Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Махновцы




Кто такие махновцы? [Махновщина многообразно исследована в истории. Большинство исследователей придерживаются концепции Аршинова, что не всегда верно. См. Также: Palij 1971; Adams 1977. S.247-270.] Какую цель они преследовали и кто их вел? Много написано о Махно и его бандах. Здесь мы дадим лишь краткое описание, чтобы читателю было легче разобраться в сложившейся обстановке.

Само название "махновцы" происходит от фамилии атамана Махно, известного руководителя банд, терроризировавших население Украины во время гражданской войны. Нестор Иванович Михненко (Махно) родился в 1889 году в крестьянской семье в Гуляйполе, примерно в 80 километрах от Молочной, вырос со своими тремя братьями в ужасной нищете. [Toews John В. 1967. S.29.] Из свидетельства их соседа Антипенко можно сделать вывод, насколько они были бедны: "На дворе у Махно никогда не было ни курицы, ни свиньи, ни даже охапки соломы." [Machno. 1929.] Его отец, Иван Михненко, умер, когда сыну было лишь десять месяцев. Мать привила Нестору и его братьям ненависть к богатым. [Peters. 1967. S.15.] Все ее четыре сына впоследствии стали анархистами, имена которых наводили на людей панический страх.

Маленьким мальчиком Нестор нанимался пастухом в соседних меннонитских селах. В семнадцать лет он начал работать на фабрике у меннонита Крекера. [Peters. 1967. S.15.] Здесь его постигло много несправедливости и вскоре его сердце наполнилось ненавистью к этому богатому крестьянину. [Arschinow. 1923. S.63; Toewsjohn B. 1967. S.31; Peters. 1967. S.26.]

Молодым человеком Махно присоединился к революционным ячейкам, действовавшим по всей стране после революции 1905 года, что для него кончилось арестом и приговором к смертной казни. [Peters. 1967. S.22.] В виду его молодости казнь заменили заключением в знаменитой Бутырской тюрьме (1909 по 1917 годы). Здесь Махно познакомился с анархистом Петром Аршиновым, идеи которого, по всей вероятности, привлекли молодого озлобленного человека. [Car. 1937; Peters. 1967. S.18.] Революция открыла и перед ним двери тюрьмы, и он развил свои политические убеждения, основанные в основном на мести ко всем богатым. Возвратясь в Гуляйполе, он собрал вокруг себя таких же бесправных и озлобленных людей. Он обещал крестьянам землю и немедленное перераспределение всех ценностей. Смерть богачам и земля беднякам - этот лозунг пришелся по душе обездоленным и бесправным людям. Тысячи крестьян присоединились к его бандам. Ясно, что не они были идеологическим ядром махновщины. Этим ядром стали выпущенные из тюрем убийцы и бандиты, бродившие по стране.

Однако, было бы неверно представить войска Махно только как сборище бандитов, потерявших всякую совесть. И среди них были люди, призванные не по своей воле и страдавшие от террора. Дидрих Нейфельд описывает одного из таких махновцев в своем дневнике: "Одно лицо запомнилось мне с положительной стороны. В это утро к нам вошел интеллигентный молодой человек и вежливо попросил кусок хлеба. Он действительно просил. Его поведение было настолько нетипичным, что я присмотрелся к нему. Конечно, молодой человек не был похож на матерого бандита. Я осмелился спросить, кому он собственно служит. Он ответил, что служит Махно, но ему очень стыдно за это. У него не было выбора, его взяли, угрожая оружием. Он никогда не мог себе и представить, что станет анархистом. Бедный молодой человек, жертва революции!" [Neufeld. 1977. S.20.] Каждый, попавший в руки батьки Махно, становился жертвой. [Батька - уважительное обращение (от украинского "батько"). Lohrenz. 1983. S.27.]

Как саранча, нападали его банды на богатые имения, грабили и убивали прежде всего богатых. Бедных и безземельных крестьян почти не трогали. Как раз наоборот. Но Махно, напав на богатое село, нагонял на его жителей такой страх, грозя возврашением и полным уничтожением, что люди в панике покидали село. Об этом информировали жителей других сел в округе. Они также бросали свои дома, и бандиты грабили все, что только можно было взять. [Его объединения к тому времени насчитывали около 300 всадников и 2700 пехотинцев Toews John В. 1982. S.86.]

Воспоминания о прошлом самого батьки Махно сделали его страшным гостем в меннонитских селах. Вначале отрядам самообороны удавалось отпугнуть его от меннонитских сел. [Toews John В. 1967. S.32; Toews John В. 1982. S.85; Neufeld. 1977. S.24.] В Блюментале и Островке отряды самообороны успешно отбивали атаки махновских банд. Взятие этих сел армией Деникина позволило на некоторое время восстановить порядок и относительное спокойствие. Отряды самообороны вступили в союз с белыми, что вскоре обернулось грубой стратегической ошибкой злополучных горе-защитников. Теперь Махно и его банды преследовали не только месть, но и политические амбиции: помощников белых нужно уничтожить. Не удивительно, что махновский террор коснулся именно тех сел, которые сознательно занимались самообороной. [Toewsjohn B. 1982. S.86.]

