Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фрагмент синтаксического анализа текста 1 страница




Г¨лааше же сь\ притъч@ — предложение простое, двусоставное, неполное (подлежащее опущено), распространенное, сказуемое выражено личной формой глагола в прошедшем времени (в форме имперфекта).

смоковьниц@ ¿мhаше етеръ въ виноградh своемь въсажден@ — предложение простое, двусоставное, полное, распространенное, подлежащее выражено неопределенным местоимением, сказуемое — личной формой глагола в форме прошедшего времени (имперфект).

¿ приде ¿шт# плода на неi ¿ не обрhте — предложение простое, двусоставное (неполное), распространенное, осложнено рядом однородных сказуемых, соединенных парными сочинительными союзами i. (Условно: предложение осложнено причастным оборотом). Сказуемые выражены личными формами глагола в прошедшем времени (аорист).

рече же къ вииареви• се третие лето• отъ нелиже прихожд@• ¿шт# плода на смоковьници сеi• ¿ не обрhта\• посhци \ оубо• въск@\ ¿ zемл\ опражнhетъ•— конструкция с прямой речью, объединяющая простые и сложные предложения. Прямая речь вводится при помощи глагола рече.

Рече же къ вииареви.— Конструкция, вводящая прямую речь. Предложение простое, двусоставное, неполное (опущено подлежащее), распростаренное. Сказуемое выражено личной формой глагола в прошедшем времени (аорист).

се третие лето• отъ нелиже прихожд@• ¿шт# плода на смоковьници сеi• ¿ не обрhта\•— Предложение в составе конструкции с прямой речью. Предложение сложное, с подчинительной связью, состоит из двух простых. Придаточное определительное вводится определительным местоимением отъ нелиже. Оба простых предложения в составе сложного простые, двусоставные, неполные (с опущенным подлежащим), сказуемые выражены личными формами глагола 1 лица, настоящего времени. Придаточное предложение осоложнено причастным оборотом.

посhци \ оубо въск@\ ¿ zемл\ опражнhетъ— Предложение в составе конструкции с прямой речью. Предложение сложное, с подчинительной связью, состоит из двух простых. Придаточное причины вводится союзом оубо. Главное предложение односоставное, главный член выражен глаголом в повелительном наклонении. Придаточное предложение — простое, двусоставное, неполное, подлежащее опущено, сказуемое выражено личной формой глагола в настоящем времени.

 

Текст I. «О письменах черноризца Храбра»

 

Прочтите и переведите трактат о составлении первой славянской азбуки «О письменех чрънориzца Храбра» (по списку 1348 г.):

Прhжде оубw словhне не имhх@ кни|гъ• н@ чрътами и рhzами чьтh|х@ и гатаах@ погани с@mе• кръсти|вше же с# рим’сками и гръчьскы|ми писмены, н@ждаах@ с# словh|нскы рhчь беzь оустроениа• н@ ка||ко можеть с# писати добрh гръчьскы|ми писмены• ¨бъ• или живwтъ• или | zhлw• или ¨црковь• или чаание,• или | ширwта• или "дь• или @доу• или | юность• или @zыкъ• и инаа подбнаа | симь• и тако бhш@ многа лhта• | по том же ч¨лколюбецъ ¨бъ стро@и всh• | и не wставлh@ ч¨лча рода беzь раzоума• н@ в’с# къ раzоумоу привод# и с¨псе|нию• помиловавь родъ ч¨лчь• посла | имь с¨тго кwстантина философа | нарицаемаго кирила• м@жа праве|дна и истинна• и сътвори имъ, ¨л• писмена и осмь• wва uбw по чиноу | гръчьскыхь писменъ• wва же по сло|вhн’стhи рhчи• ^ пръваго же наче|нъ по гръчьскоу• wни оубо алфа• | а съ, аzь• ^ аzа нач#ть wбое• <…> се же с@ть писмена словhньскаа• си|цеа подбаеть писати и глати• ¨а ¨б ¨в | ¨г • <…> а сло|вhнскы@ книгы• единъ с¨тыи| кwстантинъ нарицаемыи кири|лъ• || и писмена створи и книгы прhложи• | въ малhхь лhтhхь• а wни мноzи | многы лhты •¨z• ихь писмена оустро¨и | а •¨о• прhложение• тhм же словhн|скаа писмена, с¨тhиши с@т и чьстнh|иша• с¨ть бw м@жъ створилъ " ~¨с • | а гръчьскаа еллини погани• аmе | ли кто речеть "ко нh¨с оустроилъ до|брh• понеже с# постра"@ть и еmе• | ^вhтъ речемь симь• и гръчьскы | такожде• многажди с@ть постра"|ли• акилла и симмахь• и потомъ | ини мноzи• оудобhе бо есть послh|жде потворити неже пръвое створи|ти• Аmе бо въпросиши книгьчи# | гръчьскы# г¨л#• кто вы есть писме|на створилъ• или книгы прhложи|лъ• или вь кое врhм#, то рhд’ц¿и ^ | нихь вhд#ть• Аmе ли въпросиши | словhн’скы# боукар# г¨л#• кто вы | писмена створилъ есть• или кни|гы прhложилъ, то вьси вhд#ть• | и ^твhmавше рек@ть• с¨тыи кwста||нтинъ философъ нарицаемыи киръ|лъ• тъ намь писмена створи и книгы прhложи• и меfодие братъ его• и а|mе въпросиши въ кое врhм#, то вhд#|ть и рек@ть• "ко въ врhмена миха|ила ц¨рh гръчьскаго• и бориса кн#|zа блъгар’скаго• и растица кн#zа | мор’ска• и коцелh кн#zа блатен’ска• | въ лhта же ^ съzданиа въсего мира, |#•¨s¨т¨kг•

