КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ключевые факторы успехаПри проведении анализа отрасли, состояния предприятия, возможностей выбора альтернативных направлений его развития и происходит основная работа по формированию базового подхода к новой стратегии. Прежде чем детально рассмотреть основные этапы разработки стратегического плана, необходимо сконцентрировать внимание на информации, требующейся для аналитической работы. Получение такой информации, ее обработка, корректировка, ведение базы данных — это основные задачи стратегического анализа и управления предприятием, требующие серьезных организационных усилий и наличия квалифицированных менеджеров. Стратегический анализ позволяет выявить тенденции развития предприятия с целью определения стратегии его поведения. Для определения уровня влияния внешних динамических изменений на предприятие предлагаем выделить следующие этапы проведения стратегического анализа предприятия: - оценка ключевых факторов успеха (КФУ); - выявление сильных и слабых стороны деятельности предприятия; - оценка имеющихся направлений развития продукции; - анализ ресурсов и способностей по модели Р. Гранта; - выявление несоответствий - разрывов в деятельности предприятия требованиям рынка; - идентификация ценностей, создаваемых предприятием, для потребителей на основе способностей, согласно «Цепочки ценностей» (ЦЦ) М. Портера; - анализ влияния заинтересованных сторон на эффективность работы предприятия и возможность проведения изменений. Оценка КФУ – метод стратегического анализа, позволяющий выявить уровень влияния тенденций рынка на конкурентоспособность и будущее развитие предприятия. Данный метод также позволяет определить разрывы в стратегиях предприятия при дальнейшем анализе. Ключевые факторы успеха - это факторы, обеспечивающие успех предприятия, все, что способствует повышению получаемой прибыли и является главными определителями конкурентного успеха в отрасли. Ключевые факторы успеха – это общие для всех предприятий отрасли управляемые переменные, реализация которых дает возможность улучшить конкурентные позиции предприятия в отрасли. Ключевые факторы успеха в разных отраслях своеобразны. Кроме того, они со временем могут меняться в одной и той же отрасли под влиянием изменений общей ситуации в ней, например, в соответствии со стадиями жизненного цикла отрасли [135]. Для понимания преимуществ и недостатков предприятия следует проводить сравнение КФУ исследуемого предприятия и КФУ лидеров отрасли. Это позволит определить разрывы в стратегиях и устранить их. В таблице 2.7 представлены ключевые факторы успеха отрасли, находящейся на стадии роста, а также КФУ исследуемого объекта и лидеров отрасли. В таблице 2.8 представлены ключевые факторы успеха отрасли на стадии зрелости. Анализ ключевых факторов успеха, в рамках стратегического анализа, позволяет оценить насколько участники рынка соответствуют новым КФУ в отрасли. В качестве объектов сравнения предлагаются холдинги, производящие продукцию – Лидер 1 и Лидер 2. Таблица 2.7 - Анализ ключевых факторов успеха на стадии роста отрасли
Из приведенных сравнительных характеристик видно, что КФУ предприятия и лидеров отрасли в основном соответствовали КФУ, которые были в отрасли на стадии роста. Не случайно, эти предприятия занимали лидирующее положение.
