Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкурс “ЗАГАДКИ”. 1 страница




Конкурс “АНАГРАММЫ”.

 

1) АЗОГОТКВА (заготовка)

 

2) ИЕЕЛДЗИ (изделие)

 

3) ОНБЛША (шаблон)

 

4) ИПЛА (пила)

 

5) УРАБОНК (рубанок)

 

6) ОМОЛОТК (молоток)

 

7) ПЕРСНАТОК (наперсток)

 

8) ЦЫНИНОЖ (ножницы)

 

9) НОЛОКВО (волокно)

 

10) УФНРТИРУА (фурнитура)

 

11) ЫВАТКЧА (вытачка)

 

12) КСАЛКДА (складка)

 

Кручу – верчу, кручу – верчу!

Любой шуруп я закручу! (Отвертка)

Я скрепляю и скрепляю

Без шурупов и винтов (Клей)

Бьют Ермилку, что есть сил по затылку!

А он не плачет, только ножку глубже прячет! (Гвоздь)

По реке Простыне идет пароход.

А за ним такая гладь – ни морщинки не видать. (Утюг)

Из этого ведерка нельзя воды напиться. (Наперсток)

Стежок за стежком встали рядком. (Строчка)

Я красуюсь на стене, не хватает вилки мне. (Розетка)

Он похож на телевизор, только во 100 крат умней,

Папе пишет он программы, набирает тексты маме.

И меня не забывает – весело со мной играет. (Компьютер)

Он с рубанком и пилой, пахнет от него смолой.

Он не слесарь, не маляр. Кто же он такой? (Столяр)

Ткани я цветной кусок, называюсь… (Лоскуток)

Маленькая, остренькая, с хвостиком (Иголка с ниткой)

Два конца, два кольца, посередине гвоздь. (Ножницы)

 

Конкурс “В МИРЕ ПРОФЕССИЙ”

 

К названию профессий подберите ее описание:

 

1) Кондитер

 

2) Закройщик

 

3) Вышивальщица

 

4) Чертежник

 

5) Плотник

 

6) Слесарь

Усл. обозн. Описание

А Специалист по подготовке тканей для пошива

Б Украшает изделия из ткани орнаментами и рисунками, используя цветные нитки

В Готовит сладкие изделия из муки с использованием других продуктов

Г Выполняет графические работы

Д Работает топором, строит дома

Е Обрабатывает металлы, используя ручные инструменты

 

 

Ответы: 2-А; 1-В; 3-Б; 4-Г; 5 -Д; 6-Е.

 

7 конкурс “КРОССВОРД” (Приложение2)

 

Командам предлагается один кроссворд. Каждая команда выбирает слово, слушает вопрос и угадывает слово. Жюри начисляет баллы по количеству букв в слове.

 

По горизонтали:

Катушка с нитками, вставляемая в челнок (шпулька)

Инструмент для работы по дереву (стамеска)

Парикмахерская, где наводят красоту (салон)

Инструмент для ручного шитья (иголка)

Переплетение нитей в ткани (стежок)

Приспособление для зажима заготовки (тиски)

Чем забивают гвозди (молоток)

 

По вертикали:

Куда вставляется шпулька (челнок)

Инструмент для строгания (рубанок)

Машина для обработки древесины (станок)

Ваш любимый предмет (технология)

Что тянется с катушки (нитка)

Режущий инструмент (ножницы)

Куда наматываем нитки (катушка)

Заготовка из древесины (брусок)

Подведение итогов, награждение команд.

 

Презентация

 

Занятие по теме: "Прядение и ткачество. Плетение поясов"

 

Севостьянова Наталья Ивановна, учитель технологии

 

 

Цели: эстетическое развитие школьников, развитие художественных и творческих способностей, техническое совершенствование мастерства.

 

Задачи:

Привить ребятам интерес и любовь к искусству народов нашей страны.

Воспитать умение работать коллективно, добиваясь совершенства исполнения и завершённости в работе.

Дать необходимые навыки по изготовлению различных видов поясов.

 

Межпредметные СВЯЗИ: “Традиции народов России”, материаловедение.

 

Оборудование:

плакаты с рисунками старинного прядильного и ткацкого производства, различными видами поясов и тесьмы;

альбомы с фотографиями, иллюстрациями русских народных костюмов;

инструкционные карты по изготовлению поясов;

прялка, веретено, гребни для чесания волокон (или их рисунки);

готовые пояса, выполненные в технике плетения и шитые для показа; пряжа разных цветов для практической работы.

