Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Области




Самарская область представляет собой высоко урбанизирован­ный, индустриально развитый регион с достаточно сильными эконо­мическими позициями и многонациональным составом населения. По экономическому потенциалу область лидирует в Приволжском феде­ральном округе: на ее долю приходится 17,0 % окружного валового регионального продукта и лишь 10,3% населения округа.

Для нашей губернии характерен высокий темп инвестиций, что свидетельствует об активной экономической среде - важнейшей пред­посылке эффективности экономики. Так, по расчетам Центра страте­гических исследований Приволжского федерального округа, среднего­довое опережение динамики общероссийского инвестиционного про­цесса в Самарской области составляет 106%. Область продолжаетудерживать высокие позиции в рейтинге инвестиционного потенциала, занимая 6 место в РФ и 1 место в Приволжском федеральном округе. Этот показатель в значительной мере достигнут благодаря уси­лиям Правительства области по созданию принципиально нового ин­вестиционного законодательства, привлечению иностранных инвести­ций. Общий объем поступивших в 2003 г. в Самарскую область ино­странных инвестиций составил 414,3 млн.долларов США, что на 35,9% больше, чем в 2002 г.

В результате преобразований отношений собственности в гу­бернии сформирован крупный негосударственный сектор: в промыш­ленности его доля составляет 97,8% от общего количества предпри­ятий, в сельском хозяйстве - 95,6%, строительстве - 97,9%, торговле -98,9%, на транспорте - 90,5%. Характерно, что среди всех форм собст­венности в целом в экономике области преобладает частная (80,3%). На негосударственных предприятиях трудятся 92% занятых в про­мышленности области, они производят 98,5% общего объема про­мышленной продукции.

В отраслевом разрезе сегодня основную долю в структуре про­мышленного производства Самарской области занимает машино­строение - 56%, 9-13% - пищевая промышленность, химическая и нефтехимическая, 7% и менее - электроэнергетика, нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, цветная, легкая и прочие отрасли.

В целом, для области характерна «Би-отраслевая» модель эко­номического развития, поскольку отчетливо выделяются две отрасли специализации:

• машиностроение (автомобиле- и авиастроение);

• нефтяная и нефтехимическая промышленность.

В последние годы происходили интенсивные изменения и в структуре трудовых ресурсов области, что выразилось в снижении численности экономически активного населения за 2003 год (на 59 тыс.чел.), численности занятого населения (на 38 тыс.чел.) и числен­ности безработных (с 94 до 74 тыс.чел.). Удельный вес безработной молодежи в общей численности безработных граждан в течение по­следних лет стабильно составляет около одной трети (в 2003 г. -29,3%).

Краткий обзор основных тенденций социально-экономического развития Самарской области свидетельствует о том, что динамика из­менений, связанных с формированием фундамента рыночной эконо­мики, в нашей губернии достаточно высока. По сути дела, в экономике региона создана конкурентная среда как фактор экономического роста.


Кроме того, важно отметить снижение уровня государственного регулирования в большинстве сфер экономической жизни губернии.

Очевидно, что такой модели социально-экономического разви­тия территории будет соответствовать адаптивная система образова­ния, быстро реагирующая на запросы динамичного рынка труда, сти­мулирующая экономический рост, производящая рабочих и специали­стов, способных эффективно работать в конкурентной экономической среде.

Сегодня в мире произошла принципиальная смена значимости факторов производства. На первый план выходят гуманитарные (свя­занные с человеческим капиталом) факторы, обгоняя факторы матери­альные. В то же время, результаты мониторинга трудового потенциала на промышленных предприятиях области, проводимого специалиста­ми Главного управления труда Самарской области в 2002-2004 гг., вы­явили тенденции ухудшения его отдельных характеристик. Одной из них является «старение» персонала. В области - менее четверти пред­приятий, где работающая молодежь составляет 30% и более; появи­лись предприятия, на которых свыше четверти работников - люди пенсионного возраста. Так, на предприятиях машиностроения доля работающих в возрасте до 30 лет не превышает 20,2%. Затраты на обу­чение персонала и его переподготовку в организациях Самарской об­ласти в 2003 г. составили от 0,01 до 1,2% от затрат на производство (для поддержания простого воспроизводства кадрового потенциала необходимы затраты не менее 1,5%).

