Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самоподготовка к наставничеству




Наставничество потребует от вас психологической подготовки к открытому, равноправ-

ному сотрудничеству. Вам придется научиться «отодвигать в сторону» различия в статусе,

чтобы вести себя доверительно и на равных с подопечным. Это важно потому, что вам, как

и большинству людей, сложно открыться перед тем, в чьей власти повлиять на ваше орга-

низационное будущее (прохождение испытательного срока, размер заработной платы,

карьерный рост, групповой статус и общее психическое благополучие). В первые минуты

подобное утверждение может вызвать у вас внутренний протест. Ведь большинство из нас

склонны считать себя «открытыми и честными». Не торопитесь внутренне обесценивать

угрозу неверного восприятия вас «закрытым» чужими людьми. Просто мысленно поставьте

себя в следующую ситуацию. Вы в непривычной обстановке, вокруг вас малознакомые люди.

Вы понимаете, что они внимательно за вами наблюдают, оценивают, делают выводы. Они

обладают большей, чем у вас, властью над обстоятельствами ваших будущих успехов, хотя

бы в силу того, что дольше работают в этой среде и лучше ориентируются в ее правилах и

нормах. Они могут решить, что вы справились с поставленными задачами, а могут вынести и

противоположное решение. Будет ли у вас в подобных обстоятельствах включаться желание

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2012. Т. 2. № 3 www.orgpsyjournal.hse.ru

подопечный. Поэтому критично оцените, что может получить подопечный от наставника,

позиционирующего себя в роли «Мастера»? Насколько продвинется подопечный к будущему

успеху, если в вашем ролевом арсенале:

• требование обучения в привычном для «Мастера» темпе, к которому новичок может

быть просто не готов;

• порицание большого количества вопросов, высмеивание забывчивости и непонятли-

вости, подавление естественного любопытства;

• наказание за любые нарушения правил организации и рабочих алгоритмов – погру-

жение новичка в постоянный страх оплошать и оказаться неуспешным, высмеянным,

униженным «Мастером».

Если «Мастер» будет считать новичка неспособным или неподходящим, то через какое-то

время и подопечный станет считать себя таким же, откажется от инициативы, не будет

пробовать новых действий, оставаясь в рамках ранее усвоенного.

Подумайте, какими могут быть ваши мотивы выбора поведения в стиле и роли «Мастера».

Ответьте максимально честно, не скрывается ли за этим выбором нарцистическое стрем-

ление к признанию себя супергероем: «Я лучше всех, я справляюсь с любыми обстоятель-

ствами»? Задумайтесь над возможными негативными последствиями для вас в долговре-

менной перспективе. Это одна из наиболее энергозатратных стратегий жизни – все время

«прыгать выше всех». Подобное поведение может привести к переутомлению и выгоранию.

Следует привыкнуть к мысли, что наставничество – процесс, затратный по времени.

Поэтому стоит заранее сформировать внутреннюю готовность тратить свое рабочее время

на новичка, несмотря на то что никто не снимает с вас рутинных обязанностей. Если в настав-

ничестве вы изберете роль «Занятого шефа», будете отмахиваться от вопросов и просьб о

разъяснениях и помощи, приговаривая, что вас «никто не обучал и не наставлял пятнадцать

лет назад», и станете рекомендовать новому сотруднику самообучиться или обращаться за

обучением и информацией к другим сотрудникам, то невольно породите целый набор непри-

ятных последствий:

• сформируете у новичка мнение, что усилия по обучению не важны, а значит, и незачем

напрягаться;

• обесцените значимость обученности как таковой – новому сотруднику можно

утешиться тем, что непрофессионализм допустим и простителен;

• вопросы новичка, который не имеет нужных навыков и мотивов, оставшиеся без

ответов или отвеченные частично, вызовут у него раздражение и сопротивление.

Особенно подумайте о том, стоит ли играть роль «Великого и ужасного». Устроят ли вас в

итоге те следствия, которые она влечет. Типичные страхи подопечного, который боится вас:

• получить отказ в помощи, информации;

• быть наказанным или униженным перед посторонними;

• убеждение в невозможности пройти испытательный срок;

• страх обесценения собственной компетентности;

• страх ошибки или проявления слабости;

• страх отрицательной обратной связи или осуждения;

• чувство бессилия перед организационными интригами.

Цикл проживания состояния страха станет вашим совместным настоящим, которое

придется научиться опознавать, фиксировать его этапность и понимать внутренние

механизмы в себе и партнере по страшащей реальности.

1. Первые симптомы: проявляется чувство неуверенности новичка в себе даже в простых

ситуациях, которые в других обстоятельствах не вызывали у него затруднений в

выборе и реализации способа действия. Внешне это проявляется в увеличении коли__

необходимо обратиться за помощью и советом в Департамент по управлению персоналом.

Будьте готовы к тому, что менеджер по персоналу постарается предостеречь вас от чрез-

мерного погружения в популярную роль учителя. Это не совсем верно, что наставник равен

учителю, потому что для последней роли характерны и некоторые ограничения результата.

Перечислим некоторые издержки учительской роли.

1. Пошаговое, дробное обучение алгоритмам и процедурам с требованием строгого

следования им без модификаций, даже если эти модификации очевидно полезны для

результата, характерно для методик обучения. Принцип «Делай раз, делай два, делай

три – получишь итоговое четыре» не всегда справедлив для многомерной бизнесо-

вой реальности.

2. Быстрое удовлетворение запросов на дробную информацию типа «спешу ответить

на такой вопрос: что надо сделать, когда обстоятельства сложились так-то и так-то?»,

ситуативные подсказки: «скажи то-то и то-то, сделай это», – при частом применении

могут породить клона, закрывшего для себя свободный поиск и альтернативные

решения. Или разочарованность, так как речевка, которая сработала отменно «там и

тогда», не обязательно окажется действенной в иных обстоятельствах.

3. Предоставление советов тогда, когда запрос на них вообще не поступал от подопеч-

ного, – в данном случае исключается поиск источников информации в принципе. Это

приводит к тому, что новичок переоценивает информированность учителя/гуру, и

это невольно провоцирует у последнего актуализацию ложной роли «всезнайки».

Что же противопоставить роли мастера?

При осуществлении наставничества рекомендуется использовать стиль «старший коллега»,

который нацеливает на совместное взаимообогащение.

Новичку лучше объяснить механизм формирования решения при наличии опреде-

ленных вводных и потребовать настойчиво, чтобы он предложил несколько собственных

вариантов. Только после нахождения ответов самим новичком наставник должен дополнить

их теми, которые знает сам. Все варианты «списком» вводятся в арсенал для оперирования

ими новичком в проблемной ситуации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.