Таблица 2.8 - Анализ ключевых факторов успеха на стадии зрелости
По данным анализа можно сделать следующий вывод. Слабое звено в позициях предприятия – отсутствие сильных брендов федерального значения. Необходимы срочные действия в отношении построения линейки брендов. Насколько быстро предприятие сможет измениться, чтобы соответствовать факторам успеха в новых условиях, и необходимость соответствия этим факторам для успешного выживания рассматриваются ниже. Меры производителей и продавцов для достижения соответствия КФУ стадии зрелости отрасли представлены в таблице 2.9. По данным таблицы 2.9 видно, что наблюдается наличие серьезных несоответствий в сегодняшних действиях предприятия мерам и действиям, предпринимаемым лидерами отрасли. В то же время лидеры отрасли стараются соответствовать характеристикам стадии зрелости ЖЦО. Таблица 2.9 - Меры производителей и продавцов для достижения соответствия КФУ стадии зрелости отрасли
Наиболее слабые места в позиции предприятия – нестабильное качество продукции, отсутствие сильных брендов, нестабильность поставок. Наиболее сильные места предприятия – развитая дилерская сеть, квалифицированное управление, обновленное оборудование, современные технологии. Выделим основные КФУ на этапе зрелости отрасли в соответствии с ее характеристиками (таблица 2.10): высокое качество продукции; способность быстро разрабатывать новые продукты; эффективное использование капитала и низкие удельные затраты при наличии узнаваемых брендов; удержание завоеванных рыночных позиций. Таблица 2.10 - Характеристика стадии зрелости ЖЦО
Анализируя текущую ситуацию, можно сказать, что предприятие не соответствует новым КФУ. Оценим сильные и слабые стороны деятельности предприятия. Сильные стороны деятельности предприятия, соответствующие КФУ: - предприятие повышает оборачиваемость капитала за счет использования эксклюзивных отношений в качестве рычага давления на дистрибутора; - комбинат постоянно совершенствует технологический процесс для повышения качества и увеличения объема производства; - удержание рыночных позиций за счет построения долгосрочных взаимовыгодных отношений с дистрибьюторами; - модернизация и развитие производственной базы. Недостатки в деятельности предприятия, не соответствующие КФУ: - предприятие пока не может увеличить оборотный капитал за счет эффекта масштаба производства; - качество продукта не всегда стабильно; - отсутствие узнаваемых брендов; - невнятная рекламная активность; - отсутствие линейки продуктов, позиционируемых в разных ценовых и потребительских сегментах. На сегодняшний момент предприятие развивает продукцию путем обеспечения представленности продукта в регионах через построение дилерско-дистрибьюторской сети. Исходя из требований, предъявляемых к развитию продукции, дистрибутор должен строить свою базу и за счет оптовых отгрузок другим компаниям-дилерам добиваться представленности во всем регионе. Работа с дистрибьютором в регионе предполагает определенные выгоды для них самих и для предприятия (таблица 2.11). Таблица 2.11 - Выгоды от сотрудничества предприятия и дистрибьюторов
В таблице представлены преимущества, связанные со стратегией построения эксклюзивной сети дистрибуторов на территории РФ, но есть и ряд недостатков, которые касаются развития существующего продукта и Комбината в целом. В основном это касается маркетинговой составляющей и, как следствие, всей стратегии работы. В таблице 2.12 представлены недостатки от сотрудничества предприятия и дистрибьюторов. Таблица 2.12 - Недостатки от сотрудничества предприятия и дистрибьюторов
В таблицах 2.11 и 2.12 представлены выгоды и недостатки сотрудничества с дистрибьюторами в регионах. Большинство дистрибьюторов заинтересовано в эксклюзивных поставках, однако это не всегда отвечает интересам Комбината. С одной стороны – это более прочные связи, с другой – отсутствие возможности маневра, зависимость от дистрибьютора. Если рассматривать деятельность Комбината с точки зрения развития продукта, то существует ряд трудностей и несоответствий в работе и перспективе деятельности. Ставки в продвижении на эксклюзивные поставки одному дистрибьютору в регион могут привести к провалу продаж. Расширение числа дистрибьюторов в регионе возможно только при низких отпускных ценах или наличии узнаваемых брендов. При переходе отрасли в стадию зрелости, возрастает значение сохранения присутствия на рынке, а развитая и многообразная сеть – это гарантия устойчивости присутствия. Дистрибьюторов в большей степени интересует бренд, поэтому необходимо развивать линейку продуктов и строить бренды. Обобщить приведенный выше анализ, детально рассматривающий адекватность действий предприятия в настоящий момент условиям внешней среды, можно с помощью модели Р. Гранта, [158, с. 111] представленной на рис. 2.7.
