Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В. Апанович 3 страница




Лит.: Иконников С. Н. Стилистическая работа в процессе изучения русского языка. – М., 1977; Капинос В. И. Стилистика // Методика развития речи на уроках русского языка. – М., 1980.

стилистические упражнения: обнаружение и анализ стилистических средств лексики, грамматики, фразеологии, стилистических фигур в художественном или ином тексте, выяснение целесообразности их использования; изучение стилистических помет в толковых, синонимических, фразеологических и иных словарях и приводимых в словарях примеров использования средств языка, обладающих определенной стилистической принадлежностью; подбор слов, имеющих заданные стилистические свойства; сопоставление оборотов речи, оптимальных с точки зрения решения коммуникативных задач; анализ текстов, принадлежащих к различным функциональным стилям, указание тех средств, которые создают определенную стилистическую принадлежность текста; использование средств языка, обладающих стилистическими свойствами, в собственной речи учащихся – в связном тексте; составление собственного текста в том или ином стилистическом ключе: текст научный, художественный; анализ ученических текстов и обнаружение в них стилистических ошибок, объяснение причин этих ошибок, их исправление, в частности замена слов одного стиля синонимами другого стиля. С. у. комбинируются с лексическими, грамматическими и иными упражнениями.

Лит.: Щербатский Б. М. Занятия по стилистике в старших классах средней школы. – М., 1951; Шаповалова Т. А. Стилистические упражнения на уроках русского языка. – М., 1967; Сборник упражнений по синтаксической стилистике и культуре речи / Под ред. В. Д. Бондалетова. – М., 1978; Иконников С. Н. Стилистика в курсе русского языка. VII – VIII классы. – М, 1979.

стилистический анализ текста – один из видов языкового анализа. Его цель: установление зависимости между особенностями текста и той ситуацией, той установкой автора, создавшего текст, которая осознается учащимися на основе синтетического, целостного

 

201 Ступенчатость

восприятия текста, на основе языкового чувства. Полный С. а. т. предполагает: характеристику целевой установки автора (его коммуникативной задачи); указание общих характеристик: непринужденность – официальность, эмоциональность – бесстрастность, образность – ее отсутствие, призывность речи – отсутствие призывности и т. п.; указание языковых средств – слов, грамматических форм, с помощью которых создаются особенности стиля; вывод о принадлежности текста к тому или иному стилю.

Лит.: Капинос В. И. Стилистика // Методика развития речи на уроках русского языка. – М., 1980; Виды разбора на уроках русского языка / Под ред. В. В. Бабайцевой. – М., 1985.

стиль речи учащихся. По данным А. Н. Гвоздева, ребенок, поступающий в школу, владеет основными средствами языка в пределах разговорно-бытового стиля. Другими стилями он не владеет. Следовательно, к ним учащегося приобщает школа, что сопровождается постепенным разрушением того специфического «стиля» детской речи, который привлекал внимание таких исследователей, как К. И. Чуковский, Н. А. Рыбников, Е. И. Тихеева. Особенности детской речи полностью исчезают к VI – VII классам; примерно в это же время начинают достаточно отчетливо обнаруживаться индивидуальные различия в речевом развитии, что позволяет говорить о начале формирования индивидуальных стилей. В то же время наблюдается сдвиг в речи учащихся от разговорных стилей к научным под влиянием учебных книг, языка газет и журналов, радио и телевидения. Устная речь учащихся, звучащая на уроках и во внеклассной работе, в сущности, представляет собой озвученную письменную речь (доклады учащихся, ответы на уроках и пр.). Стиль письменных сочинений по количественным характеристикам (размер предложений, употребление частей речи и их форм) приближается к публицистическому стилю. Имеются убедительные свидетельства того, что стиль образцов научного и публицистического, а отчасти – и официально-делового характера оказывает на речь учащихся старших классов значительно большее влияние, чем стиль образцов художественных.

