Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реорганизация системы государственного управления




Новая Конституция России.

Принятие новой Конституции стало важнейшим фактором стабилизации политической обстановки в стране и средством предотвращения возможности повторения тра­гических событий осени 1993 г. Конституция провозглашала, что Российская Федерация — де­мократическое федеративное правовое государство с республикан­ской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный на­род. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью; человек признавался высшей ценностью, признавались идеологическое и политическое многообразие, многопартийность, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, частная собственность признавалась равноправной с государственной, признавалась и частная собственность на землю.

31 декабря 1999 г., в последний день уходящего века, Президент Б.Н. Ельцин объявил стране, что он слагает свои полномочия и пе­редает их председателю Правительства страны В.В Путину.

В соответствии с Конституцией исполняющим обязанности президента должен был стать глава Правительства В. Путин. Пост председателя Правительства занял М.М.Касьянов (17.05.2000-24.02.2004). Следующий Председатель правительства М.Е.Фрадков (05.03.2004-12.09.2007). Далее – В.А.Зубков (14.09.2007-07.05.2008). В.В.Путин во второй раз стал председателем правительства (с 08.05.2008 – 07.05.2012). Д.А.Медведев – председатель правительства с 08.05.2012.

 

С приходом к власти В. Путина начался процесс формирования новой политической элиты, обусловленный сменой лидера и изменением внутри- и внешнеполитического курса. В кадровой политике делалась ставка на восстановление роли и места силовых элементов в составе политической элиты. Основной опорой нового президента стали ФСБ (бывший КГБ) и МЧС (Министерство по чрезвычайным ситуациям). Укрепление этих силовых групп связано с программами и лозунгами по созданию правового государства, укреплению закона, порядка и борьбе с преступностью.

Реформа федеральных округов (13 мая 2000 г.) стала одним из первых преобразований В. Путина и была связана с поставленной задачей по укреплению роли федерального центра, созданию вертикали власти и формированию верных президенту кадров на местах. Согласно президентскому указу о создании в стране семи федеральных округов (объединяющих группу федеральных субъектов: областей, краев, республик) были созданы Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский (позже Южный), Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный округа.

Вместо «полномочных представителей Президента РФ в регионах» каждом из созданных федеральных округов назначался «полномочный представитель Президента РФ в федеральных округах» (полпред). Эти семь полпредов в округах были приравнены к вице-премьерам и заместителям главы Администрации Президента РФ. Полпреды назначаются и увольняются Президентом РФ, подотчетны и подчинены непосредственно ему. В функции полпредов в федеральных округах входила организация работы органов исполнительной власти на местах, представление президенту регулярных отчетов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, внесение предложений Президенту РФ по реформированию федеральных округов.

В 2000 г. была проведена реформа Совета Федерации РФ, который согласно Конституции 1993 г. являлся одной из двух палат парламента (законодательным и представительным органом РФ является парламент - Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы). До реформы члены Совета Федерации являлись одновременно руководителями каждого субъекта РФ (несколько лет кроме Чеченской республики), что противоречило конституционным принципам разделения властей и отвлекало их от исполнения своих обязанностей на местах. После реформы был изменен принцип и порядок формирования Совета Федерации. В соответствии с законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» членом Совета Федерации мог стать представитель от законодательного органа государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа и представитель от региональной исполнительной власти, назначаемый руководящим лицом высшего исполнительного органа субъекта Федерации.

В 2000 г. были приняты законодательные акты, изменившие символику РФ. Парламент утвердил конституционные законы о Гербе, Флаге и Гимне страны.

Судебная реформа началась с предписания трем федеральным округам привести законодательство Амурской области, Ингушетии и Башкортостана в соответствие с Конституцией РФ (май 2000 г.). Кроме того, было продолжено начатое в 1993 г. постановлением Верховного Совета РФ создание судов присяжных.

В сентябре 2000 года в стране был воссоздан как совещательный орган при Президенте РФ Государственный совет для «обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти» Реальной причиной создания Госсовета считается согласие Президента предоставить губернаторам трибуну после утраты ими статуса членов Совета Федерации по должности в результате летней реформы СФ. В составе Госсовета Председатель – это Президент РФ и все Губернаторы и Руководители Республик. В Президиум входят 7 членов Госсовета, которые меняются раз в полгода. Члены президиума назначаются по принципу представительства 7 федеральных округов (неофициально).

Административная реформа в России началась со времени издания Указа Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах» и Постановления Правительства РФ от 31 июля 2003 г. № 451 «О Правительственной комиссии по проведению административной реформы».

Указанными нормативными правовыми актами был заложен концептуальный правовой фундамент преобразований в сфере государственного управления.

