Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественное мнение




Основные методологические принципы и методы изучения общественного мнения рассмотрены в работах А.К. Уледова, Б.А. Грушина, Б.А. Ерунова. Общественное мнение, по характеристике Б.А. Грушина, входит в одну из форм общественного сознания в качестве своеобразного компонента их существования.

Мы исходим из положения, что общественное мнение – это проявление общественной психологии. В нем выражается отношение класса, социальной группы и отдельных людей к действительности, к деятельности общественных организаций и отдельных личностей. «Выражение отношения в форме одобрения или осуждения, пожелания или требования составляют один из признаков общественного мнения. Оно формируется по вопросам, затрагивающим общие интересы людей».

Общественное мнение выступает как социально-психологическое явление, как феномен психологии класса или общественной группы. СП как наука рассматривает общественное мнение с точки зрения его глубины отражения действительности, характера реакций общественных групп на явления жизни, в качестве средства оценки фактов и явлений, поведения коллективов и отдельных лиц.

Общественным мнением может быть мнение, высказываемое всем населением страны, мнение, высказываемое отдельными классами, населением отдельных районов, группами, различающимися по уровню доходов, по образованию и т.д.

Общественное мнение следует изучать:

1. с точки зрения его формирования;

2. как социально-психологическое явление и феномен общественной психологии (с точки зрения характера и глубины оценок, содержания обычаев, привычек, традиций, моды);

3. с точки зрения его функционирования (влияния на социальное поведение, чувства, настроения, жизненные планы общественных групп).

Все эти проблемы имеют прямое и непосредственное отношение к социальной психологии как науке. Общественное мнение складывается под воздействием социальных условий жизни групп. Поэтому неправильно рассматривать формирование общественного мнения только как стихийный и только как сознательный процесс.

В основе коллективного мнения лежат групповые, коллективные, классовые, национальные и общенародные интересы. В условиях возможных несовпадений групповых и общенародных интересов наблюдается расхождение и между групповым, и между общенародным мнением. Борьба мнений может возникнуть не только из несоответствия коллективных интересов проводимому мероприятию, а также из-за недостаточной информированности группы по данному вопросу, различные понимания события или факта, глубины проникновения в сущность происходящих явлений и т.д.

Общественное мнение с точки зрения его функционирования активно воздействует на общественные процессы, психологию и сознание групп и классов. В данном случае оно выполняет социальные функции:

1. нормативную,

2. оценочную,

3. регулятивную.

Нормативная функция общественного мнения проявляется через нормы, правила, обычаи, традиции, которые определяют поведение группы или личности. Требования, предъявляемые общественным мнением к поведению членов класса, группы, коллектива носят обязательный и всеобщий характер, особенно это касается сферы морали. Оценочная функция общественного мнения обнаруживает себя в общенародных обсуждениях законопроектов, а также при обсуждении решений социально-экономических, культурно-бытовых, нравственных задач, стоящих перед обществом или отдельным коллективом. Оценка фактов и явлений общественной жизни выражается в одобрении или осуждении, похвале, возмущении. Нравственная оценка явлениям дается с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости, чести и достоинства, совести, идеалов, традиций и обычаев и т.д. регулятивная функция общественного мнения вытекает из нормативной и оценочной. Одобряя или осуждая социальное явление или поведение, общественное мнение воздействует на сознание и психологию групп и отдельных лиц, а через них – и на их поведение. Воздействие общественного мнения на поведение и психологию личности зависит от его принципиальности, требовательности, настойчивости, а также от выраженного отношения к новому и старому в жизни коллектива.

Критерием эффективности действия мнения коллектива могут быть суждения о происходящих событиях и явлениях жизни, оценки, выражающие отношение к фактам и событиям, а также социальное поведение членов коллектива.