 

Подготовка К УРОКУ: опережающие задания учащимся в виде сообщений, изготовление инструкционных карт для практической работы.

 

План занятия:

 

I. Введение.

 

П. Раскрытие темы.

 

III. Практическая работа.

 

IV. Итог.

 

Оформление кабинета: манекен с надетым на него женским нарядным костюмом с поясом, отдельные пояса (шитые, вязаные, плетёные), лакомник, плакаты с цитатами:

 

“...Народное искусство — это прошлое, живущее в настоящем, устремлённое в будущее своей мечтой о небывалом. Оно творит свой мир Красоты, живёт своим идеалом Добра и Справедливости, развивается по только ему присущим законам. Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений совершенности.”

 

М. А. Некрасова.

 

“Русское народное искусство, как и искусство любого народа, — это прежде всего мир особого отношения к своему труду, к своей деятельности вообще и жизни в целом. Мировоззрением народа является его трудовая деятельность, быт, его обряды.”

 

Д. Лихачёв.

 

На доске: названия старинных тканей, названия цветов: старинных и соответствующих им современных.

 

Ход занятия

 

I. Введение.

Приветствие.

Инициализация урока:

объявление темы;

определение цели.

Вопросы учащимся и предлагаемые ответы:

 

а) О каких видах старинной одежды вы слышали?

 

а) Сарафаны, рубашки, кокошники и т. п.

 

б) Какие украшения были присущи старинным костюмам?

 

б) Вышивка, вязание, аппликация, украшение бисером.

 

в) Какие дополнения к костюмам присутствуют на всех комплексах? (по фотографиям).

 

в) Головные уборы, пояса.

 

г) Как вы думаете, из чего изготавливались пояса?

 

г) Из ткани, кожи, ниток.

 

д) Кто занимался изготовлением одежды?

 

д) Женщины, девушки.

 

II. Раскрытие темы.

 

1. Рассказ учителя в форме беседы “Обряды и традиции в прядении и ткачестве”.

 

Весьма устойчивая традиция рисует “примерных”, т. е. домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси всего чаще занятыми за прялкой. Действительно, в старину первейшей обязанностью женщины, помимо приготовления пищи, было обшивать всех членов семьи.

 

1). Ну а прежде, чем сшить (что-то) одежду, что необходимо? Предполагаемый ответ: ткань, нитки.

 

Сейчас, мы знаем, существует очень много различных тканей, их производство мы изучали на уроках материаловедения.

 

2). А как вы думаете, какие ткани в старину были, из чего и как они изготавливались?

 

Предполагаемый ответ: из льна, шерсти, ткани простого изготовления, вязаные из пряжи.

 

К работе этого рода приступали осенью, после уборки урожая, и старались завершить её к весне. Учёные пишут, что наши прабабушки трудились не разгибая спины: например, для того, чтобы соткать за шесть месяцев три холста по 50 метров длиной, нужно проводить за ткацким станком по 12-15 часов в день.

 

Воспитание девочек было направлено не в последнюю очередь на то, чтобы вырастить из них “тонкопрях”. Даже пуповину новорождённой девочки старались перерезать на веретене, чтобы уже с первых минут жизни магически “привязать” её к будущему занятию. Пяти-семи лет от роду девочка выпрядала свою первую нить. Это сопровождалось магическими обрядами. Эту нить сматывали в клубок и торжественно сжигали, а пепел девочка должна была выпить вместе с водой, чтобы трудолюбие и искусство не покидало рукодельницу до конца её дней. В другом случае мать девочки прятала первую спряденную нить и берегла до тех пор, пока дочь не станет невестой. И вот тогда-то, готовя её к таинству свадьбы, мать опоясывала девушку нитью под всеми нарядами по голому телу, чтобы оберечь против порчи и сглаза.

 

Приданое, которое молодая жена должна была принести в дом мужа, состояло большей частью из одежды и белья, которое собственноручно приготовлялось невестой в течение всей юности.

 

“Непряха”, “неткаха” — это были крайне обидные прозвища для девочек-подростков.

 

Надо отметить, что нелёгкий женский труд был уделом не только жён и дочерей простого народа, но и женщин из самых знатных и богатых княжеских и боярских семей.

 

2. Сообщения, подготовленные учащимися.

 

а) натуральные волокна и ткани из них, изготавливаемые древними славянами;

 

б) прядение;

 

в) ткачество;

 

г) беление и крашение.