Лит.: Головин Б. Н. Язык и статистика. – М., 1971; Львов М. Р. Тенденции развития речи учащихся. – М., 1979. – Вып. 2.

ступенчатость – способ построения учебных программ по русскому языку; характеризуется совмещением линейного и концентрического принципов; использован в современной программе, особенно в начальных и IV – V классах. Ступенчатое расположение материала предполагает постепенное «наращивание» материала по теме; так, материал об имени существительном (см.) имеется

 

Существительное в курсе русского языка

 

в I, во II, в III, IV и V классах. С., по мнению современных методистов, обеспечивает преемственность и повышает качество усвоения материала.

существительное в курсе русского языка – одна из важнейших тем. В I классе происходит знакомство со словами, обозначающими предметы; во II классе – рассматривается общее понятие о С., род, изменение по числам; в III классе – склонение С.; правописание падежных окончаний; в IV классе – одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, три склонения имен С.; множественное число имен С.; в V классе изучают разносклоняемые и несклоняемые имена С., С. общего рода, словообразование имен С., правописание суффиксов имен С.; в VI классе дается обобщающее повторение темы. Программа изучения С. построена ступенчато. Трудности усвоения темы в школе: разносклоняемые С., С. общего рода; правописание безударных падежных окончаний; правописание некоторых суффиксов: -ик-, -ек-, -ск-; -о- после шипящих в суффиксах; не с именами С.; глагольное управление предложное и беспредложное. В речевом развитии ребенка имена С. появляются рано, в речи школьников занимают неизменно основное место: 40% всего числа словоупотреблений в I классе; 36% – в III классе; 30 – 32% – в VI – X классах. Основные тенденции использования имей С. в речи учащихся: быстрый рост употребления С. с абстрактным значением; рост использования имен С. в формах косвенных падежей; уменьшение числа и почти полное исчезновение к старшим классам имен С. с суффиксами оценки.

Лит.: Озерская В. П. Изучение морфологии на синтаксической основе. 4 класс. – М., 1978; 5 класс. – М., 1979; 6 класс. – М., 1981.

схемы по русскому языку – средство обобщения, моделирования и наглядного изображения материала по грамматике и другим разделам курса. От таблиц отличаются большей степенью отвлечения от конкретного. Широко применяются при изучении разных тем, на разных этапах учения – и как наглядное пособие, и как самостоятельное моделирование (в основном при обобщении и повторении). Так, С. удобны для моделирования состава слова, синтаксических конструкций. Примеры С.:

а) С. состава слова:

 

прист. корень суфф. оконч.
основа  

 


б) С. сложного предложения – с однородным соподчинением

 

Очень важно, чтобы С. составлялись самими учащимися в коллективной работе класса и индивидуально: это повышает познавательную активность учащихся в процессе обучения. По данным С. синтезируются слова, предложения, С. издаются в виде наглядных пособий, помещаются в учебниках русского языка, в частности С. разбора, что дает возможность самоконтроля, самостоятельной работы по учебнику. (См. статьи Модели..., Таблицы...)

Лит.: Московкина Р. А. Изучение сложного предложения в школе. – М., 1981; Зельманова Л. М. Наглядность в преподавании русского языка. – М, 1984.

сценарий – вид изложения прочитанного, упражнение, текстовой эквивалент кинофильма, телепередачи, иного театрализованного действия. Учащиеся составляют С. прочитанного рассказа по воображению, получив задание: «Как бы вы поставили кинофильм по этому рассказу?» Удобнее всего взять рассказ, богатый диалогами, например «Бежин луг» И. С, Тургенева. Учитель следит, чтобы учащиеся бережно обращались с авторским текстом. С. не всегда используется для инсценирования, он используется в устной или письменной форме как самостоятельное упражнение по развитию связной речи учащихся,

сюжет – система событий, составляющая содержание действия литературного произведения, а также ученического сочинения. В основе С. последнего обычно лежит действительное событие, С. прочитанного произведения, С., подсказанный картиной или серией картин. Анализируя и пересказывая прочитанные произведения, школьники учатся сжато передавать С., перестраивать его. Это первые шаги к умению строить собственный С., затем учащиеся разрабатывают С. на основе творческого воображения. Сюжетные сочинения пользуются любовью учащихся.

