Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вступление. Педагогика М. Монтессори в современном мире




Мария Монтессори

Впитывающий разум ребенка. — СПб.: Благотворительный фонд «ВОЛОНТЕРЫ», 2009.- 320 с.

Эта книга открывает серию книг, рассказывающих об ог­ромных потенциальных возможностях человека, скрытых от об­щего понимания.

«Впитывающий разум ребенка» — это перевод с англий­ского языка труда М. Монтессори «The Absorbent Mind», в ко­тором автор описала особые периоды восприимчивости у детей в возрасте от 0 до 6 лет. Автор книги рассматривает, как в раннем детстве формируются основы для развития движения, речи, письма и чтения, закладываются такие качества характе­ра, как сосредоточенность, терпение, аккуратность, интерес, а также способность к самообразованию. Психофизиологиче­ской основой процессов формирования этих качеств являются выявленные автором особенности раннего детства: абсорбиру­ющий (впитывающий) разум, способность к самообразованию и огромная созидательная энергия.

Книга адресована педагогам и родителям, стремящимся раскрыть индивидуальные способности и таланты, присущие ребенку.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Вступление. Педагогика М. Монтессори в современном мире. 4

Предисловие. Марио Монтессори к первому изданию книги. 7

1.Роль ребенка в преобразовании мира. 8

2.Образование для жизни.. 11

3. Периоды роста. 14

4. Новый путь. 19

5. Чудо созидания. 21

6. Эмбриология и поведение. 27

7. Духовный эмбрион. 34

8. Завоевание ребенком независимости.. 45

9. Первые дни жизни.. 51

10. Некоторые размышления о языке. 56

11. Как язык взывает к ребенку. 60

12. Влияние препятствий на развитие. 65

13. Важность движения для общего развития. 69

14. Интеллект и рука. 75

15. Развитие и подражание. 79

16. От бессознательного творца к сознательному труженику. 82

17. Дальнейшее развитие через культуру и воображение. 84

18. Характер и его нарушения в детстве. 94

19. Вклад ребенка в общество — нормализация. 99

20. Построение характера — личное достижение ребенка. 102

21 Чувство собственности у детей и его трансформация. 106

22. Социальное развитие. 108

23. Объединение в социальную единицу. 113

24. Ошибки и их исправление. 118

25. Три уровня послушания. 121

26. Дисциплина и учитель. 127

27. Подготовка учителя. 133

28. Любовь и ее источник — ребенок. 137

Приложение. 142

 

 

В жизни человека есть только один период,

предназначенный для строительства разума: воз­раст от 0 до 6 лет. Это творческий период, когда закладываются такие стороны характера, как со­средоточенность, аккуратность, самодисциплина, творческие интересы. И если игнорировать эти возможности или создать неблагоприятные усло­вия, то развитие их не произойдет...

Мария Монтессори

 

 

 

Летом 2008 года я отвечала на вопросы нескольких журна­листов, представлявших телевидение и печатные издания, и один вопрос мне задавали неоднократно: «Каким образом эта итальянская система, созданная сто лет назад, может быть использована в России сегодня?» Я пишу это предисловие для всего русскоязычного мира с предложением попробовать вы­яснить это самим, прочитав эту книгу. Я пишу это предисло­вие, чтобы сказать вам: Мария Монтессори принесла с собой не просто методику, а послание. Свидетельством тому книга, которую вы держите в руках. В ней нет даже описания класса Монтессори, и тем не менее она предлагает нашему вниманию послание, обращенное ко всем нам, вне зависимости от на­циональности.

Содержание этой книги подобно сияющему свету сердца великой матери человечества доктора Марии Монтессори (1870—1952 гг.), основоположника метода Монтессори в об­разовании и первой женщины-врача и хирурга в Италии. Свет, который она принесла с собой, по-прежнему полон открове­ний и истин, способных вдохновлять и преображать читателя. Во время чтения книги искры этого света передаются из со­знания в сознание, от сердца к сердцу. Я знаю это из личного опыта. Именно эта книга, впервые прочтенная в 1970 году, привнесла в мою жизнь новый смысл и подарила мне люби­мое дело.

Этот свет может кардинально изменить жизнь детей, их родителей и учителей. Он может изменить наши базовые пред­ставления о детях и школе, а также о самой сути и роли образования. Смелое утверждение, но подтвержденное столет­ним мировым опытом.

