Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 14 плата за землю




Согласно ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ или другими федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (в ФЗ РФ «О плате за землю» – нормативная цена земли). Для этого предусмотрено проведение государственной кадастровой оценки, а в случаях, когда уже определена рыночная стоимость земельного участка, его кадастровая стоимость устанавливается в процентах от рыночной стоимости (ст. 66 Земельного кодекса РФ). Установление такой нормы в законодательстве позволяет сделать вывод, что в системе платного землепользования рыночные отношения играют ведущую роль, но при этом регулирующая роль государства своего значения не теряет.

Постановлением Правительства РФ от 08.04.00 №316 утверждены «Правила проведения государственной кадастровой оценки земель», которые определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством (см. 15.3 «Государственный земельный кадастр»).

Постановлением Правительства РФ от 22.04.2002 г. №261 «О методике определения сопоставимой по кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий» установлено, что для определения сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий, находящихся в собственности, владении и (или) пользовании налогоплательщика, кадастровая стоимость одного гектара его сельскохозяйственных угодий делится на среднюю кадастровую стоимость гектара сельскохозяйственных угодий в соответствующем субъекте Российской Федерации и умножается на площадь сельскохозяйственных угодий налогоплательщика.
Порядок определения кадастровой стоимости одного гектара сельскохозяйственных угодий налогоплательщика и средней кадастровой стоимости одного гектара сельскохозяйственных угодий в субъекте Российской Федерации устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с Законом РФ «О плате за землю» (от 11 октября 1991 г. N1738-1 с измен. на 24 декабря 2002 г.) формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.

Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Объектом налогообложения и взимания земельной платы являются конкретные земельные участки, земельные доли (при общей долевой собственности на участок), предоставленные гражданам и юридическим лицам в собственность, владение или пользование (аренду).

Законом разграничивается налогообложение сельскохозяйственных и несельскохозяйственных угодий. При этом земельный налог на сельхозугодья устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. Арендная плата может устанавливаться как в денежной, так и в натуральной форме (ст. 21).

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка (ст. 65 ЗК РФ).

Если освобожденные от уплаты налога лица, сдают свои участки в аренду, они лишаются льгот на площадь земли, переданной в аренду.

Для покупки и выкупа земельных участков, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Понятия нормативной цены земли и кадастровой стоимости земельного участка адекватны по правовому содержанию.

Согласно п. 13 ст. 3 ФЗ РФ от 25 октября 2001 года N137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, применяется нормативная цена земли. При этом, переоформление права на земельный участок включает в себя:

· подачу заявления юридическим лицом о предоставлении ему земельного участка на соответствующем праве при переоформлении этого права в соответствии с настоящей статьей или подачу заявления юридическим лицом о предоставлении ему земельного участка на праве собственности или аренды, при переоформлении этого права;

· принятие решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающих правом предоставления земельных участков, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве;

· государственную регистрацию права в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Нормативная цена земли вводится для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка (ст. 25).

Порядок определения нормативной цены земли установлен Постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997 года N319 «О порядке определения нормативной цены земли».

Нормативная цена земли ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

Органы местного самоуправления (администрации) по мере развития рынка земли могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать установленную органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации нормативную цену земли, но не более чем на 25 процентов.

При этом, нормативная цена земли, установленная органами исполнительной власти субъектов РФ с учетом решения о ее повышении или понижении органами местного самоуправления не должна превышать 75 процентов уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.

Районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству выдают заинтересованным лицам документа о нормативной цене земли конкретного земельного участка.

Федеральная служба земельного кадастра России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатывает основные методические положения по ценовому зонированию земель и расчету нормативной цены земли.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.

За земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере.

Ставки земельного налога за земли всех категорий основного целевого назначения в районах проживания малочисленных народов Севера, а также за земли, используемые в качестве оленьих пастбищ в других регионах Российской Федерации, устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, а средства, поступающие в счет уплаты налога за эти земли, не централизуются в федеральный бюджет.

С колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, межхозяйственных предприятий и организаций, кооперативов и других сельскохозяйственных предприятий взимается только земельный налог, все остальные виды налогов по отношению к ним не применяются. На предприятия, имеющие доход от несельскохозяйственной деятельности, превышающей двадцать пять процентов, это положение не распространяется.

Сельскохозяйственные предприятия индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и другие на самостоятельном балансе) по перечню, утвержденному органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, кроме налога на землю, уплачивают и другие налоги в установленном порядке (ст. 4).

Земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения.

Средние размеры земельного налога с одного гектара пашни по субъектам Российской Федерации применяются по таблице согласно установленных законом «О плате за землю» средних размеров земельного налога.

