Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Указатель терминов 2 страница




В России первые спец. учреждения для глухих были открыты в нача­ле XIX в. На рубеже XIX—XX вв. сложилась собственная пед. система обучения детей с недостатками слуха: использование устной речи сочета­лось с обучением ручной азбуке (дактилологии) и письму. Обучение де­тей с недостатками слуха (как и аномальных детей др. категорий) вклю­чено в общегосударственную систему образования. Разработана система обучения языку по принципу формирования речевого общения, при к-рой речь формируется в ее основной функции потребность в общении возникает и развивается в связи с широким использованием различных видов педагогически организованной деятельности). В качестве вспомо­гательного средства (для активизации речевого общения) эффективна дактильная речь в сочетании с устной и письменной. При обучении по этой системе происходит практич. овладение языком с последующим изучением языковых явлений и закономерностей. С начала 70-х гг. ве­дутся исследования, связанные с проблемой развития остаточного слуха. На основании пед. классификации, разработанной с учетом оценки ро­ли слухового анализатора в развитии ребенка (Р. М. Боскис), структур­но-организационно оформлено дифференцированное обучение детей с нарушением слуха.

СУРДОТЕХНИКА (от лат. surdus — глухой) — технические средства для коррекции и компенсации дефектов слуха и обусловленных этими дефектами нарушений речи. Термином «С.» определяется также отрасль приборостроения, разрабатывающая сурдотехнич. средства. Благодаря С. удается полнее использовать сенсорные возможности человека при пол­ной или частичной глухоте и тем самым повысить эффективность воспитания и обучения детей с недостатками слуха, расширить круг про­фессий, доступных для лиц с нарушенным слухом, облегчить их труд и быт, упростить возможность общения между собой и со слышащими. Действие сурдотехнич. аппаратуры основывается на преобразовании речевой и другой звуковой информации в сигналы, воспринимаемые остаточным слухом, зрением или осязанием.

ТАХИЛАЛИЯ (от греч. tachys — быстрый и lalia— речь) — наруше­ние речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа при сохране­нии фонетического оформления, лексики и грамматич. строя речи. Т. следует отличать от баттаршма, при к-ром нарушаются и др. названные компоненты речи. Устраняется во время спец. логопедич. занятий.

ТЕСТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ (англ. test — испытание, проба) -стандартизированные задания, используемые для измерения и оценки индивидуально-психологич. особенностей личности. В дефектологич. практике подобные задания использовались езде в первой половине XIX в. Ж. Эскиролем и Э. Сегеном с целью выявления степени умственной отсталости. Впервые английское слово «тест» применительно к задачам такого рода употребил Дж. Кеттел в 1890 г. Родоначальником использо­вания Т. п. при отборе умственно отсталых детей считается А. Бине, раз­работавший в 1904 г. набор соответствующих заданий (модифицирован­ный тест Бине по сей день остается одной из наиболее распространен­ных методик диагностики интеллекта).

Т. п. представляют собой набор заданий, по результатам выполнения к-рых вычисляется количественная оценка той или иной индивидуально-психологич. характеристики (в частности, коэффициент интеллекта). Ка­чественная сторона решения (стратегия мыслительной деятельности и

т. п.), как правило, с помощью Т. п. не выявляется. Результаты тестиро­вания зависят от ряда факторов, и в первую очередь — от усвоенного опыта, знаний и умений. Поэтому на их основании можно сделать лишь приблизительный вывод о наличном уровне развития тех или иных спо­собностей; выявление причин отставания, а также возможности прогноза развития по данным Т. п. ограниченны.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО) - приборы и устройства, служащие для усовершенствования педагогич. процесса, по­вышения эффективности и качества обучения. В дефектологич. практике особое значение имеют приборы, специально созданные для коррекции зрительных и слуховых дефектов (см. Тифлотехника, Сурдотехника). Ис­пользуются также ТСО, созданные для массовых школ: звуковоспроизво­дящая и кино-диапроекционная аппаратура, замкнутые телевизионные системы и др. С середины 80-х гг. в практику работы спец. учебно-вос­питательных учреждений постепенно внедряется компьютерная техника.

