Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чувашская вышивка




Про чувашский край говорят «край ста тысяч песен, ста тысяч слов, ста тысяч вышивок». В элементах чувашской вышивки ученые-исследователи обнаружили знаки древней письменности. Изображение бытия в виде Древа жизни и первобытные понятия о Земле, небесном своде и светилах предстали здесь в геометрических линиях и пропорциях узорного шитья.

История исследования орнамента чувашской вышивки начинается с середины 9 в. Орнаменты узоров чувашской вышивки возникли в глубокой древности и были связаны с представлениями народа об окружающей действительности, установившимися обычаями и верованиями. Особая декоративность вышивки продиктована ее назначением оберегать владельцев от злых духов, знаковой символикой, позволяющей определить положение человека в обществе.

Древние мастерицы знали большое количество швов и отлично владели техникой вышивания. На простом домотканом холсте шерстяными и шелковыми нитями, создавали они свои неповторимые узоры, расшивая ими предметы убранства. Сурпаны и масмаки, женские рубахи и свадебные покрывала, жениховы платки, пояса и халаты – все украшалось вышивкой.

В чувашской вышивке применяются все три вида орнамента: геометрический, растительный, животный. Узоры сильно стилизованы, поэтому растительный и животный орнаменты почти не отличаются от геометрического.

Построение узоров вышивки подчинено законам симметрии. По характеру композиционных схем большинство чувашских узоров относится к линейному типу орнаментов. Линейный узор, по исследованиям А. А. Трофимова, берет свое начало в древнейшей мифологии. В мифологии говорится, что в начале возникновения мира Земля (женский пол) и Небо (мужской пол) были слитны. С созданием гор, растений, камней, огня, животных и т. д. небо отделяется от земли, происходит двоичное деление: земной мир и небесный мир. Отделяясь от земли, небо берет с собой горы, металлы, камни, воду, огонь и т. д. – образуется другой мир, небесный, похожий на земной.

В орнаментах наших далеких предков знаки имели огромное значение, с их помощью прочитав узор, можно было понять, что хотела сказать вышивальщица. Ломаной линией изображали «воду», прямой – поверхность «земли» или «небо», треугольниками – «горы» и т. д. Ведущим орнаментом в чувашской вышивке является знак Солнца. Солнце вышивалось в форме восьмиугольника, который исследователи называют по-разному: «ромбовидный», «крестообразный», «восьмигранник» и т. д. Такой орнамент у чувашей называется кěскě. Его композиция образуется четырьмя или восемью наложенными друг на друга элементами, отходящими от центра медальона.

Каждый узор в чувашской вышивке имеет свое название, свое устоявшееся место и декоративное назначение. Главным цветом в чувашских вышивках является красный, ассоциирующийся в сознании народа с жизнью, понятием материнства, счастья. Черный цвет в сочетании с красным символизирует брак, начало жизни, выражает идею возрождающего начала. Черный цвет – цвет земли, цвет добра. К этим цветам добавлялись желтый, синий, зеленый. Белое поле холста воспринималось как благополучие планеты, чистый воздух, здоровье. Желтым цветом вышивали солнце, звезды, другие светила. Зеленый цвет – признак жизни, роста и развития; использовали его при закрашивании растений, деревьев. Синий цвет символизирует сияние, радугу, небосвод.

Орнаменты чувашской вышивки являются одними из древнейших. С их помощью древние чуваши выражали свое представление о мире, об окружающей действительности. Образы вышивки были связаны с установившимися обычаями и верованиями. Развитие особого разнообразия вышивки было связано с назначением быть оберегом владельца от злых духов. Вначале это были простые, легко запоминающиеся знаки-символы. Чуваши в прошлом поклонялись огню, воде, земле. В своих вышивках ломаной линией вышивальщицы изображали воду, прямой – поверхность земли или небо, треугольниками – горы и т. д.

Вышивка жила в каждом доме, с нею был связан повседневный быт, без нее не обходились посиделки. Предметы, украшенные вышивкой, играли важную роль в ритуальных и культовых обрядах, сопровождали человека на всем жизненном пути.

 

1-й: А теперь, девицы-красавицы! Расскажите, да покажите, что вы знаете о народном рукоделии?

 

4. Презентация «Русская и чувашская вышивка», 6 класс. 5 мин

 

2-й: Молодцы! Так в чем же отличия русской и чувашской вышивки? Кто нам ответит? 1 мин.

 

1-й: А в чем они похожи? 1 мин.

 

2-й: А теперь давайте отгадаем загадки! Гости не стесняйтесь, тоже присоединяйтесь…

5. ЗАГАДКИ: 2 мин.

1-й:

Всех на свете обшивает,

Что шьёт – не надевает (игла).

2-й:

Инструмент бывалый –

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Он и режет, и стрижёт (ножницы).

1-й: Маленькая, светлая больно кусаюсь (игла).

2-й: Маленько, кругленько, а за хвост не поднять (клубок).

1-й: Конь стальной, хвост льняной (игла.)

2-й: Мягок, бел, весь мир одел (лен).