 

 

таблицы учебные по русскому языку – традиционный, весьма распространенный вид печатных пособий, реализующий зрительную наглядность. Т. у. подразделяются на демонстрационные (на-

 

Тавтология (повтор)

 

стенные или помещаемые в учебнике) и составляемые самими учащимися. Первые обычно имеют шрифтовые и цветовые выделения, подчас содержат рисунки, иллюстрации; используются при изучении нового материала, служат ориентировочной основой действий по правилу. Как правило, Т. у. посвящена одной теме, содержит материал для анализа, так построенный и сопровождаемый такими вопросами, что подводит учащихся к правильному выводу; нередко дается формулировка вывода, правила, определения.

Пример Т. у.: «Правописание приставок на з-»:

 

из- ис-
воз- вос-
вз- б, в, г, д, ж, з, вс- п, ф, к, т, ш,
без- л, м, н, р бес- с,х, ц, ч, щ
раз- рас-
низ – нис-

Пример обобщающей Т. у., составляемой самими учащимися, на тему «Употребление ь в разных частях речи»:

 

Части речи ь пишется ь не пишется
Существительное Прилагательное Глагол Наречие    

Свободные разделы заполняются учащимися, которые не только воспроизводят изученный материал, но и обобщают его.

Лит.: Лепешев И. Я. Изготовление и использование таблиц по русскому языку. – Минск, 1966; Баев П. М. Грамматика в таблицах и вопросах. – Л., 1968; Зельманова Л. М. Наглядность в преподавании русского языка. – М., 1984.

тавтология (повтор) – вид речевых ошибок, состоит в непреднамеренном повторении одних и тех же или однокоренных слов, сходно звучащих слов. Причины: психологическая – индуцированность употребленного слова, тенденция к его повторному использованию; языковая – бедность словаря, неумение пользоваться синонимами. Т. – очень частая и устойчивая ошибка не только в начальных, но и в старших классах. В процессе редактирования текста устраняется сравнительно легко. Т. используется также преднамеренно, как стилистическая фигура, например: Дорого вовремя время. (С. Маршак.)

 

205 Творческий пересказ, творческое изложение

творческая деятельность учащихся по русскому языку – совокупность тех видов работ, в которых проявляется наиболее высокая их самостоятельность; упражнения, в которых учащиеся создают новый текст, составляют устные и письменные рассказы, очерки, зарисовки, юморески, статьи, отчеты, сообщения о результатах наблюдений, исследований. В творческих работах учащихся отражается личность школьника, его чувства, взгляды, его жизненная позиция. Творческие работы – сильное воспитательное средство. К числу творческих работ относят не только сочинения, но и те виды изложений и пересказов, в которых есть элемент творчества: изложения с изменением лица рассказчика, с изменениями сюжета, с дополнениями; различные виды драматизации (от чтения по ролям до постановок на сцене); импровизации учащихся, иллюстрирование сочинений, использование музыкальных моментов, лучшие образцы выразительного чтения. Творчество учащихся – это создание образов, оригинальное использование тропов, иносказаний, антитез и пр. Безусловно, высшей формой творчества учащихся являются их первые литературные попытки – стихи, проза, выпускаемые газеты и журналы, а также личные дневники, переписка и пр. Творческой является также исследовательская деятельность учащихся: изучение местных топонимов, фразеологии, фамилий, местного диалекта и пр.

Лит.: О творческих работах в средней школе. – М., 1962; Тамбовки-на Т. И. Развитие творческой активности учащихся на уроках русского языка. – Калининград, 1974; Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1976; Новлянская З. Н. Почему дети фантазируют? – М., 1978; Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям // Избр. пед. соч.: В 3 т. – М., 1979. – Т. 3.