ТЕЯ-САКСА ИДИОТИЯ — наследственное заболевание, обусловлен­ное нарушением жирового обмена, при к-ром происходит накопление продуктов обмена жиров в клетках нервной системы и гибель этих кле­ток; наиболее распространенный вид амавротической идиотии. Описана в 1881 и 1887 гг. Проявляется в возрасте 5—6 месяцев в снижении зрения (до полной слепоты), судорогах, нарастающем слабоумии. Болезнь бы­стро прогрессирует. Прогноз неблагоприятный.

ТИК (франц. tic — стереотипные непроизвольные движения в форме подергивания век, лицевой мускулатуры, плеч и др. Тики имеют различ­ное происхождение. Функциональный Т. часто сопутствует неврозам, не­вропатии, являясь искаженным внешним проявлением подавленных от­рицательных эмоций. В этом случае ЦНС не повреждена; психотерапсв-тич. лечение способствует полному устранению функциональных тиков. Т., обусловленный недоразвитием ЦНС в связи с вредностями внутриут­робного периода, исчезает по мере созревания нервной системы. Орга­нический Т. возникает в результате травмы головного мозга. За исключе­нием редких, особо тяжелых случаев, тики устраняются при правильном лечении и благоприятных условиях воспитания.

ТИФЛОГРАФИКА (от греч. typhlos — слепой и graphikos — нарисо­ванный) — отрасль графики, занимающаяся построением, преобразова­нием и изготовлением учебно-наглядных пособий для обучения слепых Детей рельефному рисованию, черчению и др. учебным предметам. Такие пособия (рисунки, чертежи, схемы, диаграммы и т. п.) выполняются рельефным способом и доступны для осязательного восприятия учащих­ся. Обучение графике помогает детям с дефектами зрения овладевать ос­новами наук, участвовать в различных видах творчества, расширять про­фессионально-трудовые возможности, а также содействует эстетич. вос­приятию действительности.

ТИФЛОПЕДАГОГИКА (от греч. typhlos — слепой и педагогика) -отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обуче­ния лиц с глубокими нарушениями зрения (частично и слабовидящих, ослепших, слепых от рождения).

Начало разработке проблем Т. было положено В. Гаюи, основавшим в 1784 г. в Париже первый институт для слепых детей. На рубеже XVIII—XIX вв. в Великобритании, Австрии, Германии, США были со­зданы школы для слепых, в к-рых обучали письму, счету, музыке и про­стым ремеслам. С середины XIX в. повсеместное распространение полу­чил созданный Л. Брайлем рельефно-точечный шрифт (см. Брайля шрифт), что позволило повысить уровень общего образования слепых. Однако долгое время тифлопед. процесс строился без учета возможно­стей остаточного зрения, рациональному использованию к-рого начина­ют уделять внимание с 30-х гг. XX в. С 50-х гг. возникает новый тип спец. школ, где обучение строилось с опорой на зрение как основной ка­нал получения информации учащимися.

В России первая школа для слепых была открыта в Санкт-Петербур­ге в 1807 г. Задача Т. долгое время сводилась к разработке системы при­зрения слепых детей за счет филантропич. организаций.

