Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА25. Правовой режим лесов и земель лесного фонда 3 страница




Обязательным условием выполнения Программы являлось создание системы мониторинга лесных пожаров для оценки состояния лесных горючих материалов и прогнозов наступления и продолжительности пожароопасных сезонов и периодов, разработка и внедрение новых методов профилактики лесных пожаров, технических средств обнаружения и тушения лесных пожаров, экономичных и эффективных технологий борьбы с огнем.

Около 80 процентов пожаров возникают по вине человека из-за несоблюдения требований и правил пожарной безопасности в лесу. Программой предусматривалось осуществление комплекса профилактических мероприятий, направленных на создание условий, способствующих сокращению числа пожаров, возникающих по вине человека. Отечественный опыт и опыт других стран (Франция, Германия) показывает, что благодаря хорошо поставленной противопожарной пропаганде и обеспечению действенного противопожарного надзора можно уменьшить число загораний в лесу в конкретном регионе.

В техникумах и высших учебных заведениях недостаточно учебных программ, учебных пособий, материалов по обучению приемам, формам и методам противопожарной пропаганды среди населения. В общественных организациях, деятельность которых связана с посещением лесов (общества охотников и рыболовов, туристов и др.), не ведется агитационно-разъяснительная работа по предупреждению лесных пожаров. Государственный комитет Российской Федерации по кинематографии, Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию и их органы на местах слабо освещают лесопожарную проблему и не формируют у населения бережного отношения к лесу. К разработке плакатов, аншлагов, витрин и других средств наглядной агитации не привлекаются специалисты по рекламе.

В целях повышения экологического образования населения Программой предусматривалось включение в программы общеобразовательных школ, техникумов и вузов разделов по изучению правил пожарной безопасности в лесах, организация на телеканале "Россия" в пожароопасный период передач по лесоохранной тематике и регулярное информирование населения страны о пожарной ситуации в лесах и принимаемых мерах по тушению пожаров.

Последние годы на территории ряда регионов Сибири и Дальнего Востока в порядке осуществления профилактики лесных пожаров проводят ранневесенние и позднеосенние контролируемые выжигания накопившихся в лесах валежника, сучьев, листьев, сухой травы. Разрабатывается инструкция по проведению профилактических палов, которая будет учитывать лесорастительные и экономические особенности каждого региона.

Одним из наиболее эффективных профилактических мероприятий по ограничению распространения огня в лесу является устройство системы противопожарных барьеров: защитных минерализованных полос, разрывов, заслонов, опушек и противопожарных канав.

Помимо сети противопожарных барьеров обустройство лесной территории в целях ограничения распространения огня включает строительство и ремонт лесохозяйственных дорог противопожарного назначения, устройство пожарных водоемов, организацию мест отдыха населения, что обеспечивает снижение естественной пожарной опасности лесов и их горимости.

В районах наземной охраны лесов действует 2,2 тысячи пожарно-химических станций. Кроме того, в составе баз авиационной охраны лесов и управлений лесами организовано 16 механизированных отрядов.

Наличие собственного парка воздушных судов позволяет улучшить авиационное обслуживание и снизить на 3-5 процентов стоимость авиалесоохранных работ.

Создание и внедрение технологии применения спутниковой информации для мониторинга лесных пожаров.

В дополнение к авиационному патрулированию не менее чем в 4 регионах предполагалось организовать центры приема спутниковой информации с целью мониторинга лесных пожаров и оценки степени пожароопасной обстановки на всей территории лесного фонда страны.

Наземная и авиационная охрана лесов в силу своей специфики нуждаются в кадрах, сочетающих в себе организаторские способности с хорошей теоретической подготовкой в области лесоводственных и технических наук. В настоящее время 65 процентов численности специалистов среднего и низового звена, работающих в охране лесов, не имеют высшего образования.

Повышение уровня охраны лесов от пожаров невозможно без участия добровольных пожарных дружин лесхозов, а также лесопожарных формирований предприятий и организаций, производящих работы или имеющих объекты в лесу. В отдельных регионах России с участием добровольных пожарных дружин и лесопожарных формирований тушится до 40 процентов всех пожаров. Указанные формирования могут стать значительной силой в решении лесопожарной проблемы при соответствующем их стимулировании и техническом оснащении.

Коэффициент травматизма среди работников государственной лесной охраны остается высоким и в 1997 году составил на 100 человек 3,6.

Согласно отраслевому тарифному соглашению на охрану труда и страхование работников охраны леса предусматривается 5 процентов средств, выделенных на ведение лесного хозяйства.

Определение экономической эффективности использования средств, вкладываемых в охрану лесов от пожаров, затруднено из-за отсутствия в настоящее время стоимостной оценки природоохранных, климатических, водорегулирующих и социальных функций лесов, не учитывающихся в стоимости продукции и услуг при использовании лесных ресурсов.