 

Памятник был написан в конце IX — начале X века, но до нас дошел в сборнике 1348 г. Сочинение Храбра — это достоверное древнее свидетельство по истории славянской письменности. Глаголический оригинал, вероятно, написан в древнейший македонский период церковнославянского языка. Сочинению Храбра посвящена обширная литература[1].

При чтении следует учесть, что для болгарских памятников письменности XIV в. характерна замена буквы # буквой @: @zыкъ вместо #zыкъ, также мена ъ и ь.

 

 

Задания по лексическому анализу текста

1. Отметьте слова и фрагменты текста, не требующие перевода на русский язык.

2. Определите значения следующих слов на основании приведенных данных из других индоевропейских языков:

чрьта (ср. русск. черта, чертить, чеш. črtat, kreslit “писать красками, чертить, рисовать»)

рhзъ (ср. праслав. *rĕzъ «зарубка, надрез», словен. rêz «надрез», болг. ряз «лемех», польск. razz “разрез пилой», ср. также сербохорв. пőрез «налог, подать», др.-русск. сърhзити «получить прибыль», словенск. porêza «вид штрафа»)

чьтhх@ / чьтати, чьсть (ср. др.-русск. чисти, чьсти «читать, считать, почитать», словенск. čteti, šteti «считать, почитать, читать», болг. чета «читаю, считаю», чеш. čiti «читать, считать», польск. стар. czyść «чтение», počet “число»; лит. skaityti «считать, читать».)

гатаах@ / гатати (ср. словен. gadati «допытываться», польск. gadač «говорить, беседовать», лит. godoti «думать», русск. «гадать»)

погани (ср. др.-русск. поганъ «языческий, нечистый, грязный», болг. поганец «язычник, нечестивый», словацк. pohan «язычник», совр. итал. pogani «языческий», лат. pāgānus «сельский, языческий»).

3. Как вы понимаете значение следующих выражений:

словhнскы рhчь безь оустроениа (ср. однокоренные слова в тексте ¨бъ стро@и всh, •¨z• ихь писмена оустро¨и а •¨о• прhложение, "ко нh¨с оустроилъ добрh, понеже с# постра"@ть);

писати добрh,

по чиноу гръчьскыхь писменъ (ср. чинъ др.-русск. «чин, порядок», болг. чиня «делаю», слов. «порядок, вид, форма, дело, поступок», чинити «делать», польск. czyn “дело, действие»),

книгы прhложи въ малhхъ лhтhхъ?