Позднее обучение детей с глубокими нарушениями зрения было включено в общегосударственную систему образования. Была создана сеть средних и восьмилетних образовательных школ. Совр. Т. развивает­ся на основе ведущих положений общей педагогики с учетом особенно­стей, присущих детям с глубокими нарушениями зрения. Наиболее важ­ная задача Т. — рациональное использование и развитие в процессе обу­чения остаточного зрения, создание условий его охраны, предупрежде­ние и преодоление вторичных отклонений в психич. и физич. развитии. Коррекция развития осуществляется как в ходе общеобразовательной и трудовой подготовки, так и на спец. коррекционных групповых и инди­видуальных занятиях. В Т. разработаны принципы дифференциации де­тей с глубокими нарушениями зрения на слепых и слабовидящих и спе-цифич. методы дифференцированного обучения этих групп. Сложились также способы реализации индивидуального подхода к детям, имеющим дополнительные нарушения. Методы обучения, применяемые в Т., по­зволяют учащимся получать образование в объеме средней школы при нек-ром увеличении срока обучения.

ТИФЛОТЕХНИКА (от греч. typhlos — слепой и техника) — отрасль приборостроения, занимающаяся конструированием и производством тифлотехнических средств (тифлоприборов), предназначенных для кор­рекции и компенсации нарушенных зрительных функций, а также для развития и восстановления зрения. Коррекция неполноценного зрения осуществляется путем усиления полезного оптич. сигнала. Это достигает­ся увеличением яркости, контрастности, угловых размеров изображения объекта на сетчатке глаза с помощью обычных (корригирующих) очков. В тех случаях, когда обычная коррекция неэффективна, используются спец. оптические, телевизионные, светотехнические средства. Для ком­пенсации нарушенных функций зрительного анализатора применяются тифлоприборы, с помощью к-рых визуальная информация преобразуется в сигналы, доступные для восприятия посредством слуха или осязания.

Цель производственной Т. — создание возможности инвалидам по зрению выполнять с помощью спец. приборов и приспособлений ранее

недоступные им производственные операции, в том числе и контрольно-измерительные работы.

Бытовая Т. разрабатывает тифлотехнич. средства, облегчающие ори­ентировку слепых и слабовидящих в пространстве и расширяющие вос­приятие ими окружающих предметов и бытовых явлений, а также созда­ет приборы, помогающие общению.

ТОКСОПЛАЗМОЗ — заболевание, возбудителем к-рого является па­разит, относящийся к типу простейших животных. Заражение происхо­дит от домашних, реже диких животных. При врожденном Т. паразиты поражают плод, внедряясь через организм матери. Последствия могут проявиться как немедленно (вплоть до гибели плода), так и в последу­ющие годы (гидроцефалия и микроцефалия, поражение зрительного анали­затора и др.). При приобретенном Т. наиболее опасна его цереброспи­нальная форма, протекающая в виде острого мозгового воспаления. Од­ним из последствий Т. является олигофрения различной степени.

ТОНИЧЕСКАЯ СУДОРОГА (от лат. tonus — напряжение) — длитель­ное сокращение мышц, вызванное перевозбуждением подкорковых моз­говых образований. Приводит к продолжительному напряжению и вы­нужденному неестественному положению органов.

ТРЕМОР (от лат. tremor — дрожание) — непроизвольные дрожатель­ные колебания головы, конечностей или всего тела. Выступает симпто­мом паркинсонизма и нек-рых эндокринных нарушений. Иногда возника­ет вследствие переутомления. Препятствует целенаправленной двигатель­ной активности.

ТРИХОТИЛЛОМАНИЯ — патологическая страсть к выдергиванию волос. Впервые описана в 1889 г. французским дерматологом Ф.—А. Ал-лопо. Встречается преимущественно в детском возрасте, чаще — у дево­чек. В ряде случаев представляет собой зафиксированную привычку и проходит без мед. вмешательства. Может выступать одним из симптомов патологического развития личности, неврозов, иногда — шизофрении, представляя собой акт аутоагрессии. В этих случаях требует психотера-певтич. воздействия, устраняющего эмоциональное напряжение.

ТУГОУХОСТЬ — термин, принятый в сурдопедагогике для обозначе­ния частичного нарушения слуховой функции в отличие от глухоты — полной утраты слуха; тугоухими иногда называют слабослышащих детей.