К сожалению, приходится отметить, что впечатляющие цифры государственной поддержки лесопожарных служб по выполнению Программы "Охрана лесов от пожаров на 1999-2005 годы" остались на бумаге не только из-за инфляции, а из-за ее недофинансирования как из бюджета Российской Федерации, так и бюджетов субъектов РФ, что в конечном итоге привело к полному свертыванию Программы. Победные рапорты руководства Минприроды РФ о том, что в России воспроизводство лесов превышает их потери, привели в итоге к тому, что Программу "Охрана лесов от пожаров на 1999-2005 годы" вовсе перестали финансировать и отменили как федеральный нормативно-правовой акт.

Федеральная целевая программа "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы) ", утвержденная постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 года N 860 содержит подпрограмму «Леса».

Россия обладает 22 процентами лесных ресурсов планеты, однако этот потенциал используется недостаточно. По сравнению с началом 90-х годов объем заготовок древесины снизился более чем в 2 раза, что привело к накоплению перестойной части лесов с одновременным снижением их качества. Возросла опасность массовых вспышек болезней леса и лесных пожаров.

В границах России лесной фонд занимает около 70 процентов площади всех земель, лесистость составляет 45,3 процента, что превышает среднемировой показатель (27 процентов) и показатели таких лесных стран, как Канада (42 процента), Бразилия (40 процентов), США (32 процента), и свидетельствует о большой экономической и глобальной экологической ценности российских лесов.

В структуре производства промышленной продукции в 1999 году продукция лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности составила 4,8 процента. Валютные поступления от экспорта лесоматериалов и продуктов их переработки (бумага газетная и др.) составили более 2 млрд. долларов.

Леса оказывают огромное воздействие на экологическое состояние природных комплексов.

Общая площадь земель лесного фонда России, находящегося в федеральной собственности, составляет на 1 января 2001 года 11785,5 млн. гектаров, в том числе покрытых лесной растительностью - 774,2 млн. гектаров, из них ценными хвойными породами - 508,7 млн. гектаров, твердолиственными породами (дуб, бук и др.) - 17,5 млн. гектаров. Общий запас древесины составляет 76,3 млрд. куб. метров, в том числе в спелых и перестойных лесах - 42 млрд. куб. метров. Из не покрытых лесом земель лесного фонда на 32,9 млн. гектаров требуется проведение лесовосстановительных мероприятий.

В настоящее время в лесном хозяйстве накопились проблемы, от решения которых зависит эффективное и рациональное использование лесных ресурсов страны при безусловном сохранении глобальной экологической значимости российского леса.

Федеральная целевая программа "Леса России на 1997-2000 годы" не решила основные задачи в полной мере. Она проводилась в условиях резкого спада использования расчетной лесосеки по главному пользованию: при расчетной лесосеке в 500 млн. куб. метров фактическая заготовка древесины осуществлялась в объеме около 100 млн. куб. метров. Это в свою очередь сказалось на доходах федерального бюджета и бюджетах других уровней.

Крайне недостаточное финансирование лесного хозяйства, охраны лесов от пожаров отрицательно сказалось не только на выполнении установленных показателей, но и на технологическом уровне проведения лесохозяйственных мероприятий и состоянии лесов, привело к резкому истощению материально-технической базы и сокращению кадрового потенциала лесной противопожарной службы. В результате возросло число крупных лесных пожаров, нередко принимающих катастрофический характер.

Сократились исследования по созданию теоретической и практической базы в области управления лесами, информатизации, мониторинга состояния лесов, сертификации лесной продукции, лесоустройства, применения дистанционных методов оценки состояния лесов, подверженных естественному и антропогенному воздействию.

В последние годы резко уменьшилась площадь лесного фонда, занимаемая такими ценными твердолиственными породами, как ясень на Дальнем Востоке, дуб и бук в районах Северного Кавказа, а также хвойными лесами в северных и дальневосточных районах страны.

Среди проблем лесного хозяйства в настоящее время наиболее острыми являются:

· обеспечение своевременного восстановления не покрытых лесом земель лесного фонда, сгоревших и вырубленных лесов, особенно в европейской части страны, восстановление ценных твердолиственных насаждений (высокоствольных дубрав);

· обеспечение охраны лесов от пожаров, защита их от вредителей. Только в 2000 году леса выгорели на площади 1,2 млн. гектаров, что выше уровня 1999 года на 70 процентов, а очагами вредителей и болезней было охвачено более 8,2 млн. гектаров леса (рост в 3 раза);

· повышение показателей использования основного лесного ресурса и запасов спелых и перестойных лесов. В 2000 году расчетная лесосека использована в целом на 22 процента, а по хвойным лесам - на 27 процентов. Значительные запасы ценной древесины в районах Сибири, на северо-востоке страны, Дальнем Востоке, а также в Республике Коми и Архангельской области остаются недоступными для освоения.