Осуществляемая в настоящее время в России административная реформа в качестве своего предмета имеет федеральный административный аппарат, состоящий из исполнительных органов государственной власти Российской Федерации и работников таких органов - лиц, замещающих государственные должности РФ, государственных служащих и иных работников.

Практическое воплощение административная реформа получила в результате издания Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Положения этого нормативного правового акта предусматривали образование трехзвенной системы федеральных органов исполнительной власти, включающей федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. К Указу прилагалась Структура федеральных органов исполнительной власти, в которой содержался конкретный перечень федеральных органов исполнительной власти: федеральные министерства - 14; федеральные службы - 34; федеральные агентства - 28. Всего исполнительных органов - 76.

В сравнении с предшествовавшей Структурой федеральных органов исполнительной власти, новая Структура содержала на 19 (33%) исполнительных органов больше.

За 2004 - 2005 гг. в связи с неоднократными изменениями в этой структуре общее количество федеральных органов исполнительной власти увеличилось и составило 84 исполнительных органа, из которых: федеральные министерства - 16; федеральные службы - 35; федеральные агентства - 33.

В мае 2010 года: федеральные министерства – 18; службы – 36; агентства – 30. Всего – 84.

3 декабря 2004 года Госдума приняла в третьем чтении президентские поправки в законы “Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ” и “Об основных гарантиях избирательных прав граждан на участие в референдуме”. Поправок набралось на 22 страницы. Этими поправками в законодательстве был реализован довольно радикальный вариант, предусматривающий отмену прямых выборов губернаторов. Процедура их прямых выборов была заменена процедурой “наделения полномочиями”.

Анализ объема полномочий законодательных органов и губернаторов в субъектах Федерации после изменений соответствующего законодательства показывает, что соотношение данных полномочий изменилось, причем властный потенциал усилился у губернаторов, чем у законодательных собраний.

Так, губернатор оставил за собой право роспуска законодательного органа, в то время как законодательный орган - самостоятельное право досрочно прекращать полномочия губернатора потерял. Упростилась процедура досрочного прекращения полномочий законодательных органов субъектов Федерации. Если раньше их роспуск при наличии оснований и решения соответствующего суда был возможен только федеральным законом, то теперь стало достаточно указа Президента РФ. У законодателей появилось новое полномочие в виде дачи согласия Президенту РФ на назначение на должность губернатора субъекта Федерации, но оно находится в жесткой взаимосвязи с новым основанием досрочного прекращения их полномочий, не связанное с судебным решением (двукратный и более отказ законодателей от наделения полномочиями кандидатуры губернатора).

В течение 2005 года механизм назначения губернаторов многократно уточнялся. Политическая партия, победившая на региональных выборах, получила право представлять свою кандидатуру на пост губернатора. Если по результатам выборов наибольшее и при этом равное число депутатских мандатов получили списки кандидатов двух и более политических партий, каждая из таких политических партий вправе инициировать рассмотрение указанного предложения.

Политическая партия в порядке, предусмотренном ее уставом, может предоставить право инициировать рассмотрение предложения Президенту Российской Федерации о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской своим региональным отделениям. Предложение политической партии, поддержанное большинством голосов от числа избранных депутатов законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, направляется в установленном порядке Президенту Российской Федерации.

По новому закону у законодательных органов субъектов Федерации появилось новое полномочие – выражать недоверие губернатору в случае ненадлежащего исполнения им своих полномочий. Но необходимо иметь в виду, что законодатели могут лишь инициировать процесс, решение об отстранении от должности губернатора принимается Президентом РФ. Президент может и не согласиться с мнением законодателей. Однажды это уже произошло, когда законодатели Алтайского края выразили недоверие главе Администрации края М. С. Евдокимову. Однако Президент РФ не удовлетворил данное обращение законодателей.

Эти меры объясняются, по официальной точке зрения, необходимостью повышения ответственности власти перед обществом. Считается, что до реформы избирательной системы главы регионов имели неограниченную власть, при этом нигде не были прописаны их обязанности. Еще не было прецедентов, когда губернатор был отозван досрочно. Теперь же, в случае неэффективной работы губернатора, его можно будет переизбрать. Основаниями для отстранения глав исполнительной власти на местах может стать ненадлежащее исполнение обязанностей или просто утрата доверия президента.

В 2007 году была реформирована система выборов в Государственную Думу. Пропорционально-мажоритарная система заменена на пропорциональную, а это означает, что в Думу депутаты избираются только от политических партий. Депутатов от территориальных округов нет. Барьер для партий, проходящих в Думу, повышен с 5 до 7%. Убран нижний порог явки и возможность голосовать против всех. Членам одной партии запрещено проходить по спискам другой. Партиям запрещено объединяться в предвыборные блоки. Российские наблюдатели за выборами разрешены только от партий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 860; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.