ТУРЕТГА СИНДРОМ, синдром генерализованных ти­ков —нервно-психич. расстройство, характеризующееся сочетанием ти­ков и своеобразного нарушения речи, а также непроизвольного произне­сения отдельных звуков (напоминающих мяуканье или хрюканье) и слов (часто — бранных). Данное заболевание впервые описано в 1884—1885 гг. Ж. де ля Туреттом, к-рый считал его неизлечимым и приводящим к прогрессирующему слабоумию. Впоследствии было доказано, что данный синдром не связан с расстройствами интеллекта (т. е. одинаково часто встречается как среди интеллектуально полноценных, так и умственно отсталых). Однако даже умственно полноценные дети с Т. с., как прави­ло, имеют нарушения поведения и затруднения в учебе. Причины воз­никновения синдрома изучены недостаточно. Длительное медикаментоз ное лечение в ряде случаев способствует смягчению характерных симпто­мов. В периоды обострения заболевания может возникнуть необходи­мость перехода ребенка на индивидуальную форму обучения.

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ — стойкое нарушение познаватель­ной деятельности, возникающее вследствие органического поражения го­ловного мозга. Поражение может быть результатом воспалительного за­болевания (энцефалитов и менингоэнцефалитов), интоксикации (эндо­кринной, обменной и др.), ушибов головного мозга (родовых и бытовых травм), а также унаследованных генетических аномалий.

Несмотря на сходство словосочетаний «отставание в умственном раз­витии» и «У.о.», это далеко не одно и то же. Первое может быть харак­терно для детей с поражением или недоразвитием периферического отде­ла какого-либо анализатора. Но поскольку органического поражения го­ловного мозга у таких детей нет, можно с полной уверенностью отрицать

у них У.о.

Понятие «У.о.» также не тождественно понятию «олигофрения». Ребе­нок может страдать тяжелым заболеванием нервной системы, но не быть умственно отсталым. Однако в других случаях то же заболевание может привести к У.о. Так что кроме олигофренов к умственно отсталым могут быть отнесены нек-рые дети, страдающие шизофренией, эпилепсией, а так­же перенесшие энцефалит, травмы и др.

У многих умственно отсталых детей наблюдается патология эмоци­онально-волевой сферы, а также аномалии физич. развития. Однако эти особенности не являются всеобщей характеристикой умственно отсталых и не могут быть достаточным основанием для заключения об У.о. Реша­ющим фактором при этом должно служить наличие нарушений высших

психич, функций.

УСТНЫЙ МЕТОД — система воспитания и обучения глухих на ос­нове преимущественного использования устной речи. Разработан в 70-х гг. XVIII в. С. Гейнике, считавшим этот метод более соответствующим природным способностям глухих, а также целям их воспитания, нежели мимический метод. В трудах Гейнике, однако, недостаточно раскрыто содержание его системы. На основе выдвинутых им идей впоследствии

сложилась система «чистый устный метод».

ФЕНИЛКЕТОНУРИЯ, фенилпировиноградная олиго­френия, болезнь Фёллинга (ФКУ) — наследственное заболе­вание, в основе к-рого лежит нарушение аминокислотного обмена. Впервые описана в 1934 г. А. Фёллингом. При ФКУ отсутствует или резко снижена активность фермента фениланингидроксилазы, превраща­ющего фениланин в тирозин; в результате возникает комплекс обменных расстройств, в частности дефицит медиаторов нервной системы (адрена­лина, норадреналина, серотонина и др.). Встречается редко — один слу­чай на 10—15 тыс. новорожденных. Характерный внешний признак слабая пигментация кожи, волос и радужной оболочки.

При ФКУ отмечается глубокая интеллектуальная недостаточность (идиотия или имбецильность), нередко сочетающаяся с психомоторным возбуждением. Признаки поражения ЦНС явно проявляются уже на вто­ром месяце жизни. В дальнейшем динамика нарастания интеллектуаль­ной недостаточности различна: у нек-рых детей она происходит резко, у других — гораздо менее интенсивно, что позволяет им освоить програм­му вспомогательной школы.