Как показывают исследования, регионы с конкурентоспособной экономикой, наряду с мобильностью капитала, характеризуются высо­кой профессиональной динамикой, под которой понимаются явления разного порядка и качества. Это «доучивание» (повышение квалифи­кации); смена информационного или психологического базиса профес­сии; смена специализации в рамках одной профессии; выбор новой профессии. Основы профессиональной мобильности трудовых ресур­сов как фактора повышения конкурентоспособности региона форми­руются в системе профессионального образования. Профессиональная мобильность должна иметь серьезную информационную поддержку, а значит, опираться на информационную мобильность.

Очевидно, что эффективная система профессионального образо­вания является решающим фактором социально-экономического раз­вития региона. Но для этого она должна быть ориентирована на по­требности территории, создавать кадровое обеспечение конкретных инвестиционных проектов, воспроизводить профессиональнокадровую структуру, востребованную логикой социально-экономического развития региона.

Для Самарской области сегодня характерна слабая сбалансиро­ванность востребованного рынка труда и воспроизводимого системой профессионального образования контингента экономически активного населения. Существует определенный дисбаланс между спросом пред­приятий регионов на высококвалифицированных рабочих и специали­стов с необходимыми знаниями и навыками в конкретной области дея­тельности и предложениями учебных заведений, особенно среднего и высшего профессионального образования.

Назрела настоятельная необходимость в регионализации систе­мы профессионального образования, тем более, что территориальная мобильность населения России достаточно низка из-за слабой развито­сти рынка жилья, информационной и транспортной инфраструктуры и определенных социокультурных традиций.

Проблемы кадрового обеспечения предприятий и организаций области включают в себя не только количественные, но и качествен­ные показатели профессиональной подготовки. Современный работо­датель, особенно в негосударственном секторе, в сфере малого и сред­него бизнеса (а в Самарской области - это самый значительный сег­мент рынка), предъявляет особые, неартикулированные ранее требова­ния к специалистам.

Результаты мониторинга, проведенного в рамках областной це­левой программы «Управление кадровым потенциалом Самарской области» в 2004 г., свидетельствуют о том, что сформировался и на­растает спрос на такие качества профессионала как мобильность, гиб­кость, способность к смене видов профессиональной деятельности, готовность к непрерьгеному образованию (самообразованию). Опросы работодателей губернии показывают, что в их «заказе» на качество профессионального образования можно выделить общие для любых профессий и специальностей требования, которые относятся не к зна-ниевой составляющей профподготовки, а к компетентностной (умения, навыки, способности). Эти требования к качеству специалистов, в со­ответствии с терминологией Совета Европы, можно обозначить как ключевые профессиональные компетенции.

В Самарской области, одном из первых субъектов РФ, поста­новлением Правительства № 24 от 19.05.2004 г. введены следующие ключевые компетенции учащихся как результат образования: готов­ность к разрешению проблем, технологическая компетентность, готов­ность к самообразованию, готовность к использованию информацион­ных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативная компетентность. Очевидно, что ключевые компетенции начи­нают формироваться в общеобразовательной школе, в системе же профессионального образования их дальнейшее развитие происходит в рамках профессионализации учащихся, студентов.

Кроме ключевых, т.е. базовых, общих для любого профессио­нального труда, специалист должен обладать специальными компе­тенциями, обеспечивающими выполнение конкретных профессио­нальных функций, связанных со спецификой определенного рабочего места и видами деятельности, необходимыми для выполнения долж­ностных обязанностей. Специальные профессиональные компетенции работодатели связывают с современными профессиональными техно­логиями, которые используются на предприятиях, фирмах, в организа­циях и учреждениях губернии, и современными организационно-технологическими условиями труда.

Таким образом, региональный компонент ГОС профессиональ­ного образования как фактор регионализации образования служит це­лям достижения качества образования, которое задается работодате­лями региона.

