Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы памяти в истории психологии




Первые представления о памяти в античной философии

Проблемами памяти занимались давно. Зарождение первых представлений о памяти зафиксировано еще в древнегреческой культуре (Богиня Мнемосина). Память являлась основой сохранения культуры.

По мнению античных философов (Платон, Аристотель, Плотин), душа воплощается в памяти, таким образом объясняя память, можно объяснить и работу психического (души).

Впервые память проанализировал Платон: определение сущности вещей - воспоминание. Он выделяет первичное существование - существование души и вторичное существование - существование на земле. Душа, существующая во вторичной форме, воспроизводит то, что было в первичной жизни - это и есть воспоминание в различных формах.

Платон считал, что действительные истины человек может понимать, воспроизводя переживания души в первичном мире.

Воспоминание по Платону проходит ряд стадий (форм):

Освобождение от иллюзий (предположение оказывается ложью)

Истинная вера (человек видит нечто, понимает это и верит, ему не нужно доказательств этого)-абсолютно необоснованная истина, знание.

Знание на основе причинно-следственных связей (когда \есть обоснование какого-либо факта, человек видит логическую цепочку «причина - следствие»)

Одно из центральных достижений Платона - введение понятия «следа». Он анализировал отношения между восприятием и памятью: «В наших душах есть восковая дощечка (это дар Мнемосины) Подкладывая его под наши ощущения и мысли, мы делаем в нем оттиск того, что хотим запомнить. И то, что застывает в этом воске, мы помним и знаем, пока сохраняется изображение этого, когда же оно стирается или нет уже места для новых отпечатков, тогда мы забываем и больше уже не знаем".

Платон попытался сделать типологию различных вариантов следов и объяснить, почему тот или иной след не остается (исчезает). Он вводит аналогию отпечатка перстня на воске:

- жидкий воск - след остается плохой, быстро исчезает (память ребенка)|мыслят

- твердый воск - след неясный, почти не остается (старая память) |превратно

- средний вариант, когда в душе человека воск глубок, обилен, податлив и достаточно размят дает чистые, довольно глубокие и долговечные отпечатки /знания/ (таких людей зовут мудрецами).

Взгляды Платона получили дальнейшее развитие.

Другой взгляд у Аристотеля, который разрабатывал все основные проблемы, которые в современной теории доведены до экспериментальных работ. Основная работа - «Трактат о памяти о воспоминаниях» не переведена на русский язык.

Он впервые разделил память и воспоминание: память - особый механизм обладания следом, копией; воспоминание - это процесс поиска отпечатка, вторичный процесс, он внутренний для памяти как общей системы.

Аристотель впервые ввел понятие связи воспоминания с действием, движением. Он определил, что основной механизм памяти - ассоциации, т.е. возвращение отпечатков происходит за счет законов ассоциаций.

Типы ассоциаций по Аристотелю:

1. ассоциации по сходству

2. ассоциации по смежности

3. ассоциации по контрасту

Другой важный тезис для Аристотеля - определение объекта памяти (объектом наших устремлений, желаний является будущее; объектом ощущений - настоящее; объектом памяти - прошлое).

Плотин (неоплатоник) - «Трактат об ощущении и памяти». Он разделяет идею Платона о том, что душа вспоминает свое прежнее существование. Плотин пытается ответить на вопрос «почему нужны усилия для запоминания?» По его мнению, память не просто сохранение отпечатков, запоминание- определенный акт психической работы. Память - определенная психическая сила. Сила запоминания, прочность зависят от того, какую работу совершит душа.

Он выделил классификацию памяти в зависимости от объектов:

* образная память

* интеллектуальная память

Плотин ввел новую тенденцию в изучении памяти: в центре внимания активное сознание; материал, свойства объектов имеют вторичное значение.

Аристотель: определение свойств памяти, механизмов через свойства объекта; душа и сознание - пассивный фон.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.