Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИИ 1. Предмет и задачи бухгалтерского учета




 

Бухгалтерский учет - составная часть экономической науки, имеющая свой предмет, объекты и методы. Предмет бухгалтерского учета - хозяйственно-финансовая деятельность хозяйствующего субъекта (предприятия, организации, учреждения, предпринимателя). Объектами бухгалтерского учета (составляющими предмета) являются активы, капитал (собственный и заемный), хозяйственные операции.

Бухгалтерские работники предприятия собирают, регистрируют и обрабатывают информацию в денежном выражении об имуществе, капитале, обязательствах организации и их движении методом сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Представим хозяйствующий субъект как объект бухгалтерского учета в виде схемы (рис. 1).

 

Схема хозяйствующего субъекта

 

┌────────────┬─────────────────────────────┬──────────────────────────────┐

│ Активы: │ Хозяйственные │ Источники: │

│внеоборотные│ <--- операции ---> │ собственный капитал и │

│ и оборотные│ │ │ обязательства │

│ │ \│/ │ (заемный капитал) │

│ │ доходы и расходы, │ │

│ │ изменения активов и капитала│ │

└────────────┴─────────────────────────────┴──────────────────────────────┘

 

Рис. 1

 

Основой любого бизнеса являются его имущество (активы) и источники формирования этого имущества (капитал и обязательства). Жизнедеятельность бизнеса складывается из каждодневных фактов хозяйственной деятельности (хозяйственных операций). В результате этих операций, во-первых, возникают доходы и расходы, от которых образуются прибыли или убытки, влияющие на величину собственного капитала. Во-вторых, происходят изменения в составе имущества и обязательств бизнеса. Например, приобретение автомобиля приведет к увеличению внеоборотных активов и одновременно к увеличению обязательств в виде задолженности перед поставщиком автомобиля.

Бухгалтерский учет всех хозяйственных операций позволяет каждый день видеть финансовое состояние бизнеса: соотношение активов и обязательств, соотношение собственного и заемного капиталов, рентабельность предпринимательской деятельности. Отклонение указанных показателей от нормальных первым видит бухгалтер, который должен сообщить об этом руководителю (собственнику) бизнеса.

Другая задача бухгалтерского учета - организация контроля над имуществом предприятия. Учет и контроль были главными функциями счетовода с древнейших времен.

То, что видит бухгалтер в счетах бухгалтерского учета, неведомо собственникам бизнеса и менеджерам. Поэтому еще одна задача бухгалтерского учета - составление управленческой и финансовой отчетности.

Поскольку бизнес не может функционировать вне государства, ему приходится платить налоги на содержание государства. Наша налоговая система основана на ведении налогового учета, который полностью базируется на показателях и данных бухгалтерского учета. Таким образом, учет хозяйственных операций для целей налогообложения также является задачей бухгалтерского учета.

 

1.2. Имущество предприятия как объект бухгалтерского учета

 

Имущество (активы) предприятия составляет основу его жизнедеятельности. Имущество - это средства и предметы труда, денежные средства и их эквиваленты, капитальные вложения и т.д. Состав имущества предприятия представлен в табл. 1.

 

Таблица 1

 

Состав имущества предприятия

 

Активы организации
Внеоборотные активы (основной капитал) Оборотные активы (оборотный капитал)
- Основные средства; - нематериальные активы; - вложения во внеоборотные активы; - долгосрочные финансовые вложения - Краткосрочные финансовые вложения; - материальные оборотные средства; - денежные средства; - средства в расчетах

 

К основным средствам относятся средства труда, срок службы которых превышает 12 месяцев (например, здания и сооружения, автотранспортные средства, оборудование).

Нематериальные активы не имеют физической основы, но обладают стоимостной оценкой и приносят доход организации (например, исключительные права владельца на товарный знак, изобретения, программы для ЭВМ, наименование места происхождения товаров и т.п.).

Под вложениями во внеоборотные активы понимают затраты организации на объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств или нематериальных активов.

Финансовые вложения - это инвестиции в акции акционерных обществ и уставные (складочные) капиталы других организаций, векселя и облигации, вклады по договору простого товарищества, предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в банках, дебиторская задолженность, приобретенная по договору уступки права требования. К долгосрочным относятся финансовые вложения на срок более одного года. Финансовые вложения на срок менее года относятся к краткосрочным.

Материальные оборотные средства - это сырье и материалы, запчасти, топливо, готовая продукция, товары, предназначенные для продажи, хозяйственный инвентарь (сроком службы менее 12 месяцев), тара, упаковка, спецодежда и другие материально-производственные запасы.

К денежным средствам относятся наличные деньги в кассе организации, денежные документы, деньги на расчетных, валютных и специальных счетах в банках, переводы в пути.

Средства в расчетах - это дебиторская задолженность покупателей, поставщиков по полученным авансам, покупателей и поставщиков по предъявленным претензиям, работников организации по подотчетным суммам и др.

 

1.3. Источники формирования имущества предприятия

 

Чтобы приобрести имущество (активы), предприятию необходимы средства - как собственные вложения, так и привлеченные извне.

К собственным средствам прежде всего относится уставный (складочный) капитал, который собственники формируют при открытии предприятия. Собственные средства предприятия называют собственным капиталом. Если собственники не распределяют прибыль, а оставляют ее для развития бизнеса, это называется капитализацией прибыли, т.к. приводит к увеличению собственного капитала.

Привлеченные средства образуют заемный капитал, или обязательства. Привлеченными могут быть займы и кредиты, средства инвесторов, непогашенная задолженность перед контрагентами и персоналом. Источники формирования имущества организации представлены в табл. 2.

 

Таблица 2

 

Источники формирования имущества организации

 

Источники формирования имущества (активов) организации
Собственный капитал Заемный капитал
- Уставный капитал; - выкупленные акции (доли); - добавочный капитал; - резервный капитал; - нераспределенная прибыль - Кредиты банка; - заемные средства; - кредиторская задолженность; - целевое финансирование; - обязательства по распределению прибыли

 

1.4. Хозяйственные операции

 

Основные хозяйственные процессы организации связаны с видом ее деятельности. Например, для торговой организации - это покупка и продажа товаров, для страховой компании - заключение страховых договоров и осуществление страховых выплат, для нефтяной компании - добыча и транспортировка нефти. Эти процессы состоят из множества хозяйственных операций, имеющих денежную и количественную оценку.

Кроме основной производственной деятельности предприятию необходимо осуществлять управленческие функции, содержать, обслуживать и ремонтировать помещения, оборудование, инвентарь, обеспечивать снабжение электроэнергией, теплом, водой и т.д. Указанные хозяйственные операции направлены на обслуживание основной деятельности.

В конечном итоге все хозяйственные операции (основные, управленческие, вспомогательные и обслуживающие) взаимосвязаны между собой и являются объектами бухгалтерского учета, т.е. подлежат регистрации в бухгалтерском учете сплошным методом в хронологическом порядке. Основанием для регистрации фактов хозяйственной деятельности являются первичные документы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.