Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учитель истории




А мы – смогли бы?

Тушнова Ольга Михайловна,

Предисловие:

В ограниченности материальных благ – есть своя положительная сторона. При отсутствии достаточного количества товаров массового потребления, Советскому народу были предложены или, возможно, навязаны иные, нематериальные ценности: коллективизм, взаимоответственность, образование, трудолюбие. Разумеется, не все их усвоили, не все их разделяли. Но подавляющее большинство их приняло, так как любому человеку нужен некий «смысл жизни», и морально-нравственная опора для его достижения. Эти «новоиспеченные» ценности добавились к другим, дореволюционным, которые еще хранились в семьях стараниями прежних поколений: порядочность, благородство, жертвенность. А что из этого нам удалось сохранить в себе? В своих семьях?

Немного мыслей о памяти Блокады в себе и в других:

Мне стыдно притрагиваться к столь священной для любого ленинградца или петербуржца теме… Ни одним делом в своей жизни я не подтвердила права писать о ней… И на вопрос «А я смогла бы?» - нет, не выжить, – хотя бы не впасть в уныние, не сдаться внутренне, но бороться тогда, когда уже нет сил, – я не могу дать уверенного утвердительного ответа. Очень хотелось бы, но… - не могу…

А между тем …«Блокада Ленинграда и то, как вели себя люди в ее нечеловеческих условиях, — это невиданный в истории человечества образец трагедии и триумфа, высочайшего героизма и силы духа, воли к жизни и способности находить способы и силы для выживания там, где их, казалось бы, и быть не может. Это главное» - И.М. Ильинский «Блокада Ленинграда: проблески детской памяти на фоне великой трагедии».

И все же… Нельзя молчать… У старшего поколения, родителей, учителей есть очень важная миссия и возможность сохранять в памяти подрастающей смены не просто информацию о страшной той войне и мужестве ее победителей, а, что гораздо важнее, ощущения, эмоции, чувства людей, переживших все это. Так уж устроены наши дети (или мы их так устроили), что значимые мысли и идеи до них лучше всего доходят на уровне тактильных ощущений. Они стали плохо понимать просто слова; теперь детям надо «почувствовать», чтобы дошло – «интерактив». Ну что ж – и это уже что-то! Есть куда «сеять» и пока что есть средства, чтобы получить «урожай»! А, значит, будем понемногу, при помощи наглядности и моделирования ситуаций приобщать наших детей к тому, что для нас, взрослых из прошлого века, все еще свято – память о Великой Отечественной войне, Блокаде Ленинграда, Победе Советского народа над фашизмом!

И снова приведу выдержку из воспоминаний Игоря Михайловича Ильинского: «7 октября 1941 года фельдмаршал Йодль направил Верховному главнокомандующему группы армий «Север», наступавшей на Ленинград из Главной квартиры фюрера, секретную депешу, которая начиналась словами: «Фюрер снова решил, что капитуляция Ленинграда, а позже Москвы не должна быть принята даже в том случае, если она была бы предложена». «Моральную сторону этого мероприятия» фашисты видели в том, что город будет вести уличные бои, что могут возникнуть эпидемии, опасные для немецких солдат, что жителей города надо будет кормить «за счет германской родины». В то же время директива эта служила признанием: взять Ленинград штурмом не удастся. Рейхсфюрер СС Гиммлер вынужден был признать стойкость горожан. Он писал в секретном циркуляре: «Ненависть населения создала важнейшую движущую силу обороны».

Почему мы говорим о блокаде Ленинграда как единственном, уникальном примере духовной стойкости во всей истории человечества? Ведь известно, что сухопутная блокада многократно использовалась в войнах. Блокада Трои в XIII веке до н. э., например, длилась более десяти лет. Однако она закончилась тем, что греки взяли город и разрушили его.

Ленинград выстоял и победил. Поэтому Ленинградская блокада — это не только трагедия, но и триумф. Да, Ленинград защищали профессиональные войска. Но и сам Ленинград стал городом-фронтом. Страдая от голода и холода, иногда еле живые, все жители — взрослые и дети — не сидели сложа руки, не ждали, когда их освободят, а как могли, боролись».

Среди уже достаточно большого количества материалов, дневников, воспоминаний, мемуаров, исследований о Блокаде предпочитаю доносить те, что свидетельствуют о героизме и стойкости, самоотверженности и мужестве – о лучших, высших человеческих качествах. Не думаю, что это выхолащивание и ретуширование исторической реальности. Я не отрицаю, что была и другая сторона Блокадной жизни Ленинграда. Вот только для воспитания подрастающего поколения (а память о тех днях мы храним и пытаемся передать ради воспитания именно высших качеств ЧЕЛОВЕКА) не нужны «жареные» подробности, вскрывающие глубинные мерзости «человекоподобных» существ. Повзрослевшие и окрепшие сознанием, наши дети прочтут и узнают об этом сами, и тогда это только усилит контрастность между высоким героизмом и подлым ничтожеством, между добром и злом; позволит им понять тот мучительно-суровый и почти бессознательный для истощенного тела выбор между этими противоположными, разделенными неизмеримой пропастью нравственными категориями.

«…Я думаю, что подлинная жизнь — это голод, все остальное мираж. В голод люди показали себя, обнажились, освободились от всяческой мишуры: одни оказались замечательные, беспримерные герои, другие — злодеи, мерзавцы, убийцы, людоеды. Середины не было. Все было настоящее...» Д.С.Лихачев «Воспоминания».

 

 

 

ОЧЕВИДНОЕ-НЕВЕРОЯТНОЕ

 

Рубрика «Очевидное-невероятное» посвящена представлению опыта педагогов естественно-математического направления.

В данной рубрике будут представлены методические материалы, разработки уроков и внеклассных мероприятий в предметной области математики, физики, химии, биологии, информатики и географии.

 

 

 

 

 

 

НАСЛЕДИЕ ПИФАГОРА

 

План-конспект урока по математике в шестом классе

Есипова Татьяна Валерьевна,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.