредно. Известны факты, когда принуждение левшей, наказания за их «недостаток» приводили к психич. травмам и неврозам, а также к речевым нарушениям, в частности к за­иканию.

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА — отрасль педагогики, разрабатывающая средства и методы исправления физич. и психич. дефектов. Термин упо­требляется главным образом в немецкоязычной лит-ре, в совр. отече­ственных пед. науках практически не используется. Предмет Л. п. и сфе­ра ее применения являются объектом дискуссий. По мнению нек-рых авторов, Л. п. охватывает почти весь круг проблем, разрабатываемых в отечественной дефектологии. Другие считают, что Л. п. должна зани­маться вопросами обучения и воспитания лишь нек-рых групп аномаль­ных детей. Проблемы Л. п. в отечественной науке разрабатываются в русле дефектологии.

ЛИТТЛЯ БОЛЕЗНЬ, спастическая диплегия — одна из форм ДЦП. Выражается в параличе конечностей (преимущественно — ног), вызванном нарушением иннервации вследствие поражения опреде­ленных участков головного мозга при родовых травмах, асфиксии ново­рожденных и т. п. Нередко сочетается с речевыми нарушениями (преиму­щественно — дизартрией, реже — моторной алалией). Около 30% детей с Л. б. имеют нарушения в интеллектуальной сфере (главным образом лег­кая дебильность). В качестве вторичного нарушения нередко возникает ЗПР, к-рая при своевременно начатой и правильной коррекцией] ю-вос-питательной работе компенсируется к началу школьного возраста.

ЛОГОНЕВРОЗ (от греч. logos — слово, речь и neuron — нерв) — не­вротическое заболевание с преимущественным поражением речевой фун­кции. Проявляется в виде мутизма или заикания. Возникает в результате психич. травмы, содержание к-рой отражается в картине заболевания. С течением времени смягчается. Характеризуется общеневротич. проявле­ниями (снижение самооценки, рост тревожности, подавленное настро­ение, вегетативные расстройства), а также невротич. поражением речи, в частности в виде логофобии (страха речи). При этом мучительное пред­чувствие неполноценности своего высказывания блокирует механизм звукопроизнесения. Лечение проводится преимущественно методами психотерапии.

ЛОГОПАТИЯ (от греч. logos — слово, речь и pathos — страдание, бо­лезнь) — термин, к-рый в дефектологии служит для общего обозначения различных видов речевой недостаточности при нормальном слухе.

ЛОГОПЕДИЯ (от греч. logos — слово, речь и paideia — воспитание, обучение) — пед. наука, отрасль дефектологии, изучающая аномалии развития речи при нормальном слухе. Л. исследует природу, механизмы и проявления речевых нарушений, разрабатывает научные основы их предупреждения и преодоления средствами спец. обучения и воспитания.

Первые попытки коррекции речевых нарушений описаны в трудах по сурдопедагогике в XVII в. (дефекты речи при сохранном слухе тогда не выделялись в особую проблему). Как самостоятельная научная отрасль Л. оформилась во второй половине XIX в. До 30-х гг. XX в. в Л. преоблада­ло упрощенное представление о речевых нарушениях как дефектах ре-чедвигательной мускулатуры; рассмотрение недостатков речи велось главным образом в русле разработки симптоматич. приемов преодоления двигательных трудностей артикулирования. Эти вопросы, наряду с про­блемой коррекции дыхательной системы, составляли основное содержа­ние Л. Практич. коррекционные мероприятия имели преимущественно мед. направленность.

С расширением и углублением научных представлений о природе ре­чевой деятельности коренным образом изменилось направление Л. — на первый план стало выдвигаться пед. содержание. Совр. Л., опираясь на общие принципы дефектологии, а также взаимодействуя с др. науками (психологией, физиологией, языкознанием), рассматривает речь как си­стемное многофункциональное образование, влияющее на психич. раз­витие.

Недостатки речи различны по своей природе и проявлениям, по сте­пени выраженности и влияния на психич. состояние и развитие. Одни из них (напр., косноязычие) касаются произносительной стороны, другие проявляются не только в дефектах произношения, но и в нарушениях чтения и письма (дислексия, дисграфия), захватывают и лексико-грамма-тич. сторону речи (напр., алалия, афазия). Наряду с нарушениями языко­вых средств существуют также отклонения в формировании речевого по­ведения, приводящие к заиканию.

При логопедич. исследовании, помимо произносительных дефектов, устанавливается уровень лексико-грамматич. развития, овладения звуко­вым составом слова, письменной речью. Исследуется состояние рецеп-торной деятельности, познавательных процессов. Нарушения речи пре­одолеваются пед. методами; спец. обучение и коррекционно-воспита-

тельные мероприятия по мере необходимости согласуются с мед. реко­мендациями.

Исследования речевой патологии способствуют расширению пред­ставлений в области общей психологии и педагогики речи.

Логопедич. помощь детям с нарушениями речи оказывается в спец. (коррекционных) образовательных учреждениях соответствующего про­филя и массовых школах, дошкольных учреждениях, дет. поликлиниках и стационарах.

ЛОГОТЕРАПИЯ (от греч. logos — слово, значение, смысл и therapeia — забота, уход, лечение) — 1) термин, предложенный В. В. Ко­валевым для обозначения широкого спектра лечебных воздействий по­средством слова. Т. е. в данном смысле использовано одно, достаточно узкое значение греч. понятия logos — «слово»; Л., таким образом, означа­ет «лечение словом», в противовес медикаментозному и хирургическому лечению. Фактически в такой трактовке Л. выступает синонимом психо­терапии. В совр. лит-ре предпочтение отдается именно термину «психо­терапия»; понятие «Л.» в указанном смысле широкого применения не имеет; 2) общепсихологич. учение и основанный на нем метод психоте­рапии, разработан В. Франклом. Ьодоз в данном случае трактуется как «смысл». Согласно Франклу, стержневым образованием личности являет­ся смысл жизни, т. е. индивидуальная совокупность обобщенных цен­ностных ориентации. Несформированность или утрата этого смысла, по Франклу, влечет за собой разнообразные нервные и психич. расстрой­ства. Психотерапия, таким образом, призвана гармонизировать ценност­но-смысловую сферу личности. Данная концепция получила известность в России в середине 80-х гг. Практическое же ее применение до насто­ящего времени довольно ограничено; 3) совокупность психотерапевти­ческих методов и приемов, направленных на преодоление речевых нару­шений. Отечественными логопедами и психиатрами установлено, что в ряде случаев нарушение речи, в частности заикание, обусловлено пси­хич. травмами, т. е. имеет невротическую природу. Поэтому специфичес­ких логопедич. упражнений оказывается недостаточно для полного устранения подобных нарушений; часто необходимы меры психотерапев-тич. воздействия. В отечественной лит-ре для характеристики этой сфе­ры (пограничной для логопедии и психотерапии) иногда употребляется понятие «Л.».

В силу того, что данный термин неоднозначен, для соблюдения науч. корректности при его употреблении в каждом конкретном случае жела­тельно прокомментировать, какой именно смысл в него вкладывается.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.