творческий диктант – вид упражнения в развитии самостоятельной связной речи учащихся; используется также для активизации лексики и для усвоения орфографии. Под названием «Т. д.» подразумеваются разные упражнения. Один вариант: в соответствии с изучаемой грамматико-орфографической темой подбираются и разбираются слова; с ними составляются предложения и связный текст на заданную тему; эти слова могут употребляться как в исходной, так и в заданной форме. Другой вариант: прочитывается текст, разбирается, выделяются обязательные для использования слова; затем текст записывается учащимися свободно, творчески, но указанные слова должны быть употреблены. Т. д. имеет много общего с изложением по опорным словам, со свободным диктантом.

Лит.: Виды работ по развитию речи на уроках русского языка. – М., 1963; Ульченко З. Ф. Диктанты с изменением текста. – М., 1982,

творческий пересказ, творческое изложение – вид устного пересказа или письменного изложения, характеризующийся изменениями

 

Тезис 206

и дополнениями в тексте. Возможные творческие изменения и дополнения: изменение лица рассказчика (от изменения личной формы глагола до пересказа от лица одного из персонажей); продолжение сюжета, продолжение судьбы героя; развитие какого-либо эпизода, введение новых эпизодов, пейзажных зарисовок и пр.; перестройка сюжетного произведения, содержащего диалоги, в драматическую форму (драматизация) или составление киносценария; составление рассказа по аналогии с прочитанным. Т. п. проводится обычно во II – VIII классах.

тезис. 1. Структурный элемент рассуждения (см.): сочинение-рассуждение обычно начинается с части, содержащей мысль, которая будет доказываться (например, в сочинении «Лучшая профессия»: Учительсамая лучшая, самая благородная профессия). Это Т., который развивается и аргументируется, доказывается в сочинении. Не всегда Т. стоит в самом начале сочинения, не всегда он формулируется прямолинейно; но всегда определяет основную линию развития идеи сочинения-рассуждения, придает ему композиционную стройность. В тексте сочинения Т. связан с аргументами (см.) и с выводами (см.).

2 Во множественном числе – тезисы: вид учебной письменной работы, которая используется, применяется на уроках по различным учебным предметам преимущественно в старших классах школы; состоит в формулировании по пунктам и обычно под порядковыми номерами основных идей, положений какого-либо научного труда, статьи, книги, публицистического произведения и т. п. Способствует формированию у учащихся краткой, лаконичной речи, умения схватывать и формулировать главное. Т. – вид краткого (сжатого) изложения (см.). Т. служат также средством подготовки собственного сочинения, доклада, отчета, собственной статьи и пр. В системе обучения сочинению применяется такой вариант, когда учащиеся не пишут текста своего сообщения, доклада, репортажа и пр., а ограничиваются составлением Т. По ним впоследствии может быть сделан устный доклад, устное выступление по радио и пр.

текст – продукт, результат речевой деятельности, произведение речи – устное или письменное. Обычно указывается, что Т. по объему больше одного предложения. Т. – синоним термина высказывание, а также термина связная речь во втором значении. Т., как правило, обладает единством темы и замысла, относительной законченностью, внутренней структурой – синтаксической (на уровне сложного синтаксического целого и предложений), композиционной и логической. В Т. реализуются функциональные возможности языка, закономерности его синтаксиса, лексики, стилистики. Т. всегда характеризуется отнесенностью к тому или иному стилю – научному, публицистическому, раз-

 

207 Текстовые упражнения

говорно-бытовому и пр. Не следует отождествлять Т. с произведением литературы: можно сказать Текст рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок», но нельзя «Пишем изложение текста «Прыжок» Л. Н. Толстого». Т. – это термин, обозначающий языковую ткань литературного произведения – статьи, повести, ученического сочинения, «снятый момент языкового творческого процесса» (И. Р. Гальперин). Школьники овладевают умениями в области создания текста практически, в работе над пересказами, изложениями, сочинениями и другими текстовыми упражнениями. В современном курсе родного языка даются некоторые теоретические сведения о тексте: само понятие текст, типы текста (повествование, описание, рассуждение), абзац, тема, средства связи предложений в тексте и пр. Отдельные сведения по теории Т. сообщаются на уроках литературы (понятия темы, композиции).