4. Установите объем значения следующих слов в тексте:

книга (ср. болг. «книга», чеш. kniha «книга», сербохорв. књига «книга, письмо» возможно через др.-тюрк. из кит. küen «свиток»): словhне не имhх@ книгъ, кwстантинъ нарицаемыи кирилъ и писмена створи и книгы прhложи; словhнскы@ книгы.

писмена: рим’сками и гръчьскыми писмены, писати добрh гръчьскыми писмены, сътвори имъ ¨л• писмена и осмь, се же с@ть писмена словhньскаа сицеа подбаеть писати и глати, с¨тыи кwстантинъ философъ нарицаемыи кирълъ тъ намь писмена створи и книгы прhложи. Обратите внимание на контекст с подчеркнутым словом: подобает глати писмены (!)

Ср.. писмена < писа’ти, лит. piešiù «рисовать, чертить углем», др.-прусс. pimçаti «пишут», др.-инд. pimçati «украшает, придает образ». Ср. также письмо, письма.

Для сравнения, боуква, боукы: болг. буква «буква», словен. bûkvē «книга», сербохорв. бук «буква, письмо», полаб. bükvoi «книги»; совр. нем. Buch, англ. book. Ср. готск. bōka «буква», мн.ч. bōkōs «книга, письмо, грамота».

5. Определите общие и различительные черты в семантике слов: книгъчеи и боукарь. Ср. готск. bōkareis «книжник, грамотей», др.-тюрк. *küinigči «книжник, книголюб». Ср. другие словообразовательные модели: казначей, грамотей; друкарь (печатник). Обратите внимание на контекст употребления этих слов в тексте: книгьчи# гръчьскы# и словhн’скы# боукар#.

6. Обратите внимание, на какие буквы начинаются слова, которые Храбр приводит в качестве примеров, иллюстрируя невозможность написания слов с применением греческих букв: н@ како можеть с# писати добрh гръчьскыми писмены• ¨ б ъ• или ж ивwтъ• или z hлw• или ¨ ц рковь• или ч аание,• или ш ирwта• или " дь• или @ доу• или ю ность• или @ zыкъ• и инаа подбнаа симь. Прокомментируйте это наблюдение.

Вопросы по содержанию текста

1. Установите, исходя из текста, какие буквы были созданы Константином ««по чиноу гръчьскыхь писменъ» и какие «по словhнстhи речи»?

2. Автор трактата полемизирует с греками о том, какая азбука священней: славянская или греческая. Какова позиция автора в этой полемике?

3. Укажите, при каких греческих, болгарских, моравских правителях протекала деятельность Константина и Мефодия?

4. Какая азбука создана Константином: кириллица или глаголица? Расскажите, какие имеются доказательства в пользу большей древности глаголицы в сравнении с кириллицей.

5. Какие памятники по языку архаичнее: глаголические или кириллические?

6. Какая азбука более удобна и совершенна для письма и чтения: глаголица или кириллица?

Задания по графическому анализу текста

1. Как называются буквы ъ и ь. Какие звуки они обозначали в старославянском языке IX века? Существует ли единое мнение об их произношении в старославянском языке IX века? Кто из учёных-лингвистов открыл звуковую природу ъ и ь? Прочитайте слова и словосочетания из текста и определите, какие звуки обозначают эти буквы?

2. Как называются буквы @ и #? Какие звуки они обозначали в старославянском языке? Кто из учёных определил их звуковые характеристики?

3. Прочитайте слова и словосочетания из текста: íå èìhõ@ êíèãú, ÷üòhõ@ í ãàòààõ@, ïîãàíè ñ@må, писмены н@ждаах@ с#, словhнскы рhчь, @zыкъ, нач#ть врhм#, то вhд#ть и рек@ть, м@жь створилъ, кн#zа. Каким звукам русского языка соответствуют @ и #?

4. Прочитайте старославянские слова: "дь, юность, с¨псению, створилъ ~cть, " ~стъ, >zыкъ, zна\, при>ти, "ко. Как называются буквы >, ", \, ~, þ и какие звуки им соответствуют в русском языке?

5. Какой звук обозначали буква u и сочетание оу? Прочитайте слова: оубо, uбw, беzъ оустроениа, беzъ раzоума, къ раzоумоу, по чиноу, uчи c#, гръчьскu @(#)zыкq, qстъ, оуч#mимъ с# бuквамъ.

6. Обозначали ли буквы о и w разные звуки старославянского языка или один звук? Прочитайте слова и словосочетания: како можеть писати, живwтъ. или shлw. или ширwта. или юность.., родъ, осмь, wва, wни подобольше с# жидовьскымь письменемь ^ пръваго, wбраzъ створи...

7. Какой звук в памятниках славянской письменности обозначала буква h? Прочитайте слова и словосочетания: Ïðhæäå qáw ñëîâhíå не èìhõ@ êíèãú. í@ ÷ðúòàìè è ðhçàìè ÷üòhõ@ словhнскы рhчь и тако бhша многа лhта. исповhдают с#, не вhдать, повелhлъ.

8. Объясните, почему в изданиях старославянских глаголических текстов, напечатанных шрифтом кирилловской азбуки, вместо буквы " употребляется буква h: бъ стро@ и всh (вместо стро# и вс"), и не оставлh@ (вместо оставл"#) ч¨лча рода беzъ раzоума, египтhнwм (египт"нwм), всh (вс") хытрость ч¨лча, всhкъ (вс"къ).

9. Прочитайте старославянские слова: философа, алфа, алефь, философии@, финичьскыми писмены, fеодwръ, fома, jалъмъ, jалтиръ, алеkндроу. Как называются буквы ф, k, j, f? Какие звуки они обозначали? В каких по происхождению словах они употреблялись?

10. Прочитайте слова, написанные под титлом: ¨бъ, ¨ба, ^ б¨га, ц¨рковь, ч¨лча рода, ч¨лколюбець, сп¨сению, с¨тго кwстантина, г¨л#е, с¨тыи кирилъ, г¨лати, въ еv¨ли пишеть, что г¨лемь, что речемь, ^ с¨тхъ книгъ, г¨ла, z¨равие цр¨твоу, книгы б¨жтвны#.

11. Определите, какие функции выполнял надстрочный знак ', напоминающий современный апостроф, при сравнении написаний в тексте: написана жидовьскы и рим’скы и еллин’ска, а словhн’скы нhтоу; по словhн’стhи рhчи, ни рим’ска, ни еллиньска, н@ сир’скы, въz’гасити с#, мен’шимь, мор’ска.

12. Почему буквы кирилловской азбуки б, ж, ш, ъ, ь, h, ы, ю, ", @, #, \, > не имели числового значения?

13. Определите, какое числовое значение имели буквы в примерах из текста. По списку 1348 г.: посла имь с¨тго кwстаантина философа нарицаемаго кирила м@жа праведна и истина. и сътвори имъ •¨л• писмена и осмь. ова uбw по чиноу гръчьскыхь писмен. wва же по словhн’стhи рhчи. По другому списку: ^ сихъ с@ть •¨кд• подобна гречьскымь писменемь. с@т же си а, в, г, д, е, z, и, i, к, л, м, н, о, п, р, с, т, оу, ф, х, ^, и пh, хлъ. тъ. а ¨ги: по словенскu #zыкu си б, ж, s, л, ц, ч, ш, ъ, шь, мь, ъ, h, \, ю, #. а wни мноzи многы лhты •¨z• ихь писмена оустрои а •¨о• прhложение тем же словhнскаа писмена….. въ лhта же ^ съzданиа въсего мира #•¨s¨т¨k¨г•

14. Прокомментируйте время написания памятника, если в одной из его редакций уточняется: с¨тыи кwстантинъ философъ нарицаемыи кирълъ тъ намь писмена створи и книгы прhложи• и меfодие братъ его с@т бо еmе живи иже с@ть видhли их.

 

 

В заключение необходимо сделать общие выводы о времени и территории написания текста, подчеркнуть наиболее важные с точки зрения истории языка его фонетические, морфологические, лексические особенности.

 

Текст II. Притча «О блудном сыне»

(Зографское Евангелие, Лука, XV, 11-32).

 

Рече же• | ¨чкъ етеръ ¿мh дъва с¨на• || ¿ рече мьниi с¨нъ ею о¨цю | о¨че даждь ми• досто¿н@|\ ч#сть• ¿мhньh• ¿ раzдh|ли ¿ма ¿мhнье• ¿ не по | мноzhхъ дьнехъ• събъравъ•| все мьни ¨снъ• отиде на | стран@ далече• ¿ тоу ра|сточи ¿мhнье свое жив| бл@дъно• ¿ждивъшю же | емоу вьсh• б|сть гла|дь крhпъкъ на странh тоi•| ¿ тъ нач#тъ лишити с#•| ¿ шьдъ прилhпи с# едино|мь отъ жителъ то> стра|н|• ¿ посъла ¿ на села | своh• пастъ свинiи• ¿ же|лааше нас|тити с# отъ | рожьць >же hдhах@ свинi>• | ¿ никътоже дааше моу• вь | себh же пришьдъ рече• ко|ликоу на¿мьникъ ¨оца мое|го ¿zб|ва\тъ хлhби• | аzъ же сьдэ гладомь г|бл@•|| въставъ ¿д@ къ ¨оцю моемоу• | ¿ рек@ емоу. w¨че съгрhши|хъ на н¨бо ¿ прhдъ тобо\• юже | нhсмь досто¿нъ• наре|шти с# с¨нъ твоi• сътвори | м#• hко единого отъ на¿|мьникъ тво¿хъ• ¿ въста|въ ¿де къ о¨цю своемоу• | еште же емоу далече с@|штю• оуzьрh i о¨ць его• ¿ ми|лъ емоу б|¨c • ¿ текъ напа|де на в|\ его• ¿ обло|б|zа i• рече же емоу с¨нъ•| о¨че• съгрhшихъ на н¨бо | ¿ прhдъ тово\• юже нh|смь досто¿нъ нарешти | с# с¨нъ твоi• сътвори м#• | hко единого отъ на¿мь|никъ тво¿хъ• рече же о¨ць къ рабомъ сво¿мъ• cко|ро ¿zнесhте одежд@ пръ|в@\• ¿ облhцhте i• ¿ | дадите пръстень на р@к@ его•|| ¿ сапог| на ноzh• ¿ приве|дъше тельць оупитhн|•| zаколhте• ¿ hдъше да ве|селимъ с#• hко с¨нъ моi сь•| мрътвъ бh ¿ оживе• | ¿zг||блъ бh ¿ обрhте с#• ¿ нач#|ш# веселити с#• бh же с¨нъ | его старhi на селh• ¿ hко | гр#д| приближi с# къ до|моу• ¿ сл|ша пhниh ¿ | лик|• ¿ приzъвавъ еди|ного отъ рабъ• въпрашаа|ше i• чьто оубо си с@ть•| онъ же рече емоу• братъ твоi приде ¿ zакъла о¨ць | твоi• тельць оупитhн|• | hко съдрава i при>тъ• ра|zгнhва же с#• ¿ не хотhа|ше вьнити• о¨ць же его ¿|шьдъ молhаше i• онъ же | отъвhштавъ рече о¨цю сво|емоу• се колико лhтъ рабо|та\ тебh• ¿ николиже || zаповhди твое> не прh|ст@пихъ• ¿ мьнh николи|же не далъ еси коzьл#те• | да съ дроуг| мо¿ми въzве|селилъ с# бимь• егда же | с¨нъ твоi• ¿zhд| твое | ¿мhнье• съ любодh¿цами• | приде• ¿ zакла емоу теле|ць питом|• онъ же рече | емоу ч#до• т| всегда | съ мно\ еси• ¿ в’сh моh | твоh с@тъ• въzвесели|ти же с# ¿ въzдрадова|ти подобааше• hко братръ | твоi сь• мрътвъ бh ¿ о|живе• ¿zг|блъ бh ¿ о|брhте с#•

 

Задания по лексическому анализу текста

1. Найдите в тексте слова, которые не требуют перевода.

2. Выделив корень в следующих однокоренных словах (и в формах одного слова), определите их значения:

рече, рек@, нарешти с#; iмhньh, наiмьникъ, при>тъ; отиде, iд@, iде, приде, вьнити, шьдъ, пришьдъ, iшедъ; достоiн@\, достоiнъ; hдъше, izhд|; zаколhте, zакъла, zакла; веселимъ с#, въzвеселилъ с#, въzвеселити же с#; оупитhн|, питом|.

3. Выделив в следующих словах корень, установите их значения:

мьниi с|нъ, с|нъ старhi.

4. По контекстам определите значение слов страна и село:

отиде на стран@ далече, жителъ то> стран| (ср. прасл. *storna «простор, простереть»);

¿ посъла ¿ на села своh пастъ свинiи, бh же с¨нъ его старhi на селh (ср. прасл. * selo «пашня» от *sedlo «поселение»).

5. Установите значение слова рожьць, ознакомившись с комментарием: «Рожки —..слово относится к плодам рожкового дерева, вообще распространенного в Палестине и употребляемого вместо хлеба людьми бедными и на прокорм скота и свиней….Рожки называются хлебом св. Иоанна на том основании, что по преданию питался ими св. Иоанн Креститель в пустыне. Древние, по Плинию, приготовляли из рожков посредством выжимания род вина, а выжатые таким образом и малополезные остатки стручков и мякоть их отдавали свиньям…»[2].

6. На основании приведенного материала, используя сравнения из русского и других славянских языков, уточните значения следующих слов:

расточи (ср. расточительный, расточать)

iждившъшю (iждити) (ср. иждивение от из-жити)

прилhпис# (ср. прилепиться, прилипать, прильнуть)

наiмникъ (от иметь, ср. наёмник, наёмный рабочий)

иzб|вати (ср. избыть, избыток, изобилие)

текъ (ср. значения в речениях: текущий источник, время течет).

облоб|zа (ср. др.-русск. лобзать, укр. облобизати, сербохорв. лобзат; лат. lambo «лижу, облизываю», ср. также лат. labium «губа»).

в|" (ср. русск. диал. завой, завоек «затылок»)

скоро (ср. русск. скорый «быстрый», болг. скоро «скоро, быстро»).

облhцhте (ср. облечься, облачение, разоблачать (ся); облицовка).

гр#д| (ср. болг. греда «иду», лит. griduju, gridyti «идти, путешествие», лат. gradior «шагаю»; ср. также русск. грядущий, нагрянуть).

лик| (ср. русск. ликование; ср. также болг. лик «хор», готск. laikan «скакать, прыгать», др. -исл. leikr «игра»).

любодhица (сложное слово; от люб| (любовь) дh"ти, прhлюб| дh"ти).

7. При сопоставлении фрагментов из параллельных текстов определите значение слова етеръ:

ч¨къ етеръ ¿мh дъва с¨на (Зогр.), ч¨лкъ единъ имh •¨в• с¨на (Cавв.), чловъкъ нhк|и имhдъва с|на (Остр.).

8. Уточните на основании контекта значения знакомых слов в словочетаниях:

достоiн@\ ч#сть, не по мноzhхъ дьнехъ, жив| бл@дно (ср. чеш. blud «заблуждение», словен. bloditi «заблуждаться, ошибаться»), прилhпи с# единомь отъ жителъ, милъ емоу б|сть, нападе на в|\ его и облоб|zа i, одежд@ пръв@\, сътвори м#.

9. Каково значение слова ч#до? Ср. нем. Kind «ребёнок, дитя», греч. kainos «новый», лат. re-centis «недавний, только что родившийся».

10. Установите различия в мотивации значения слов: рабъ и наиiмникъ.

11. Какие выводы можно сделать о месте написания памятника на основании наличия в его тексте слова братръ?

Ср. укр., блр. брат, сербохорв. брат, слов. brat, чеш. bratr, польск. brat, верхнелуж. bratr.

 

 

Ср. также количество употреблений по памятникам[3]:

  Братръ Братъ
  Зографское Ев. (X в.)    
  Саввина кн (X в.)  
  Мариинское Ев. (XI в.)    
  Остромирово Ев.(XI в.)  
       

 

12. Уточните значения следующих служебных слов в тексте:

hко, "ко - как, потому что, когда
>же - который
чьто оубо - что это; а что
егда - когда

 

Обобщив результаты проведенной работы, переведите текст.

Задания по графическому анализу текста

 

1. Какие палеографические и лингвистические особенности позволяют отнести Зографское Четвероевангелие к древнейшим памятникам X-XI вв., написанным глаголицей в пределах Македонии?

