Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К модулям ключевых профессиональных компетенций




Существенным сдерживающим фактором экономического роста России становится дефицит трудовых ресурсов, уже сейчас остро ощу­тимый в сфере производства. Поэтому от структуры и качества подго­товки кадров зависит конкурентоспособность предприятий и развитие экономики страны в целом.

Современный рынок труда, характеризующийся высокой инно­вационной динамикой, предъявляет новые требования к рабочим и специалистам. Опросы работодателей свидетельствуют о новых тен­денциях развития кадровых потребностей регионов: формирование заказа на качество профессионального образования не только и не столько в формате «знаний» выпускников, сколько в терминах «спосо­бов деятельности»; появление дополнительных, не актуализированных ранее требований к работникам, связанных с общими для всех профес­сий и специальностей компонентами готовности к профессиональной деятельности, такими как умение разрешать разнообразные проблемы, работать с информацией, способность к «командной» работе, сотруд­ничеству, налаживанию социальных связей, непрерывному самообра­зованию и т.д. Таким образом, речь идет об особых образовательных результатах системы профессионального образования - о профессио­нальных компетенциях. В профессиональные компетенции включают­ся специальные профессиональные компетенции (специальные компе­тенции) и ключевые профессиональные компетенции (ключевые ком­петенции). Первые относятся к конкретной сфере профессиональной деятельности и представляют собой готовность личности к эффектив­ному решению определенного класса профессиональных задач, вторые - инварианты относительно вида и типа профессиональной деятельно­сти и решают общие для различных профессиональных областей зада­чи.

Нормативно переход на компетентностно-ориентированное об­разование в России закреплен в 2001 г. в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и Приоритетных на­правлениях развития образовательной системы РФ (2004). В Феде­ральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы среди основных направлений обозначено приведение содержания об­разования, технологий обучения и методов оценки качества образова­ния в соответствие с требованиями современного общества.В Самарской области, одном из первых субъектов РФ, поста­новлением Правительства № 24 от 19.05.2004 г. введены ключевые компетенции обучающихся как результат образования. Очевидно, что ключевые компетенции начинают формироваться еще в общеобразо­вательной школе, в системе же профессионального образования их дальнейшее развитие происходит в рамках профессионализации уча­щихся и студентов. Введение мероприятий по формированию ключе­вых компетенций обучающихся осуществляется через региональный компонент государственных образовательных стандартов образования, который направлен на реализацию полномочий Самарской области как субъекта РФ в части определения дополнительных требований к со­держанию и уровню подготовки обучающихся в образовательных уч­реждениях.

В соответствии с Концепцией регионального компонента госу­дарственных образовательных стандартов довузовского профессио­нального образования Самарской области, принятой решением колле­гии министерства образования и науки Самарской области от 25.02.05 г. (Приложение 1), одной из региональной составляющей нормы явля­ется освоение модулей, ориентированных на развитие ключевых про­фессиональных компетенций обучающихся: социально-коммуникативной, информационной, предприни-мательской, компе­тенций по разрешению проблем, работе с информацией, эффективно­му поведению на рынке труда.

Модульно-компетентностный подход к формированию ключе­вых компетенций обучающихся выбран неслучайно и рассматривается как один из эффективных при решении задач компетентностно-ориентированного образования (Приложение 2).

Достаточно сложно напрямую связать содержание конкретного модуля с формированием определенной ключевой компетенции, по­скольку в реальной деятельности могут быть одновременно активны несколько сложных умений. Однако в учебных целях за каждым моду­лем «закреплено» формирование определенной компетенции:

модуль «Социально-коммуникативная деятельность» - со­циально-коммуникативная компетенция (готовность эффективно взаимодействовать с другими людьми в процессе совместной профес­сиональной деятельности),

модуль «Работа с информацией» - информационная компе­тенция (готовность осуществлять информационный поиск, обрабаты­вать и представлять полученную информацию в соответствии с запро­сом потребителя),

модуль «Решение проблем» - компетенция в разрешении проблем (готовность выявлять проблемы социально-профессиональных ситуаций, планировать и организовывать деятель­ность по их решению, анализировать результаты собственной деятель­ности и при необходимости вносить в нее коррективы),

модуль «Эффективное поведение на рынке труда» - готов­ность к активным действиям на рынке труда в процессе профес­сионального становления,

модуль «Основы предпринимательства» - предпринима­тельская компетенция (готовность к планированию и организации предпринимательской деятельности).

Необходимо обратить внимание на различные варианты органи­зации процесса обучения, обеспечивающие формирование ключевых компетенций как образовательных результатов. Исследователи выде­ляют три возможные стратегии включения ключевых компетенций в образовательный процесс профессиональной школы: 1) стратегия вве­дения дополнительного содержания образования (концентрация в виде дополнительных спецкурсов или распределение в рамках всего учеб­ного плана путем «встраивания» во многие учебные предметы); 2) стратегия изменения педагогических технологий, т.е. способов освое­ния содержания образования; 3) комбинированная стратегия [1, с.Ю2]. Именно последний, третий вариант, выбран для внедрения в систему довузовского профессионального образования. Модуль в данном слу­чае задает контекст обучения: описывает диагностируемые результаты обучения, проектирует методы, формы организации обучения, проце­дуру оценки и т.д.

