Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категория коммуникативной перспективы. Актуальное членение высказывания




Занятие 4

Коммуникативные категории предложения (ККП), ориентированные на слушающего

Занятие 3

1. Категория целевой установки. Повествовательные и вопросительные высказывания.

2. Категория речевой ситуативности.

Литература: 1. (1) – пар.14, 86-87; 2. (5) – пар. 2591-2640, 2059-2065; 3. (6) –С. 682-685; 4. (4) – С. 164-170; 5. Гак В.Г. Сравнительная типология французского и русского языков. – Л., 1977. – пар 113-114; 6. Валимова Г.В. Вопросительные предложения Русский язык: Энциклопедия. – М., 1979. – С. 45-46; 7. Лопатина Л.Е. Повествовательное предложение // Там же. С. 212; 8. Распопов И.П. Очерки по теории синтаксиса. – Воронеж, 1973. – С. 31-34; 9. Распопов И.П. Спорные вопросы синтаксиса.– Ростов-на-Дону, 1981. – С. 24-26; 10. Распопов И.П. Строение простого предложения в современном русском языке. – М., 1970. – С. 85-98; 11. Формановская Н.И. Русский речевой этикет. – М., 1982. – С. 54-73; 12. Городское просторечие: Проблемы изучения. – М., 1984; 13. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1977; 14. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. – М., 1982; 15. Разновидности городской устной речи: Сборник. – М., 1988; 16. Сиротинина О.В. Русская разговорная речь. – М., 1983; 17. Русская разговорная речь. – М., 1973; 18. Одинцов В.В. Речевые формы популяризации. – М., 1982; 19. Городовикова М.Д., Будасси Э.В. Научно-популярные статьи как тип текста // Филологические науки. – 1995. – №5-6. – С. 79-88.

I. БЛОК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание: 1. Законспектируйте источники 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11.

2. Подберите газетный диалогический текст и проанализируйте по плану, приведённому ниже:

План анализа

1). Определите жанр текста.

2). Выделите в тексте повествовательные и вопросительные высказывания, определите их структуру, семантику и функции в тексте.

3). Отметьте употребление повествовательных и вопросительных высказываний во вторичной функции.

4). Какие из отмеченных в тексте высказываний подвергаются трансформационному анализу? Каковы результаты этого анализа?

5). Установите, есть ли связь между жанром текста и употребительностью вопросительных высказываний.

3. Подберите научный или научно-популярный текст и проанализируйте по приведённому ниже плану:

План анализа

1). Определите жанр текста.

2). Охарактеризуйте представленные в тексте высказываеия в плане общения (устная – письменная форма), сферы общения (кодифицированный литературный язык – разговорная речь – просторечие); функционально-стилевой принадлежности; социального аспекта, проявляющегося в выборе обращения, ТЫ/ВЫ форм, номинаций и проч.

3). Установите, есть ли связь между жанром текста и определёнными вами характеристиками высказывания.

1. Сущность категории коммуникативной перспективы. Понятие актуального членения высказывания.

2. Средства оформления актуального членения. Актуальная парадигма высказывания.

3. Вопрос об актуальном членении разных типов предложения. Актуальное членение и текст.

4. Тема высказывания как компонент его актуального членения. Средства выражения темы. Типы тем. Роль темы в текстообразовании.

5. Рема высказывания как компонент его актуального членения. Средства выражения ремы. Типы рем. Роль ремы в текстообразовании.

Литература: 1. (6) – 705-718, 723-725; 2. (4) – С. 139-144, 152-163; 3. (5) пар. 2133-2137; 4. Бухарин В.И. Вводные слова в аспекте актуального членения // Вопросы языкознания. – 1984. – №1. – С. 101-105. 5. Горшкова И.М. Дискуссионные вопросы организации текста в чехословацкой лингвистике // Синтаксис текста. – М., 1981. – С. 21-25; 6. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. – М., 1982. – С. 300-319 (ИЛИ: Она же. Роль ремы в организации и типологии текста // Синтаксис текста. – М., 1979. – С. 103-112).

I. БЛОК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание: 1. Законспектируйте источники 4, 5, 6.

2. Проанализируйте в аспекте актуального членения следующие высказывания (письменно): Коня взял к себе мельник Панкрат. Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.