Существуют методы экспресс-диагностики, помогающие выявить ФКУ в первые дни жизни ребенка. Своевременное назначение соответ­ствующей диеты (исключение продуктов, содержащих фениланин) в ряде случаев обеспечивает в дальнейшем нормальное развитие ребенка.

ФОБИИ — навязчивые неадекватные переживания страхов конкрет­ного содержания, возникающие в определенной фобической обстановке и сопровождающиеся вегетативными нарушениями (учащенное сердце­биение, повышенная потливость и т. п.). Различают нозофобии — страх заболеть (канцерофобия — боязнь рака, кардиофобия — страх перед сер­дечными заболеваниями и др.); социофобии — страх публичных выступ­лений, страх покраснеть и т. п.; боязнь пространства (клаустрофобия — боязнь закрытых помещений, агрофобия — страх открытого простран­ства) и др. В поведении выражаются в действиях, цель к-рых — избежать предмет фобии или уменьшить страхи с помощью навязчивых, ритуали­зированных действий (напр., навязчивое мытье рук). Встречаются в рам­ках психозов и органич. поражений головного мозга; в этих случаях пре­одоление страхов достигается при купировании основного заболевания. Могут быть одним из симптомов неврозов: в жесткие рамки фобии не­вротик как бы прячется от неразрешимого для него конфликта. В боль­шинстве случаев невротические Ф. проходят при квалифицированном психотерапевтическом вмешательстве.

ФОНАСТЕНИЯ (от греч. phone — звук и asthenia — слабость, бесси­лие) — нарушение голосообразования, наступающее при отсутствии ор­ганич. поражения речедвигательного аппарата. Часто выступает следстви­ем чрезмерной голосовой нагрузки, проходит после достаточного отдыха, в необходимых случаях — после физиотерапевтич. процедур. Ф. может иметь психогенный характер, т. е. может быть вызвана психич. травмой; в этом случае устранение явлений Ф. требует психотерапевтич. воздействия.

ФРИДРЕЙХА БОЛЕЗНЬ, семейная атаксия Фридрейха -наследственное заболевание, характеризующееся медленно прогрессиру­ющей атаксией, возникающей вследствие склеротич. перерождений спинного мозга. Впервые описана Н. Фридрейхом в 1861 г. Обычно на­чинается в возрасте 7—13 лет. Помимо атаксии, проявляется в исчезно вении сухожильных рефлексов, нарушении чувствительности, снижении мышечного тонуса, деформации костей, дизартрии. Лечение малоэффек­тивно.

ФРУСТРАЦИЯ (от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание) — психическое состояние, характеризующееся сильными отрицательными переживаниями, к-рые возникают при невозможности удовлетворения каких-либо потребностей. Ф. возникает в ситуации конфликта, когда стремление к удовлетворению потребности наталкивается на непреодо­лимые (или субъективно воспринимаемые как таковые) препятствия. Проявляется в виде резкого раздражения, отчаяния, разочарования и т. п. и таким образом дезорганизует поведение. Для аномальных детей и детей-инвалидов вероятность возникновения фрустрирующей ситуации значительно выше, чем у их нормально развивающихся сверстников. Это определяется теми ограничениями, к-рые накладываются дефектом на определенные сферы жизнедеятельности. Длительное и частое пребыва­ние в состоянии Ф. может привести к формированию и закреплению от­рицательных черт характера. Задача родителей и педагогов заключается в том, чтобы поощрять занятия детей в тех сферах деятельности, к-рые им в большей степени доступны, а также способствовать преодолению тех трудностей, с к-рыми ребенок сталкивается в связи со своим дефектом.