 

3. Русские традиционные пояса. Объяснение учителя.

 

Слово “пояс” означает - полоса.

 

Изготавливались из кожи, льна, шёлка, парчи, золота, серебра, бархата, шерсти, шерстяных ниток, ириса (характерно для Забайкалья). Длина пояса: от 1 до 5 метров. Ширина: от 1 до 25 сантиметров. Женские пояса длиннее мужских. Способы подвязывания: спереди, сбоку, сзади. Женщины — под грудью, по талии, под животом. Мужчины — под животом.

 

Техника исполнения: витые:

 

кручёные (жгуты), на дощечках;

 

плетёные: косичка, на вилке,

 

на игле (“ в бутылку”) Север Сибири, на стене (дергоны); тканые: на сволочке,

 

на бердо (кросно),

 

на ткацком стане (Забайкалье, семейские); вязаные: на 3-х спицах,

 

крючком; шитые: ткань, тесьма, кожа.

 

Дополнительные украшения: лакомник, мешочки для мелочи, калита (похож на кисет), пряжки, подмахорники.

 

Отделка. Пояс считался законченным, когда вещь закрыта, т. е. на концах - узелок, кисть, бахрома.

 

Цвета: Разные, преобладал красный.

 

Пояс дарили при рождении, на 40-й день вместе с рубашкой, нательником, крестиком. Говорили, что в старину “без пояса, как без креста” даже нельзя было выйти на улицу. Считалось, что отсутствие пояса было характерно только для потусторонних существ.

 

III. Практическая работа.

 

1). Инструктаж по изготовлению поясов.

 

2). Инструктаж по правилам ТБ. Инструкционная карта № 1.

 

Кручёный пояс. Длина в готовом виде 2,5 метра.

Отмерить два жгута ниток примерно по 3 метра контрастных цветов.

Каждый цвет - в несколько сложений.

Связать узлом.

Скручивать с двух сторон при помощи палочки (карандаша) по часовой стрелке очень туго.

Затем отпустить, пояс свернётся, немного подправить.

Концы оформить кистями, по одной или по две с каждой стороны.

 

Косичка. Длина в готовом виде 2,5 метра.

Отмерить 3 жгута ниток разных цветов и сплести тугую косичку. Длина жгута - 4 метра.

 

Плетёный (квадратный).

Отмерить 4 жгута в 8 нитей разных цветов длиной по 4 метра. Каждый жгут намотать на бигуди с резинкой.

Концы связать одним узлом и перекладывать попарно, крест на крест (правая рука сверху). Инструкционная карта №2.

 

Пояс на игле. Нитки нужны очень прочные, одной толщины, 5-6-7 разных цветов; вязальная спица средней толщины (“2,5 см);

 

7 нитей цветных + 1 нить основы (прочная, льняная); бутылка (светлая).

 

Длина пояса 2,5 метра.

 

Длина каждой нити в два сложения - 13-14 метров, для начинающих - 17-18 метров, длина основы - 20 метров (накрутить на бигуди).

 

Основа должна быть в 9 раз длиннее пояса, нити - в семь раз длиннее пояса.

 

Ход работы.

7 нитей связать в один узел на иглу;

нить основы привязать сверху;

концы нитей опустить в бутылку;

концы клубков должны быть “ 20 см;

распределить по цвету;

нить основы берётся в левую руку, а цветные нити по очереди завязываются на ней узлом, как бы скользя по ней, чтобы основы не было видно. При этом или перекладывая основу, или поворачивая бутылку.

 

Готовый пояс ложится в бутылку по спирали 3).

 

Практическая работа.

 

Учащимся предлагается выполнить пояса.

 

“Пояс на игле” требует достаточно большой затраты времени, поэтому моет быть закончен на следующем занятии.

 

По окончании работы учащиеся демонстрируют изготовленные изделия с пояснением, к какому виду одежды они предназначены и для кого (мужчин, женщин, детей).

 

IV. Итог занятия.

 

Проводится рефлексия в виде теста неоконченных предложений: Сегодня на занятии я узнала...

научилась...

мне понравилось...

не понравилось...

хотелось бы...

 

"Добрым людям на загляденье".

(Изучение народных промыслов в курсе "Технологии")

 

Шумилова Светлана Геннадьевна, учитель

 

При изучении географических районов по географии в 9 классе упоминаются народные промыслы, получившие развитие в той или иной местности.

