Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 5. Простая и двойная системы бухгалтерского учета




 

Простая система бухгалтерского учета не предполагает применение двойной записи. При этой системе хозяйственные операции отражаются на основании документов в учетных регистрах (книгах, карточках, ведомостях) без корреспонденции счетов.

Двойная система бухгалтерского учета основана на двойной записи. Двойная запись - способ регистрации хозяйственных операций в счетах бухгалтерского учета, состоящий в том, что сумма каждой хозяйственной операции записывается в двух счетах - по дебету одного и кредиту другого.

Двойная запись обусловлена экономической сущностью хозяйственных операций, вызывающих изменения в объектах бухгалтерского учета. Каждая хозяйственная операция вызывает равновеликие изменения не в одном, а в двух объектах учета.

Счета бухгалтерского учета еще называются балансовыми. Балансовый счет состоит из номера и названия. Например, балансовый счет 01 "Основные средства", балансовый счет 41 "Товары", балансовый счет 50 "Касса" и т.д. Каждый счет предназначен для обобщения информации о наличии и движении определенного актива или обязательства организации. Так, на балансовом счете 41 отражается наличие и движение товарных запасов торговой организации, на балансовом счете 51 - наличие и движение денежных средств на расчетном счете организации, на балансовом счете 60 - наличие и движение кредиторской задолженности перед поставщиками (расчеты с поставщиками) и т.д.

Каждый счет состоит из двух частей. Это связано с тем, что любая хозяйственная операция вызывает изменения в объектах учета, которые могут характеризоваться лишь как увеличение или уменьшение. Поэтому каждый счет делится на две части: одна предназначена для отражения увеличения, а другая - уменьшения объекта учета. Эти части счета называют дебетом и кредитом. Двойная запись, с помощью которой бухгалтер отражает хозяйственные операции, называется бухгалтерской проводкой. Бухгалтерские проводки иногда называются счетными формулами, или контировками. Например, организация выдала из кассы заработную плату работникам в размере 100 000 руб. Это означает, что в кассе организации денег стало меньше на эту сумму (запись по кредиту счета 50) и одновременно уменьшилась задолженность организации перед работниками (запись по дебету счета 70). В бухгалтерском учете делается запись:

Д-т 70 "Расчеты по оплате труда" К-т 50 "Касса" - 100 000 руб. - выдана заработная плата из кассы организации.

 

1.12. Виды счетов бухгалтерского учета

 

Балансовые счета могут быть активными, активно-пассивными и пассивными.

На активных счетах учитываются активы организации (внеоборотные и оборотные), их наличие, состав и движение. В активных счетах увеличение средств записывается по дебету, а уменьшение - по кредиту. Сальдо счета может быть только дебетовым и отражается в активе баланса. Например, активными являются балансовые счета 10 "Материалы", 41 "Товары", 50 "Касса", 51 "Расчетные счета".

На пассивных счетах учитываются источники формирования активов организации (собственные и заемные). В этих счетах увеличение источников записывается по кредиту, а уменьшение - по дебету. Сальдо может быть только кредитовым, оно отражается в пассиве баланса. Например, пассивными являются балансовые счета 66 и 67 по учету кредитов и займов полученных.

Активно-пассивные счета имеют признаки активных и пассивных счетов. В них сальдо может быть и дебетовым, и кредитовым либо одновременно дебетовым и кредитовым (развернутое сальдо). Примером активно-пассивного счета является балансовый счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Дебетовое сальдо по этому счету показывает сумму дебиторской задолженности и отражается в активе баланса, кредитовое показывает сумму кредиторской задолженности и отражается в пассиве баланса.

В таблице 5 приведены схемы балансовых счетов.

 

Таблица 5

 

Схемы балансовых счетов

 

Активный счет
  Д-т К-т
Начальное сальдо А x
Обороты А1 (увеличение +) Б1 (уменьшение -)
Конечное сальдо А + А1 - Б1 x
Пассивный счет
  Д-т К-т
Начальное сальдо x Б
Обороты А1 (уменьшение -) Б1 (увеличение +)
Конечное сальдо x Б + Б1 - А1

 

1.13. Корреспонденция счетов

 

В бухгалтерском учете существует понятие "корреспонденция счетов" - связь между счетами бухгалтерского учета, обусловленная экономической сущностью хозяйственных операций. Бухгалтеры используют такое выражение: "Для отражения конкретной операции такой-то счет по дебету (или кредиту) корреспондирует с таким-то счетом". Это означает, что конкретная хозяйственная операция может быть отражена только на двух определенных балансовых счетах. Например, организация оплатила счет поставщика и в тот же день получила от него товар. Оплата товара и его поступление на склад отражаются двумя проводками:

Д-т 60 К-т 51 - перечислены деньги за товар;

Д-т 41 К-т 60 - товар получен.

