Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие принципы обеспечения безопасности труда




Взаимодействие с новичком

По своей сути, наставничество – это процесс, обеспечивающий поддержку. Но это

поддержка не по собственному разумению наставника, а в рамках совместных целей, о

которых он и его подопечный должны договориться с самого начала взаимодействия. Вы

можете потратить на это совмещение целей всего час, но важность сделанного в начале

сотрудничества будет оценена в полной мере на завершающем его этапе, когда каждый

захочет понять, насколько продуктивным оно оказалось. Пример цели: новый сотрудник

должен стать максимально эффективным на своем рабочем месте к концу периода адаптации

и справиться с задачами, установленными ему непосредственным руководителем в виде

«задач на испытательный период».

Следующее совместное действие – перевод «задач на испытательный период» в план,

который предстоит совместно реализовать. Естественно, наставник должен весь плановый

период находиться в пределах досягаемости ученика. На практике это означает согласова-

ние расписания встреч с необходимой, по мнению обоих, частотой и продолжительностью.

Например: ежедневное взаимодействие в течение двух недель – час в начале рабочего дня

и час в конце. Предусмотреть специальные часы на передачу необходимого и достаточного

объема информации, проб и закрепления усвоенных действий. Через 2 недели от регулярных

встреч можно перейти к одной встрече в 2–3 дня и т.д. Помните, что встречи должны быть

достаточно продолжительными, чтобы подопечный мог успеть расслабиться и раскрыться,

конкретно описать достижения и проблемы в рабочих ситуациях, найти вместе с наставни-

ком варианты их разрешения, получить порцию новых знаний и информации. При этом у

участников не должно возникнуть утомление и напряжение от продолжительности совмест-

ного общения.

Важно и полезно сразу договориться об организации экстренных каналов связи для

проработки срочных ситуаций и непредвиденных затруднений.

Общие принципы технического (научно-естественного) и организационного обеспечения безопасности труда основаны на том бесспорном факте, что, несмотря на обилие опасностей, их можно предвидеть и предотвратить.

Опыт показывает, что общей причиной всех производственных травм и профессиональных заболеваний является непосредственный контакт с материальным носителем опасности.

Поэтому основным и наиболее общим, по нашему мнению, принципом технического обеспечения безопасности труда является приведение характера производственной деятельности в соответствие с природой человека и его естественной среды обитания.

Реализация этого принципа состоит:

§ либо в создании новых безопасных и безотходных технологий, учитывающих природу человеческого организма,

§ либо в такой же модернизации существующих технологий,

§ либо (для принципиально неизменяемых или несменяемых технологий) в выведении человека из процесса производства и его изоляции от опасностей техносферы, например, при роботизации производства и его полной автоматизации.

Другим основным и достаточно общим принципом обеспечения безопасности является предотвращение возможного физического контакта опасного или вредного производственного фактора с работником. Это достигается пространственным и (или) временным разделением рабочей зоны (или зоны работника) и зоны опасности, что обеспечивается средствами:

§ дистанционного управления,

§ автоматизации,

§ роботизации,

§ рациональной организации труда,

§ коллективной и индивидуальной защиты.

Поскольку абсолютной безопасности в принципе нет и быть не может, каждый человек должен быть готов к активному противодействию опасностям и к оказанию первой помощи пострадавшему. Заметим, что действия работников и контингента (так мы и впредь будем называть обучающимися, воспитанников, пациентов, зрителей и т.п.) в условиях аварийной ситуации и непосредственно после возникновения несчастного случая должны быть продуманы и организованы заранее. Подчеркнем, что в аварийных ситуациях, как правило, оказываются необходимы соответствующие средства индивидуальной защиты.

К конкретным превентивным мерам и мероприятиям по профилактике производственного травматизма можно отнести:

§ технические: обеспечение травмобезопасного состояния зданий и сооружений, лестниц и переходов, помещений, оборудования, инструмента, приспособлений;

§ организационные: проведение обучения навыкам безопасного труда и поведения, организация работы (деятельности) в соответствии с требованиями законодательства, осуществление постоянного контроля (особую значимость имеет контроль первого уровня – мастерами, бригадирами, преподавателями, т.е. непосредственно на рабочем месте, в местах учебы и т.п.);

§ личностные: воспитание детей, молодежи, стимулирование в работниках и контингенте установок на безопасное поведение и безопасный труд.

Надо отметить, что, несмотря на крайнюю изношенность оборудования на наших предприятиях, в структуре причин травматизма львиную долю составляют организационные причины и так называемый «человеческий фактор».

Статистика свидетельствует, что основной причиной травматизма является падение на ровном месте или с незначительной высоты, в том числе с основных лестниц зданий и сооружений и с раскладных (приставных) лестниц при работе с них.

Поэтому большое внимание следует уделить проблеме «скользких» полов, ступеней, выбоин, правильному использованию лестниц.
Как не странно, простое поливание цветов на шкафе или на стене при использовании вашим секретарем стула, табуретки, вращающегося кресла может закончиться весьма печально.

Российские погодные условия, слякоть, гололед требуют хорошего содержания проходов на территории учреждения, ограничения ненужного хождения из корпуса в корпус.

Очень опасна уборка снега и льда с крыш зданий – и работники, выполняющие эту работу, зачастую излишне рискуют, ибо не имеют ни подготовки, ни нормальных страховочных средств, и на работников или прохожих может упасть сверху куски льда, сосульки, кипы мокрого снега, если не сделано нормальное ограждение и нет дополнительной охраны снизу. Практика показывает, что наши люди смело ныряют под заграждение, экономя пять-шесть лишних шагов – авось пронесет!