 

На уроках технологии я продолжаю знакомство с ними и в 9 классе провожу урок “Добрым людям на загляденье”.

 

Оформление: плакаты, картины, показывающие предметы народных промыслов (хохлама, палех, финифть и др.), выставка работ учащихся, выставка работ местных народных умельцев.

 

Структура урока

Этапы работы

Содержание

Материально-техническая база

Организационно-подготовительный

Приветствие. Проверка явки учащихся на занятие, их готовность к уроку.

 

Активизация учащихся.

 

Постановка учебной задачи. Экспозиции выставки изделий народного творчества, работы учащихся, иллюстрации, аудиозаписи.

Формирование новых знаний Выступления учащихся.

 

Теоретические сведения: история возникновения, виды народных промыслов.

Применение знаний, формирование умений Самостоятельная, индивидуальная работа учащихся.

Подведение итогов Выставление оценок.

 

Информация о дом.задании.

 

Цели урока:

 

Развивающий аспект: продолжить развитие образного мышления, художественного вкуса; совершенствовать навыки культуры труда, взаимоконтроля; продолжить развивать самостоятельность в получении нужной информации.

 

Образовательный аспект: продолжить знакомство с географией народных промыслов центральной России и своей местности, историей их создания и художественной ценностью для современных моделей.

 

Воспитательный аспект: учиться художественному видению окружающего мира, воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, расширить кругозор и чувствовать красоту, желание создавать эстетические изделия.

 

Интеграция: география, история, изобразительное искусство.

 

Заранее распределяются среди учащихся темы сообщений о народных промыслах, они готовят изделия, по возможности, выставку, ищут материал, стихи, иллюстрации.

 

Урок начинается со Второго концерта С.Рахманинова (тема: Россия. Любовь к России. Раздолье русское) и вступительное слово учителя:

 

Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей и монастырей, послушаешь знаменитые ростовские звоны и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям простого русского народа.

 

Для того чтобы любить, нужно все это видеть и знать. Мы не ценим и не бережем то, что не знаем.

 

Происхождение народных художественных промыслов, как правило, обусловлено историей хозяйственного и культурного развития района, и в большинстве случаев они базируются на местных природных ресурсах. Народные художественные промыслы – важный элемент культуры и быта населения.

 

Народные художественные промыслы в нашей стране разнообразны по своей продукции, используемому материалу, применяемой технике и технологии. Наиболее распространены: ручное ткачество и роспись тканей, художественная строчка и вышивка, кружевоплетение, ковроделие, резьба по кости, обработка мягкого камня, художественная обработка металла, лаковая миниатюра и др. Эти промыслы развиты в разных районах страны, но каждый из них имеет свой центр, наиболее известный и характеризующийся относительно большими размерами производства и значительным числом занятых в них.

 

К таким районам можно отнести прежде всего Центральную Россию, где народные промыслы наиболее развиты, тесно связаны с историей района и его географическими условиями. Много центров народных художественных промыслов расположено в Поволжье, в Северной России, на Урале, в Сибири, Центральной России и Северном Кавказе (и некоторые из них мы рассмотрим сегодня на уроке на все виды у нас просто не хватит времени).

 

Многие народные промыслы возникли как разновидности крестьянского труда, удовлетворяющие бытовые нужды семьи. Крестьяне украшали различными узорами свою одежду, предметы быта. Разнообразная национальная одежда была создана именно домашним ручным ткачеством. В прошлом ручное ткачество было распространено повсеместно, сейчас же оно сохранилось лишь в немногих районах. Наиболее крупный из них Рязанская область, где ткут скатерти, занавеси, тканные ковры и другие изделия.

 

Ученица: так же как и ручное ткачество, возникла народная вышивка. Ею украшали одежду и предметы домашнего обихода. Особенно это относится к праздничной одежде. В конце XIX века вышивка в Центральной России получила промышленное значение – вышивальщицы стали работать по заказам оптовиков – скупщиков, продававших кустарные изделия в городах. Наибольшее развитие получила вышивка в Ивановской области, где вышивают главным образом белые полотняные изделия из фабричной ткани. Другой центр – в Центральной России – Торжок (Тверская область) который славится вышивкой золотом (по бархату, замше и др. материалах) и расположена единственная в стране художественная школа, готовящая специалистов по вышивке.

 

Многовековую историю имеет кружевоплетение. Это очень трудоемкий процесс. Главный центр кружевоплетения сейчас – Елецкий район (Липецкая область). Здесь основное производство кружев, значительная часть которых идет на экспорт и открыта художественная школа, готовящая специалистов по кружевоплетению.

 

Показываются изделия.

 

Ученица: “Палех”

 

Плещутся звезды в мерцающих далях,

Светится снег, хоть в ладони бери.

Сказочный Палех, загадочный Палех

Скачет на тройке в отцветах зари.

Ожили краски и в душу запали,

Русским напевом заслушался мир.

 

Сколько кудесников вырастил Палех

Сколько диковин красою затмил.

Вешнее солнце в шкатулке хранится,

Не увядает старинный секрет.

Кисти взлетают, как крылья Жар-птицы.

Палех рисует России портрет.

 

П. Синявский.

 

Широко известны в нашей стране и за рубежом палехские черно-лаковые шкатулки, украшенные миниатюрной живописью (демонстрируются). В селе Палех Ивановской области это уникальное искусство появилось около 80 лет назад (в 1924 г.) на основе древних традиций народного иконописания.

 

Два косогора, усеянных избушками, между ними полусонная речушка Палешка – вот и все знаменитое еще с XVII в. село Палех. Грандиозными тайнами волшебного искусства владели крестьяне. Икона палехского письма была изумительно нарядна, от мечты о празднике жизни ее несравненное сияние.

 

А когда отпала нужда в иконах, казалось, захиреет Палех, изгладятся его косогорочки, высохнет Палешка. Но разве отпала нужда в мечте, в празднике, в золотистой и голубой развеселой и умной жизни?!

 

Богоматери спустились на землю и поменяли святые нимбы на косынки тружениц. И не приспосабливались мастера к новой жизни и новым сюжетам, а просто вымыли свои кисти и гордо пишут красоту бестрепетными мазками.

 

А за волшебными этими мазками – торжественное и спокойное, земное и дорогое сердцу Отечество. Сегодня в Палехе создают лаковые миниатюры – росписи шкатулок, брошек. Блестящие коробочки, покрытые лаком, играют и переливаются всеми цветами радуги, а черный фон придает краскам еще больше яркости.

 

Шкатулки для росписи делают так: сначала прессуют листы картона, промазанного клейстером (такой картон называется папье – маше). Затем их пропитывают льняным маслом и “прокаливают” в специальной печи – заготовки становятся легкими и прочными. Потом столяры изготавливают коробочки нужной формы и шлифуют поверхность, пока она не станет абсолютно гладкой, а лакировщики покрывают их несколькими слоями черного лака. Внутреннюю поверхность шкатулки окрашивают в ярко-красный цвет. И, наконец, художник расписывает шкатулку. Живописец работает тонкой кистью, проводя линии не толще волоска – иногда подробности росписи можно рассмотреть только в увеличительное стекло. Фигурки на палехских шкатулках как будто светятся – это потому, что некоторые детали пишутся настоящим золотом, растертым в порошок и смешанным с клеем. Это очень тонкая работа, и любая палехская шкатулка – настоящая драгоценность.

 

Главные сюжеты палехских росписей сейчас – русские сказки и былины. Особенно любимы мастерами-палешанами сказки Пушкина, ведь здесь есть где разгуляться фантазии художника.

 

Ученица:

 

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из – под белого снежочка.

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели?

 

(Демонстрируются изделия)

 

Ученица: Финифть – разновидность гжели, дивная по красоте роспись по эмали, зародившаяся в конце XVIII в. в Ростове. В переводе с греческого финифть означает светлый, блестящий камень. И действительно, белоснежные пластинки из стекловидных сплавов, обожженные при высокой температуре, тверды, как камень, а роспись на них драгоценно сияет.

 

В экспозиции ростовского архитектурного музея-заповедника представлены работы старых мастеров: нагрудные иконки, образки, как называемые дробницы – эмалевые вставки, которыми украшали церковную утварь, здесь же и лучшие изделия современных умельцев промысла – женские украшения с цветочной росписью, миниатюрные портреты и пейзажи на крохотных шкатулках.

 

В Ростове создана фабрика “Ростовская финифть”. Одно время появились у ростовских мастеров опасение, что мода на финифть пройдет, что наскучат цветочные росписи. Но это не произошло. Ценится они в нашей стране и за рубежом. И открываются центры в других городах.

 

А очарования они своего оттого не теряют, что живописные традиции веками накоплены. В этом вы можете убедится сами.

 

(Демонстрируются украшения)

 

А сейчас мы послушаем ростовские колокольные звоны, подобный звонницы нигде нет.

 

(Звучит пластинка “Колокольные звоны”)

 

Ученица: особое место в художественных промыслах Центральной России занимает изготовление игрушек. Еще в XVII в. изготовлением игрушек занимались художественные мастерские при Троицко-Сергиевской лавре, где работали резчики, лепщики, столяры. Позже в этом районе возник кустарный промысел по изготовлению игрушек (коней. Троек, барынь). Центр этот и сейчас сохраняет за собой ведущее место по производству таких игрушек.

 

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету света дымного,

А есть любовь людей.

 

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Она глядит не прянично,

Ликующе и празднично.

 

В ней молодость-изюминка,

В ней удаль и размах

Сияйте охра с суриком.

По всей земле в домах.

От дымковской игрушки

Идет тепло и свет.

 

Ученица: богат Подмосковный край народными традициями, разнообразными народными промыслами. Известнейший среди них – Жостово – это прославленный центр художественных промыслов, славу которому создали расписные лаковые подносы.

 

Первая мастерская по изготовлению лаковых изделий в Подмосковье возникла в 1795 г. в селах Федоскине, Жостове и принадлежала купцу П.И.Коробову. Работавший у него возчиком крестьянин Ф.И.Вишняков, получив вольную в 1825 г., открыл свою мастерскую в селе Осташково по изготовлению изделий из папье-маше (шкатулки, подносы, пудреницы, табакерки и мн. др.). Изделия украшались декоративной росписью, сам же материал скрывался под многочисленными слоями грунта и лака.

 

В России первые лакированные подносы из металла изготовили на Урале в начале XVIIIв.. В 1830г. в Жостове было основано производство подносов из железа, которые имели повышенный спрос.

 

Главная особенность традиционного народного прикладного искусства – культура ручного труда. Изделия народных промыслов – ручное производство, ибо только ручное изделие хранит секрет уникальности.

 

Выкованные металлические изделия грунтуют, шлифуют, лакируют, затем расписывают масляными красками и покрывают лаком.

 

“Жостовские кисти”

 

На жостовском подносе

В зеркальной глади лака

Ржаная медь колосьев,

Степной румянец мака.

 

Багрянец поздних листьев.

Лесной подснежник первый…

А жостовские кисти

Нежнее легкой вербы.

 

П.Синявский.

 

(Демонстрируются изделия)

 

Учитель: и завершим знакомство с народными промыслами мы с “золотой хохломы”.

 

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

 

В.Боков.

 

(Выходят в русских народных костюмах несколько учеников, в руках у них хохломские изделия)

 

– Встречайте мастеровой торговый люд! Мы попросим их рассказать о творениях хохломских умельцев.

 

– Откуда появилось это удивительное хохломское искусство?

 

Ученик: разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшено не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он и ее угостил. И вдруг Птица-жар прикоснулась своим крылом к чашке, и чаша стала золотой.

 

– Это, конечно, легенда, сказка. Но сказка – ложь, да в ней намек… Не оттуда ли, не из сказки ли появилась эта удивительная, сказочная, рукотворная красота? А как же на самом деле?

 

Ученица рассказывает историю Хохломы:

 

Почему деревянные изделия называют хохломскими? Издавна делали и расписывали ее в лесных заволжских деревеньках Новопокровское, Куличино, Семеново, Хрящи. И зовут ее не кулигинской, не новопокровской, а хохломской. И вот катят свои подводы мужики вдоль извилистых берегов малой речки Узолы. Стук-бряк! – громыхает деревянный товар. Везут его в большое торговое село Хохлома новопокровские и кулигинские мастера. Оттуда разлеталась жар-птицами чашки да ложки по земле.

 

Кричат зазывалы на ярмарке:

 

– Кому посуда для кашки-окрошки?

 

– Чудо блюдо да чашки-ложки?

 

– Откуда посуда?

 

– К вам, приехала сама золотая Хохлома!

 

Так и повелось: хохлома да хохлома. Вот и по сей день расписную посуду хохломской зовут. Странное и веселое слово Хохлома. В ней и смех, и восхищенное Ах!, и восторженное Ох! Слышится!

 

– Какие изделия у хохломских художников наиболее распространены?

 

Ученик рассказывает и показывает:

 

Хохломской росписью расписывали различную домашнюю утварь: посуду, прялки, шкатулки. Интереснейшее изделие – братина. Своим названием она обязана древнему обычаю, который называется братчиной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1735; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.186 сек.