Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие ДОУ с семьей




В ФГТ отмечается, что реализация обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования включает время, отведённое на взаимодействие с семьями детей.

В современной педагогике семья рассматривается как жизненное пространство развития ребенка, как социокультурная среда, включающая быт, предметный мир семьи, типологию семьи, социальную и этническую характеристику, характеристику обычаев, традиций семьи. В первые годы жизни семья оказывает самое сильное влияние на ребенка. Социокультурная среда – это среда, формирующая в ребенке уверенность в себе, эмоциональную стабильность, доверие к окружающим, гуманное отношение к миру. Семья отличается уникальностью, неповторимостью. Семья – это социальный институт, ячейка общества, отличающаяся интимным характером жизни и отношений.

Чем отличается данная система «детский сад – семья»?

Семья и детский сад – два социальных института, имеющих свои задачи, функции; они не могут заменить друг друга. Цель семьи – воспитание детей. Педагогическая функция дошкольных учреждений – оказать семье помощь в воспитании детей. Ребенок в системе «дошкольное учреждение – семья», являясь ее членом, нуждается в постоянной полноценной родительской любви, внимании, профессионализме педагога. Две составляющие данной системы должны дополнить друг друга, чтобы обеспечить достойные условия для развития ребенка.

Важнейшие факторы семейного воспитания, по данным научных исследований:

l эмоциональный, интимный характер воспитания в семье, основанный на родственных чувствах;

l постоянство и возможность длительных воспитательных воздействий членов семьи на ребенка;

l наличие объективных возможностей включения дошкольников в разную по характеру деятельность семьи.

Правовые основы семейного воспитания составляют в России Закон о браке и семье, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, в которых четко подчеркивается большая ответственность обоих родителей за воспитание детей, перед обществом; провозглашаются права ребенка на жизнь в семье, на защиту от насилия, равноправие супругов в семейных отношениях и т.д.

Несоблюдение обязанностей родителями может повлечь лишение родительских прав судебным путем.

Основные функции семьи состоят в биологическом и духовном воспроизводстве.

В декабре 1995 г. в России введен в действие «Семейный кодекс РФ», в котором принципы семейного законодательства согласованы с положениями Конвенции о правах ребенка. В кодексе устанавливаются условия, порядок вступления в брак, регулируются имущественные и неимущественные отношения, подтверждаются нравственные ценности, определяется приоритет семейного воспитания. Особо прописаны в Кодексе права детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

В 1993 г. разработана федеральная программа «Дети России» (1993) по профилактике социального неблагополучия детей (дети Севера, дети Чернобыля, одаренные дети и др.).

В 1996 г. Указом Президента приняты «Основные направления государственной семейной политики», т.е. системы мер по разрешению проблем семьи, созданию условий для благополучия семьи (материальная обеспеченность, счастливая жизнь).

Характер воспитательного воздействия семьи на ребенка зависит от модели воспитания.

В настоящее время распространены 3 модели семейного воспитания: латиноевропейская, скандинавская, англосаксонская.

В первых двух моделях ребенок рассматривается как предмет терапевтической и педагогической опеки. Родители возлагают на ребенка большие надежды с рождения, планируют, направляют всю детскую жизнь. Воспитание, развитие ребенка осуществляют специалисты; ребенок мало времени проводит с родителями. Эти модели широко используются во Франции, Италии, Финляндии, Швеции, Швейцарии, Бельгии.

3-я модель семейного воспитания рассматривает ребенка как независимую, развивающуюся личность, имеющую право на реализацию индивидуальных возможностей развития. Родители понимают, что малышу противопоказана излишняя опека, регламент. Ребенок много времени проводит в семье, его понимают и принимают таким, какой он есть. Модель предполагает освоение, использование взрослым основ гуманной педагогики, педагогики, основанной на уважении прав ребенка и сотрудничестве с ним. Рассматриваемая модель используется и в современной России.

По количеству поколений в семье различают: патриархальные, многопоколенные семьи; нуклеарные (двухпоколенные), малые семьи (из двух человек) или неполные (1 родитель + 1 ребенок) после развода; или материнские (внебрачные), где мать не состояла в браке с отцом своего ребенка; или семья, где дети «вылетели из гнезда». В последнее время появилась разновидность – промежуточная семья, где мужчина и женщина живут без оформления брака, в гражданском браке.

Другая классификация семьи: семья без иждивенцев; семья, в которой число работающих превышает число иждивенцев; семья, где число работающих равно числу иждивенцев; число работающих меньше числа иждивенцев; семьи без работающих членов семьи.

