Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Результаты качества выполнения диагностической работы №3




Номер задания Умение Процент выполнения задания
  Умение определять жанровую принадлежность текста 38,09%
  Умение определять основные события и устанавливать их последовательность 91,66%
  Умение понимать содержание текста, находить информацию, данную в явном виде 90,47%
  Умение находить в тексте информацию, данную в явном виде 100,00%
  Умение оценивать поступок героев 76,19%
  Умение пояснять прямое и переносное значение незнакомых слов 27,38%
  Умение понимать информацию, представленную в неявном виде (мораль) 24,40%
  Умение анализировать, обобщать информацию, доказывать свою позицию (работа с пословицами) 44,05%
  Умение ориентироваться в круге детского чтения 0,00%
  Умение создавать собственный текст на предложенную тему 11,30%

 

Результаты диагностической работы №3 (качественный анализ)

Задание 1. От учащихся требовалось определить жанр текста «Лев и мышь».

7 учащихся ответили правильно, отметив вариант Б — басня. 10 человек посчитали, что представленный текст - это сказка о животных и один — рассказ.

Задание 2. Необходимо установить правильную последовательность действий, происходящих в тексте.

17 учащихся правильно составили последовательность событий, 4 человека верно составили на свои места 4 пункта, то есть составили верную последовательность только наполовину.

Задание 3. В задании требовалось выбрать правильный ответ на вопрос о причине ловли львом мыши.

Двое учащихся отметили вариант А — Для того, чтобы съесть. Все остальные ответили верно — Потому что мышь разбудила льва.

Задание 4. Задание на выбор правильного варианта ответа (информация из текста).

Вопрос не вызвал затруднения. Так как ответ находился в тексте, то учащиеся без труда отметили вариант действий мыши в оказании помощи льву — перегрызла верёвку, которой был привязан лев.

Задание 5. Задание заключается в оценке поступка героини.

При оценке поступка мыши, 2 ученика не ответили. 4 ответили коротко: Мышь совершила хороший (добрый, смелый, правильный, благородный) поступок. Все остальные учащиеся полно, развёрнуто ответили на поставленное задание. О том, что мышь сдержала данное льву обещание; поступила хорошо, так как спасла льва. Один ученик отметил, что мышь совершила благородный поступок, когда спасала льва, и плохой поступок, когда разбудила льва и т.д.

Задание 6. Направлено на умение объяснять смысл выражения из текста (переносное значение).

Среди всех ответов можно выделить следующие: мыши тоже могут помогать (3 ученика); мышь не только приносит вред, но и может помочь (2 ученика); и от маленькой мыши можно ждать добро (2 ученика); даже если человек маленький, от него тоже есть польза, добро (2 ученика); если сделаешь добро, то добром и ответят; размер не важен, главное, что ты можешь помочь; каждый может сделать добро; бывает помощь, откуда её не ждал.

5 учащихся затруднились ответить на этот вопрос.

Задание 7. Задание заключается в определении смысла всего произведения и пояснении.

4 ученика затруднились ответить на поставленный вопрос.

Варианты ответов: Сделал добро и тебе в ответ тоже сделают добро (3 ученика); Как аукнется, так и откликнется (Лев отпустил Мышь, Мышь помогла Льву; если ты будешь делать добро, то и тебе будут делать добро) (2 ученика); Мышь спасла льва даже будучи маленьким животным (3 ученика); Даже самые маленькие могут спасти больших; Даже самый маленький и слабый человек может помочь старшему и более сильному; От каждого своя польза; Выполнять обещания

Неверные ответы, касающиеся сюжета текста: Мышь помогла льву, перегрызла верёвку (2 ученика); Мышь спасла льва; Животные всегда помогают друг другу; Лев поймал мышь, она пробежала ему по телу.

Задание 8. Заключается в выборе пословиц, подходящих к тексту, и их интерпретации.

Ответы под буквами «А» (Что посеешь, то и пожнешь.) и «Б» (Делу время, потехе час.) - никто не выбрал. Вариант «А» был одним из верных.

Ответ под буквой «В» (За добро добром платят.) выбрали 18 учащихся.

Ответ под буквой «Г» (Друзья познаются в беде.) отметили 3 ученика.

Ответ од буквой «Д» (Добро помни, а зло забывай.) выбрали 5 учеников.

Варианты А и Б — 0, В — 12 (второй правильный ответ), В и Г — 2, В и Д — 4, Г и Д — 1.

Все учащиеся, за исключением одного ученика (выбрал вариант В), объяснили значение выбранных пословиц. Все объяснения разные, но являются верными.

Задание 9. Направлено на кругозор учащихся, на соотношение поступка героини с подобными поступками в других произведениях.

Только один учащийся ответил на вопрос задания. Ответ был «Золотая рыбка». Все остальные затруднились ответить и поставили знак вопроса рядом с заданием.

Задание 10. В задании требовалось дать оценку поступку героя.

Учащиеся ответили следующим образом: Потому что она обещала ему сделать добро (8 ответов); Льву стало жалко мышь (пощадил) (3 ответа); Лев не хотел есть; Потому что Лев был сытый и хотел спать; Чтобы посмотреть, сможет ли она помочь льву или нет; Потому что лев был не злой; Мышь была льву ни к чему; Потому что она поклялась, что сделает ему добро. Лев был добрый и отпустил её, потому что доверился мыши; Мышь так рассмешила льва, что это и было как добро. Лев поверил, что мышь может сделать ему добро.

2 ученика затруднились ответить на поставленный в задании вопрос. Один ответ не соответствует ни тексту, ни вопросу задания.

