Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лабораторная работа №1. Домашние лабораторные работы




Домашние лабораторные работы

Синтаксический анализ текста

1. Информативная семантика высказывания и текст.

План анализа:

1) Определите количество пропозиций в диктуме текста, их типы, способы и средства выражения.

2) Рассмотрите актантный состав пропозиций, способы и средства выражения актантов.

3) Отметьте сирконстантный состав пропозиций, способы и средства выражения сирконстантов.

4) Если имеются припозитивные смыслы, то укажите их (а также средства выражения).

5) Каковы закономерные связи в диктуме? Каковы закономерности выбора способов и средств выражения диктумного содержания? На основе анализа сформулируйте вывод о характере объективной семантики текста и её выражения.

6) Установите связь жанра текста и информативной семантики его высказываний.

2. Целостный синтаксический анализ текста.

План анализа:

1) Установите прагматический характер текста: его речевой смысл и речевой жанр. Своё решение аргументируйте.

2) Проанализируйте последовательно актуальный, модусный, информативно-семантический и конструктивно-синтаксический аспекты текста.

3) Выявите связи между характеристиками текста в каждом из аспектов.

Литература: 1. Кожевникова К. Об аспектах связанности в тексте как целом // Синтаксис текста. – М., 1981. – С. 49-67; 2. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981; 3. Богданов В.В. Семантико-синтаксическая организация предложения. – Л., 1977; 4. Филлмор Ч. Дело о падеже. Дело о падеже открывается вновь // НЗЛ. – 1981. – Вып.10; 5. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. – М., 1976; 6. Новиков А.И. Семантика текста и формализация. – М., 1983; 7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1972. – С. 237-280; 8. Арутюнова Н.Д. Падучева Е.В. Истоки, проблемы и категории прагматики // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1985. – Вып. 16. – С. 3-42; 9. Николаева Т.М. Лингвистика текста: современное состояние и перспективы // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1978. – Вып. 8. – С. 5-39; 10. Сидоров Е.В. Проблемы речевой системности. – М., 1987.

I. БЛОК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание: 1. Законспектируйте источники 1, 2, 3, 8, 9.

2. Проанализируйте по предложенному плану информативную семантику текста подобранной вами газетной публикации.

3. Сделайте целостный анализ другого газетного текста по предложенному плану.

Категория истинности/ложности. Утвердительные и отрицательные высказывания

1. Категория истинности/ложности в формальной логике.

2. Категория истинности/ложности в коммуникативистике.

Литература: 1. (1) – пар. 13; 2. (3) – С. 354-355; 3. (5) –пар. 2641-2673; 4. – (6) С. 669-670; 5. Падучева Е.Е. О семантике синтаксиса. – М., 1974. – Гл.VI; 6. Гак В.Г. Сравнительная типология французского и русского языков.– Л., 1977. – пар. 115-116; 7. Мучник В.С. Отрицание как утверждение // Русская речь. – 1977. – №3.

Задание:

1. Законспектируйте источники 5, 6, 7.

2. Проанализируйте (письменно) предложенный текст по приведенному плану:

План анализа:

1. Определите жанр текста.

2. Выделите способы и средства выражения утверждения и отрицания, их семантику и роль в тексте.

3. Проанализируйте отрицательные высказывания, их структуру и семантику, функции в тексте.

4. Отметьте, если есть, вторичные функции утвердительных и отрицательных высказываний.

5. Проведите трансформационный анализ отрицания, имеющегося в тексте.

6. Установите, есть ли связь между жанром текста и представленностью в нем отрицания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.