Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Миопия — СМ. Близорукость




М

МАКРОЦЕФАЛИЯ (от греч. makros — большой и kephale — голо­ва) — непропорциональное увеличение головы вследствие избыточных (в 1,5—2 раза выше нормы) размеров головного мозга или гидроцефалии.

Причины возникновения М. недостаточно изучены. Дети с М. нередко страдают нарушениями интеллекта, зрения и слуха.

МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ — орган, осуществля­ющий комплектование специальных (коррекционных) образовательных уч­реждений, т. е. отбор аномальных детей в зависимости от специфики и степени выраженности дефекта. В состав комиссии входят представители отделов народного образования и здравоохранения (областного, город­ского или районного), врачи (психоневролог или дет. психиатр), педагог-дефектолог, логопед, психолог. В необходимых случаях привлекаются отоларинголог, офтальмолог, ортопед (либо рассматриваются их пись­менные заключения). С помощью различных психолого-пед. методов проводится комплексное обследование ребенка. Его результаты в сово­купности с данными анализа соответствующей документации служат ос­нованием для направления ребенка в образовательное учреждение того или иного типа.

МЕНИНГИТ (от греч. menins — мозговая оболочка) — воспаление оболочек головного и спинного мозга. Различают вирусные, бактериаль­ные, грибковые, туберкулезные, сифилитические и др. формы М. Пер­вичный М. возникает как самостоятельное заболевание, вторичный раз­вивается как осложнение после травм или вследствие попадания инфек­ции из гнойного очага (напр., при воспалении среднего уха). Тяжелые формы М. могут приводить к поражениям ЦНС, проявляющимся впо­следствии в разнообразных нарушениях зрительного и слухового анали­заторов, опорно-двигательного аппарата, в снижении интеллекта и др.

МИКРОЦЕФАЛИЯ (от греч. mikros — маленький и kephale — голо­ва) — значительное уменьшение размеров черепа (соответственно — го­ловного мозга) при сохранении нормальных размеров других частей тела. Возникает в результате врожденного недоразвития или внутриутробного заболевания мозга, в частности вследствие перенесенных матерью в пер­вые месяцы беременности вирусных заболеваний. При М. рост головы замедлен, черепные швы сужены, лицевая часть черепа преобладает над мозговой. Сопровождается интеллектуальной недостаточностью, как пра­вило, глубокой (имбецильность и идиотия).

МИМИКО-ЖЕСТОВАЯ РЕЧЬ — термин, традиционно принятый в отечественной сурдопедагогике для обозначения формы общения глухих посредством жестов. Данный термин введен в обиход в первой половине XIX в., когда понятие «мимика» имело более широкое значение и под мимической речью понималось общение при помощи движений рук и мышц лица. В совр. лит-ре предпочтение отдается термину «жестовая речь».

«МИМИЧЕСКИЙ МЕТОД» — система обучения глухих на основе использования мимико-жестовой формы речи. Разработан в середине XVIII в. во Франции Ш. М. де ль'Эпе. Сторонники «М. м.» исходили из концепции совершенствования прирожденных способностей глухого ре­бенка посредством использования естественных жестов. Язык жестов расценивался как наиболее приемлемое для глухого средство мышления и общения на всех этапах возрастного развития. На этой основе глухие должны были обучаться дактильной и письменной речи, получать знания об окружающем мире. Ставились гуманные цели приобщения глухих к активной жизни и деятельности. Однако их достижение оказывалось за­труднительно вследствие внутренних противоречий самой дидактич. си­стемы: деятельность глухих ограничивалась узким кругом общения между собой, освоение родного языка в словесной форме на основе жестов вы­зывало трудности, несмотря на попытки привнесения в мимико-жестовую речь грамматич. символов. Тем не менее система «М. м.» оказалась весьма жизнеспособной, хотя впоследствии претерпела ряд усовершен­ствований.

МИНИМАЛЬНАЯ МОЗГОВАЯ ДИСФУНКЦИЯ - нарушение фун­кции ЦНС вследствие микроповреждений коры и подкорковых структур головного мозга. Возникает главным образом в результате кислородного голодания плода во внутриутробном периоде и в процессе родов (см. Ас­фиксия новорожденных). Поскольку в данном случае отсутствуют грубые органич. повреждения, диагноз, как правило, ставится не сразу после рождения. Наиболее частое проявление М. м. д. — гипердинамический синдром.

МОНГОЛИЗМ — название, под к-рым английским врачом Л. Да­уном впервые была описана хромосомная болезнь, впоследствии назван­ная его именем (см. Дауна болезнь). Термин был предложен в связи с ха­рактерным внешним видом больных, несколько напоминающим монго­лоидный антропологический тип. В современной лит-ре данное название болезни практически не употребляется, а нек-рые авторы даже указыва­ют на его некорректность.

МОРАЛЬНАЯ ДЕФЕКТИВНОСТЬ - термин, к-рым в 10-20-х гг. XX в. в заруб, и отечественной психолого-педагогич. науке обозначалась широкая категория детей, включавшая как детей, страдающих нарушени­ями характера и эмоционально-волевой сферы, так и детей, склонных к агрессивному и противоправному поведению, педагогически запушен­ных, беспризорных и т. п. Т. е. под М. д. понималось явное отклонение от общепринятых норм поведения. Такая трактовка была неоправданно расширительной, поскольку объединяла на основании внешних поведен­ческих проявлений разнородные группы детей.

В работах П. П. Блонского, А. Б. Залкинда, Л. С. Выготского было Убедительно показано, что основные причины М. д. лежат преимуще­ственно во внешних (по отношению к ребенку) условиях, т. е. М. д. оп­ределяется главным образом недостатками воспитания, педагогической запущенностью, социальной депривацией и т. п. В резолюциях II съезда по социально-правовой охране несовершеннолетних (1924) была отмече­на недопустимость подразделения детей на нормальных и морально де­фективных.

В совр. дефектологич. лит-ре термин «М. д.» не употребляется. МУТИЗМ (от лат. тиШа — немой) — отказ от активной речи. Возни­кает преимущественно в школьном возрасте в результате психич. травмы. Представляет собой невротич. реакцию на психотраьмирующую ситу ацию. В зависимости от природы этой травмы М. может быть тотальным (полное и постоянное молчание) или, чаще, избирательным (проявля­ющимся лишь в определенных случаях); нередко возникает на фоне за­икания. Если М. сохраняется длительное время, это может привести к ЗПР.

Прогноз в большинстве случаев благоприятный: устранение психоте-рапевтич. методами патологических реакций на травму способствует пол­ному исчезновению М. В тех случаях, когда М. является симптомом РДА или шизофрении, его преодоление зависит от лечения основного заболе­вания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.