От первой маленькой школы Монтессори в бедном квар­тале Рима к десяткам тысяч школ на всех континентах, за исключением Антарктиды, — школы Монтессори процветают и продолжают развиваться. Монтессори не только учит детей читать, писать и считать, хотя и делает это очень хорошо, но, что более важно, воспитывает сердце и душу ребенка. В пер­вые годы ее работы газеты всего мира окрестили метод Мон­тессори «открытием человеческой души».

Идеи Марии Монтессори были с такой убедительностью представлены слушателям и мировым лидерам во время ее неустанных путешествий и лекций, что она трижды выдвига­лась на Нобелевскую премию мира — в 1949, 1950 и 1951 го­дах. Она оставила нам не только концепцию, но и практичес­кое руководство по образованию, которое сочетает в себе разум, душу и умение, порождает искреннее желание учиться и стремиться к миру как внутри, так и снаружи себя.

Эта книга — одно из более двадцати написанных автором сочинений — вышла в самом конце жизни Монтессори. Ее язык четок, мышление научно и в то же время наполнены надеждой и благоговением перед глубокой духовной сущно­стью, которую она видит в детях, а следовательно, и во всех нас. Мария Монтессори указывает нам на чудо мироздания, на вдохновение, которое мы можем почерпнуть в научном понимании эмбриологии. Начиная с базовых представлений о развитии человека из эмбриона, она приводит нас к новому осмыслению и оценке работы детства. Ребенок созидает в себе человека любой культуры. Никто не может сделать это за него. На труде ребенка зиждется цивилизация.

Она рисует нам картину «великой силы», сокрытой в ре­бенке, «творческой природы, которая ведет его к формирова­нию человека своего времени, человека своей цивилизации». Мощнейший потенциал, который ребенок должен реализовать в человеке завтрашнего дня, открывается нам в названии книги — «Впитывающий разум».

Ребенок растет, в буквальном смысле впитывая язык и традиции культуры, в которой он рождается, что помогает человечеству приспосабливаться к изменяющемуся миру.

Монтессори пишет: «Каждая индивидуальная черта, обретае­мая ребенком, закрепляется навсегда, и даже если впоследст­вии здравый смысл от нее отказывается, что-нибудь остается от нее в подсознании. Ибо ничто из того, что сформировалось в младенчестве, не может быть искоренено полностью».

«Поэтому надежды изменить взрослых тщетны» — это основная мысль книги. Если мы стремимся к созданию более совершенного мира, населенного здоровыми личностями (не только физически, но и умственно, эмоционально и ду­ховно), давайте везде и всегда начинать со своих детей. Как мы представляем себе образование ребенка? Монтессори предлагает простое, но глубокое решение: «В этот период мы можем лишь помочь жизни раскрыться».

«Только природа, установившая непреложные законы и определившая потребности человека в процессе развития, может диктовать методы образования, которым необходимо следовать». Ребенок должен пользоваться руками и всем своим телом, чтобы прикасаться, ощущать и умело обращаться с ок­ружающими его предметами, с тем чтобы учиться. Он не про­сто хочет работать, он должен работать...

Монтессори пишет в книге «Добровольная активность в образовании»: «Для того чтобы утолить жажду, недостаточно просто увидеть воду или сделать маленький глоток. Испыты­вающий жажду должен выпить полную меру. Он должен вы­пить столько воды, сколько требуется его организму. Для того чтобы утолить духовный голод и жажду, недостаточно просто видеть предметы и совсем недостаточно только услышать их описание, а нужно обладать ими и в полной мере использовать для удовлетворения потребностей внутренней жизни».

Работа взрослого состоит в том, чтобы завершить эту за­дачу. Другое дело маленький ребенок. Ребенок жаждет тру­диться для саморазвития. Наблюдая детей в среде, где они могут свободно работать над саморазвитием с подходящими детскими учебными материалами, так как это делала Монтес­сори в течение сорока лет, мы видим, что их желание всегда одинаково: «Помогите мне сделать это самому!» Представьте, например, трехлетнего малыша, пытающегося нести большой

кувшин воды. Его отец заботливо вмешивается и пытается помочь ему. Ребенок кричит: «Нет, мое!» Он не капризничает и не выказывает неблагодарность отцу. Он защищает себя единственным известным ему способом. Ему совершенно не нужна вода, он отстаивает возможность научиться нести кувшин самому! Как часто мы, взрослые, видим такого ребен­ка и наказываем его, вместо того чтобы поддержать его, и ме­шаем таким образом его стремлению к независимости!