Рис. 2.7 - Модель ресурсов и способностей Р. Гранта Для описания разрывов между имеющейся стратегией и новыми требованиями, в таблице 2.13 приведены основные ресурсы предприятия по классификации Р. Гранта. Таблица 2.13 - Сравнение ресурсов предприятия и ресурсов, требуемых в новых условиях с целью выявления разрывов
По данным таблицы видно, что наиболее ценные ресурсы Комбината это: клиентская база по большинству регионов России, управленческая команда, команда маркетинга и продаж. Проведем сравнение способностей предприятия и способностей, требуемых в новых условиях с целью выявления разрывов (таблица 2.14). Таблица 2.14 - Сравнение способностей предприятия и способностей, требуемых в новых условиях с целью выявления разрывов
Для успешной работы в новых условиях желательно, чтобы выделенные способности были редкими, долговечными и трудно имитируемыми. Оценим способности предприятия с точки зрения этих критериев. Редкие способности. Такие способности встречаются крайне редко. Выделить редкие способности Комбината пока не удается. В этой связи приобретение способности создавать узнаваемые бренды может стать основой конкурентного преимущества предприятия. Долговечные способности предприятия: способность создавать дифференцированные продукты, способность контролировать затраты, создавать новые продукты, поддерживать высокое качество продукта, способность производить большие объемы продукции и использовать эффект масштаба. Трудно имитируемые способности предприятия: способность удерживать завоеванную долю рынка, способность работать в удаленных регионах, способность создавать уникальные системы обслуживания. Таким образом, наиболее ценные способности исследуемого предприятия, следующие: - объединять в команды опытных профессионалов; - самостоятельно оценивать положение продукта в национальном масштабе; - быстро создавать новые продукты. Проведем анализ соответствия предприятия и КФУ в отрасли с целью выявления разрывов, данные для анализа представлены в таблице 2.15. Данные таблицы еще раз подтверждают, что наиболее слабые места предприятия - это отсутствие линейки продуктов и узнаваемых брендов, а наиболее сильные стороны - построение отношений с оптовиками. В таблице 2.16 проанализируем соответствие предприятия конкурентным преимуществам отрасли с целью выявления разрывов. Таблица 2.15 - Оценка соответствия предприятия и КФУ в отрасли с целью выявления разрывов
Таблица 2.16 - Оценка соответствия предприятия конкурентным преимуществам отрасли с целью выявления разрывов
По данным таблицы 2.16 видно, что соответствия предприятия конкурентным преимуществам наблюдается в части: опыта работы в регионах, контроле региональных рынков, готовности обеспечить стандартизацию и качество продукта, отработанной технология производства. Несоответствие: отсутствие программы маркетинговой поддержки продаж, отсутствие узнаваемых брендов, отсутствие ресурсов для укрупнения масштаба бизнеса. Проанализируем существующую стратегию предприятия. Существующая стратегия развития предприятия – максимальный охват рынка и получение максимальной доли на каждом из региональных рынков. При этом особое внимание уделяется производственным возможностям. Гораздо меньше внимания качеству конечного продукта и исходного сырья, наличию позитивного образа продукта и производителя, удовлетворению потребностей конечного потребителя. Требования к стратегии исследуемого предприятия следующие: удержание захваченных рынков; контроль затрат; ориентация не только на дистрибьюторов, но и на конечных потребителей; привлекательность сотрудничества спредприятием; сильные федеральные бренды; построение приверженности не только дистрибьюторов, но и потребителей; выход на больший масштаб деятельности; гарантия стабильного качества продукта. По результатам проведенного анализа по методике Р. Гранта были выявлены следующие разрывы. Разрыв 1 «Способности предприятия - конкурентные преимущества». Природа разрыва лежит в восприятии рынков, на которых работает предприятие. Сегодня Комбинат работает с рынком потребителей только через посредников. Реальное представление о потребностях потребителя предприятие имеет только в интерпретации посредников. Предприятие обладает неиспользуемыми способностями