Большую опасность представляют работы, связанные с огнем, сваркой, резкой металла и т.п.

Поэтому методы и средства зашиты от травмоопасных факторов включают организационные, гигиенические, технические и лечебно-профилактические мероприятия.

Чтобы накопленный человечеством опыт обеспечения безопасности был эффективно использован для предотвращения травматизма, работники и дети должны обладает соответствующими знаниями, а также возможностью и желанием действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность.

Поэтому работник/обучающийся должен быть максимально (достаточно) обучен и проинформирован о природе и уровнях опасностей и мерах предосторожности и поведения в критической ситуации. Кроме того, необходимо постоянно инструктировать или напоминать работникам/обучающимся (особенно детям) о необходимости следовать правилам безопасности и быть осторожными, особенно при необычных условиях проведения работ.

Хотя для каждого рабочего места (или вида работ) имеются инструкции по охране труда или по безопасности поведения, зачастую требования, изложенные в них, забываются работниками, особенно относительно низкой квалификации, или обучающимися, особенно младшего возраста. Гораздо большую роль в обеспечении безопасности могут и должны играть различные плакаты, предупредительные сигналы, маркировка и окраска, знаки безопасности.

Многие наглядные предостережения легко включаются в последовательность выполнения рабочих или игровых операций, не требуя значительных затрат. В частности, размещенные в критических местах предупреждающие знаки, могут напоминать о необходимости, например, надеть защитную каску или перчатки. Броские и легко воспринимаемые источники информации предупреждают работников, а особенно детей, о необычных и особо опасных условиях и обстоятельствах. Это могут быть специальные сигналы, маркировка, знаки, наклейки, ярлыки, ограждения и т.д. Предупреждающие сигналы могут быть визуальными (световыми, мобильными), звуковыми (зуммеры, сирены, звонки), обонятельными (запахи), осязательными (вибрация) или кинестетическими. Некоторые из этих сигналов представляют собой проявление свойств самих материалов, возникающее при потенциально опасном контакте с ними (запах, появляющийся при открытии емкости с ацетоном). Другие – конструкционно заложены в механизмы или элементы рабочей среды (например, «мигалка» на подъемнике). Предупреждающая маркировка является способом невербального предостережения или выделения травмоопасных участков среды или аварийных средств (например, цветом: края ступеней – желтым, кнопки и рычаги аварийной остановки – красным). Таблички, указатели, барьеры, ограждения помещаются в местах повышенной опасности и часто используются, чтобы воспрепятствовать нахождению персонала и детей в определенных зонах или предостеречь от вмешательства в действие подвижных элементов оборудования с целью обслуживания, ремонта, шалости, а также при иных опасных обстоятельствах.

Напомним, что, как это ни печально, но абсолютная безопасность принципиально не существует и существовать не может. Поэтому каждый работник (и обучающийся) должен быть готов к активному противодействию возможного несчастного случая или к уменьшению его последствий для пострадавшего. Заметим, что действия работников в условиях аварийной ситуации и непосредственно после возникновения несчастного случая должны быть «организованы» заранее.

Заранее размещенные в необходимых местах соответствующие указатели и информация дают предельно ясные инструкции по принятию быстрых адекватных мер (обозначение аварийных выходов, огнетушителей, расположение пунктов первой медицинской помощи, душевых, фонтанчиков для промывки глаз или блокирующих устройств).

 

3 профадаптация

Адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном кадровогоменеджмента. К сожалению, важность мероприятий по профориентации и адаптацииработников в нашей стране не достаточно серьезно воспринимается кадровымислужбами на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственныепредприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программадаптации. В то же время, имеется большой зарубежный опыт использованияадаптационных техник, который только в последнее время стали перениматьотечественные кадровики.Между тем, в условиях введения нового механизма хозяйст­вования, перехода нахозрасчет, самофинансирования и самооку­паемости, что сопровождаетсязначительным высвобождением и, следовательно, перераспределением рабочейсилы, увеличением числа работников, вынужденных либо осваивать новыепрофессии, либо менять свое рабочее место и коллектив, важность проблемыадаптации еще больше возрастает.Поэтому целью данной курсовой работы является изучение адаптации как одной изсовременных технологий управления персоналом и его неотъемлемой части.Соответственно, задачами будут: теоретическое рассмотрение таких явлений, какадаптация, профориентация, введение в должность; детальный разбор системыэффективного управления адаптацией в организации; анализ зарубежного опыта ипопытка дать характеристику положению вещей в области управления адаптацией вРоссии и в Санкт-Петербурге.Большое внимание уделено рассмотрению различных точек зрения и подходов квышеперечисленным явлениям, для чего использованы учебные материалы и статьипо управлению персоналом. Надо отметить, что нехватка российского опыта впроблеме адаптации отражается и в недостаточности материалов, авторы которыхглубоко изучают адаптационные процессы. В некоторых учебных пособиях онивообще не рассматриваются. По этой причине в подготовке работы авторобращался к такому источнику, как данные компьютерной сети Интернет.Кроме того, данные из Интернет использованы при составлении практическойчасти — анализа работы кадровых служб Санкт-Петербурга в областипрофориентации и адаптации персонала.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.