Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая часть. 1 страница




Вырежем из различных хлопчатобумажных и тонких льняных тканей (одноцветных или в мелкий рисунок) головной платок, пеленку {полюшку} или одеяльце (можно при желании сделать и то и другое) и свивальник. Ориентируясь на рис. 3 расположим на них нашего младенца (кукольную конструкцию скрутку сделанную раньше).

Одевать (пеленать) нашего дитятку мы начнём с платка, рис. 4, затем плотно завернем его в одеяльце (пеленку), рис. 5, и закрепим все это, дважды крест-накрест обернув свивальником и подоткнув его концы. Можно между пеленкой-одеяльцем и платком положить на современный лад кружевной уголок (просто кусочек мягкого кружева). Став одетым, кукольный человечек скрутка превратился в игрушечного младенца, рис.6.

В традиционной русской культуре и дома и вне дома детей туго пеленали, иногда почти до года [2]. Современные родители отказываются от этой традиции не случайно. Улучшилась материальная сторона жизни, появилось много помощников – бытовых приборов. Родители могут больше внимания уделить активному ребенку. Тугое пеленание прививает ребенку будущую психологию подчинения [8], что в нашем мире “сильных личностей” [7] может ему навредить. Только сильный духом человек может противостоять сегодня разрушающему воздействию алкоголя, наркотика, насилию. Вообще же “сознательное родительство” предполагает, чтобы все действия родителей по отношению к своему ребенку были осмысленными. В общении с детьми рекомендуется использовать правило – не делай другим то, чего не желаешь себе [1]. Ученикам можно предложить испытать на себе следующий эксперимент (но в измененном виде: кто сколько выдержит…), подробно описанный в книге М. В. Трунова и Л. М. Китаева “Экология младенчества”: здорового взрослого человека туго завернуть в несколько простыней и продержать его так недели три, кормя его в неподвижном состоянии, лишь изредка разворачивая “для смены пеленок”. Далее авторы пишут: “…Какую же надо иметь волю, чтобы сохранить в порядке свою психику. Физическое же здоровье будет неминуемо нарушено. Трудно сказать, выдержит ли вообще средний здоровый человек такое испытание” [1]. Наши же младенцы выдерживают. И не только это, но плюс к этому еще многие “достижения” медицинской педиатрии: например, изоляцию от семьи новорожденных; прививки, которые проходят испытание на взрослых животных организмах, так как детеныши этих животных их, как правило не выдерживают; смеси, рекомендуемые для детей, от которых у взрослого человека к концу первого дня начинается расстройство пищеварения, а затем наступает рвотная реакция [1]. К любой традиции или нововведениям родителям нужно относиться с особой осторожностью, обдуманно и осознанно, исключая страхи и психологическое давление на себя и своих детей со стороны старшего поколения, отказавшегося от своих корней, своих традиций, медработников и лиц, защищающих финансовые интересы современных корпораций, производящих товары для младенцев.

Тугое пеленание в наш рафинированный век способствует созданию излишнего тепла для младенца [8], [1]. Некоторые родители, даже отказавшись от пеленания, чрезмерно одевая малышей, сохраняют это лишнее тепло.

"Наверняка вы не раз видели удивительную картину и, может быть, не задумывались над ее нелогичностью и парадоксальностью. Весна, ярко светит солнце, снег давно сошел, на улице просто жарко. Мама и папа прогуливаются со своим маленьким ребенком, который лежит в коляске и спит. Папа в спортивном костюме, мама в достаточно легком платье. Ребенок же закутан в ватное одеяло, перепоясанное красивой ленточкой. Прекрасно упакованная игрушка...

Вообще же сегодня грудной, и в особенности новорожденный, ребенок просто не мыслится без "упаковки" даже в домашних условиях. Такая "упаковка" превратилась в ритуал, осуществляемый матерью по несколько раз в день, благодаря чему кожа малыша может хоть на короткие промежутки времени ощутить свежий воздух (а моменты купания должны показаться неописуемо блаженными)" [1].

