Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место лингвокультурологии в новой парадигме знаний




Лекция 1

ТЕМА 1. ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

План

1. Место лингвокультурологии в новой парадигме знаний.

2. Лингвокультурология и другие лингвистические дисциплины.

3. Истоки и история возникновения лингвокультурологии.

4. Культура. Подходы к её изучению. Задачи культурологии.

5. Культура и цивилизация.

6. Цели и задачи лингвокультурологии.

7. Предмет и объект исследования лингвокультурологии.

8. Исследовательский инструментарий лингвокультурологии.

9. Базовые понятия лингвокультурологии.

Сегодня учёным ясно, что человек в большинстве случаев имеет дело не с самим миром, а с его репрезентациями – отражением в языке, научном знании и т.д. Таким образом, человек видит мир через эти репрезентации. Ю.С. Степанов считает, что именно язык направляет мышление людей: учёных, философов. М. Хайдеггер считал именно язык, а не природу, первосущностью, “домом бытия” человека. Язык создаёт ту реальность, в которой живёт человек. Язык ведёт мысль человека по пути анализа мира, его оценки.

Лингвокультурология возникла внутри антропоцентрической парадигмы. Научной парадигмой называют научное сообщество, которое руководствуется одинаковым подходом к постановке проблемы и общими приёмами её решения. В лингвистике известны три научные парадигмы: сравнительно-историческая, системно-структурная, антропоцентрическая. Первая доминировала весь ХІХ в. Это был первый научный метод в лингвитсике. Предметом изучения в рамках этой парадигмы было сравнение лексики и грамматики языков, поиск сходства и различий, определение родства языков. В системно-структурной парадигме внимание учёных было направлено на предмет и его название. Эта прадигма накопила ценнейшие сведения о языке для будущих поколений. В ней внимание переключается с объекта познания (язык) на его субъект (человека). Таким образом идея влияния человека на язык и наоборот — ключевая в данной парадигме.

Язык – сложное разностороннее явление. Он система и антисистема, деятельность и продукт этой деятельности, дух и материя, стихийно развивающийся объект и упорядоченное явление, он произволен и производен. На фоне такого многообразия подходов возник новый образ языка – язык как продукт культуры, условие её существования и хранения. Учёными было замечено, что человек познаёт мир через себя, через свою деятельность. Об этом говорят метафры: метель разыгралась, снежинки пляшут, матушка-зима, объятый тоской, серёжки берёз. О чувстве человек думает как об огне: жар сердец, пламя любви, тепло дружбы. Из этих примеров видно, что язык перестал быть только материальным объектом для исследователей. Их стали интересовать внутренние, духовные процессы мышления, сознания. В центре внимания лингвокультурологов – языковая личность, которая состоит из Я-физического, социального, интеллектуального, эмоционального, речемыслительного. И все эти стороны человека отражаются в языке.

Параллельно с лингвокультурологией в рамках антропоцентрической парадигмы возникла когнитивная лингвистика – “родная сестра” лингвокультурологии. Она отвечает на вопросы: 1. Как организовано сознание человека? 2. Как человек познаёт мир? 3. Как создаются ментальные пространства? Лингвокультурология же отвечает на вопросы: 1. Каким видит человек мир? 2. Какова роль метафор, символов, фразеологии в культуре? 3. Почему человек не может обойтись без них? Поскольку язык тесно связан с мышлением, то эти две науки идут рядом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2978; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.