Наши любовь и стремление заботиться о ребенке должны быть подчинены мудрости, так как мы понимаем его глубо­чайшее стремление работать над формированием собственной личности. Помогая жизни, мы должны усвоить великий урок, преподанный нам Монтессори: все, что мы делаем для ребен­ка, если он может сделать сам, есть препятствие для его раз­вития. Давайте не будем мешать ребенку, которого мы любим!

Монтессори помогает нам познать величайшую радость жизни, которую мы наблюдаем в ребенке. В этой радости прояв­ляется мощная творческая тяга к самоконтролю и независимо­сти. Она проявляется в периоды восприимчивости, когда энер­гия ребенка направлена на определенные области развития, такие как обучение ходьбе, речи, умению держать карандаш, пи­сать и так далее. Теперь мы понимаем, что эти периоды воспри­имчивости соотносятся с определенными областями развития мозга. То, что доктор Мария Монтессори наблюдала и постигала интуитивно сто лет назад, сегодня подтверждается учеными.

Ребенок воплощает в движении свое желание делать, осо­знанно и координировано. Триединство сердца, головы и рук наделяет ребенка умением, неотъемлемым от всего его бытия. Мотессори показывает, как даже в древних культурах физи­ческое развитие и мастерство всегда связывались с сильной волей и умственным развитием.

Монтессори посвятила несколько глав своей книги удиви­тельной способности ребенка усваивать и воспроизводить род­ной язык, вне зависимости от простоты или сложности по­следнего. Те из нас, кто пытался изучать иностранный язык, могут только позавидовать впитывающему разуму, которым мы обладали в детстве, разуму настолько могучему, что он способен создать целый язык. И лишь потому, что мы наблю­даем его каждый день, мы забываем, насколько удивительной силой обладает ребенок.

Один из самых потрясающих результатов образования Монтессори заключается в том, что в специальным образом подготовленной окружающей среде, где дети могут свободно работать и повторять интересные уроки так часто, как им захочется, они успокаиваются, становятся организованными, более отзывчивыми и дисциплинированными. Они проходят через различные уровни послушания, ведущие к желанию до­ставлять радость и контролировать эту способность. Они учат­ся сосредоточиваться и учиться без усилий, в то время как их разум и сердце получают пищу, столь же важную для сознания и души, как еда и воздух для тела. Мария Монтессори назвала этот процесс «нормализацией».

Нормализация всегда сменяет период глубокой концентра­ции на какой-нибудь работе, которая спонтанно заинтересова­ла ребенка. Роль преподавателя или директора учебного заведе­ния, по Монтессори, заключается в том, чтобы просто ознако­мить ребенка с как можно большим набором учебных материалов, подходящих для данного возраста, и позволить ему сосредоточить на этом свою энергию. Для каждого ребенка выбор будет разным. Но любой из них будет уводить ребенка от различных девиаций и плохого поведения к исправлению и со­средоточении на самосозидании, которое, по словам Монтес­сори, «самый важный результат всей нашей работы».

Родители и воспитатели должны предлагать такие задачи, которые задействуют всю личность ребенка. Это сосредото­чение на самостоятельно выбранных задачах, которое в даль­нейшем приведет к развитию человека и подготовит его к встрече с тем, что Монтессори называет «внутренним учи­телем». Это тоже является работой ребенка. Такое положение дел справедливо для любого народа. Не взрослое воспитание ребенка изменяет его и помогает ему развиваться, а сам ребенок свободно трудится и сосредоточивается.

Все люди на земле, пишет Монтессори, имеют нечто общее, спрятанное глубоко в их сердцах, крошечную искорку, которая ведет нас вперед. Мы стремимся к духовности. Какой бы незаметной ни была эта тенденция, это постоянное стрем­ление к улучшению. Организация образования искусственны­ми способами снижает потенциал ребенка, чьи способности гораздо шире, чем мы зачастую предполагаем. Используя принципы, предлагаемые Марией Монтессори, мы можем ре­организовать образование таким образом, что оно откроет для ребенка мир знаний и воспитает в нем стремление улучшать, вместо того чтобы ограничивать его. Этот процесс — пишет она — революция, мирная революция, несущая человечеству возможность более эффективного, более радостного исполь­зования нашего потенциала.