ХОЛДИНГ-ТЕРАПИЯ (от англ. hold — держать) — оригинальный метод коррекции эмоциональных нарушений в дет. возрасте, разработан­ный американским психотерапевтом М. Велш. Процедура Х.-т. весьма проста: мать крепко обнимает ребенка и удерживает его, несмотря на со­противление. При этом лица ребенка и матери обращены друг к другу. После нескольких сеансов Х.-т. (продолжительностью около часа) сопро­тивление ребенка уменьшается и наступает расслабление. Метод проде­монстрировал высокую эффективность в клинике РДА.

ХОРЕЯ (от греч. choreia — пляска) — инфекционное заболевание не­рвной системы, к-рое проявляется в виде специфич. гиперкинезов — бы­стрых подергиваний конечностей, подмигиваний и т. п. В дет. возрасте встречается (чаще у мальчиков) так называемая малая X. (X. Сиденхема, «пляска святого Витта»), к-рая, помимо насильственных движений, характе­ризуется снижением мышечного тонуса и астенич. проявлениями. Течение болезни длительное. При правильном лечение прогноз благоприятный.

ЧИСТЫЙ УСТНЫЙ МЕТОД — система воспитания и обучения глу­хих на основе исключительного использования устной речи. Сложился на протяжении ХГХ в. в результате практич. исследований многих сурдо-

педагогов европейских стран; в конце XIX в. принят в качестве единой сурдопед. системы. Преимуществом Ч. у. м. являлась усвоенная глухими воспитанниками способность к обиходной разговорной речи, что облег­чало их социальную адаптацию. Однако, поскольку обучение устной ре­чи осуществлялось путем механич. упражнений, это не способствовало развитию мышления учащихся и получению ими полноценного общего образования.

ЧТЕНИЕ С ГУБ - см. ЧТЕНИЕ С ЛИЦА.

ЧТЕНИЕ С ЛИЦА — зрительное восприятие речевой мимики гово­рящего человека, позволяющее понимать устную речь в условиях затруд­ненного или нарушенного слухового восприятия. Употреблявшийся ра­нее термин «чтение с губ» в совр. сурдопед. лит-ре используется все ре­же, поскольку недостаточно отражает многообразие воспринимаемых вы­разительных движений.

Лицам с нарушениями слуха Ч. с. л. позволяет в нек-рой степени компенсировать дефект слухового восприятия речи. Однако зрительные сигналы отличаются недостаточной четкостью и дифференцированно-стью. Поэтому успешное овладение Ч. с. л. требует предварительного ос­воения большого словарного запаса и грамматич. правил. У глухих и сла­бослышащих детей навыки Ч. с. л. формируются лишь на основе обуче­ния речи.

ШЕПЕЛЯВОСТЬ — устаревший термин, к-рым ранее обозначались нарушения произношения, определяемые в совр. логопедии как сигма-тизм.

ШЕРЕШЕВСКОГО-ТЕРНЕРА СИНДРОМ — аномалия половых хромосом. Встречается только у лиц женского пола с частотой один слу­чай на 3000 рождений. За рубежом известен как синдром Тернера (опи­сан Г. Тернером в 1938 г.), в отечественной дефектологии — как син­дром Шерешевского-Тернера (впервые описан Н. А. Шерешевским в 1925 г.).

Больные при резком отставании в росте выглядят старше своего воз­раста, отличаются своеобразным строением тела и чертами лица (широ­кая грудная клетка, укороченные пальцы и др.). Многие больные имеют нормальный интеллект, однако среди страдающих данным синдромом умственная отсталость встречается вдвое чаще, чем в обычной популя­ции. Интеллектуальный дефект несколько атипичен вследствие проявле­ний психич. инфантилизма. Часто отмечаются нарушения моторики и слуха.