Зачем нужны две проводки, если все произошло в один день? Потому что запись по дебету балансового счета 41 в корреспонденции со счетом 51 является недопустимой.

 

1.14. Понятие синтетических и аналитических счетов

 

Синтетический учет дает обобщенные показатели в денежном выражении, необходимые для общего представления о наличии и движении средств и их источников.

Аналитический учет представляет детализированные показатели в денежном, а в необходимых случаях - и в натуральном выражении. Детализация показателей устанавливается предприятием самостоятельно в зависимости от конкретных условий и потребности в получении сведений для оперативного управления. Кроме того, аналитический учет имущества организации обеспечивает его сохранность.

Аналитический учет неразрывно связан с синтетическим и ведется с целью его детализации. Сам по себе аналитический счет существовать не может, он жестко привязан к синтетическому. Например, к счету 01 "Основные средства" открывают субсчета, отражающие характер использования объектов основных средств: субсчет 1 "Основные средства в эксплуатации", субсчет 2 "Основные средства, переданные в аренду", субсчет 3 "Основные средства, переведенные на консервацию" и др. К этим субсчетам открывают счета аналитического учета - по группам основных средств, по местам хранения (цех, подразделение, помещение и др.), материально ответственным лицам. Субсчета и счета аналитического учета - это аналитические счета. Синтетическим является только балансовый счет 01.

Чтобы отразить в бухгалтерском учете все хозяйственные операции, связанные с изменением активов и обязательств, применяют систему счетов бухгалтерского учета, или счетный план (план счетов). Минфином России разработан и утвержден План счетов, представленный синтетическими счетами (счетами первого порядка) и открываемыми к ним субсчетами (счетами второго порядка), и Инструкция по его применению. На его основе каждая организация обязана разработать свой рабочий план счетов с указанием синтетических и аналитических счетов, применяемых для бухгалтерского учета. Рабочий план счетов утверждается в составе бухгалтерской учетной политики (п. 4 ПБУ 1/2008). Главному бухгалтеру при организации учетного процесса надо решить, к каким синтетическим счетам открывать субсчета, сколько уровней аналитики нужно для ведения бухгалтерского учета, какие аналитические отчеты требуются для получения информации, необходимой для оперативного управления организацией. Выбирая принципы построения аналитического учета, бухгалтер организации должен учесть следующие факторы:

- потребности управленческого учета и анализа (управление дебиторской и кредиторской задолженностью, определение эффективности производственного (коммерческого) процесса, ценовой политики, рентабельности по видам деятельности, анализ объемов продаж, планирование и нормирование себестоимости, расходов на продажу, определение путей их минимизации, стимулирование персонала и т.п.);

- требования к бухгалтерской отчетности, которая должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;

- требования налогового учета;

- необходимость составления и представления статистической отчетности.

 

1.15. Метод начислений и кассовый метод

 

При кассовом методе учета хозяйственная операция регистрируется (отражается в учете) только после того, как происходят денежные расчеты: организация получает или отдает деньги.

При учете методом начислений финансовые последствия операции признаются на момент ее осуществления независимо от движения денежных средств. Затраты организации отражаются в учете независимо от факта оплаты на основании актов, накладных, иных документов, подтверждающих совершение хозяйственной операции. Выручка организации отражается на дату перехода права собственности на произведенную продукцию к покупателю, либо на дату оказания услуг, либо на дату передачи заказчику результатов выполненных работ. По условиям контракта покупателю (заказчику) может быть предоставлена рассрочка платежа. Однако это не может изменить дату отражения выручки в бухгалтерском учете.

При учете методом начислений следует соблюдать два важных правила:

1) правило 1 - распределение доходов и расходов по учетным периодам.

Например, организация-производитель может получить аванс (или даже 100%-ную предоплату) на изготовление продукции, которой еще нет. При учете методом начислений полученный аванс не может быть отражен в составе доходов, до тех пор пока организация не отгрузит покупателю произведенную продукцию, т.е. не совершится юридически значимое действие.

При приобретении организацией основных средств или нематериальных активов их стоимость включается в расходы не единовременно, а в течение срока их полезного использования через начисление амортизации.

Если организация уплатила арендную плату за шесть месяцев вперед, в расходы эта арендная плата будет относиться не в день уплаты, а в течение шести месяцев;

2) правило 2 - соотнесение доходов и затрат.

Продажи и сопряженные с ними затраты на реализованную продукцию (себестоимость проданной продукции) должны быть отражены в одном и том же учетном периоде.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1115; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.