Средние размеры земельного налога

Субъекты Российской Федерации Земельный налог с 1 га пашни (руб.)
Республика Адыгея (Адыгея)  
Республика Алтай  
Республика Башкортостан  
Республика Бурятия  
Республика Дагестан  
Ингушская Республика  
Кабардино-Балкарская Республика  
Республика Калмыкия - Хальмг Тангч  
Карачаево-Черкесская Республика  
Республика Карелия  
Республика Коми  
Республика Марий Эл  
Республика Мордовия  
Республика Саха (Якутия)  
Республика Северная Осетия  
Республика Татарстан (Татарстан)  
Республика Тыва  
Удмуртская Республика  
Республика Хакасия  
Чеченская Республика  
Чувашская Республика - Чаваш республики  
Алтайский край  
Краснодарский край  
Красноярский край  
Приморский край  
Ставропольский край  
Хабаровский край  
Амурская область  
Архангельская область  
Астраханская область  
Белгородская область  
Брянская область  
Владимирская область  
Волгоградская область  
Вологодская область  
Воронежская область  
Ивановская область  
Иркутская область  
Калининградская область  
Калужская область  
Камчатская область  
Кемеровская область  
Кировская область  
Костромская область  
Курганская область  
Курская область  
Ленинградская область  
Липецкая область  
Магаданская область  
Московская область  
Мурманская область  
Нижегородская область  
Новгородская область  
Новосибирская область  
Омская область  
Оренбургская область  
Орловская область  
Пензенская область  
Пермская область  
Псковская область  
Ростовская область  
Рязанская область  
Самарская область  
Саратовская область  
Сахалинская область  
Свердловская область  
Смоленская область  
Тамбовская область  
Тверская область  
Томская область  
Тульская область  
Тюменская область  
Ульяновская область  
Челябинская область  
Читинская область  
Ярославская область  
Еврейская автономная область  
Агинский Бурятский автономный округ  
Коми-Пермяцкий автономный округ  
Корякский автономный округ -
Ненецкий автономный округ -
Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ -
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ  
Ханты-Мансийский автономный округ -
Чукотский автономный округ -
Эвенкийский автономный округ -
Ямало-Ненецкий автономный округ -

Органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий устанавливаются и утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ.

Минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации.

При исчислении сумм земельного налога для плательщиков вводятся коррективы на местоположение их земельных участков (ст.5).

Земельный налог за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района. Земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных целей, взимается со всей площади земельного участка в размере пяти рублей за квадратный метр.

Органам местного самоуправления предоставляется право с учетом благоприятных условий размещения земельных участков повышать ставки земельного налога, но не более чем в два раза (ст. 6).

Налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки по ставкам, устанавливаемым для городских земель.

Средние ставки земельного налога для конкретного населенного пункта определяются и дифференцируются органом МСУ городов, а в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства, определяются законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (ст.6 п.3 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ").

За исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога, налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок земельного налога с учетом региональных коэффициентов увеличения в нижеприведенных таблицах.

Средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах  
руб./кв. м в расчете на год
  Численность населения (тыс. человек)
Экономические районы до 20 20-50 50-100 100-250 250-500 500-1000 1000-3000 свыше 3000
Северный 0,5 1,1 1,2 1,4 1,5 - - -
Северо-Западный 0,9 1,4 1,6 1,7 1,9 - - 3,5
Центральный 1,0 1,5 1,7 1,8 2,0 2,3 - 4,5
Волго-Вятский 0,8 1,3 1,5 1,6 1,8 - 2,4 -
Центрально-Черноземный 0,9 1,4 1,6 1,7 1,9 2,2 - -
Поволжский 0,9 1,4 1,6 1,7 1,9 2,2 2,5 -
Северо-Кавказский 0,8 1,3 1,5 1,6 1,8 2,1 2,4 -
Уральский 0,7 1,2 1,4 1,5 1,7 2,0 2,3 -
Западно-Сибирский 0,6 1,2 1,3 1,5 1,6 1,9 2,1 -
Восточно-Сибирский 0,5 1,1 1,2 1,4 1,5 1,8 - -
Дальневосточный 0,6 1,2 1,3 1,5 1,6 1,9 - -

Коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах

    Коэффициенты
Курортные районы и зоны отдыха Область, край, республика в среднем по градостроительным зонам
      высокой рекреационной ценности меньшей рекреационной ценности
Черноморское побережье Краснодарский край 6,0 8,0 4,0
Курорты Кавминвод Ставропольский край 4,5 7,0 3,5
Калининградское взморье Калининградская область 4,0 5,0 3,0
Зона отдыха Москвы Московская область 3,5 4,0 2,5
Зона отдыха Санкт-Петербурга Ленинградская область 3,5 4,0 2,5
Курорты Приморского края Приморский край 2,5 3,0 2,0
Другие курортные районы   2,0 2,5 1,5

Коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала

  Численность населения городов (тыс. человек)
Группы городов 100-250 250-500 500-1000 1000-3000 свыше 3000
      в го- роде в пригород- ной зоне в го- роде в пригород- ной зоне в го- роде в пригород- ной зоне
Столицы республик в составе РСФСР, краевые и областные центры, города с развитым социально-культурным потенциалом 2,2 2,3 2,4 1,9 2,6 2,2 3,0 2,5

Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.