по выявлению реальных потребностей конечных потребителей. Разрыв 2 «Конкурентные преимущества - Стратегия». Природа разрыва заключается в том, что стратегия предприятия не соответствует конкурентным преимуществам. Набор конкурентных преимуществ для предприятия мал и узок, ему необходимо строить стратегию, основанную на использовании своих конкурентных преимуществ. Разрыв 3 «Стратегия - КФУ отрасли» Природа разрыва состоит в том, что стратегия не соответствует КФУ отрасли. Стратегия предприятия на сегодня ориентирование на старые приоритеты – КФУ в отрасли на стадии развития. Отрасль уже находится на стадии зрелости, поэтому необходима ориентация на другие КФУ. Таким образом, следует отметить, что предприятие имеет достаточную для работы в отрасли базу материальных, нематериальных и человеческих ресурсов. Ресурсная база дает возможность обладать большим числом способностей, которые позволяли предприятию выживать до сегодняшнего момента. Но способности исследуемого объекта используются неэффективно, что отражается на отсутствии адекватных конкурентных преимуществ, соотносящихся со стратегией. Стратегия предприятия не соответствует вызовам внешнего окружения. Причем, способности предприятия вполне соответствуют новым условиям работы в отрасли. Исходя из этого, возникает необходимость скорейшего изменения стратегии развития, в противном случае предприятие рискует потерять свою долю рынка или быть вытесненным с рынка. Воспользуемся «Цепочкой ценности» (ЦЦ) М. Портера), для идентификации ценностей, создаваемых предприятием, для потребителей на основе способностей. Согласно модели М. Портера, деятельность организации делится на основную и вспомогательную. Основная деятельность непосредственно связана с производством товаров и услуг для потребителей, тогда как вспомогательная деятельность обеспечивает осуществление основной. Такова роль инфраструктуры, человеческих ресурсов и технологий. Цепочка ценностей в простейшем виде – это последовательность осуществляемых организацией продуктивных действий. Она показывает, что делает организация и в какой последовательности, а также должна давать представление о том, как это делается [19, с. 31]. Основные ценности для потребителей формируются за счет операций (ассортимент и качество продукции); выходной логистики (сроки и объемы поставок, соответствие ассортимента, взаимоотношения с оптовиками); маркетинга (понимание потребностей различных групп потребителей, дифференциация продукта за счет брендирования); входной логистики, снабжения (контроль затрат, обеспечения качества исходного сырья, качество упаковки и оформления продукта). По данным таблицы можно сделать следующие выводы: - - вспомогательные виды деятельности слабо используются предприятием в процессе формирования потребительской ценности; - сильной стороной деятельности предприятия является входящая и исходящая логистика, инфраструктура, развитие технологий и продажи (сбыт продукции оптовым покупателям); - у предприятия есть возможность быстро стабилизировать операционную деятельность в плане обеспечения качества конечного продукта; - слабым звеном в создании ценности для потребителя является маркетинг. У предприятия отсутствует ясное понимание интересов потребителей, отсутствует программа развития продуктовой линейки и дифференциация продуктов за счет брендирования; - способности предприятия не используются комплексно и взаимосвязано, являясь в настоящий момент лишь платформой его потенциала; - потенциал предприятия в формировании ценности своего продукта для потребителей очень высок. Цепочка ценности, предложенная М. Портером, отражает виды деятельности, функции внутри предприятия, вносящие вклад в создание товара или услуги, поставляемого внешнему потребителю. В цепочке ценности маркетинг и продажи существуют как единый блок, и входит в состав основных видов деятельности. В действительности действия Департаментов маркетинга и продаж Комбината в настоящий момент не согласованы в достаточной мере. Инфраструктура компании, являясь, хотя и вспомогательными видами деятельности компании, так же оказывают существенное влияние на наращивание потребительской ценности продукции. Их несовершенство может привести к потерям, выраженным в отсутствии механизма