1-й: Сколько раз крутится, настолько и вырастает (веретено).

6. Выставка детских работ. 1 мин

 

1-й: Говорят, у девочек руки не простые.

Говорят, у девочек руки золотые.

Вышивают, шьют, плетут,

И частушки нам споют.

Пришли к нам с изделием

Со всяким рукоделием,

С лентами, платками,

С узорчатыми кружевами!

2-й: Что за славный товар принесли нам девочки! Давайте посмотрим, какие они рукодельницы!

 

1-й:

Будь доброй хозяюшкой, гостеприимною будь,

Мастерицей-рукодельницей, чтоб в доме был уют.

2-й:

Вот и кончилась игра,

Всем домой спешить пора!

1-й:

Пришло время расставанья,

До следующего гулянья!

2-й:

Завтра ждёт всех день забот,

На прощанье – хоровод!

Девочки выходят на поклон.

 

"Викторина" (внеклассное мероприятие по технологии)

Захарова Надежда Георгиевна, учитель технологии

 

Цели:

Систематизировать знания по предмету “Технология”

Повышение технологической культуры, расширение кругозора

Воспитание наблюдательности, внимания, памяти, мышления.

Оборудование: дидактический раздаточный материал, стенд

 

Структура мероприятия:

 

1) Приветствие команд

 

2) Объявление состава жюри

 

3) Проведение 3-х конкурсов

 

4) Игра со зрителями

 

5) Проведение 3-х конкурсов

 

6) Подведение итогов

 

7) Награждение команд

 

Ход мероприятия

 

Презентация.

 

Ведущие представляют команды и команды приветствуют друг друга.

 

Ведущие представляют состав жюри.

 

КОНКУРСЫ.

 

1 конкурс “РАЗМИНКА”

 

“Шесть Е”. Во всех шести предложенных словах присутствует буква “Е”. Пользуясь определениями, отгадайте эти слова и впишите буквы в пустые клеточки:

 

Первую “Е” снимают в ателье (мерки)

Этот “Е” у столяра в столе (инструмент)

Эта “Е” у инженера на столе (проект)

Этими “Е” занимаются модельеры (моделирование)

Эта “Е” нужна везде: и в мастерской, и в ателье (творчество)

Эта “Е” стоит а цехе (оборудование)

 

2 конкурс “ВИКТОРИНА”

 

Каждой команде задается по 5 вопросов

“Верите ли вы, что…”:

 

1) Первый проект швейной машины предложил Леонардо да Винчи?

 

(Да, в конце ХV в.)

 

2) Первые швейные машины по форме напоминали пистолет?

 

(Да. Первые швейные машины напоминали по своей форме пистолет или оружейный приклад и снабжались самыми причудливыми украшениями, рисунками и резьбой)

 

3) Существуют машины не только с ручным приводом, но и с ручным тормозом?

 

(Нет)

 

4) Поповская швейная машина называется так потому, что на ней шили только попы?

 

(Нет. Поповская швейная машина называется так потому, что ее сконструировал Попов в конце 40-х годов ХIХ в.)

 

Первый завод в России по выпуску швейных машин был основан в городе Подольске фирмой “Зингер”?

 

(Да. В1900г.)

 

Один изобретатель смог сконструировать деревянную швейную машину?

 

(Да. Ее сконструировал французский изобретатель Тимонье в конце XVIIIв.)

 

Одна из основных деталей швейной машины имеет название детали одежды?

 

(Да. Эта деталь называется “Рукав”)

 

В первых моделях швейной машины использовались иглы кактуса, которые специально привозились из Африки?

 

(Нет. Иглы всегда были металлическими)

 

Существуют машины, которые шьют без ниток?

 

(Да. Это так называемые безниточные машины, которые соединяют ткань путем сварки. Такие машины могут не только “сшивать” химические материалы, но и изготавливать петли, выполнять отделку и “вышивку” изделий и т.д. С их помощью были изготовлены специальные жилеты для собак Белки и Стрелки, побывавших в космосе, а также одежда для космонавтов)

 

Челночное устройство швейной машины было изобретено Уолтером Хантом?

 

(Да. Это произошло в 1834г.)

 

Есть машины, управляемые не одной, а двумя ножными педалями?

 

(Да. Такие машины используются на швейном производстве и имеют электрический привод.)

 

12). Существуют даже “говорящие” швейные машины, предупреждающие домохозяйку в случае ее неправильных действий при управлении машиной?

 

(Да. Эти машины были разработаны японской фирмой и управляются они с помощью встроенной ЭВМ).

 

Элиос Ход создал швейную машину, которая заменяет труд пяти портных?

 

(Да. В 1844-1845гг.)

 

С помощью швейных машин можно пришивать даже пуговицы и крючки?

 

(Да)

 

Англичанин Уильям Ли изобрел швейную машину, наблюдая зв движением вязальных спиц в руках жены?

 

(Да. В конце XVI в. Он придумал швейную машину, по своему принципу напоминающую образование однониточных цепных стежков.)

 

3 конкурс “РЕБУСЫ” (Приложение 2)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 3977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.