Разные возрасты (от трех до шести в дошкольных детских учреждениях Монтессори, от шести до девяти в младших на­чальных классах, от девяти до двенадцати в начальной школе и от двенадцати до пятнадцати в средней) являются важными периодами в алхимическом процессе преобразования, кото­рый идет в классах Монтессори. Это преобразование дает ре­бенку индивидуальную концентрацию нормализацию и еди­нодушное социальное единство, неизвестные во многих дру­гих школах. Удивительно наблюдать это, но еще удивительнее наблюдать, как старшие дети помогают младшим, а младшие расширяют свои горизонты.

Мы можем наблюдать, как на почве такой коммуникатив­ной среды и индивидуального развития возникают целые группы. Но что самое важное, это ставит нас на правильный путь строительства образования на базе непосредственного развития человека и высвобождения его внутреннего потен­циала. Как напоминает нам Мария Монтессори, «мы знаем, как находить жемчуг в устричных раковинах, золото в горах и уголь в недрах земли, но не знаем о духовных сокровищах, которые скрывает в себе ребенок, когда вступает в наш мир, чтобы дать новый импульс человечеству».

Приступая к обучению детей, мы поначалу не видим все яркие характеристики нормализации. Для того чтобы увидеть ребенка возвращающегося, но еще не вернувшегося к норме, нужно время и инициатива учителя. По мере того как ребенок начинает расцветать в своем развитии, учитель, ко­торый помогал ему в этом развитии, начинает чувствовать любовь, которой он прежде не испытывал. Это любовь, по­рождаемая радостью служения духовным ценностям и про­никновением в великий секрет детства. Как говорит Монтессори, «я помогла этой жизни выполнить задачи, которые поставило перед ней мироздание».

Именно эта любовь, источником которой является ребе­нок, может привести нас к новому лучшему миру.

Мари Эллен Маунц.

Монтессори-педагог, дипломы AMI в США, Италии

С 1991—2001 гг. член Совета директоров

и член Комиссии по аккредитации МАСТЕ

(Montessori Accreditation Council for Education)

 

 

Предисловие. Марио Монтессори к первому изданию книги.

Эта книга родилась из лекций доктора Марии Монтессори, прочитанных ею в период первого обучающего курса в Ахмедабаде после ее интернирования в Индию, продолжавшегося до конца Второй мировой войны. В этой книге она рассказала об уникальных умственных способностях ребенка, которые позволяют ребенку в течение всего нескольких лет (без на­ставников, без какой-либо помощи со стороны традиционного образования, более того, даже будучи оставленным без вни­мания, а зачастую и испытывающим противодействие со сто­роны окружающей среды) создать и упрочить в себе все ха­рактерные особенности, присущие личности человека.

Человек рождается слабым физически, но с огромным ду­ховным потенциалом, и ему во многом не хватает обычных умственных способностей, что позволяет даже говорить об их отсутствии. И то обстоятельство, что меньше чем через шесть лет ребенок уже превосходит умственные способности всех других видов живых существ, — воистину одна из величайших загадок жизни.

В своей книге доктор Монтессори не только проливает свет глубокого понимания (основанного на внимательном изучении и точной оценке) на феномен этого самого раннего и в то же время наиболее важного периода человеческой жизни, но также указывает на ответственность, которую несут за него взрослые представители человечества. Она поистине придает практический смысл повсеместно принятой в наши дни идее необходимости «образования с рождения».

Этого можно достичь лишь в том случае, когда образова­ние становится «помощником жизни», выходит за узкие рамки обучения и прямой передачи знаний и идеалов от человека к человеку. Один из наиболее широко известных принципов метода Монтессори — это «подготовка окружающей среды».

На этапе жизни, до того как ребенок пойдет в школу, этот принцип дает ключ к «образованию с рождения» и подлинно­му «развитию» индивидуума с самого рождения.

Эти слова не просто научно обоснованное заявление. Это заявление, подтвержденное опытом того, кто, путешествуя по всему миру, был очевидцем и кто помогал проявлению природы ребенка, его интеллектуального и духовного величия. Получен­ный опыт составляет разительный контраст с портретом совре­менного человека — человека, который, будучи оставленным без внимания в период своего формирования, вырастает в глав­ную угрозу своему собственному существованию.

Марио Монтессори. Карачи, 1949

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1038; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.