создания и корректировки стратегии компании. Отсутствие развитых технологий, не позволяют своевременно и с нужным уровнем глубины получать данные, необходимые для формулировки требований потребителя, оценки ЖЦО и пр. Далее проведем стратегический анализ влияния заинтересованных сторон на эффективность работы предприятия и возможность проведения изменений. Круг заинтересованных сторон для исследуемого предприятия следующий: 1. Государство заинтересовано в эффективном контролируемом производстве алкоголя и в получении денежных средств за счет этого через систему акциза. Оно категорически не заинтересовано в подпольном производстве. В этой связи стабилизация рынка и переход отрасли в стадию зрелости полностью соответствует интересам государства. Влияние Государства на предприятие является определяющим. Это связано, как с законодательной базой, так и с последними тенденциями в отрасли. Своей деятельностью предприятие не способно оказывать влияние на Государство и законотворчество в частности. В настоящий момент попытки производителей объединиться и создать эффективный орган, способный вести с властью эффективный диалог, не принесли результатов. К тому же Глобализация рынка и понимание того, что предприятие находится в кругу лидирующих предприятий отрасли, не оставляют надежды на изменения в этом направлении в ближайшее время. 2. Для исследуемого объекта поставщики представлены в лице: типографий (производство этикетки), картонажных фабрик (поставка коробов), стекольных заводов (производство бутылки), жестяных заводов (производство колпака), производителей, машиностроительных заводов (поставка оборудования и комплектующих) Влияние поставщиков является не существенным, т.к. у предприятия набраны объемы, способные свести власть до минимума. В большей степени зависимость проявляется в отношениях с поставщиками. В меньшей - с прочими поставщиками. Предприятие влияет на поставщиков, давая возможность за счет потребностей в новых технологиях и решениях развивать новые приемы декорирования, а так же, обеспечивая непрерывные заказы уже освоенных видов продукции, получать прогнозируемую прибыль. Некоторые виды продукции (бутылка, этикетка, колпак) являются уникальными и востребованными только Комбинатом, а формокомплекты, пресс-формы и прочее являются его собственностью, что заставляет совершенствоваться и удовлетворять все потребности заказчика. В противном случае оборудование может с легкостью быть перенесено на мощности других предприятий, которых на сегодняшний день в России не мало. Планомерность снимает зависимость от местонахождения завода-поставщика и цены доставки. 3. Сотрудники заинтересованы в получении рабочих мест и зарплаты. Влияние сотрудников не существенное, т.к. предприятие не испытывает дефицита кадров, а автоматизация процесса позволяет сократить штат. Конкурентоспособная заработная плата и возможность обучать персонал силами поставщиков оборудования исключает зависимость в высококвалифицированной рабочей силе на производстве и в логистике. Управленческая команда предприятия способна влиять на работников, предлагая адекватную мотивацию в виде стабильного заработка и обучения. Но специфика не предполагает карьерного роста, и поэтому есть определенные ограничения в возрастном уровне работников. Менеджеры заинтересованы в получении зарплаты, опыта для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице, развитии и росте предприятия. Власть менеджеров достаточно велика, т.к. связи с дистрибуторами, системы продаж, условия продаж уникальны во всех 50 регионах России. Уход менеджера может отбросить предприятие назад в развитии региона. Влияние предприятия на топ-менеджмент не велико и ограничивается возможностью начинающего профессионала обучиться, приобрести необходимые навыки, изучить особенности в отрасли. Заработная плата не является ключевой мотивацией менеджеров на сегодняшний момент. 