В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.

Налог за часть площади земельных участков сверх установленных норм их отвода (за исключением участков, указанных в части шестой настоящей статьи) взимается в двукратном размере.

Налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей за квадратный метр.

Налог на часть площади дачных участков и индивидуальных гаражей, расположенных в городах и поселках, сверх установленных норм их отвода в пределах двойной нормы взимается в размере 15 процентов, а свыше двойной нормы - по полным ставкам земельного налога, установленного для городских земель.

Налог за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями), в пределах городской, поселковой черты устанавливается в размере 10 рублей за квадратный метр.

Налог за земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты устанавливается в двукратном размере ставок налога за сельскохозяйственные угодья аналогичного качества (ст. 8).

Налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения устанавливается в размере 20 процентов от средних ставок земельного налога, установленных в соответствии со средними ставками земельного налога (см. таблицу) для поселений численностью до 20 тысяч человек.

За земли, занятые полигонами (кроме военных) и аэродромами вне населенных пунктов, налог устанавливается в соответствии со средним размером налога за один гектар земель преобладающего на данной территории сельскохозяйственного или лесохозяйственного использования (ст.9).

Налог за земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытие водой, вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, взимается по средним ставкам земель сельскохозяйственного назначения административного района (ст.10).

Налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере пяти процентов от платы за древесину, отпускаемую на корню.
Налог за сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда устанавливается по тем же ставкам, что и для земель сельскохозяйственного назначения аналогичного качества.

Налог за земли лесного фонда, предоставленные в установленном порядке для рекреационных целей, определяется в размере пяти процентов от норматива платы за древесину на этой площади с учетом увеличения ставок для курортных зон, указанных в таблице (ст.11).

Взимание платы за землю, на которой размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и неиспользуемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения всех видов мобилизационных запасов (резервов) приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 года - Федеральный закон от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год".

От уплаты земельного налога полностью освобождаются:

1. заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады;

2. предприятия, а также граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного бытования;

3. научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно-экспериментальных, учебных целей и для испытаний сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур;

4. учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов (за исключением курортных учреждений), детские оздоровительные учреждения независимо от источников финансирования, государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры, а также религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры;

5. предприятия, учреждения, организации, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие рекультивации) на первые 10 лет пользования или в целях добычи торфа, используемого на повышение плодородия почв;

6. участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны;

7. инвалиды I и II групп;

8. земли, занятые полосой слежения вдоль Государственной границы Российской Федерации;

9. земли общего пользования населенных пунктов.

Граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков.

10. учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения (за исключением деятельности не по профилю спортивных сооружений, физкультурно-спортивных учреждений) независимо от источника финансирования;

11. высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования; Российской академии архитектуры и строительных наук; государственные научные центры, а также высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения министерств и ведомств Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

12. государственные предприятия связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации, государственные предприятия водных путей и гидросооружений Министерства транспорта Российской Федерации, предприятия, государственные учреждения и организации морского и речного транспорта, в том числе за земли, покрытые водой, и искусственно созданные территории при строительстве гидротехнических сооружений, за земли, занятые федеральными автомобильными дорогами общего пользования, аэродромами, аэропортами и ремонтными заводами гражданской авиации, сооружениями и объектами аэронавигации, отнесенными к федеральной собственности;

13. предприятия, научные организации и научно-исследовательские учреждения за земельные участки, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации;

14. земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, а также Министерства обороны Российской Федерации;

15. санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной и муниципальной, а также профсоюзной собственности;

16. внутренние, железнодорожные и пограничные войска, войска гражданской обороны за земли, предоставленные для их размещения и постоянной деятельности;

17. граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

18. военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы двадцать лет и более, члены семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, сотрудников Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей;

19. Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы и "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР";

20. учреждения и органы уголовно - исполнительной системы;

21. профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;

22. земли, используемые пожарной охраной.

Налог за землю, расположенную в полосе отвода железных дорог, взимается с предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта в размере до 25 процентов от ставки земельного налога, установленной за сельскохозяйственные угодья согласно средним размерам земельного налога (см. таблицу).

С юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).

23. государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, осуществляющие эксплуатацию государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, в том числе за земли водного фонда, занятые водохранилищами, каналами, дамбами и другими гидротехническими сооружениями в пределах полосы их отвода, а также государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, осуществляющие строительство государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, за земли, временно предоставленные им для строительства указанных объектов (ст. 12).

Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта РФ (ст. 13).

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления (ст. 14).

Основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.

Земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами.

Юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельного участку.

По вновь отведенным земельным участкам расчет налога представляется в течение месяца с момента их предоставления.

Начисление земельного налога гражданам производится органами государственной налоговой службы, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают им платежные извещения об уплате налога.

За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.

За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на это строение.

Учет плательщиков и начисление налога производятся ежегодно по состоянию на 1 июня.

Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка.

Государственные налоговые инспекции ведут учет плательщиков налога, осуществляют контроль за правильностью его исчисления и уплаты.

Суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня в размере, установленном федеральным законом.

Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога.

Плательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, уплачивают этот налог не более чем за три предшествующих года.

Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за три предшествующих года (ст.ст. 15-17).

Плата за землю перечисляется плательщиками земельного налога:

· за земли в пределах границ сельских населенных пунктов и другие земли, переданные в их ведение, - на бюджетные счета сельских органов местного самоуправления;

· за земли в пределах поселковой, городской границы и другие земли, переданные в их ведение, а также за земли в границах района, за исключением земель, переданных в ведение сельских органов местного самоуправления, - в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации долями на бюджетные счета субъекта Российской Федерации, соответствующую часть средств - на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления (ст. 18).

На бюджетные счета соответствующего субъекта Российской Федерации перечисляются средства, составляющие плату за землю, в пределах долей, установленных Законом «О плате за землю». Земельный налог и арендная плата учитываются в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются исключительно на следующие цели:

· финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, и процентов за их использование. Средства на эти цели расходуются по соответствующим нормативам;

· инженерное и социальное обустройство территории.

Средства, поступающие от взимания налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, расходуются на указанные в статье цели только для нужд собственников, владельцев и пользователей сельскохозяйственных земель.
Не использованные в течение года остатки средств не изымаются и направляются по целевому назначению в следующем году.

Требования Закона «О плате за землю» в части целевого использования централизуемого земельного налога и арендной платы приостановлены с 1 января по 31 декабря 2003 года - Федеральный закон от 24 декабря 2002 года N176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год".

Доля средств от земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, перечисляемых на бюджетные счета субъектов Российской Федерации, устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации. На мероприятия, централизованно выполняемые субъектом Российской Федерации, перечисляется не более десяти процентов от суммы средств земельного налога административного района (ст.ст. 19, 24).

Ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты налога за земельные участки, предоставленные предприятиям, учреждениям, организациям, возлагается на их руководителей.

Как отмечается в федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.06.99 г. N694 существующая система несовершенна с точки зрения фискальной политики и рационального землепользования. Главным недостатком системы является ее недостаточная гибкость, наличие неоправданно большого количества льготников: земельный налог сегодня уплачивается только с 25 процентов всех земель России, а в городах - с 15 процентов. От уплаты земельных платежей освобождены целые отрасли. Значительная разница между ставками земельного налога и арендной платой за использование государственных и муниципальных земель препятствует процессу приватизации земель.

При проведении реформы следует исходить из необходимости повышения роли земельных платежей в формировании доходной части бюджетов и совершенствования системы земельных платежей как инструмента рационализации землепользования.

Совершенствование земельных платежей предполагает:

· установление зависимости между размерами уплачиваемых земельных платежей и наложением на земельный участок ограничений в его использовании и обременений правами иных лиц;

· расчет ставок земельного налога и арендной платы в городах с учетом возможных направлений градостроительного использования городских земель;

· выравнивание ставок земельного налога и арендной платы, взимаемой с пользователей государственных и муниципальных земель.

С развитием системы государственного земельного кадастра и осуществлением мероприятий по массовой оценке земель будет увеличиваться дифференциация максимальных ставок в зависимости от рыночной оценки земли.

По данным Федеральной службы земельного кадастра России в 2001 г., с земель в черте поселений, составляющих 1,2% территории РФ, было сформировано 85% собираемых земельных платежей и 97% направляемого в федеральный бюджет земельного налога.

В соответствии со статьями 3, 4, 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы местного самоуправления. Таким образом, несмотря на то, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, контроль и охрана их состояния и использования осуществляется государством путем регулирования земельных отношений. Осуществляя регулирование земельных отношений государство фактически осуществляет управление всеми землями Российской Федерации посредством правовых норм, организацией землеустройства и мониторинга, ведением кадастра и государственным контролем за использованием земель всех форм собственности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.