Формирование регионального компонента государственного стандарта профессионального образования

Анализ государственных образовательных стандартов начально­го, среднего и высшего профессионального образования свидетельст­вует о том, что в федеральном компоненте ГОС требования к качеству образования, рассмотренные выше, учитываются совершенно недоста­точно. В содержание профессионального образования, как правило, не включены соответствующие навыки и умения. Кроме того, известно, что в рамках одного и того же содержания образования, в зависимости от образовательных технологий и организационных форм, усвоение может происходить или на уровне знаний, или на уровне практических умений учащихся и студентов.

Так, в ГОС высшего профессионального образования за послед­ние 10 лет произошло снижение объема практик в среднем на 20-30%. Если в ГОС первого поколения педагогические вузы имели объем практик, превышающий университетский, то в стандартах второго по­коления существенно снизились объемы практической подготовки будущих учителей. По направлениям «Металлургия» и «Электро­снабжение» практика сократилась с 24 до 20 недель. Снизились объе­мы практических, лабораторных занятий, курсовых работ и т.д.

В ГОС среднего и высшего профессионального образования преобладают требования к знаниевому компоненту и слабо выражены требования к умениям и навыкам. Достаточно часто практика прово­дится только в стенах учебного заведения, без выхода в реальную профессиональную (производственную) деятельность.

Таким образом, поскольку федеральный компонент ГОС про­фессионального образования не учитывает современные требования рынков труда (а тем более - его региональную специфику), соответст­вующее государственное нормирование образовательного процесса должны производиться через региональный компонент.

Региональный компонент ГОС профессионального образования устанавливается совокупностью нормативных документов, разрабаты­ваемых на региональном уровне:

• решение Коллегии министерства образования и науки Самар­
ской области об одобрении Концепции регионального компонента
довузовского профессионального образования;

• Приказ министерства образования и науки Самарской области
«Об установлении регионального компонента начального и среднего
профессионального образования на территории Самарской области»;

• рабочие учебные планы по профессиям и специальностям на­
чального и среднего профессионального образования с учетом регио­
нальных норм в пределах времени, отведенного на региональный ком­
понент;

• рабочие учебные программы отдельных дисциплин профес­
сиональной подготовки в рамках федерального компонента ГОС, в
которые вводятся дополнительные учебные элементы, отражающие
региональные особенности технико-технологической и социально-
экономической среды;

• примерные региональные учебные программы, определяющие
новое (дополнительное) содержание профессионального образования,
имеющее региональную значимость;

• региональные инструктивные документы, нормирующие в
пределах компетенции субъекта РФ отдельные процедуры образова­
тельного процесса в профессиональной школе.

В соответствии с вышеизложенным, в Самарской области вво­дятся следующие региональные составляющие нормы начального и среднего профессионального образования:

1. Дополнительные виды профессиональных (производствен­ных) практик на предприятиях (организациях) Самарской области.

2. Дополнительные модули содержания специального блока
дисциплин, связанные с основными профессиональными (производст­
венными) технологиями, используемыми на предприятиях (организа­
циях) Самарской области.

3. Отдельные виды курсового и дипломного проектирования
учащихся (студентов), направленные на решение конкретных техниче­
ских, технологических, экономических, управленческих, социальных и
других проблем предприятий (организаций) Самарской области.

4. Региональный практикум, ориентированный на развитие клю­
чевых профессиональных компетенций учащихся и студентов, вклю­
чающий пять модулей:

• «Эффективное поведение на рынке труда»

• «Решение проблем»

• «Социально-коммуникативная деятельность»

• «Работа с информацией»

• «Основы предпринимательства».

Установление регионального компонента предполагает введе­ние процедур оценки дополнительных образовательных результатов на уровне образовательных учреждений и учащихся (студентов) и потре­бует внесения соответствующих изменений в процедуры итоговой ат­тестации обучаемых, аттестации образовательных учреждений, руко­водителей, педагогов и мастеров производственного обучения системы начального и среднего профессионального образования Самарской области.

Приложение 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.