Лит.: Ладыженская Т. А. Связная речь//Методика развития речи. – М., 1980; Лосева Л. М. Как строится текст. – М., 1980; Доблаев Л. П. Смысловая структура учебного текста и проблемы ее понимания. – М., 1982; Величко Л. И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М., 1983.

текстовые упражнения – вид упражнений по русскому языку. Т. у., в отличие от фонетических, лексических, грамматических упражнений, опираются не на отдельные языковые единицы, а на текст, как на результат речевой деятельности. Лингвистической основой Т. у. служат современная теория текста, теория речевой деятельности, синтаксис текста (сложного синтаксического целого). Т. у. подразделяются на: а) работы учащихся с готовым текстом; б) составление текста самими учащимися. Т. у. обладают тем преимуществом, что в них изучаемая языковая единица выступает в своей функциональной роли, текст помогает полнее понять ее значение и назначение, школьники получают образец для развития собственной речи. Виды упражнений с готовым текстом: различные виды языкового анализа текста, выделение из текста сложных синтаксических целых и работа с ними, обнаружение в тексте изучаемых единиц языка и объяснение их значений и целесообразности употребления, перестройка текста, его пересказ и письменное изложение, составление плана и т. п. Виды упражнений в создании собственного текста: определение темы, замысла сочинения, сбор материала на выбранную тему, его отбор в соответствии с замыслом, составление плана сочинения, отработка микротем, составление сложных синтаксических целых и отработка внутренних связей в них, письмо текста сочинения, совершенствование (редактирование) написанного текста и т. п. Упражнения в сочинении подразделяются по видам текста (описание, повествование, рассуждение), по стилям и жанрам; могут быть устными и письменными, классными и домашними, коллективными и индивидуальными.

 

Телепередачи, телеурок, телекурс по русскому языку 208

Лит.: Никитина Е. И. Связный текст на уроках русского языка. – М., 1966; Исследования по развитию связной речи учащихся / Под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1974; Методика развития речи учащихся на уроках русского языка / Под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1980.

телепередачи, телеурок, телекурс по русскому языку – вид учебной работы с учащимися, используется в настоящее время во внеклассной работе; в перспективе предполагается ввести Т. в урок и даже строить уроки па их основе. Методика телеурока пока в стадии разработки. Т. широко используется для развития речи учащихся; для бесед, сочинений, изложений (передача сюжета, описания, сочинения-рецензии и пр.). Телекурсы по русскому языку для иностранцев уже разработаны и используются, например учебный телекурс «Мы говорим по-русски» Г. Г. Городи-лова и др. (30 фильмов. – М.: Гостелерадио, 1978).

тема – в произведении литературы и в ученическом сочинении то, что положено в основу содержания, то, о чем повествуется, что описывается, предмет сочинения. Через раскрытие Т. выражается идея произведения. Работа над Т. занимает одно из ведущих мест в системе развития речи; у учащихся формируются умения; понять Т., определить ее объем и границы, накапливать материал на Т., систематизировать его в соответствии с задачей раскрытия Т. и т. д. Умение работать над Т. – одно из главных коммуникативных умений учащихся. Выбор Т., ее оценка, ее понимание – с точки зрения ее объема, широты или узости, определение задачи раскрытия Т. – все это первые шаги в работе над сочинением. В младших классах Т. сочинения обычно задается учащимся, в старших – определяется ими самими.