ШИЗОФРЕНИЯ (от греч. schizo — расщепляю и phren — ум, разум) — психическое заболевание, характеризующееся глубокими изме­нениями личности (снижение активности, эмоциональное оскудение, аутизм, утрата единства психич. процессов, нарушение мышления), раз­личными продуктивными симптомами (бред, галлюцинации и др.). Тер мин предложен в 1911 г. Э. Блейлером; одним из первых Ш. исследовал Э. Крепелин, считавший ее необратимой и прогрессирующей формой раннего слабоумия (эта гипотеза впоследствии была опровергнута).

Течение болезни может быть непрерывным, периодическим, присту­пообразным или смешанным. Детей, страдающих Ш., отличает странное и нелепое поведение, неожиданные реакции на окружающие явления, нарушения контактов с внешним миром, необычные интересы. Иногда наблюдаются психомоторные расстройства.

В детском возрасте Ш. может приводить к слабоумию, к-рое прояв­ляется в нарушениях интеллектуальной деятельности в сочетании со спе-цифич. симптомами личностной патологии. Шизофрения, слабоумие следует отличать от отставания в умственном развитии, вызванного нару­шениями познавательной деятельности в период обострения болезни (см. Олигофренический плюс).

Диапазон индивидуальных проявлений Ш. очень широк. При при­ступообразном и периодическом течении болезни часть детей способна к обучению в массовой школе при условии повышенного внимания к их поведению (в отдельных случаях особенности поведения диктуют необ­ходимость индивидуальной формы обучения). Дети-шизофреники с вы­раженным слабоумием и умеренно выраженными психотическими сим­птомами обучаются во вспомогательной школе.

ЭГОЦЕНТРИЗМ (от греч. ego — Я) — познавательная позиция лич­ности, характеризующаяся сосредоточенностью на собственных целях, мыслях и переживаниях, а также ограниченной способностью восприни­мать объективно внешние воздействия и состояния др. людей. Э. следует отличать от эгоизма: эгоист может отчетливо сознавать стремления и пе­реживания других людей, но намеренно пренебрегает ими.

Э. проявляется при нек-рых психич. заболеваниях (шизофрении, пси­хопатии, истерии), является характерным симптомом РДА.

В ряде психологич. теорий Э. рассматривается как естественное и за­кономерное свойство ребенка на определенных этапах его развития. Напр., Ж. Пиаже расценивал так называемую эгоцентрическую речь как проявление общей эгоцентрической позиции ребенка, не способного встать на точку зрения собеседника. Л. С. Выготский, критикуя идеи ис­ходной асоциальности ребенка, убедительно опроверг представление о дет. Э. как об изначально предопределенном состоянии. Так, согласно Выготскому, эгоцентрическая речь представляет собой социально обус­ловленный этап формирования внутренней речи.

ЭЙФОРИЯ (греч. euphoria) — эмоциональное состояние, для к-рого характерны беспричинная веселость и беспечность, снижение критично­сти, моторное возбуждение. У людей с нормальной психикой и сохран­ным интеллектом Э. иногда наступает при кислородном голодании, а также в результате введения в организм небольших доз наркотич. веществ. Э. нередко является одним из симптомов травм мозга (главным образом лобных долей), а также нек-рых психич. заболеваний. Иногда отмечается при олигофрении.

ЭНУРЕЗ — недержание мочи. Встречается преимущественно в дет. возрасте, чаще у мальчиков. Может выступать симптомом различных расстройств, в частности анатомических дефектов, воспалений и травма-тич. повреждений мочеполовой системы. Встречается неврозоподобный Э., возникающий в результате раннего органич. поражения нервной си­стемы (травмы позвоночника, сотрясения мозга, менингоэнцефалита и др.). Течение болезни длительное и зависит от ликвидации основного повреждения. В подростковом возрасте неврозоподобный Э. может вы­ступить источником патологич. формирования личности.

Невротич. Э. возникает под влиянием острой психической травмы и, как правило, проходит по мере ослабления нервно-психич. напряжения, но может и закрепляться в случае хронического невротич. состояния.