2. Прочитайте и переведите текст.

3. Зографское Евангелие написано глаголицей. Объясните, почему в изданиях старославянских глаголических текстов, напечатанных шрифтом кирилловской азбуки, вместо буквы " употребляют букву h: hко вместо "ко, вь себh вместо вь себ".

4. Назовите буквы кирилловской азбуки, которым соответствовала глаголическая буква <..

5. Найдите в тексте сочетания букв или лигатуры, такие как, например, оу, |, ю, m и др.

6. Найдите в тексте слова под титлом (ч¨къ, с¨на, о¨цю), прочтите их.

Задания по фонетическому анализу текста

 

1. Разделите на слоги приведенные ниже слова из текста, дайте характеристику слогов по составу образующих их звуков и определите закономерности их сочетания внутри одного слога: етеръ, дъва, рече, даждь, iмhньh, дънехъ, събъравъ, расточи, крhпъкъ, на странh, единомь, посъла, пастъ, свинiи, рожьць, никъто же.

2. Найдите корень слова и укажите чередования гласных и согласных звуков в этом корне: iмh, iмhньh; раzдhли (ср. дол"); събъравъ; рече, нареmи, рек@; даждь, дадите; ч#сть; расточи, текъ; нач#тъ; шьдъ, ишьдъ, вънити, iд@; прилhпи с# (ср. льнути, прилипати, лhпити); посъла; пастъ; отъ рожьць (ср. рогъ, рожъкъ); hдhах@.

3. Укажите старославянские фонетические признаки в словах: гладъ, на странh, нарешти, прьв@\, прьстень, рабъ. Воспроизведите древнерусскую и общеславянскую форму этих слов.

4. Укажите, в каких словах h и и имеют дифтонгическое происхождение (восходят к дифтонгам *^oi, *^ai, *^ei): мноzhхъ, расточи, на странh, на ноzh, съгрhшихъ, иzнесhте, облhцhте, сътвори (ср. помоzи).

5. Какого происхождения ъ в слове дъва? Ср. лат duo, др.-инд. duva, греч. δυω, а также в заимствованных словах дуализм, дуэт, дуэль.

6. Какого происхождения ь в слове мьнии? Ср. др.-инд. minati, лат. minor.

7. Чем можно объяснить случаи смешения редуцированных и написание гласных полного образования на месте редуцированных в тексте Зографского Евангелия по сравнению с теми же позициями в тексте Остромирова Евангелия?

8. Объясните причины отсутствия написания редуцированных в словах, сравнив их по двум памятникам

Зографское Евангелие   Остромирово Евангелие
по мноzhхъ по мъноzhхъ
все вьсе
бл@дно бл@дьно
всегда вьсегда
съ мно\ съ мъно\

9. Чем объясняется отсутствие палатального j перед е в тексте Зографского Евангелия: например, етеръ, единъ, емоу, еmе, единого, еси, ср. в Остромировом Евангелие — ~диномь, ~моу, ~mе, ~диного, ~си.

10. Какой закон строения слога отразился в написании следующих слов: izг|блъ бh, сапог|, лик|?

11. Укажите, какие согласные в следующих словах были смягченными (мягкими), позиционно полумягкими (полумягкими) и твердыми: рече, iмh, даждь, ч#сть, iмhнье, събравъ, расточи, жив|, нач#тъ, желааше, хлhби, съгрhшихъ, одежд@, сапог|, на ноzh, облhцhте.

12. Укажите в тексте примеры первой и второй палатализации заднеязычных согласных.

Задания по морфологическому анализу текста

 

1. Определите род, число, падеж и тип склонения существительных в тексте.

2. В приведенных ниже словосочетаниях найдите прилагательные. Охарактеризуйте их по следующим параметрам: качественные, относительные, притяжательные, именные или местоименные, какого рода, числа и падежа и с какими существительными согласуются i рече мьниi с¨нъ; даждь ми достоiн@\ ч#сть iмhньh; б|сть гладъ крhпъкъ; мрътвъ бh; i милъ емоу б|стъ; zакла емоу телець питом|; izнесhте одежд@ пръв@\; hко съдрава i при>тъ.