тематика сочинений – перечень, набор тем, рекомендуемых для того или иного класса. Т. с. соответствует воспитательным задачам и содержанию изучаемого учебного материала, отражает жизнь самих учащихся, их труд, общественную работу и пр. Т. с. должна быть обширна и разнообразна. В младших классах обычно преобладает Т. природы, труда, игр, экскурсий и пр.; в средних классах увеличивается число тем, связанных с трудом, общественной деятельностью, выбором профессии, с изучаемыми основами наук; в старших классах основная Т. связана с курсом литературы, используются также «свободные» темы (социальные, патриотические, профессиональные и т. д.).

теоретические основы методики русского языка: определение предмета методики как науки и ее задач – фундаментальных, исследовательских и прикладных, практических; определение основных закономерностей обучения родному языку, овладение речевыми умениями и навыками, языковой теорией; определение

 

209 Теория речевой деятельности

основных принципов обучения языку – применение общедидактических принципов обучения и формулирование собственных; определение основных понятий методики и ее терминологии; разработка методологических основ обучения русскому языку, его роли в формировании коммунистического мировоззрения учащихся, основных методов исследования в методике; определение связи методики русского языка с другими науками – языкознанием, дидактикой, психологией; описание языка как учебного предмета в школе, применение закономерностей языка к его преподаванию, сопоставительный анализ русского языка и родного языка (при изучении русского языка в национальной школе); изучение основных путей истории становления и развития методики русского языка как самостоятельной педагогической науки, выявление прогностической роли ее истории; определение проблематики развития методики русского языка как науки. В настоящее время Т. о. м. разрабатываются весьма эффективно. Т. о. м. обеспечивают обоснованное решение практических, прикладных задач методики русского языка.

Лит.: Основы методики начального обучения русскому языку / Под ред. Н. С. Рождественского. – М., 1965; Власенков А. И. Обшие вопросы методики русского языка. – М., 1973; Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку. – М., 1973; Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1980; Текучев А. В. Очерки по методике обучения русскому языку. – М., 1980; Основы методики русского языка в 4 – 8 классах/ Под ред. А. В. Текучева, М. М. Разумовской, Т. А. Ладыженской. – М., 1983; Федоренко Л. П. Закономерности усвоения родной речи. – М., 1984; Львов М. Р. Общие вопросы методики русского языка. – М., 1983.

теория речевой деятельности – относительно новая отрасль науки, изучает речь как деятельность, ее функции, ее мотивы, ее связь с мышлением, процесс порождения речевого высказывания, механизмы речи, виды речи и особенности каждого вида, «отправление» и «прием» речевых сигналов, соотношение речи и языка, а также процессы овладения речью в раннем возрасте и на других ступенях развития ребенка, тенденции речевого развития человека, его речевой активности, вопросы массовой коммуникации, невербальные способы общения и пр. На основе Т. р. д. в методике русского языка разрабатываются следующие вопросы: изучение русского языка в школе как средства коммуникации, т. е. на речевой основе; развитие мотивации в обучении языку, создание речевых ситуаций, в том числе ситуаций диалога и «обратной связи»; развитие мышления учащихся средствами языка и речи; разработка методики аудирования; исследование особенностей речи учащихся на разных ступенях обучения и построение методики обучения, опирающейся на эти особенности, и пр. Т. р. д.

 

Терминология по методике русского языка 210

не входит в школьную программу для учащихся, но активно влияет на методику обучения русскому языку.

Лит.: Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1971; Основы теории речевой деятельности / Под ред. А. А. Леонтьева. – М., 1974.