"Ирония заключается в том, что в создаваемых приведенным ритуалом условиях, еще более усугубляемых боящимися за ребенка родителями, ребенок действительно должен выживать. Все его существование в период новорожденности - это выживание в тех нечеловеческих условиях, которые ему создают.

Не верите? Проверьте на себе. Наденьте хлопчатобумажную майку с длинными рукавами. Сверху наденьте байковую рубашку (рукава зашивать необязательно). Ноги оберните простыней. Лягте в кровать и накройтесь одеялом. Да не забудьте про клеенку. Попробуйте провести так целый день при температуре воздуха в комнате 20-22°С.

Вам будет гораздо легче, если вы привыкли спать в пижаме или ночной сорочке. Но учтите, что ребенка к этому никто не приучал" [1].

Если мы посмотрим картины Леонардо до Винчи [19], рис. 8 “Мадонна с младенцем (мадонна Литта) [15], Сандро Боттичелли [14], рис. 9 “Мадонна с Младенцем и ангелом”, Рафаэля [17], рис. 7 “Святое Семейство со святой Елизаветой и Иоанном Крестителем”, Микельанджело [16], мы увидим совершенно другую действительность. Великие художники великой эпохи Возрождения или Ренессанса, с которым связывают расцвет европейской культуры, на своих картинах часто изображали сцены младенчества Иисуса. Можно заметить, что прекрасный телом младенец всегда обнажен либо слегка прикрыт легкой пеленкой, иногда только для того, чтобы прикрыть его половые органы. При этом неважно местонахождение Святого семейства или Девы Марии: на лоне природы или в помещении – младенец обнажен, тогда как сама мать и окружающие ее персонажи картин достаточно тепло одеты. Достижения этих гениев в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, а некоторых и в математике, механике пережили века. Посвящая свои картины библейским темам Нового завета, проявляя "интерес к человеку и реальному миру" великие художники эпохи Возрождения отражали истинные факты из жизни Иисуса Христа, рожденного человеком и воспитанного земной женщиной и земным мужчиной. И у нас нет оснований не доверять им, сомневаться в искажении действительности.

Интерес к человеку и реальному миру, сознательное следование античной традиции — такова главная примета того времени… “Философы, ученые тоже прониклись идеями гуманизма, поверив в безграничные возможности человеческого разума, обратившись к человеку как высшему началу бытия” [19].

Публику в настоящее время с обнаженным младенцем на руках можно и шокировать, лучше надеть на него трусики, даже если лето жаркое. Да и предки наши считали неприличным появляться голым на людях [2]. “Но дома, когда вокруг нет посторонних, любуйтесь им. Любуйтесь голеньким, таким как он есть. Ведь он пока еще - дикая, первозданная природа, неповторимая в своей красоте, без всяких лишних добавок" [1].

Трудно добавить к этому что-либо еще, кроме искреннего совета относится к традициям, как и к новаторству, осмысленно, улавливая и осмысливая суть происходящего вокруг вас.

Нашего кукольного младенца нужно дать маме, кукле Хозяйке на правую сторону, ближе к сердцу, как принято было подавать новорожденного роженице. Находясь в утробе матери девять месяцев, наше дитятко не знало прикосновения ее рук, не знало ее запаха, звук ее голоса был приглушен, а вот ее сердечко всегда было рядом, и его биение наше дитятко изучило в совершенстве. Именно по биению маминого сердца новорожденный узнает свою маму, успокаивается тем, что его рождение прошло благополучно, его мама жива и здорова. Первое объятие, контакт кожей-к-коже и первое кормление закрепляют ту незримую “связь, благодаря которой они и после рождения ребенка продолжают оставаться единым целым”[1], [9]. Если же новорожденный в течении первых 45 минут не услышит счастливого биения маминого сердца, то он впадает в состояние депрессии, отчужденности, окружающий мир запечатлевается холодным, равнодушным к нему [1], [9]. А впоследствии такой ребенок весь мир воспринимает враждебным по отношению к себе, у него может развиваться агрессивность, потребительское отношение к миру [9].