Э. иногда выступает симптомом шизофрении, слабоумия. Лечение зависит от коррекции основного нарушения.

ЭНЦЕФАЛИТ (от греч. enkephalos — головной мозг) — инфекцион­ное воспалительное заболевание, вызванное проникновением в головной мозг (главным образом через кровь) болезнетворных микроорганизмов (бактерий, вирусов и др.). Первичный Э. (комариный Э., клещевой Э., эпидемический Э. и др.), как правило, возникает в результате укусов пе­реносчиками вируса. При вторичном Э. головной мозг поражается вслед­ствие общей инфекции (при краснухе, гриппе, ветряной оспе и т. п.). Болезнь протекает остро; симптомы: повышение температуры тела, го­ловная боль, тошнота, судороги, парезы и др. Последствия Э., перене­сенного в детском и подростковом возрасте, бывают крайне тяжелыми: снижение интеллекта, расстройства речи и памяти, эпилептиформные припадки, гиперкинезы.

ЭНЦЕФАЛОПАТИЯ (от греч. enkephalos — головной мозг и pathos— болезнь) — органич. поражение головного мозга невоспалительного ха­рактера. Возникает вследствие перенесенных травм, интоксикаций, ин­фекционных и сосудистых заболеваний головного мозга. Характеризуется рядом симптомов: головная боль, раздражительность, снижение умствен­ной работоспособности и др. В дет. возрасте Э. нередко приводит к сни­жению памяти и интеллекта (вплоть до имбецильности), иногда — к эпи-лептиформным припадкам. Лечение определяется спецификой заболева­ния, обусловившего Э.

ЭПИЛЕПСИЯ (греч. epilepsia, от epilambano — схватываю, напа­даю) — хроническое нервно-психич. заболевание, проявляющееся в виде судорожных припадков с помрачением сознания, а также постепенным развитием своеобразных черт личности (чрезмерный педантизм, «вяз­кость» мышления и поведения, резкая смена настроений и др.). Послед­нее — существенное основание для диагноза Э., поскольку в нек-рых случаях припадки могут быть крайне редкими. Постановка диагноза тре­бует различения Э. и эписиндрома (см. Эпилептиформный синдром).

Большинство детей, страдающих Э., способны обучаться в массовой школе (при этом педагогам необходимо овладеть навыками помощи этим детям при припадках). Иногда Э. проявляется также в снижении ум­ственных способностей; в этом случае больные дети направляются во вспомогательную школу.

ЭПИЛЕПТИФОРМНЫЙ СИНДРОМ, эписиндром - ком­плекс психич. нарушений, внешне похожих на эпилепсию, но имеющих органич. происхождение. В отличие от эпилепсии практически не приво­дит к спепифич. изменениям личности. Является симптомом поражеюш ЦНС, вызванного травмами и опухолями мозга, воспалительными забо­леваниями и т. п. Требует спец. лечения и прекращается по мере купи­рования основного заболевания. При нерезко выраженных поражениях ЦНС проходит к подростковому возрасту и без мед. вмешательства.

ЭХОЛАЛИЯ (по имени нимфы Эхо в древнегреч. мифологии: соглас­но преданию, Эхо окаменела и от нее остался только голос, способный повторять лишь окончания произнесенных в ее присутствии слов) — ав­томатическое повторение услышанных слов, когда вместо ответа больной повторяет обращетшй к нему вопрос. Иногда встречается у детей на ранних этапах становления речи, не выступая симптомом патологии; впоследствии исчезает. Встречается при олигофрении (в основном имбе-цилыгости); наиболее выражена при РДА и шизофрении.

ЭХОПРАКСИЯ — автоматическое повторение движений и действий других людей. Чаще проявляется в форме подражательного повторения несложных действий, к-рые совершаются непосредственно перед глазами больного. Наиболее выражена при шизофреюги; встречается также при глубокой умственной отстаяости. Разновидность Э. — эхолалия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.