3. Определите наклонение, время, лицо, число, класс у глаголов в тексте.

4. Определите залог, время у следующих причастий, полные они или краткие, от какой основы образованы: събравъ, жив|, iждивъшю, шьдъ, въставъ, текъ, приведъше, с@mю.

5. Найдите в тексте глагол в форме супина. Определите, каким падежом существительного он управлял.

6. Найдите в тексте прямую речь, разделите её на простые предложения, отметьте случаи употребления звательного падежа.

7. Найдите в тексте синтаксические конструкции «дательного самостоятельного», переведите их на русский язык. Охарактеризуйте морфологические формы слов, из которых состоит этот оборот.

8. Найдите замену творительного падежа орудия действия другим падежом с предлогом: i желааше нас|тити с# отъ рожьць >же hдhах@ свини>.

 

Задания по синтаксическому анализу текста

 

1. Найдите подлежащие и сказуемые в тексте, определите способ их выражения.

2. Найдите причастия в тексте и определите, где они входят в составное сказуемое и где являются обстоятельственными словами. Выясните, согласуются ли обстоятельственные причастия в роде и числе с подлежащим.

3. Каким падежом выражено обстоятельство времени в тексте и как переводится на русский язык: i не по мноzhхъ дьнехъ събравъ все мьни с¨нъ отиде на стран@ далече.

4. Сравните обороты с двойным отрицанием и с одним отрицанием в тексте Остромирова и Зографского Евангелий: i никъто же не да"аше емоу (Остромировое Евангелие); i никътоже дааше емоу (Зографское Евангелие). Обратите внимание на слияние отрицательной частицы не с глаголом есмь: юже нhсмь достоiнъ нарешти с# с¨нъ твоi.

5. Найдите сложные предложения, выделите союзную и бессоюзную связь в системе сложного предложения. Укажите, какие сочинительные союзы подчиняют простые предложения. Выясните, могли ли в старославянском языке сочинительные союзы употребляться в значении подчинительных.

6. Определите значение придаточных предложений с союзом hко ("ко).

7. Найдите в тексте сложноподчиненные предложения, определите тип связи главного и придаточного, выделите союзы и союзные слова.

 

В заключение пословного разбора необходимо дать общие выводы по фонетике, морфологии, лексике и синтаксису текста, сделав общее заключение о времени и территории его написания, подчеркнув наиболее важные с точки зрения истории языка моменты.

 

Текст III. Притча «О десяти девах»

(Остромирово Евангелие, Матфей, XXV, 1-13)

 

Рече ¨гь притъч@ | си\ подобьно | ~сть ц¨рстви~ не|бесьно~• дес#ти | дhвъ >же прии|мъш# свhтиль|ник| сво>• иzи||дош# против@ | женихоу• и не|вhстh п#ть же | бh отъ нихъ боу|и• и п#ть м@дръ | боу>> бо прии|мъш# свhтиль|ник| сво>• не въ|z#ш# съ собо\ е|лhа а м@др|> | при>ш# елhи• | въ със@дhхъ съ | свhтильник| | своими моуд#|mоу же женихоу•| въzдрhмаш# с# | вьс# и съпаах@ | полоу ноmи же || въпль б|сть | се женихъ иде|тъ• исходите въ | сърhтени~ ~моу | тогда въсташ# | вьс# дhв| т| | и оукрасиш# свh|тильник| сво|> а боу>> реко|ш# м@др|имъ | дадите намъ о|тъ олh" вашего | "ко свhтильни|ци наши оуга|са\ть отъвh|mаш# м@др||> гл¨\m# еда | како не достане||ть вамъ и намъ | идhте же паче• къ | прода\mиимъ• | и коупите себh | ид@mамъ же имъ | коупитъ• приде | женихъ• и гото|в|> вънидош# | съ нимь на бракъ• и zатворен| б||ш# двьри послh|дь же• придош# и проч#> дhв| | г¨л\m# ¨ги ¨ги о|твьрzи намъ о|нъ же отъвhmа|въ рече аминъ• | г¨л\ вамъ не вh||мь васъ бъдите | оубо• "ко не вh|сте дьне ни часа• | въньже с|нъ чло|вhчьск|и при|деть •: •




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.126 сек.