Когда-то О. Бальзак сказал замечательную фразу: “Ясновидение матери не дается никому. Между матерью и ребенком протянуты какие-то тайные невидимые нити, благодаря которым каждое потрясение в его душе болью отдается в ее сердце и каждая удача ощущается как радостное событие собственной жизни” [6]. Очень важно сохранить этот подарок природы, эти тайные “невидимые нити”. Поэтому уходят в прошлое “научные медицинские обычаи” изолирования ребенка от матери, а роженицы от семьи. Поэтому современные мамы меняют красивые коляски на легкие и удобные “кенгурушки”, различные перевязи. Ребенок в кенгурушке всегда находится у сердца гуляющей мамы, и в то же время руки ее свободны, позвоночник принимает правильное положение, не ссутулится, не искривляется, и биологическое развитие ребенка гармонизируется, так как их сердца воссоединяются [9]. Ношение ребенка в перевязи и грудное вскармливание также способствует укреплению, “цементированию” воссоединения и повышению разумности младенца [9].

В итоге подобной лекции для подростков наш кукольный младенец находится у куклы Хозяйки на руках с левой стороны, прижат к сердцу, и мы точно знаем почему, (рис. 10). Если урок проводится среди младших школьников, то язык лекции нужно упростить в соответствии с возрастом учащихся и предложить им продолжить игру с люлечкой.

“В доме маленькие дети обычно лежали в специальной колыбели зыбке, которая верёвками крепилась к горизонтальной палке (тепу), укрепленной в стене. Зыбка находилась в подвешенном состоянии, ее можно было легко качать вверх-вниз при помощи петли, одеваемой на ногу. Укачивание младенца сопровождалось необходимыми колыбельными песнями. Древние колыбельные песни не слишком разнообразные мелодически, с часто достаточно “бессмысленным” (магическим) содержанием, по предположениям современных исследователей, были наиболее понятным для ребёнка “языком”. Ритмически совпадавшие с покачиванием колыбели и, вполне возможно, с простейшими физиологическими процессами организма, эти песни-речетативы являлись первым “культурным опытом” младенца, готовя его к будущей “человеческой” жизни” [2]. Видимо поэтому детские психологи настойчиво советуют современным мамам не бояться выглядеть старомодно и петь своим малышам колыбельные песни, песни можно попеть и на уроке между рукоделием или после окончания работы.

Покажите зыбку для кукольного младенца, предложите каждому ученику сделать свою люлечку. Это может быть и склеенная из картона коробочка, и сплетенная из тонких прутиков или бересты корзиночка без ручки, или коробка из-под “Доширака”. “Положите в зыбку матрасик, подушечку, пеленки, одеяльце и подвесьте ее на тонком шнуре или толстой нитке, закрепив за четыре конца. Именно так и играли в кукол крестьянские девочки, обучаясь при этом простейшим навыкам пеленания и пения колыбельных песен. Многие из них уже с восьмилетнего возраста становились настоящими няньками, присматривая за младшими сестрами и братьями или даже за чужими детьми” [2].

Когда дети создают своих кукол, слушая рассказы о традициях русской семьи, происходит поэтапное очеловечивание куклы, она становится близкой и любимой, и ей хочется дать имя.

“К наименованию в традиционной культуре относились как к факту наделения душой (христианское мировоззрение) и Долей (народное восприятие мира). Жизнь без имени считалась невозможной, так как имя обладает особой жизненной силой. Часто человеку могли давать поочередно два имени. Одно “тайное”, известное только близким (своим), что, по словам крестьян, предохраняло от злых людей, могущих навести через имя порчу… Другое, “мирское” имя было известно всем. Свое имя мог знать и сам младенец, над которым для этого произносили различные имена, ожидая на какое из них он отреагирует.

Народные имена создавались на основе различных признаков, так или иначе определяющих человека. В более поздние времена многие из имен превратились в бытовые прозвища, а затем в фамилии. Детей могли называть порядковыми числительными по счету их рождения. Отсюда сохранившиеся до сих пор фамилии Третьяк и Четверяков. Довольно часто основой для имени служил внешний вид ребенка (Чернышев), присущий ему нрав (Смирнов, Неугомонов), социальное положение или сфера профессиональных занятий родителей (Попов, Кузнецов)

Особые имена и прозвища получали дети, рожденные не “по закону”. Считалось, что дети, зачатые в праздники и другие не подходящие (запрещенные) дни, рождаются уродами и идиотами. Их так и называли празднички. Специальные имена получали и незаконнорожденные дети, к которым относились как к опасным, наполовину известным существам; марышам, беспуткам, крапивничкам.

Весь этот культурный опыт сегодня представлен официальным триединством “могучего” ФИО (фамилии, имени, отчества), домашними “добрыми” именами и дружескими прозвищами, получаемыми по месту учебы или работы” [2].

Можете предложить детям продолжить игру и, например, отправиться вместе с куклятами в гости в другую кукольную семью, прихватив в подарок “сладенькое”.

 

Литература:

1. М. В. Трунов, Л. М. Китаев. Экология младенчества. Первый год. М.: “Ирис-Пресс”, 1993.

2. С. Комарова, М. Катушкин. Кукольные люди. Культорологический очерк – СПб. Абрис, 1999.

3. В. С. Горичева. Куклы. Ярославль: “Академия развития”, “Академия, К”, 1999.

4. Т. Г. Лихачева. Моя подружка – мягкая игрушка. Ярославль: “Академия развития”, “Академия, К”, 2000.

5. М. Крымова. Создай успех и радость. – СПб.: ИД “Весь”, 2000.

6. А. А. Жадан. Жемчужины мысли. Минск “Беларусь”, 1991.

7. С. Кривцова. Тренинг для педагогов: Учитель и проблемы дисциплины. М.: Генезис, 2000.

8. И. А. Аршавский. Ваш малыш может не болеть.

9. Джозеф Читон Пирс. Волшебный ребенок вырастает. М., 1987.

10. Рyсский народный костюм.(19 век). 12 открыток “Советский художник”, М. 1966 г. Художник. В. Гордеева.. Полиграфкомбинат, г. Калинин.

11. В. Я. Соловьев, Сергиев Посад. рубрика “Школа нянь” статья “Тихий голос русской игрушки”

12. Праздничный костюм молодой замужней женщины. Русские. Костромская губерния, г. Галич. 19 век. РЭМ, Изд. “Златоуст”, СПб., 1997. ГПП “Печатный двор”. Зак. 3011 – 2500.

13. Праздничный женский костюм. Архангельская губерния. Русские. Конец 19 – начало 20 века. РЭМ, Изд. “Златоуст”, СПб., 1997. ГПП “Печатный двор”. Зак. 3014 – 3750.

14. Элена Карпетти. Боттичелли. М. “Белый город”, 1998.

15. Леонардо да Винчи. 1452-1519. Мадонна с младенцем (Мадонна Литта) Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 1996 “Альфа-Колор”, Санкт-Петербург, 1996

16. Фриц Эрпель. Микельанджело. Изд-во Хеншель, Искусство и общество, Берлин 1990.

17. Элена Карпетти. Рафаэль. М. “Белый город”, 1997.

18. Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1993.

19. Франческа Ромеи. Леонардо да Винчи. М. "Росмэн" 1998.

 

 

Игровая фольклорная программа "Долгими зимними вечерами собирались девушки на посиделки"

 

Гаевская Людмила Викторовна

 

 

Предложенная игровая фольклорная программа «Долгими зимними вечерами собирались девушки на посиделки» позволит провести увлекательное мероприятие для школьников средних и старших классов.

Она ставит целью знакомство с традициями русского народа, его культурой, бытом, обычаями и обрядами, а также желание разбудить интерес ребят к прошлому своего народа, воспитать гордость за его историю и культуру.

Обращение к своим истокам необходимо, в первую очередь, для того, чтобы, по словам К.Д. Ушинского, «не быть иностранцем посреди своей родины». Народное искусство во свеем его многообразии служит отражением национального характера – это мощное средство в формировании эстетического вкуса, правильных понятий о прекрасном.

В глубокую старину на Руси долгими зимними вечерами собирались девки и парни у кого-нибудь в доме на посиделки, где за нехитрой домашней работой проходили вечера с весельем, песнями, танцами, играми.

Посиделки «У Дуняши» проводятся в небольшом зале, где находятся предметы русского быта. На стене оформлена русская печь из бумаги, соответствующие занавески, половики и т.д. Накрыт стол с блинами, самоваром и другими домашними яствами. В этом же зале оформлена выставка творческих работ учащихся.

 

Посиделки ведет Дуняша, «хозяйка дома», в русском национальном костюме.

Участники посиделок - это девочки - одеты в русские сарафаны. Можно пригласить мальчиков, также одетых в русские народные костюмы.

Негромко звучит красивая русская народная песня. Раздается стук в дверь, входят девочки с корзинками, в которых находятся незаконченные рукоделия, приветствуют хозяйку дома. Все участники поют плясовую песню «Уж ты, Порушка-Параня».

Дуняша встречает гостей с хлебом-солью на подносе, украшенном вышитым полотенцем.

На фоне песни звучит приветствие хозяйки:

 

Здравствуйте, красные девицы!

 

Гости жданные, званные, желанные!

 

По обычаям российским

 

Всем гостям поклон мой низкий

 

С добрым словом и любовью,

 

С хлебом-солью! С хлебом-солью!

 

Будьте как дома, усаживайтесь поудобнее.

 

Чайку откушать, гармошку послушать!

 

Милости прошу ко мне на посиделки!

 

Милости прошу!

 

Девочки проходят, рассаживаются на лавки, достают свои рукоделия и начинают неторопливо работать. Хозяйка также садится за работу вместе с гостями.

 

1-я девушка:

 

И оживает книга бытия,

 

Я с трепетом листать ее берусь.

 

Таинственная Родина моя!

 

Прадедовская Киевская Русь!

 

(музыкальный фон убирается)

 

Хозяйка: Хорошее начало – полдела откачало.

 

2-я девушка: Беседа дорогу коротает, а песня – работу.

 

Все поют русскую народную песню «В низенькой светелке»

 

В низенькой светелке огонек горит,

 

Молодая пряха у окна сидит.

 

Молода, красива – русая коса.

 

И о чем тоскуешь, пряха ты моя?

 

Далее девочки поочередно говорят русские народные пословицы о работе, предметах рукоделия.

 

1-я:Делу время – потехе час!

 

2-я:

 

Игла – барыня, княгиня,

 

Весь мир нарядила,

 

Нарядила, обшила,

 

Сама нагая ходила.

 

3-я:

 

Она тонка да длинна,

 

На одно ухо остра,

 

Всему миру краса.

 

4-я: Какова пряха – такова на ней рубаха.

 

5-я:Конь стальной – хвост льняной.

 

6-я:

 

Позолоченная прялица,

 

Мы прядем, а нитка тянется,

 

Мы прядем, а нитка тянется,

 

Нам работа эта нравится.

 

3-я девушка:

 

Кто услышит хоть раз, как в России поют,

 

Не расстанется с песней вовеки.

 

Так снега по весне ручейками бегут,

 

А потом разливаются в реки.

 

Если в песне слышна неприкрытая грусть –

 

Грустью, кажется, полнится воздух,

 

Если удаль теснит молодецкую грудь –

 

Пляшут вечер и синие звезды.

 

И старушка Земля все никак не поймет,

 

В чем же кроется тайна России:

 

То ли песня прекрасна, а то ли народ,

 

Распевающий песни такие!

 

Все поют русскую народную песню «То не ветер ветку клонит».

 

То не ветер ветку клонит,

 

Не дубравушка шумит –

 

То мое сердечко стонет,

 

Как осенний лист дрожит.

 

Извела меня кручина,

 

Подколодная змея!..

 

Догорай, гори, моя лучина,

 

Догорю с тобой и я!

 

То не ветер ветку клонит,

 

Не дубравушка шумит –

 

То мое сердечко стонет,

 

Как осенний лист дрожит.

 

Девушка: Ах, хороши посиделки у тебя, Дуняша!

 

Девушка:

 

Как по небу, по поднебесью

 

Светел месяц выкатывается,

 

Над высоким над теремом

 

В облака поднимается.

 

Как во тереме красна девица,

 

Мастерица – искусница,

 

В терему она рассиживала,

 

Шелком шила, ткала золотом.

 

Хозяйка: Ну, а вы мои мастерицы-искусницы, покажите ваше мастерство, свои «золотые» ручки!

 

Хозяйка рассматривает рукоделия девушек, они по очереди рассказывают и показывают свои работы.

 

Далее девушки говорят поочередно пословицы о труде:

 

С песней работать легче, а с охотой – вдвойне

 

Работа и мучит, и кормит, и учит

 

Трудовое беспорочно – хоть мало, да прочно

 

Трудовая денежка до веку живет

 

Всяк годится, да не на всякое дело

 

С одной надежды не сшить одежды

 

(стук в дверь, разговор за дверью, пришли мальчики, принесли связку баранок и семечки, угощают девочек, кладут на стол подарки)

 

Дуняша: Прошу в избу! Красному гостю – красный угол! Гостечки, дорогие, садитесь за стол, у нас для каждого найдется местечко и доброе словечко.

 

Один мальчик, проходя, поет частушку:

 

На окошке два цветочка,

Голубой да аленький.

Я парнишка боевой,

Хотя росточком маленький.

 

4-я девушка читает «Наш красавец – самовар»:

 

Посидеть за самоваром

 

Рады все наверняка

 

Ярким, солнечным пожаром

 

У него горят бока.

 

Самовар поет, чадит,

 

Только с виду он сердит:

 

К потолку пускает пар

 

Наш красавец – самовар.

 

Самовар пыхтит, искрится,

 

Щедрый, круглый, золотой,

 

Озаряет наши лица

 

Он своею добротой.

 

Лучше доктора любого

 

Лечит скуку и тоску.

 

Чашка вкусного, крутого

 

Самоварного чайку.

 

Все рассаживаются за стол и пьют чай.

 

5-я девушка:

 

Эх, выпьем чайку

 

Разгоним тоску,

 

В честь наших гостей

 

Споем веселей!

 

В честь наших гостей

 

Споем веселей!

 

Все поют песню «Блины»

 

Мы давно блинов не ели,

 

Мы блиночков захотели!

 

Ой, блины мои, блины,

 

Ой, блиночки мои!

 

Кадки новы растворили,

 

Два часа блины ходили.

 

Ой, блины мои, блины,

 

Ой, блиночки мои!

 

Растворили на дрожжах,

 

Не удержишь на вожжах.

 

Ой, блины мои, блины,

 

Ой, блиночки мои!

 

Моя родная сестрица

 

Печь блины-то мастерица.

 

Ой, блины мои, блины,

 

Ой, блиночки мои!

 

На поднос блины кладет

 

И сама к столу несет.

 

Ой, блины мои, блины,

 

Ой, блиночки мои!

 

Гости, будьте же здоровы!

 

Вот блины мои готовы.

 

Ой, блины мои, блины,

 

Ой, блиночки мои!

 

Хозяйка: Пословиц о труде мы сегодня много услышали, а теперь хочу загадать вам загадки:

 

Бежит свинка –

 

Золотая спинка,

 

Носочек стальной,

 

Хвосточек льняной,

 

Сквозь полотно проходит,

 

Конец себе находит. (иголка с ниткой)

 

Мочили, колотили,

 

Рвали, крутили,

 

Узор вышивали

 

И на стол клали. (льняная скатерть)

 

В землю Тит зашел,

 

Синю шапку нашел,

 

Из земли вырастал –

 

Весь мир одевал. (лен)

 

Стоит толстячок,

 

Подбоченивши бочок,

 

Шипит и кипит,

 

Всем пить чай велит. (самовар)

 

Хозяйка: И загадки вы знаете. А как на счет частушек?

 

И запевает первая:

 

Запевайте, девушки, веселые припевочки,

 

Только глупые скучают по ребятам девушки.

 

Припев:

 

Ух, ух, во весь дух!

 

Попляши, Дуня, за двух!

 

1-я девушка:

 

Мы частушек много знаем

 

И хороших, и плохих.

 

Хорошо тому послушать,

 

Кто не знает никаких.

 

Припев: тот же, но с именем того, кто поет данный куплет.

 

2-я девушка:

 

На горе стоит телега,

 

Слезы капают с дуги,

 

Под горой стоит корова,

 

Надевает сапоги.

 

Припев.

 

3-я девушка:

 

Сидит ежик на березе –

 

Новая рубашка.

 

На головке сапожок,

 

На ноге – фуражка.

 

Припев.

 

4-я девушка:

 

Я плясала в три ноги,

 

Потеряла сапоги.

 

Оглянулася назад:

 

Сапоги мои стоят.

 

Привет.

 

5-я девушка:

 

Топ, топ, Топочок!

 

Приударь-ка, башмачок.

 

Так – этак, так – сяк,

 

Вот и этак! Вот и так!

 

Припев.

 

6-я девушка:

 

Ох, довольно мы напелись,

 

Дайте смену новую.

 

Ой, спасибо гармонисту

 

За игру веселую!

 

Хозяйка: Какие посиделки без игры?! А ну-ка, девки, парни, сыграем в перстни!

 

Рассаживаются в ряд на лавки и складывают ладони «лодочкой». Водящий вкладывает свои ладони в ладони каждого участника игры. Одному из них он должен незаметно оставить «перстень» - (колечко, камушек, орех), который зажат у него между ладонями. При этом он приговаривает:

 

Я по лавочке иду,

 

Золот перстень хороню –

 

В матушкин теремок,

 

Под батюшкин замок,

 

Вам не отгадать! Мне вам не сказать!

 

Сидящие отвечают:

 

Мы давно уже гадали,

 

Мы давно перстень искали –

 

Все за крепкими замками,

 

За дубовыми дверями.

 

Затем один из играющих пытается отгадать, у кого спрятали «перстень». Ему приговаривают:

 

Покатилось колечко

 

С красного крылечка –

 

По овинам, по настям,

 

По амбарам, по сеням.

 

Найди золотое колечко!

 

Если он найдет, у кого спрятано кольцо, они одновременно с ним бегут в разные стороны, обегая лавку. Кто первым сядет на свободное место, тот водящий. Он и прячет снова «перстень».

 

Хозяйка:

 

Собирайтесь, девки красные,

 

Собирайтесь в хоровод,

 

И сейчас нам станет ясно,

 

Кто лебедушкой пройдет.

 

Девушки собираются и выстраиваются в хоровод.

 

Хозяйка:

 

Россиянка в сарафане

 

Словно облако, плывет,

 

Не девчонка, а картинка,

 

Прямо за душу берет.

 

В танце красивом,

 

В танце раздольном

 

Шагом пройдется, не спеша.

 

Ох, до чего же, ох, до чего же,

 

Ох, до чего же хороша!

 

Все девушки водят хоровод и поют хороводную песню «Со вьюном я хожу»:

 

Со вьюном я хожу,

 

С золотым я хожу.

 

Я не знаю, куда вьюн положить. (2 раза)

 

Положу я вьюн,

 

Положу я вьюн

 

Положу я вьюн на правое плечо (2 раза)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.351 сек.