Таким образом, освоение модулей ключевых компетенций про­исходит:

в рамках регионального учебного предмета/дисциплины «Ключевые профессиональные компетенции», основная цель кото­рого - отработка соответствующих аспектов компетенций, способов деятельности в учебных ситуациях, имитирующих реальную социаль­но-профессиональную деятельность будущего специалиста, не охва­ченных содержанием учебных предметов/дисциплин федерального компонента государственных образовательных стандартов. Пред­мет/дисциплина состоит из 5 разделов («Основы социально-коммуникативной деятельности», «Работа с информацией», «Решение проблем», «Эффективное поведение на рынке труда», «Основы пред-принимательства») и изучается на заключительном этапе теоретиче­ского обучения;

в процессе профессиональной (производственной) практи­
ки
на выпускном курсе путем включения в ее программу дополни­
тельных видов деятельности (заданий), связанных с применением в
условиях реальной социально-профессиональной ситуации способов
деятельности по разрешению разнообразных проблем, организации
взаимодействия с другими людьми, предотвращению конфликтов и
т.д.;

• в рамках преподавания других предметов/дисциплин
учебного плана
(в том числе, федерального компонента государст­
венных образовательных стандартов) через использование интерак­
тивных образовательных технологий (кейс-стади, метод проектов,
игровые технологии и т.д.).

В соответствии с приказом Министерства образования и науки «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции ре­гионального компонента довузовского профессионального образова­ния в Самарской области на 2005-2007 гг., региональных моделей учебных планов и введении в действие регионального компонента на­чального и среднего профессионального образования на территории Самарской области» от 03.05.2005 № 62-од, осуществляется поэтап­ное введение регионального компонента в учебный процесс.

Следует обратить внимание, что отдельные ключевые компе­тенции могут совпадать со специальными. Так, например, предприни­мательская компетенция для специальностей среднего профессиональ­ного образования направления 080000 «Экономика и управление» яв­ляется специальной компетенцией. В таких случаях необходимо соот­носить перечни специальных и ключевых компетенций, чтобы избе­жать возможного дублирования в постановке и реализации образова­тельных целей.

В данной книге представлены спецификации модулей, которые задают единые требования к базовому (обязательному) уровню сфор-мированности ключевых компетенций выпускников начального про­фессионального образования и отдельно выпускников среднего про­фессионального образования. Для двух компетенций: готовность к эффективному поведению на рынке труда и предпринимательской компетенции не подразумевается выделения уровней сложности, уро­вень сформированности у этих компетенций единый для выпускников как начального, так и среднего профессионального образования.

Спецификации модулей включают следующие компоненты:

цели обучении, фиксирующие планируемые изменения в спо­
собах деятельности обучающегося по окончании изучения модуля,

результаты обучения, которые устанавливают, что обу­
чающийся будет уметь делать по завершении обучения,

входные требования - это требования к подготовке обучаю­
щегося на начало изучения модуля;

нормативная продолжительность обучения показывает,
сколько учебных часов в среднем требуется обучающемуся на дости­
жение всех планируемых результатов обучения модуля;

критерии оценки результатов основываются непосредствен­
но на результатах обучения и устанавливают критерии качества вы­
полняемой работы;

уровни освоения, раскрывающие глубину и/или диапазон
освоения умения, формируемого в рамках результата обучения;

требования к объекту оценки, предполагающие описание
доказательств (свидетельств), которые обучающийся должен предъя­
вить, чтобы доказать достижение результата обучения и получить
оценку своей деятельности;

пояснительную записку, содержащую информацию реко­
мендательного характера, в которой даются разъяснения по отдельным
компонентам спецификации модуля, рекомендуемым методам обуче­
ния, инструментам оценки и т.п.

Для обучающегося спецификации модулей тоже выполняют важную функцию, они являются своеобразным планом учебных дей­ствий (программой деятельности) для достижения поставленных обра­зовательных целей. Можно сформулировать в форме вопросов значе­ние отдельных компонентов спецификаций для обучающегося:

> чего мне нужно достичь, какова цель моей учебной деятель­
ности? (цели обучения);

> каким образом мне нужно спланировать достижение постав­
ленной цели, каких результатов в обучении я должен достичь? (ре­
зультаты обучения);

> какие способы выполнения деятельности нужно использо­
вать, чтобы достичь каждого результата обучения; какие действия и
операции я должен совершить при этом; по каким признакам я смогу
оценить свою деятельность, чтобы в случае необходимости скорректи­
ровать ее? (критерии оценки результата);

>где я смогу применить полученные умения, насколько широко и/или глубоко я должен их усвоить? (уровни освоения); > что я должен продемонстрировать, чтобы доказать достиже­ние результатов обучения и получить оценку своей деятельности? (требования к объекту оценки).

Таким образом, жестко структурированная спецификация моду­ля создает необходимые условия для организации такой деятельности обучающихся, при которой получаемая информация не просто будет формально усвоена, а сможет составить часть внутреннего ресурса, что даст возможность практического ее использования в жизни.

Кроме спецификаций модулей, книга содержит также словарь основных терминов и понятий модулей ключевых профессиональных компетенций, список использованной литературы, приложения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.