Для педагогики актуальна следующая классификация семей (Г. Белова), характерная для России:

– благополучная семья – это полная семья, где отношения строятся на принципах сотрудничества. Для неё характерен положительный микроклимат;

- формально благополучная семья, в которой отсутствуют традиции, жизнь ребенка организуется без учета его потребностей и интересов. Родители проявляют к детям повышенную требовательность. Семейный микроклимат неустойчив, у ребенка часто бывают различные комплексы;

- неблагополучная семья, имеющая одного из родителей или социальные проблемы (алкоголизм, наркомания и др.).

Основное назначение дошкольных учреждений – оказание помощи семье в воспитании и развитии детей.

Особенности семейного воспитания освещались в научных исследованиях еще в 80-е годы ХХ века, обнаруживших типичные недостатки, остающиеся актуальными и на сегодняшний день (даже в хороших семьях): преобладание стихийности над целенаправленностью; недооценка родителями самостоятельной практической деятельности ребенка; малосодержательное общение; преобладание вербальных методов; непонимание закономерных потребностей ребенка, возрастных особенностей; отсутствие единства требований к детям; малая эмоциональная культура родителей.

Родителям необходимо заниматься физическим воспитанием в семье, подразумевающим это гигиеническое воспитание, рациональное питание, закаливание, использование двигательной деятельности (тренажеры, посещение спортивных центров, лыжи, коньки).

Стержнем личности является ее нравственное содержание, в формировании которого главная роль принадлежит семье.

Двери дома должны быть открыты для друзей ребенка. Традиции семьи формируют ребенка. Родители, их нравственное поведение являются непререкаемым авторитетом, оказывающим сильное воспитательное воздействие на ребенка.

Первые кирпичики трудолюбия закладываются также в семье. Ребенок может и должен в условиях семьи выполнять посильные поручения, участвовать в ведении домашнего хозяйства.

Возможно широко использовать игру в семейном воспитании. Родители должны быть партнерами детских игр, грамотно подбирать игрушки в соответствии с возрастом.

Очень важно половое воспитание в семье. Половая идентификация, осознание ребенком себя мальчиком или девочкой – это первое, с чего дошкольник начинает себя осознавать.

Стали нередки явления феминизации мальчиков и мускулизации девочек. Специалисты выделяют основную причину этого – преобладание женского влияния в воспитании дома и в детском саду.

Уже с 3 лет рекомендуется знакомить детей со строением собственного тела ненавязчиво и без деталей. Доказано, что если подобная работа не ведётся или формируется отношение к телу как к чему-то постыдному, непременно возникнут проблемы во взрослой сексуальной жизни. Для полового воспитания для ребенка нужны примеры моделей женского и мужского поведения (матери и отца), игровой мир девочек, мальчиков. Половое воспитание должно осуществляться в русле социально-нравственного развития, формирования у детей начала настоящих мужчин и женщин. Половое воспитание в семье должно быть правильно организовано, не быть бесполым. Родители допускают серьезную ошибку, если они воспитывают мальчика как девочку и наоборот.

Для эмоционального благополучия ребенка необходимо тесное взаимодействие дошкольного учреждения с семьей. Это повышает эффективность общественного дошкольного образования, как и семейного.

В настоящее время изменились подходы ко взаимодействию с семьей. Стал признаваться приоритет семейного воспитания. В связи с этим появляются понятия «сотрудничество», «взаимодействие», обозначающие способ организации совместной деятельности, т.е. взаимодействие в условиях открытости обеих сторон, в основе которого лежит развивающее общение педагога с родителями, личностно значимое, диалогическое. Такое взаимодействие должно начинаться с изучения семьи.

Семья – довольно закрытая ячейка общества, зачастую не желающая посвящать посторонних во все тайны ее жизнедеятельности.

Педагоги при изучении семьи должны руководствоваться соблюдением прав человека, неприкосновенностью личной жизни семьи.

Изучение семьи, по мнению Т. А. Куликовой, требует использования комплекса методов, соответствующих изучаемому предмету.

В настоящее время для изучения семьи широко используются социологические методы: опросы, интервью, анкеты. Причём анкеты используются чаще с закрытыми вопросами. В настоящее время особое распространение получили психологические тренинги, например, «Знаю ли я своего ребенка». Используются также беседы, наблюдения, метод написания родителями сочинения «Мой ребенок». Широко используются методы изучения семьи по типу «Семья глазами ребенка», например, детские рисунки на тему «Моя семья».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.