В селах, которые выступили против самообороны, к примеру, Рундервейде, Паства, Фишау и Петерсхаген, не было пролито ни капли крови. [Точные цифры найти трудно. Согласно советским данным, армия Махно насчитывала от 25 до 55 тысяч человек. По другим данным - не больше 5000. Войска Махно часто сопровождались бандами мародеров, которые после удачных налетов, награбив достаточно добра, покидали махновцев. Peters. 1970. S.60-61; Neufeld. 1977. S.24.]

В сентябре 1921 года армия Махно, насчитывавшая к тому времени 6-10 тысяч человек, заняла Хортицу и соседние меннонитские села. [Letkemann. 1998. S.2; Lohrenz. 1983. S.28.] В последующие три месяца жители этих сел познали настоящий ад на земле. Они не только должны были кормить армию бандитов, но и терпеть их в своих домах. Солдаты приносили с собой тиф - страшнейшее заболевание того времени. Из 1452 умерших от тифа в меннонитских селах юга России на Хортицу приходилось 8,5%. Убийства и изнасилования стали обычным явлением. По сведениям Леткемана, за период с 1919 по 1923 годы в немецких колониях уничтожено более 1230 человек, большинство из них- махновцами. Более 100 женщин, молодых и старых, были безжалостно изнасилованы бандитами, часто несколькими. [Lohrenz. 1983. S.28.] Почти всегда мужа приковывали к кровати и на его глазах издевались над его супругой. [Gerhard Schoeder, Miracles of and judgmend, Kingsport, Tenn., S. 71, Lohrenz 1983. S.28.] Это было ужасно.

Гергард Шредер, лично знавший некоторых махновцев, цитирует высказывание одного из них: "Не пытайся меня изменить, предлагая мне читать Библию или верить в Бога. Мы махновцы, партизаны, а как анархисты имеем одну программу, одно желание и цель - при жизни наслаждаться чужой собственностью, грабить и убивать, как мы хотим. Мы никогда не изменимся, мы будем постоянной мукой для вас, пока живы. Ничто нас не изменит - ни Библия, ни Бог, ни ад, ни небо. Мы будем жить так, пока это возможно, а когда станет невозможно, покончим жизнь самоубийством, и лишь когда матушка-земля покроет нас, мы станем безобидны." [Этот факт был подхвачен советскими историками. Klibanow 1931. S.94-95.]

Среди махновцев были и меннониты, которые, по всей вероятности, вышли из меннонитских семей, поддерживавших большевиков. [Letkemann. 1988. S.2.] О том, что такие люди в действительности были, свидетельствует факт: во время немецкой оккупации пять человек из меннонитских колоний были расстреляны за революционные действия: Губерт Крекер из Николай-поля, Петр Браун из Лихтенау, Гергард Фризен из Гнаденхайма, Иван Вибе из Лихтфельде и некто Нейфельд из Молочной. [Saloff-Astachoff. 1925. S.174.] Миссионеры также встречали махновцев меннонитского происхождения. Салов-Астахов писал: "некоторые из них некогда пережили пробуждение, но отпали, а среди них были и меннониты. И вот эти просвещенные духовно люди были самыми опасными." [Toews H. o.J. S.34.] Генрих Тевс упоминает одного немецкого колониста (хотя он не утверждал, что тот был меннонитом, но вероятность такого предположения не исключал), который угрожал ему лично, после чего изрубил двух учителей из Айхенфельда. [Rempel o.J.]

Первую попытку идентифицировать меннонитских махновцев, как мне известно, предпринимает в своей книге Давид Ремпель. [Rempel o.J. S.215.] Согласно исследованиям Ремпеля, махновские бандиты, выходцы из меннонитов, были самыми опасными и известными своими зверствами по всей округе. [Toews J.B. 1993. S.142-143.] Не совсем ясно, кто были эти люди. Может быть, последствия войны сделали безземельных крестьян анархистами. Тевс упоминает, что в этот период "большое число меннонитов было полностью деморализовано". [Toews J.B. 1993. S.143.] А когда Давид Хофер, американский представитель братских меннонитов Крыма, в начале 20-х годов посетил колонии, он увидел, что - люди ожесточены и несправедливы по отношению даже к собственным братьям. Духовная и моральная жизнь людей была полностью разрушена." [Rempel o.J. S.200-201.] Такое состояние, конечно, повлияло и на развитие махновщины.