Решение этих проблем требует проведения мероприятий по интенсификации ведения лесного хозяйства, подъема его на более высокий современный уровень, нового подхода к организации непрерывного многоцелевого использования лесов, применения новых технологий и прогрессивных методов инвентаризации лесных ресурсов и управления лесным хозяйством.

Целью подпрограммы является сохранение и воспроизводство лесов как сырьевой базы, обеспечивающей потребности экономики и населения в древесной и недревесной продукции, и как важнейшего природоформирующего компонента окружающей природной среды на основе рационального и неистощительного лесопользования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· сохранение экологического и ресурсного потенциала лесов, их биологического разнообразия путем своевременного воспроизводства, поддержания состава и структуры лесного фонда, создания оптимальных экологических условий для сохранения жизнеспособности лесных популяций и видов растительного и животного мира;

· обеспечение охраны лесов от пожаров, защиты их от вредителей и болезней, поддержание санитарного состояния лесов, необходимого для их устойчивого развития;

· обеспечение устойчивого состояния лесных экосистем в условиях радиационного загрязнения и других видов интенсивного антропогенного воздействия.

Для реализации основных задач в условиях ограниченных финансовых ресурсов выделены следующие приоритетные направления:

· определение ресурсного потенциала лесов России, совершенствование организационной, технической и технологической базы лесоустроительных работ, переход в перспективе к постоянному лесоустройству на основе компьютеризации, геоинформационных технологий (ГИС-технологий) и др.;

· воспроизводство ресурсного потенциала лесов, повышение их продуктивности и качества путем оптимизации методов лесовосстановительных работ, использование достижений лесной генетики и селекции в лесном семеноводстве, применение современных технологий лесовыращивания;

· охрана лесов от пожаров путем обеспечения оперативного обнаружения и тушения лесных пожаров силами наземной и авиационной охраны лесов, материально-техническое оснащение лесопожарных служб, проведение предупредительных (профилактических) противопожарных мероприятий, создание системы мониторинга лесных пожаров;

· улучшение экологического состояния лесов и сохранение их биоразнообразия путем совершенствования методов ведения лесного хозяйства в лесах, подверженных радиационному загрязнению, повышение роли биологических мер в борьбе с вредителями и болезнями леса, сохранение лесных биогеоценозов, разнообразия животного мира и среды его обитания;

· совершенствование нормативно-правовой базы и информационных систем, разработка экономических и экологических обоснований в области управления и ведения лесного хозяйства, лесопользования, лесовосстановления, охраны и защиты леса, разработка проектов комплексной реабилитации лесных земель, нарушенных вследствие интенсивного антропогенного воздействия.

Подпрограмма будет выполняться в два этапа.

На I этапе (2002-2004 годы) основное внимание будет уделено увеличению объемов работ по лесоустройству и мониторингу состояния лесов, которые совместно с подготовкой законодательной и нормативно-правовой базы в сфере лесопользования создадут условия для перехода к устойчивому развитию ресурсной базы лесного хозяйства.

В результате реализации мероприятий II этапа (2005-2010 годы) ресурсный потенциал лесов России в полной мере обеспечит потребности промышленности, включая экспорт, и населения страны на древесную и недревесную продукцию леса.

Система мероприятий подпрограммы направлена на достижение намеченной цели и решение поставленных задач.

Мероприятиями подпрограммы предусматривается:

· техническое перевооружение лесохозяйственных, противопожарных и лесоохранных работ;

· разработка новых технологий и технических средств с целью обеспечения безотходного, природосберегающего использования лесных ресурсов;

· увеличение площади ценных лесных насаждений и увеличение отводов лесосечного фонда;

· улучшение санитарного состояния лесов, стабилизация радиоактивной обстановки в лесах, строительство дорог лесохозяйственного и противопожарного назначения;

· создание федерального резервного фонда лесных семян на случай неурожайных лет, выращивание посадочного материала для лесовосстановления и лесоразведения;

· увеличение количества и улучшение состояния ценных видов животных, обитающих в лесах;

· научное обеспечение изучения и воспроизводства лесных ресурсов с целью разработки новых прогрессивных технологий и методов воспроизводства лесных ресурсов;

· совершенствование механизмов экономического и правового регулирования лесопользования, внедрения ГИС-технологий и систем.

В результате реализации подпрограммы ожидается существенное улучшение состояния лесного фонда, основными факторами которого являются лесовосстановление на площади 6900 тыс. гектаров, лесоразведение на площади 160 тыс. гектаров, ввод молодых лесных посадок в категорию ценных лесных насаждений на площади 9500 тыс. гектаров, улучшение санитарного состояния лесов на площади 10400 тыс. гектаров и снижение опасности лесных пожаров с предотвращением ущерба в размере более 2 млрд. рублей в год.