Изучение общественного мнения с точки зрения его носителя следует проводить с учетом различий в уровне общего и культурного развития групп, которые влияют на глубину понимания фактов и явлений общественной жизни и их оценку. Мы согласны с М.Я. Ковальзоном, что общественное мнение должно рассматриваться не только как состояние сознания, но прежде всего и главным образом как особая социальная сила. Общественное мнение служит не только рычагом, поддерживающим нормы и правила. Оно является силой, воздействующей на общественные отношения, управляющей или изменяющей их, направляющей социальное поведение личности, группы и общественных институтов.

Общественное мнение может побуждать людей совершать как положительные, так и отрицательные поступки.

Регулятивная функция ом направлена на развитие и совершенствование взаимоотношений между людьми, группами, коллективами. Конструктивные предложения, направленные на дальнейшее совершенствование общественных отношений, не всегда могут выражать существующее ом, а быть групповым мнением.

Общественное мнение возникает в ходе обсуждения, борьбы мнений и оценок. Поэтому мнение отдельных индивидов – это еще не ом; оно становится реальным ом в тот момент, когда вырабатывается и складывается господствующая оценка как отношение большинства к событию, явлению или факту общественной жизни. Коллективное мнение воздействует на поведение членов группы через суждения о поступках, которые одобряются или осуждаются ом, а также путем предостережения или предупреждения. Исследования психологов показывают, что эффективность общественного мнения зависит от сочетания положительной и отрицательной оценок, которые вызывают перестройку чувств и стремлений личности или общественной группы.

При проведении социально-психологических исследований возникают вопросы: при каких условиях оценка поведения коллектива или личности вызывает ожидаемую реакцию? Где границы применения положительных или отрицательных оценок? Каково соотношение общепринятых и групповых оценок в общественном мнении коллектива? Какова степень воздействия оценок на поведение личности или группы?

В общей психологии широко употребляются такие понятия как «направленность», «установка» личности. В социальной психологии и социологии разрабатываются понятия «социальные ориентации», «ценностные ориентации», «установка», «целеустремленность».

Под ценностями, по определению В.П. Тугаринова, понимают те явления (или стороны явлений) природы и общества, которые в качестве действительности или идеала составляют блага жизни и культуры людей определенного общества или класса. Эти блага называются ценностями потому, что люди их ценят, ибо они обогащают их личную и общественную жизнь. Следует различать понятия «ценность» и «оценка». Ценность – это реальное или желаемое явление (факт или идеал), а оценка – отношение к нему. Отнесение к ценностям того или иного явления, то есть занесение его в разряд ценностей или, наоборот, отказ ему в этом, зависит от характера указанного отношения: от его положительной или отрицательной оценки.

«Ценностные ориентации» могут рассматриваться и как эмоциональное, эффективное приспособление, и как традиционное, привычное отношение, и как рациональное следование должному. Все эти отличия могут служить ориентацией на внешние блага и ценности жизни. Ориентация в то же время может рассматриваться как «внутренняя» потребность самой личности, когда некие ценности «интериоризованы» (то есть превратились во внутренние состояния личности) и выступают как желания, интересы человека. При всех вариантах «ценностные ориентации» всегда включают оценку объекта и соотнесение ее с потребностями, интересами и идеалами.

Ценностные ориентации общности или группы – это избирательное отношение коллектива, группы или класса к материальным и духовным благам жизни. Изучение ценностных ориентаций предполагает выяснение причин избирательного отношения к действительности, а также уровень ориентаций и оценок. По социальным действиям и поведению можно судить о ценностных ориентациях общественных групп. Поступки и социальные нормы поведения выступают как объективированные ценностные ориентации. Ценностные ориентации сопровождаются оценкой условий реализации потребностей и стремлений, выбором средств для достижения целей. Оценка присутствует на всех этапах формирования цели и выбора средств ее достижения. В оценке отражается мировоззрение, чувства, настроение. Оценка фактов и явлений социальной жизни определяется многими факторами: потребностями, интересами, ориентациями, установками, чувствами, настроениями, убеждениями и т.п. Поэтому воздействие на содержание оценки предполагает воздействие на многие компоненты социально-психологических явлений. В период качественных и динамических изменений в социальной среде, условиях жизни общественной группы, когда одновременно происходят качественные и существенные преобразования в психологической общности, наблюдается дезинтеграция оценок: одни из них утрачиваются, другие изменяются, третьи возникают и становятся самыми распространенными.

Ценностные ориентации как концентрированное выражение потребностей и интересов личности или общественной группы обязательно характеризуют их отношение к другой социальной группе и обществу в целом. Ориентации включают не только стремление к материальным, духовным и нравственным ценностям общества, но и отношение к ним, их оценку. Жизненные планы общественной группы основываются на ценностных ориентациях, которые выступают в качестве мотивов и стимулов социальной активности. Жизненные планы социальной группы – это цели, выражающие ведущие потребности и интересы группы и побуждающие ее концентрировать свои стремления и действия для их достижения. Жизненные планы находят свое выражение в стремлениях общественной группы к реализации поставленных целей и задач.

Жизненные планы можно разделить на три группы:

1. устойчивые;

2. недостаточно устойчивые;

3. слабо выраженные.

Устойчивые планы характеризуют определенность интересов, ориентаций и установок; недостаточно устойчивые означают неудовлетворенность, сомнения в возможности реализации цели; слабо выраженные – это начальная стадия формирования цели, оценка ситуации с точки зрения возможностей.

Критериями жизненных планов и ценностных ориентаций могут служить характеристики:

а) общественная значимость целей и стремлений общественной группы;

б) соответствие жизненных планов и ценностных ориентаций общественным задачам и идеалам;

в) соответствие житейских и идейно-моральных мотивов, побуждающих общественную группу к деятельности;

г) единство целей и средств в их достижении.

В жизненных планах и ценностных ориентациях доминирующие интересы порождают определенные социальные чувства, настроения и установки данной группы и определяют ее социальное поведение.

Целеустремленность – это единство целей и действий, направленных на реализацию жизненных планов.

В общей психологии цель и смысл жизни объективируется в жизненных планах общественных групп. У некоторых групп в жизненных планах могут преобладать интересы личностного и группового характера, которое обусловлено специфическими обстоятельствами жизни данных групп, уровня их общего развития и культурного развития.

Нравственный идеал – концентрированное выражение и проявление жизненных позиций и ценностных ориентаций личности или общественной группы – выступает как представление о человеке, воплотившем в себе все наиболее высокие моральные качества, выработать которые в себе стремится социальная группа. Идеал жизни – основной и высший мотив, которым руководствуется социальная общность в своем поведении и,- определяет ее планы на будущее. Идеал служит также выражением уровня нравственного развития общественной группы, характеристикой помыслов и направленности ее жизненных планов. Можно выделить 3 типа отношений к идеалу:

1. созерцательный, когда используется представление об идеале, но в поведении им не руководствуются;

2. деятельный, когда группа стремится жить в соответствии с идеалом;

3. безразличный, когда поведение строится, исходя только из конкретной ситуации.

Содержание идеала на уровне общественной психологии можно

Рассматривать с разных позиций:

1. экономической (представление об идеале как зажиточности, богатстве);

2. с позиции нравственных оценок (представления о нравственном, примерном человеке);

3. с точки зрения эстетической оценки (что именно для группы означает идеал красоты, что для нее значит «быть развитым»? и т.п.);

4. с позиции представления об идеале справедливости, свободы, равенства (что значит быть свободным, свободным от чего, свободным в чем? Справедливость по отношению к кому, в чем? и т.д.)

Жизненные планы и ценностные ориентации – динамическое социально-психологическое явление. Оно выступает как концентрированное выражение существенных потребностей и интересов общественных групп и характеризует уровень развития их психологии. Социальная оценка жизненных планов и ценностных ориентаций должна быть всесторонней, конкретно-исторической. Возрастание возможностей реализации жизненных планов непосредственно и положительно воздействует на все стороны психологии, особенно на социальные чувства, настроение и поведение личности и коллективов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.