терминология по методике русского языка – совокупность специальных названий (терминов), употребляемых в данной науке. Термины служат для обозначения понятий данной науки и обеспечивают научную точность в научном общении, в печатных трудах и пр. Различают собственно методическую Т. (языковой анализ, диктант, орфографические упражнения, букварь, речевая ошибка и др.) и общую со смежными науками: с педагогикой – самостоятельная работа учащихся, дедуктивные методы, урок и пр.; с психологией – запоминание, навык чтения, формирование умений и пр.; с теорией речевой деятельности – аудирование, интерференция, развитие речи и пр.; с языкознанием – орфограмма, гласные звуки, научный стиль и пр. Термины могут состоять из одного слова (азбука, транскрипция, хрестоматия, диктант), словосочетания (учебная программа, активизация словаря, градация синонимов) или более крупной конструкции (сообщение нового материала по русскому языку, обучение в условиях диалектического окружения и пр.). Термины, их значение раскрываются в определениях (дефинициях понятий); в методике русского языка система терминов и определений еще нуждается в уточнениях, в отработке. В частности, этой цели может служить терминологический словарь (или справочник), который обеспечивает единообразие в употреблении Т., позволяет избежать путаницы.

тесты по русскому языку. Т. в психологии – это задания стандартной формы, выполнение которых призвано выявить наличие определенных умений, навыков, способностей, умственного развития и других характеристик личности. Т. использовались в СССР в 20 – 30-е годы как средство выявления одаренности; были осуждены и отменены в 1935 г. В ряде зарубежных стран Т. и ныне используются для определения т. н. «интеллектуального коэффициента», на основе чего осуществляется отбор детей в привилегированные учебные заведения, что нередко является замаскированной формой классового отбора учащихся. От «интеллектуальных Т.» следует отличать обычные учебные Т., используемые в целях проверки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку, а также способности к обобщению, к самостоятельному решению задач, к анализу и синтезу.

Лит.: Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку. – М. 1983.

 

211 Типы текста

тетрадь с печатной основой – пособие для самостоятельной работы учащихся. В Т. с п. о. напечатаны темы курса, названия видов работ, задания и некоторые части текста; оставлены пробелы для записей учащихся. Т. с п. о. позволяют экономить время, дают направление работе учащихся – строго в рамках темы и задачи обучения, (См, Тюменские тетради.)

технические средства обучения (ТСО) – современное оборудование учебного процесса, позволяющее воздействовать на слух, зрение учащихся, реализовать принципы наглядности и интереса в обучении. Современные ТСО – это экранные пособия: кино-и другие проекционные аппараты, телевидение, видеомагнитофон; звуковоспроизводящая аппаратура: магнитофоны, радиоприемники, проигрыватели, лингафонное оборудование. Иногда к ТСО относят также вычислительные устройства: электронные калькуляторы, ЭВМ, счетные машинки, а также пишущую технику: пишущие машинки, множительную аппаратуру. ТСО стали неотъемлемой частью оснащения современного урока. Кинофильмы и телепередачи используются для развития речи учащихся, для расширения сведений о языке, звукозаписи дают образцы звучащей речи, магнитофон и лингафонное оборудование позволяют учащимся работать над собственным произношением, исправлять орфоэпические ошибки. Использование ТСО направлено на повышение активности учащихся в учебном процессе.

Лит.: Прессман Л. П. Технические средства на уроках русского языка. – М, 1976; Технические средства обучения в средней школе / Под ред. Л. П. Прессмана. – М., 1972.

типы текста – повествование, описание, рассуждение. Эти типы текста традиционно назывались жанрами; такое название можно встретить в некоторых трудах по методике развития речи учащихся. Повествование, описание и рассуждение обладают определенными композиционными, логическими и стилистическими особенностями, что обусловливает применение различных способов подготовки учащихся к написанию соответствующих сочинений и изложений. В современной школе наиболее легким считается повествование, затем – описание и рассуждение, поэтому с повествования начинается обучение сочинению и изложению в начальных классах, затем со II класса вводятся элементы описания, с IV класса – простейшие рассуждения. Каждый из названных типов текста имеет разновидности, например описание художественное и научное, описание одного предмета или целой картины, описание портрета, сравнительное описание и пр. Повествовательные сочинения – рассказы, очерки и пр. Нередко в повествовательных сочинениях используются элементы описания и рассуждения. Сочинения типа рассуждения: выступления в дискуссии, доклад или реферат, характеристика героя литера-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.