Хотя число меннонитов среди махновцев было относительно небольшим, есть ряд свидетельств о том, что они сотрудничали с батькой Махно, предавая и уничтожая своих же людей. Иван Ремпель, воспоминания которого Давид Ремпель поместил в своей книге, упоминает молодого человека по фамилии Герц, которого он хорошо знал, будучи учителем в Нойндорфе с 1909 по 1913 года. Герц появился однажды в доме Ремпеля и потребовал адрес богатого меннонитского крестьянина, которого он задумал избить, желая отомстить ему за все отработанные у него года. Ремпель, конечно, не дал ему адрес этого человека, зная, что ему и его семье предстоит, попади он в руки этого меннонита, бежавшего к махновцам. [Ebd. S.202.] Другой выходец из меннонитов, Петр Тиссен с женой Екатериной, добились у махновцев больших почестей. Он впервые появился в Хортице летом 1919 года - командиром Красной Армии. Чуть позже, когда красные вынуждены были оставить Хортицу, в сентябре 1919 года, он опять прибыл в Хортицу, но уже как махновец, распространяя страх и ужас. По сведениям Ремпеля, Тиссен был родом из Молочной, где был членом братской меннонитской общины. [Rempel o.J. S.203; Rempel John. S.61-63.] Во время Первой мировой войны Тиссен служил вплоть до 1917 года санитаром в Москве (вместе с Иваном Ремпелем), поэтому не мог не знать Якова Дика, который ведал призывом меннонитов. [Rempel o.J. S.212-213.] Но об этом отрезке времени дополнительных информации не существует.

Когда и по какой причине Петр Тиссен покинул общину, неизвестно. Его женитьба на Екатерине, женщине неменнонитского происхождения, своенравной и жадной, позволяет выявить причину его падения. [Rempel o.J. S.205.]

Ремпель описывает Тиссена следующим образом: "В общем поведение Тиссена было типичным для махновца, особенно их руководителя - способный, предубежденный, тщеславный, неукоренившийся, с настроением по обстановке, неуверенный в себе, недоверчивый к другим, очень быстро изменяющий своим чувствам - от безграничной жестокости до странной готовности сесть со своей жертвой за один стол и поделиться чем угодно... Во время пребывания махновцев в Нижней Хортице Тиссены жили у семьи Паульс, которые, как ни странно, взяли их под свою защиту. Члены этой семьи позже вспоминали, что Петр Тиссен часто приходил на кухню, садился на стул и жаловался матушке Паульс на свою жизнь. А она, в свою очередь, спрашивала его: "Петр, почему ты не оставишь бандитскую жизнь?" И этот жестокий мужчина давал ответ: слишком глубоко повязан с махновцами. Сейчас я их просто не могу оставить." [Ebd. S.213.] Когда махновцы под давлением армии Деникина в декабре 1919 года оставили Хортицу, Тиссены, заболевшие тифом, нашли приют в доме своих бывших жертв в меннонитском селе Широкое, которые не только приняли их, но и ухаживали за ними. [Ebd.] В начале 1921 года Тиссен вернулся на свою родину, в Молочную. По некоторым свидетельствам, он покаялся и просил прощения у меннонитов старых колоний за свои зверства. [Ebd. S.215.]

Наряду с Тиссеном упоминались три брата Унге, а также некто Вал, изменивший свою фамилию на Валенко. [Ebd. S.251. Ebd. S.219-220.] Позже все они за свои деяния были расстреляны красными. [Ebd. S.236.]

Во всяком случае, это был факт, что среди махновцев были меннониты, которых боялись, в первую очередь, за известные им факты, сокрытые от махновцев. Они, к примеру, знали, кто из меннонитов служил в отрядах самообороны и доносили на них. Как повествует Иван Ремпель, попасть в руки такого махновца было очень опасно. [Saloff-Astachoff. 1931. S.67.]

Миссионеры-палаточники понимали нужду этих людей, как никто другой. Неделями наблюдали они проявление милости Божией по отношению к погибающим душам махновцев. Любовь же не всегда встречает любовь. Во многих местах бандиты посещали мероприятия миссионеров, часто нарушая их порядок. Но Господь даровал Своим храбрым благовестникам возможность проникнуть в холодные сердца лучом света. Иногда некоторые махновцы приходили к вере. [Saloff-Astachoff. 1931. S.67.]

Но чем дальше продвигалась рабочая группа миссии и чем больше махновцев появлялось на их собраниях, тем больше росла их озлобленность и ненависть к бесстрашным проповедникам Слова Божьего. Ведь они с возрастающей силой разрушали жестокие воззрения махновцев. А приговор батьки в таких случаях один " смерть!

Глава 5. Так умирают герои веры




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.