Выводы по итогам диагностических работ

В ходе анализа результатов диагностических работ мы пришли к выводам о том, что у учащихся достаточно сформированы умения:

+ давать определение жанру литературы,

+ интерпретировать пословицы,

+ выделять признаки (характер) персонажей,

+ устанавливать последовательность событий,

+ определять собственные чувства к героине, аргументировать собственную точку зрения,

+ находить информацию, данную в явном виде и т.д.

При этом недостаточно сформированы умения

- определять признаки жанра (в связи с этим учащиеся не всегда верно определяют жанр литературы, к которому относится текст),

- выделять основные части произведения,

-прямое/переносное значение выражения,

-ориентироваться в круге детского чтения и т. д.

В связи с этим предлагаем ряд методических рекомендаций учителю начальных классов по формированию познавательных УУД при работе со сказками о животных и баснями (пособие для учителя) (приложение 9).

 

 

Выводы

1. Для проведения содержательного и методического анализ программ и учебников литературного чтения с позиции рассматриваемой темы мы выбрали 2 комплекта учебников: УМК «Гармония» (автор Кубасова О.В.) и УМК системы РО Д.Б. Эльконина / В.В.Давыдова (автор Матвеева Е.И.).

В результате анализа были выявлены:

-особенности построения курса «Литературное чтения»;

-метапредметные результаты, которые должны быть сформированы у выпускников начальной школы на уроках литературного чтения;

-особенности учебного материала (сказки о животных и басни), который представлен в УМК;

-виды заданий, используемых при работе со сказками о животных и баснями, и умения, на развитие которых направлены эти задания.

Количество произведений в обоих УМК недостаточно для того, чтобы учащиеся могли полноценно разбираться в особенностях произведений подобных жанров и для формирования интересующих нас учебных действий.

Авторы УМК предлагают сходные, не очень разнообразные задания к текстам произведений. Но эти вопросы и задания подходят для формирования умения анализа и интерпретации художественных произведений.

2. Главный смысл в любой сказке о животных и басне (заключённый в морали) может быть осмыслен и усвоен младшими школьниками только в том случае, если учитель при работе с произведениями данных жанров будет не только опираться на их родо-жанровую специфику, но и применять имеющиеся у него знания в работе. В зависимости от специфики произведения необходимо применять соответствующие методы и приёмы работы. Они представлены в таблице (параграф 2.1.). Мы выделили основные приёмы, которые необходимо применять учителю на каждом этапе урока чтения при работе над сказками о животных и баснями.

Проанализировав приёмы работы, которые предлагают авторы УМК и методической литературы, мы пришли к выводу, что в основном приёмы работы над эпическими произведениями одни и те же. Это обусловлено тем, что данные жанры имеют одинаковое происхождение и схожие жанровые особенности. Выбор тех или иных приёмов зависит от уровня подготовленности, творческого потенциала, умения правильно организовывать работу на уроке учителя, умения учащихся работать на уроке, их уровня знаний и т. п.

3. В третьем параграфе нами были рассмотрены следующие положения:

Описано проведение опытно-экспериментальной работы и анализ её результатов. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МАОУ «Гимназия № 31» г.Перми, в 3 «В» классе. Количество учащихся — 22. Учащиеся обучаются по программе РО Д.Б. Эльконина / В.В. Давыдова.

Среди всех познавательных УУД мы выбрали умения по овладению учебными действиями анализа и интерпретации художественных действий. В диагностических работах все задания направлены на проверку уровня умения, которые подразумевают в себе действия анализа и интерпретации.

В качества средства проверки уровня сформированности УУД использовали составленные нами диагностические работы: №1 (содержит задания, связанные с теорией сказок о животных и басен), №2 (включает задания на работу с конкретной русской народной сказкой о животных), №3 (состоит из заданий, направленных на умение работать с конкретной басней о животных). Каждая диагностическая работа имеет спецификацию и ключи с предположительными ответами учащихся.

После проведения диагностических работы бланки с ответами были собраны и подверглись качественной и количественной обработке. В ходе анализ результатов мы получили следующее.

В ходе анализа результатов диагностических работ мы пришли к выводам о том, что у учащихся достаточно одни умения сформированы достаточно хорошо, при этом другие - недостаточно сформированы.

Анализ полученных результатов позволяет опровергнуть гипотезу, выдвинутую нами в начале написания выпускной квалификационной работы:

учебные действия по анализу и интерпретации басен и сказок о животных на уроках литературного чтения у учащихся не сформированы на должном уровне, так как учитель недостаточно:

1)осознаёт родо-жанровые особенности сказок о животных и басен;

2)владеет методическими приёмами, направленными на формирование универсальных учебных действий, связанных с анализом и интерпретацией произведений фольклора и литературы;

3)владеет диагностическими методиками и способами оценивания познавательных универсальных учебных действий (анализ и интерпретация) при работе со сказками о животных и баснями.

В связи с этим нами был предложен ряд методических рекомендаций учителю начальных классов по формированию познавательных УУД при работе со сказками о животных и баснями. Эти методические рекомендации были оформлены в виде сборника, состоящего из пояснительной записки, основной части (Часть I и Часть II) и заключения.

Данное методическое пособие поможет учителю разнообразить материал для работы на уроке, дополнить набор вопросов и заданий с текстами, которые имеются в учебнике, составлять свои задания на основе предложенных в сборнике.

Методические рекомендации, которые мы предлагаем, представляют собой сборник (приложение 9). Сборник состоит из пояснительной записки, двух основных частей и заключения. Пояснительная записка — рекомендации по использованию сборника, особенности его построения, пожелания учителю. Часть первая - «Русские народные сказки о животных», вторая - «Басни о животных». Каждая часть состоит из 20 произведений, разделённых по классам. К каждому произведению подобраны задания, которые направлены на формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий по анализу и интерпретации сказок о животных и басен на уроках литературного чтения.

Заключение




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.