Это позволит обеспечить подготовку лесосечного фонда под рубки главного и промежуточного лесопользования в объеме до 220 млн. куб. метров в год, что создаст условия для повышения доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов за счет налоговых платежей до 36,4 млрд. рублей, валютных поступлений от экспорта леса - до 5 млрд. долларов США, для увеличения доли лесного комплекса в валовом внутреннем продукте страны до 5 процентов, доли участия в общем выпуске промышленной продукции - до 10 процентов, числа работающих - до 15 процентов от общего числа трудоспособного населения.

Социальная эффективность подпрограммы определяется прежде всего комплексом мер, направленных на улучшение условий труда работников лесного хозяйства всех уровней, создание современных и наполнение новым содержанием традиционных профессий, что является стимулом для привлечения молодых кадров.

В экологическом плане эффективность подпрограммы обусловлена увеличением доли генетически высокоустойчивых к природным и антропогенным нагрузкам насаждений (особенно это касается густонаселенных районов европейской части России), расширением территорий, на которых будет обеспечено сохранение биоразнообразия и совершенствование организации природопользования.

Федеральная целевая программа "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы) ", утвержденная постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 года N 860 содержит подпрограмму "Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений".

Редкие и исчезающие виды животных растений играют чрезвычайно важную роль в различных биосистемах (от отдельных фито- и зооценозов до биосферы в целом), во многих случаях являясь надежными индикаторами их состояния и характера развития.

На начало 2001 года редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами флоры и фауны России, которые занесены в Красную книгу Российской Федерации, признаны 415 видов животных, 533 вида растений, 17 видов грибов; 6 видов беспозвоночных и 123 вида позвоночных животных занесены в Красный список Международного союза охраны природы. Особое внимание международные природоохранные органы уделяют охране редких представителей нашей фауны, к которым отнесены уссурийский тигр, дальневосточный леопард, белый медведь, калан, морж, морской котик и все китообразные. Сохранение многих видов животных (сайгак, дзерен, кубанский и дагестанский туры, манул и др.) требует специально разработанных мероприятий на федеральном уровне.

Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений на территории Российской Федерации обеспечивается в настоящее время рядом российских законодательных актов и международных конвенций. В соответствии с Конвенцией о биологическом разнообразии (г.Рио-де-Жанейро, 1992 год) Россия обязана осуществлять мероприятия по сохранению редких и исчезающих видов животных и растений. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 года N 158 "О Красной книге Российской Федерации" Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей природной среды утверждены Положение о порядке ведения Красной книги Российской Федерации (1996 год) и перечни (списки) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации (1997 год). Однако нормативно-правовое обеспечение в сфере охраны редких и исчезающих видов животных и растений не охватывает всего спектра проблем.

Цель подпрограммы - сохранение и восстановление редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений на территории Российской Федерации.

Все мероприятия по сохранению редких и исчезающих видов животных и растений осуществляются с участием общественных организаций (Российская лига защиты животных и др.).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О Федеральной целевой программе государственной поддержки казачьих обществ на 1999-2001 годы» от 21. 07.99 г. N 839 члены казачьих обществ, привлекаемые к охране лесов, проходят обучение в учебных центрах органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации. В государственных органах управления лесным хозяйством могут создаваться соответствующие подразделения по работе с казачьими обществами. В соответствии со статьей 107 Лесного кодекса Российской Федерации членам казачьих обществ, выполняющим в установленном порядке обязательства по несению службы в лесном хозяйстве (по охране лесов от пожаров и борьбе с нарушителями лесного законодательства), могут предоставляться льготы, предусмотренные для работников государственной лесной охраны (льготное выделение древесины и дров). При переезде на новое место жительства в связи с выполнением принятых обязательств по охране лесов или трудоустройством в лесхозах членам казачьих обществ может быть предоставлена в установленном порядке служебная жилплощадь или выделена древесина для строительства и ремонта индивидуальных жилых домов и надворных построек.

Юридические лица, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов, обязаны по согласованию с соответствующими госорганами проводить технологические, санитарные и другие мероприятия, направленные на охрану лесов. Охрана полезащитных лесных полос или иных озеленительных древесно-кустарниковых насаждений, не входящих в состав лесного фонда, обеспечивается землепользователями.

За нарушения законодательства в области лесных отношений установлены следующие виды юридической ответственности: административная, уголовная, дисциплинарная (по ТК РФ), материальная (за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню и за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства) и специальная ответственность (в виде досрочного и принудительного изъятия участка за нарушение лесного законодательства - ст.28 ЛК РФ).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.