4. Кредиторы заинтересованы в получении процентов. Власть кредиторов существенна. Кредиты необходимы как для развития предприятия, так и для увеличения оборотных средств. В большинстве случаев предприятие способно успешно справиться с кредитным давлением согласно графику. Уровень капитализации предприятия позволяет при любых обстоятельствах пополнять необходимыми средствами свои операции на приемлемых условиях кредиторов. Краткосрочные кредиты для пополнения оборотных средств не всегда удается получать в нужное время на приемлемых условиях, особенно в период нестабильности в отрасли, что негативно сказывается на скорости реакции предприятия на изменения. Предприятие не способно оказывать влияние на кредиторов, т.к. условия кредитования бизнеса примерно одинаковы у всех, а суммы кредитования и риски в отрасли в свете последних событий не делают предприятие привлекательнее для них. 5. Потребители заинтересованы в получении востребованного продукта высокого качества по конкурентной цене. Власть потребителя весьма существенна. Следует различать оптовых и конечных потребителей. Их интересы различны. Как в первом, так и во втором случае влияние интересов потребителей на деятельность предприятия очень высоко. Имея существенный объем производства, соизмеримый с объемом продаваемой продукции, Компания способна потенциально предоставлять востребованный продукт по конкурентным ценам. Предприятие поддерживает связь с покупателями, расширяя кругозор покупателей о культуре потребления и качественных особенностях продукта через консультантов в ключевой рознице во всех регионах, специальных листовках и т.п. 6. Акционеры заинтересованы в получении дивидендов, росте капитализации и устойчивости бизнеса. Власть акционеров велика, т.к. они допущены к работе предприятия и принимают активное участие в управлении. Они участвуют в принятии решений по ключевым стратегическим вопросам. Предприятие может оказывать влияние на акционеров в лице топ-менеджеров. 7. Конкуренты заинтересованы в изучении деятельности компании, так как это позволяет им оценивать результативность своей деятельности. Деятельность предприятия в удаленных регионах позволяют им надеяться на эффективный и менее затратный вход в эти регионы без потерь на отладку системы работы. Влияние конкурентов на деятельность компании можно оценить как высокое. В связи с глобализацией в отрасли это влияние будет возрастать. Предприятие своими действиями существенно влияет на политику других организаций. Входя в портфель к дистрибутору и строя политику наполнения каналов сбыта, предприятие способно превратить Дистрибутора в арену войны бюджетов и менеджмента, заставляя конкурента отказываться от стратегии снятия сливок на этом этапе, и вкладывать прибыль в повышение конкурентоспособности своей продукции. Таким образом, наиболее сильной влияющей стороной на деятельность предприятия является государство. Серьезными, влияющими сторонами являются потребители, акционеры и топ-менеджеры. Причем если топ-менеджеры и акционеры – это внутренние заинтересованные стороны и с ними, возможно, договориться, потребители – внешние заинтересованные стороны и влиять на них не просто. Необходим учет интересов потребителей. В последнее время особенно влиятельной стороной являются кредиторы. Также растет влияние конкурентов. Слабо влияющие стороны – поставщики и сотрудники. Баланс интересов сторон в отношении бизнеса предприятия, можно считать благоприятным. В заключении отметим, что цепочка ценности позволила идентифицировать сущность разрывов выявленных выше с помощью модели Р. Гранта. Природа разрывов, определяющих низкую потребительскую ценность, при наличии всех ресурсов у предприятия, следующая: - отсутствие понимания рынка, на котором работает предприятие; - отсутствие нужного количества конкурентных преимуществ, удовлетворяющих требованиям потребителя (в частности линейки продуктов и узнаваемых брендов); - отсутствие согласованных действий Департаментов продаж и маркетинга. Продажи ориентированы только на развитие представленности в регионах. Маркетинг не дает полной картины интересов конечных потребителей. Разрывы не позволяют эффективно наращивать потребительские ценности, в рамках способностей, а часть способностей не используются предприятием вообще. Таким образом, существующая стратегия предприятия не способна удовлетворить ее целям в рамках требования внешней среды, ее необходимо менять.
Вопросы по теме: 1)Что такое ключевые факторы успеха?
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 5751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |