КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапы адаптацииСогласно учебному пособию «Управление персоналом» под редакцией Т.Ю. Базароваи Б.Л. Еремина, процесс адаптации можно разделить на четыре этапа.Этап 1. Оценка уровня подготовленности новичка необходима дляразработки наиболее эффективной программы адаптации. Если сотрудник имеет нетолько специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделенияхдругих компаний, период его адаптации будет минимальным. Однако следуетпомнить, что даже в этих случаях в организации возможны непривычные для неговарианты решения уже известных ему задач.Поскольку организационная структура зависит от ряда параметров, таких, кактехнология деятельности, внешняя инфраструктура и персонал, новичокнеизбежно попадает в какой-то степени в незнакомую ему ситуацию. Адаптациядолжна предполагать как знакомство с производственными особенностямиорганизации, так и включение в коммуникативные сети, знакомство сперсоналом, корпоративными особенностями коммуникации, правилами поведения,т. д.Этап 2. Ориентация — практическое знакомство новогоработника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляютсясо стороны организации. Значительное внимание, например, в компаниях США,уделяется адаптации новичка к условиям организации. К этой работе привлекаютсякак непосредственные руководители новичков, так и сотрудники служб поуправлению персоналом.Этап 3. Действенная адаптация. Этот этап состоит всобственно приспособлении новичка к своему статусу и значительной степениобусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами. В рамкахданного этапа необходимо дать новичку возможность активно действовать вразличных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания оборганизации. Важно в рамках этого этапа оказывать максимальную поддержкуновому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эффективностидеятельности и особенностей взаимодействия с коллегами.Этап 4. Функционирование. Этим этапом завершается процессадаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных имежличностных проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, приспонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1—1,5 летработы. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективногофункционирования может наступить уже через несколько месяцев. Такое сокращениеадаптационного периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенноесли в организации привлекается большое количество персонала [2].Смена этапов вызывает трудности, называемые “адаптационные кризисы”,поскольку воздействие социальной среды обычно резко возрастает. В результатеу работника возникает состояние тревоги, сопротивляемости, стресса, поискавыхода, возникновение потребности в более активном освоении доселенеизвестного.На каждом из перечисленных этапов необходима продуманная система управленияадаптацией. О ней и пойдет речь в следующей части. 72 Ролевое самоопределение наставника 1. Наставник в первоначальном значении слова – мудрый советчик, пользующийся доверием подопечного. У истоков успешной деятельности любого человека рядом с ним обязательно находился кто-то, кто заботился о его росте и развитии. Этим человеком был его наставник. Он представляет ролевую модель для подопечного в корпоративном и квали- фикационном поведении. Поэтому в процессе наставничества вам придется контролировать свои решения и действия больше, чем в любой другой период рабочей активности. Об этом надо подумать заранее, чтобы не совершать опрометчивых действий и не демонстрировать необдуманных эмоциональных реакций. 2. Главная цель отношений наставничества – обучение и развитие подопечного в рамках его должности и профессиональной деятельности. Следовательно, следует внимательно ознакомиться с должностной инструкцией и планом на испытательный период, подго- товленными непосредственным руководителем нового сотрудника. Если у вас возникнут вопросы по поводу задач и сроков их исполнения, предоставляемых новичку информа- ции и ресурсов, необходимо задать их руководителю новичка и проявить настойчивость в получении понятных ответов на них. Стоит обсудить с непосредственным руководителем формы взаимодействия с подопечным во время испытательного периода, а также с сотруд- ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2012. Т. 2. № 3 www.orgpsyjournal.hse.ru ником Департамента по управлению персоналом, который будет курировать процесс его социализации. 3. Фактически триада «руководитель – наставник – менеджер по социализации» – это команда, которая должна обеспечить быстрый ввод сотрудника в организацию и должность. Если непосредственный руководитель является одновременно наставником нового сотруд- ника, ему следует понимать разницу в этих двух ролях и быть внимательным к формам своего поведения при выполнении функций наставника и руководителя.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |