Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ операторской деятельности




Операторская деятельность — специфический вид трудовой деятельности, возникший на определенной ступени развития техники и производства в целом. Поэтому, излагая основы ее психологического анализа, мы будем рассматривать прежде всего то общее, что характеризует любую трудовую деятельность человека, и на этом фоне то особенное, что определяет специфику операторской деятельности как таковой.

Психологический анализ деятельности предполагает рассмотрение ее как сложного, многогранного и многоуровневого, динамически развивающегося явления. В различных психологических концепциях, как правило, берутся отдельные аспекты (стороны) деятельности при абстрагировании от других. В одних концепциях на первый план выступают операционные аспекты, т.е. деятельность описывается как последовательность сменяющих друг друга операций (или действий). В других во главу угла ставится изучение мотивационного аспекта деятельности, т.е. она рассматривается в плане анализа динамики направляющих ее мотивов. В третьих главным является анализ деятельности в плане, регулирующих ее механизмов. Распространены также концепции, описывающие деятельность в плане анализа реализующих ее физиологических процессов. Каждый из перечисленных подходов имеет, конечно, право на существование; каждый из них дает ценные научные результаты. Более того, перечисленные подходы не противоречат друг другу и не исключают друг друга. Однако нужно всегда иметь в виду, что ни один из них не может считаться универсальным.

На современном этапе развития психологической науки важнейшей задачей становится разработка принципов и методов системного анализа, которые позволили бы раскрыть деятельность в ее основных чертах, связях и отношениях, выявить ее структуру и механизмы регуляции.

Не претендуя на формулировку этих принципов и методов, мы хотели бы лишь дать характеристику «составляющих» деятельности: отношений мотива и цели, деятельности и действий, регулирующей роли психического отражения в планировании и осуществлении деятельности.

Мотивы и цели деятельности. Всякая деятельность исходит из определенных мотивов и направлена на достижение определенных целей. Отношение «мотив — цель» — это своего рода «вектор», задающий ее направленность и интенсивность. К сожалению, психология пока еще не располагает методами количественного анализа этого «вектора», поэтому ограничимся лишь качественным описанием. В общем смысле мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, а цель — то, чего он стремится достигнуть в процессе ее выполнения. Для человека мотив выступает как непосредственная, субъективно переживаемая побудительная сила, как непосредственная причина ее деятельности. При этом источники мотива нередко усматривают в мышлении, в сознании. Но действительной его основой является потребность человека, т.е. объективная необходимость — его нужда в веществе, энергии, информации. «Люди привыкли,— писал Ф. Энгельс,— объяснять свои действия из своего мышления, вместо того чтобы объяснять их из своих потребностей (которые при этом, конечно, отражаются в голове, осознаются)...» (К.Маркс, Ф.Энгельс, т.20, с.493).

Именно в потребностях, выступающих как объективная необходимость, нужно искать «пружины» человеческой деятельности. Мотив — это форма их субъективного отражения. При этом в мотивах отражаются не только индивидуальные потребности (обусловленные, например, развитием организма), но и потребности общества. Реальной силой, побуждающей человека к действию, может быть и бывает не только его собственная потребность, но и потребности других людей. Уровень мотивации определяется именно тем, в какой мере в мотивах данного конкретного человека отражаются общественные потребности: чем более в них предъявлены эти потребности, тем выше оценивается и уровень мотивации. Понятно, что то, как общественные потребности отражаются в мотивах индивида, зависит от его позиции в системе общественных отношений.

В течение жизни у каждого человека формируется определенная система мотивов, одни из которых становятся доминирующими, другие — подчиненными. Эту систему в психологии часто называют мотивационной сферой. Как именно у того или иного человека формируется мотивационная сфера, зависит от условий его социального развития.

В психологии принято различать так называемые короткую и дальнюю мотивации (это различие введено Б.М.Тепловым, 1951). В том случае, когда мотивы связаны только с ближайшим будущим, говорят о короткой мотивации. Если же мотивы относятся к далекой перспективе, говорят о дальней мотивации. Характер мотивации определяет отношение человека к своей деятельности, к тем трудностям, с которыми он сталкивается по ходу ее выполнения. При короткой мотивации подчас даже незначительные трудности вызывают у человека желание уйти от них, сменить деятельность, поискать профессию более простую. Только дальняя мотивация создает то отношение к труду, для которого характерны настойчивость, воля и упорство в преодолении трудностей.

Формирование мотивационной сферы у летчика и космонавта — важнейшая воспитательная задача. Их деятельность непрестанно связана с преодолением трудностей, опасностью и риском. В этих условиях ведущий мотив (желание летать) должен иметь такой уровень и такую силу, которые бы, могли обеспечить в любых самых сложных условиях необходимую мобилизацию способностей человека, его резервов.

Одним из главных условий формирования и развития мотивационной сферы человека является такая организация его профессиональной подготовки и профессиональной деятельности, которая бы раскрывала перспективы его развития и общественную значимость его деятельности.

Анализ мотивов и лежащих в их основе потребностей дает ответ на вопрос, почему тот или иной человек занимается такой-то деятельностью. Но какова именно будет эта. деятельность, что будет делать человек — это характеризует его цели. В конкретной деятельности система мотивов «замыкается» на определенную цель, которая формирует содержание этой деятельности.

Цели, которые человек перед собой ставит, так же как и мотивы, представляют собой сложную иерархическую развивающуюся систему. То, какая цель окажется в том или ином случае ведущей, зависит от конкретных условий развития личности, прежде всего ее морально-психологических качеств.

Отношения мотивов и целей весьма сложны и динамичны. В одних случаях цели и мотивы могут расходиться и даже вызывать ситуацию внутренних противоречий, в других они создают гармоническое единство. При определенных условиях происходит смещение мотива на цель (т.е. то, что на ранних этапах овладения деятельностью было целью, превращается в ее мотив) (А.Н.Леонтьев, 1975).

Цели, как и мотивы, формируются в процессе социального развития индивида. В конечном счете они «задаются» обществом. Самая возможность возникновения тех или иных целей определяется развитием этого общества, в том числе научно-техническим прогрессом. Примет ли цели общества данный индивид, станут ли они его личными целями, в значительной мере зависит от сформировавшейся у него мотивационной сферы. Мастерство руководителя (и воспитателя) включает умение учитывать при постановке целей перед руководимыми им людьми особенности этой сферы, уровни и силу мотивации. Вместе с тем он. должен иметь в виду, что каждая новая цель, ассимилируемая и реализуемая человеком, приводит и к изменениям его мотивационной сферы, которые создают возможность постановки новых, еще более сложных целей.

Таким образом, процесс овладения деятельностью и ее совершенствования развивается как бы по спирали. Сформированный вектор «мотив—цель» реализуется в деятельности; осуществленная деятельность (достигнутая цель) создает возможность «перевода» этого вектора на новый уровень, который также реализуется в деятельности, что создает новую возможность, и т.д. В этом движении развиваются особенности человека, его интересы, склонности, морально-волевые качества, профессиональное мастерство, короче — личность в целом.

Конечно, сказанное — это только идеальная схема. В действительности возможны и «зацикливания» (движение по кругу), и даже отступления с более высоких уровней на более низкие. По какому именно пути пойдет развитие того или иного конкретного человека; зависит от конкретных условий его жизни.

Цель как образ будущего результата деятельности и ее регулятор. Выше были затронуты некоторые социально-психологические аспекты деятельности. В частности, цель рассматривалась в плане ее отношения к мотивационной сфере человека. Но это не единственный аспект проблемы. Есть и другой, связанный с задачами данного исследования более непосредственно. Он относится к вопросу о том, в какой форме цель деятельности представлена ее субъекту.

Цель деятельности, рассматриваемая в данном аспекте, — это идеальный, или мысленно представляемый, ее результат: то, чего еще реально нет, но что должно быть получено в итоге деятельности. Для оператора цель его деятельности выступает как образ (в широком смысле) заданного состояния объекта управления, того состояния, в которое этот объект нужно перевести. Являясь идеальным представлением конечного результата деятельности, образ-цель выступает как предпосылка,определяющaя ее начало. Сложная деятельность не может быть ни спланирована, ни тем более осуществлена, если такая предпосылка не сформирована.

Закономерности и механизмы формирования образа-цели пока еще изучены недостаточно. Но эта проблема сейчас становится в психологии и нейрофизиологии наиболее важной. В понятийный аппарат науки уже вошли такие понятия и связанные с ними концепции, как антиципация (W.Wundt, 1874), экстраполяция (Ф.Бартлетт, 1959), установка (Д.Н.Узнадзе, 1930), акцептор результатов действия (П.К.Анохин, 1975), модель потребного будущего (Н.А.Бернштейн, 1966), оперативная преднастройка (Д.А.Ошанин, 1970) и ряд других. Все они, по существу, являются однопорядковыми понятиями и характеризуют те или иные стороны процесса целеполагания. Наиболее широким по объему и отражающим существенные свойства системы явлений, зафиксированных в перечисленных выше понятиях, является понятие «опережающее отражение», предложенное П.К.Анохиным (1962). Оно выступает как родовое по отношению ко всем остальным.

Фундаментальная закономерность опережающего отражения действительности определила и то, что «был специализирован сам мозг как орган психической деятельности, т.е. орган всеобщего отражения мира в мыслительной деятельности человека. Это обстоятельство обусловило столь широкое и совершенное овладение не только настоящим, но и будущим» (П.К.Анохин, 1973, с.34).

Опережающее отражение выступает в различных формах. Важнейшие среди них — предвидение (прогнозирование, антиципация, экстраполяция) и целеполагание. Эти формы близки друг другу и могут превращаться одна в другую. Но все же первая более относится к опережающему отражению объективного хода некоторых событий, взятых как бы безотносительно к субъекту (субъект выступает в роли наблюдателя). Вторая характеризует опережающее отражение, включенное в деятельность субъекта: цель выступает как опережающее отражение будущего результата этой деятельности.

В образе-цели, формирующемся в процессе целеполагания, объект отражается как изменяющийся не просто сам по себе (по своим законам), а в результате деятельности. Например, заданное состояние объекта управления представляется как такое состояние, которое должно возникнуть в результате управляющего воздействия, осуществляемого оператором. Образ-цель как бы вписывает весь прошлый профессиональный опыт человека, а также включает и представление о средствах деятельности, т.е. опосредствуется используемой в процессе этой деятельности техникой.

Наблюдения и экспериментальные данные позволяют предполагать, что образ-цель определяет критерии селекции информации о текущем состоянии объекта управления, а также ее интеграции. Какие сигналы из общего потока будет выбирать оператор в первую очередь и как он будет объединять их, зависит от характера образа будущего состояния управляемого объекта. Этот образ определяет также способы перекодирования поступающей информации, ее оценки, формирование гипотез и принятие решения.

При управлении машинами по приборам иногда возникает смещение (или соскальзывание) цели. Имеются в виду такие случаи, когда оператор от управления машиной (объектом) переходит к управлению приборами, т.е. начинает управлять не машиной по приборам, а приборами через машину. Здесь образ будущего состояния объекта замещается образом будущего состояния прибора. В сложных ситуациях это может привести к серьезным ошибкам (например, к потере пространственной ориентировки). Возможность смещения цели особенно велика в том случае, когда оператор выполняет функцию «резервного звена» автоматики и в течение длительного времени занимает позицию пассивного наблюдателя.

Сильные стрессовые воздействия также могут привести к смещению или даже «выбить» цель; в этом случае вместо целесообразных человек начинает совершать хаотические действия либо вообще прекращает действовать.

Достижение поставленной цели — это не одномоментный акт, а более или менее длительный процесс, развертывающийся во времени. Цель как бы развертывается в систему частных задач, каждая из которых реализуется путем выполнения отдельного действия. Так, цель деятельности авиационного диспетчера состоит в том, чтобы обеспечить безопасный взлет, прилет и посадку самолетов. Но, осуществляя эту деятельность, он решает такие частные задачи, как установление связи с самолетами, оценка воздушной обстановки и т.д. Элемент деятельности, осуществляющий выполнение одной простой текущей задачи, в психологии принято называть действием. В принципе деятельность может быть описана как система сменяющих друг друга действий.

Сформированный в начале деятельности образ-цель должен сохраняться памятью оператора до ее окончания, выступая в роли ведущего регулятора всей системы действий. Но эта система может иметь разное строение. В одних случаях она представляет собой последовательность действий, в которой каждое последующее подготавливается предыдущим и является его логическим продолжением (завершение одного действия дает не только частный результат, но и определяет задачу следующего). В других оператору приходится одновременно решать несколько задач, отнесенных к одной и той же цели, и соответственно выполнять несколько действий, которые иногда могут и не быть логически связанными.

Возможны и такие случаи, когда оператор имеет не одну, а несколько целей, а следовательно, выполняет несколько деятельностей. При этом действия, относящиеся к разным деятельностям, чередуются во времени либо в строго установленном, либо в случайном порядке.

Но как бы ни была организована деятельность, образ-цель должен сохраняться в голове оператора в течение всего времени ее выполнения (а это время иногда оказывается весьма длительным).

Переработка текущей информации и концептуальная модель. Для того чтобы преобразовать предмет труда в продукт, человек должен не только представлять себе будущее состояние этого предмета, т.е. иметь образ-цель, но и получать текущую информацию о его изменениях в процессе преобразования.

Основная особенность операторской деятельности состоит в том, что эта текущая информация передается ему через систему технических устройств. Оператор, как правило, не имеет возможности непосредственно наблюдать за объектом (во всяком случае эта возможность ограниченна), а получает необходимую информацию от систем отображения в закодированном виде.

В этих условиях прием информации осуществляется как процесс, имеющий по крайней мере два уровня. Первый — это восприятие физических явлений, выступающих в роли носителей информации (положение стрелки на шкале контрольно-измерительного прибора, комбинация световых пятен на экране электронно-лучевой трубки, вспышки света, звук и т.п.). Второй — декодирование воспринятых сигналов и формирование на этой основе некоторой «умственной картины» управляемого процесса и условий, в которых данный процесс протекает. Такую «умственную картину» в инженерной психологии принято называть «концептуальной моделью». Как отмечает А.Т.Велфорд (А.Т.Welford, 1962), предложивший это понятие, «концептуальная модель» часто груба и неточна, но она дает оператору возможность соотнести разные части процесса в целом и действовать эффективно.

Что касается первого уровня, то он изучен в психологии и психофизиологии достаточно подробно (Б.Г.Ананьев,1961; К.В.Бардин, 1976; Е.И.Бойко, 1964; Ю.М.Забродин, А.Н.Лебедев, 1977; и др.).

Мы хотели бы лишь обратить внимание на то, что органы чувств человека (анализаторы), посредством которых воспринимаются поступающие сигналы, функционируют как единая система. Человеческий мозг осуществляет синтез всех поступающих сигналов.

Между тем в инженерно-психологических исследованиях сигналы, несущие информацию о том или ином параметре управляемого объекта, рассматриваются нередко изолированно, вне связи с другими воздействиями на органы чувств человека. Дело выглядит так, будто бы оператор обладает только световой, только цветовой, только звуковой и т.п. чувствительностью. В действительности же любой сигнал воспринимается в общем потоке всех других. Целостное чувственное отражение предметов и явлений, окружающих человека, формируется в результате взаимодействия анализаторов (Б.Г.Ананьев, 1961; С.В.Кравков, 1948; Е.Н.Соколов, 1959). В основе целостного чувственного отражения лежит нейрофизиологический механизм афферентного синтеза.

Важно отметить, что в процессе управления оператор воспринимает не только сигналы, генерируемые системами отображения информации (сигналы от приборов), но и сигналы, возникающие при непосредственном воздействии (помимо приборов) тех или иных параметров управляемого процесса. Например, при управлении самолетом летчик воспринимает вибрацию самолета, крены, изменения силы тяжести, поскольку его тело физически подвергается этим воздействиям. Так же и космонавт подвергается воздействию перегрузок, невесомости и других факторов космического полета, что формирует у него специфические ощущения (Ю.П.Доброленский, В.А.Пономаренко, 1976; А.А.Леонов, В.И.Лебедев, 1968; Л.С.Хачатурьянц, Л.П.Гримак, Е.В.Хрунов, 1976; Е.В.Хрунов, Л.С.Хачатурьянц, В.А.Попов, Е.А.Иванов, 1974).

Сигналы, поступающие от приборов, принято называть инструментальными сигналами, а непосредственные воздействия на человека тех или иных параметров управляемого процесса и среды, в которой он протекает, — неинструментальными сигналами.

Между инструментальными и неинструментальными сигналами возникают противоречия, которые могут привести к неверному декодированию и интерпретации инструментальных сигналов, к иллюзиям и т.п. Поэтому особенно важно при проектировании системы «человек—машина» заранее определять характер неинструментальных сигналов, которые будут возникать в реальных условиях управления, и учитывать это при разработке устройств, передающих оператору инструментальные сигналы.

Второй уровень процесса приема и переработки текущей информации — концептуальная модель — изучен значительно меньше, чем первый. Основные трудности здесь связаны с тем, что эта модель включает в себя не только сигналы, воспринимаемые в данный момент, но и прошлый опыт человека. Она выступает как некоторый динамический синтез наличной информации (воспринимаемой в данный момент) и информации, извлекаемой из памяти.

Поскольку концептуальная модель выступает в сознании оператора в форме представления, то для раскрытия ее характеристик ценными являются те данные, которые накоплены психологией в связи с изучением этой формы психического отражения.

В эмпирической психологии представление рассматривалось как «тень восприятия». Его основными особенностями считались неустойчивость и фрагментарность. Эти черты и в самом деле имеют место. Но они являются оборотной стороной других особенностей представления: их обобщенности, схематичности и панорамности.

В процессе формирования представлений происходит селекция признаков объектов: случайные признаки, зависящие от конкретных условий, отсеиваются и в представлении фиксируются лишь те, которые являются наиболее устойчивыми и общими. Представление как образ фиксирует то общее, что свойственно многим объектам данного класса. Вместе с тем в нем выделяются те элементы объекта (или ситуации), которые выступают как опорные, наиболее информативные, благодаря чему происходит схематизация образа. Представление не детальная субъективная катина действительности, а ее схема. Схематизация выступает как весьма экономный способ «сжатия» информации, сохранения максимума информации об объекте при помощи относительно незначительного числа элементов.

Концептуальная модель — это обычно представление не отдельного объекта, а целой ситуации, например местности. Как показывают психологические исследования, в процессе формирования представления местности происходит преобразование последовательно воспринимаемых ее элементов в целостную картину. На начальных ступенях у человека формируется так называемая карта-путь, в которой фиксируется его перемещение по данной местности. Воспроизводя мысленно местность, он как бы повторяет (в уме) свой путь по ней. Позднее «карта-путь» преобразуется в «карту-обозрение», в которой пространственные взаимоотношения предметов на местности воспроизводятся независимо от пути передвижения по ней. В представлении отражается вся панорама как симультанное целое (в этом смысле и говорят о панорамности представлений).

В формировании концептуальной модели большую роль играют не только непосредственное восприятие объектов, ситуаций и т.д., но и созданные человечеством знаковые системы (язык, карты, чертежи и т. д.). Человек, владеющий методами работы со знаками и знаковыми системами, может сравнительно легко сформулировать концептуальную модель той или иной ситуации даже в том случае, если он ее никогда не воспринимал (по словесному описанию, чертежам, схемам и т.п.). Вместе с тем.знаковые системы, используемые в процессе управления, являются хорошим средством сохранения и уточнения (при необходимости) концептуальной модели.

Формирование концептуальной модели предстоящего авиационного (или космического) полета — важнейшая составная часть психологической подготовки летчика (или космонавта).

В принципе возможны (и иногда встречаются на практике) такие случаи, когда отображение соответствует всем параметрам процессов обнаружения, различения и опознания, т.е. первому уровню приема информации, но затрудняет интерпретацию сигналов и актуализацию концептуальной модели. А это закономерно приводит к возникновению ошибок в деятельности оператора.

Планирование деятельности. Выше уже отмечалось, что деятельность реализуется в последовательности действий, каждое из которых обеспечивает решение частной задачи (или подцели) и достижение частичного результата. При этом отдельное действие подчинено общей цели и связано как с теми действиями, которые уже выполнены, так и с теми, которые еще предстоит выполнить. Эта связь между действиями, подчиненными единой цели, возможна только в том случае, если человек имеет план деятельности, организующий ее во времени и пространстве. Этот план, так же как цель, формируется в сознании человека еще до начала деятельности.

Как показывают наблюдения и психологические исследования, деятельность может иметь разные уровни организации, зависящие от того, как она планируется.

Наиболее элементарный уровень — работа «по ориентирам». В этом случае действия строятся по принципу ответов на возникающие сигналы. Деятельность здесь как бы полностью подчинена ходу внешних событий. Если человек действует «по ориентирам», то это значит, что он фактически не имеет заранее обдуманного и четкого плана. В условиях, когда сигналы, требующие ответных действий, имеют случайный характер и возникают часто, деятельность становится весьма напряженной, иногда хаотической. Такой уровень организации характерен для начинающих неопытных операторов.

Более высокий уровень — работа пo образцу или некоторому шаблону. При такой организации человек имеет достаточно четкий, но стандартный (жесткий) план и стремится выполнять действия всегда в одном и том же порядке. Стандартный план, конечно, обеспечивает более высокие эффективность и качество деятельности, чем работа «по ориентирам». Но трудные условия, возникновение неожиданных событий могут дезорганизовать деятельность, протекающую по стандартному плану.

Наиболее высокий уровень — это планирование деятельности с учетом вероятностей возникновения тех или иных событий. В этом случае человек намечает общую стратегию деятельности, но без детализации, что дает возможность в зависимости от конкретных условий изменить характер и последовательность действий.

Неотъемлемым компонентом процесса планирования деятельности является предвидение хода управляемого процесса и возможных изменений среды, в которой этот процесс протекает. В зависимости от профессионального опыта уровни предвидения также могут быть различны. Элементарный уровень — это определение последовательности основных фаз процесса в связи с предполагаемыми действиями (в момент времени t возникает событие а; нужно выполнить действие х, в результате которого возникает событие а'). На более высоком уровне предусматривается несколько различных возможных вариантов процесса и приблизительно (на основе прошлого опыта) оцениваются их вероятности (в момент времени t возможны события или а, или b, если появится событие а, нужно выполнить действие х, в результате которого возникнет событие а'; если появится событие b, нужно выполнить действие у, в результате которого возникнет событие b' и т.д.).

Умение предвидеть не является некоторым врожденным качеством человека. Оно формируется в процессе накопления профессионального опыта. Этому умению можно и нужно обучать. Рациональное планирование деятельности предполагает не только анализ условий, в которых она протекает, и предвидение хода управляемого процесса, но также и оценку человеком его собственных возможностей, т.е. самооценку, и определение оптимальных путей использования своих резервов.

Важно отметить, что у оператора план деятельности (программа действий) строится с учетом тех технических устройств, при помощи которых он только и может быть реализован. Его элементами являются не просто образы действий, которые берутся сами по себе, а образы «действие+функция органов управления». Это значит, что программа действий оператора опосредствуется техникой. Собственная деятельность выступает в ней в неразрывном единстве с функционированием техники.

План деятельности, сформированный до начала ее выполнения, определяет лишь общую канву. В процессе деятельности он развивается и уточняется. При этом изменяется и масштаб плана (переход от общих принципов к деталям). Если в начале определяется план деятельности и хода процесса управления в целом, то при ее выполнении формируются планы отдельных фаз процесса, операций и переходов от одной операции к другой. (Операция — это элемент технологического процесса. Ее следует отличать от действия, являющегося элементом человеческой деятельности. В системах «человек — машина» операция может выполняться иногда при помощи одного действия, иногда — нескольких. В автоматизированных системах многие операции выполняются без участия человека.)

При этом в условиях длительной деятельности возможно изменение «точек отсчета», относительно которых формируются планы. В какие-то моменты текущей деятельности планирование ее отдельных этапов ведется относительно начала (выполнены действия а, b, с, следующим должно быть действие d), в какие-то — относительно конца (завершающее действие х, чтобы подготовить его, нужно выполнить действие у).

В инженерно-психологическом аспекте вопроса о планировании деятельности следует отметить два момента.

Во-первых, при разработке технологического процесса (в том числе и процесса управления) иногда исходят из того, чтобы навязать человеку жесткие и однозначные предписания, «алгоритмизировать» его деятельность полностью. Человек ставится в такие условия, при которых он должен работать подобно автомату. В этих условиях фактически исключается даже самая возможность планирования деятельности. Человека вынуждают работать «по ориентирам». Между тем психологические и физиологические исследования показывают, что при «заалгоритмизированной» деятельности очень быстро развивается утомление, человек теряет интерес к работе и его надежность оказывается невысокой.

Кстати сказать, по данным западногерманских психологов, одной из причин летных происшествий является «стереотипизация мышления летчика».

Очевидно, разрабатывая технологический процесс, определяя состав и последовательность операций, важно предусматривать то, как будет организована деятельность управляющего им человека и будут ли обеспечены для него возможности самостоятельно планировать свою деятельность.

Во-вторых, как показывают исследования, если информация об управляемом процессе передается в такой форме, которая не дает возможности предвидеть его развитие (или затрудняет предвидение), а следовательно, и планирование деятельности, то это часто приводит к сбоям, ошибкам и отказам в работе оператора (В.М.Водлозеров, 1965; Ф.Д.Горбов, В.И.Лебедев, 1975; А.П.Чернышев, В.Г.Зазыкин, В.А.Бодров, 1977).

Чтобы обеспечить высокий уровень эффективности и надежности в работе оператора, информация должна передаваться ему таким способом, который бы позволял не только оценивать текущее состояние объекта управления и среды, но и предвидеть их возможные изменения.

В некоторых случаях (например, в длительном космическом полете) целесообразно также информировать человека о функциональном состоянии его организма (например, по физиологическим показателям).

Принятие решения. Принятие решения включено в любую человеческую деятельность. Оно может относиться и ко всей деятельности в целом, выступая как относительно самостоятельное действие, и к отдельным действиям или даже его компонентам.

Человек должен принимать решение и при определении цели деятельности, а также подцелей (конкретных задач), и при построении концептуальной модели, и при планировании, и при выполнении действий. Необходимость в этом возникает во всех тех случаях, когда человек сталкивается с ситуацией, которая имеет несколько возможных исходов или по крайней мере так представляется дело человеку. Появление непредвиденных обстоятельств также требует принятия решения.

Ситуацию, включающую неопределенность, а следовательно, требующую принятия решения, принято называть проблемной. Подобные ситуации могут возникать на всех уровнях субъективного (психического) отражения окружающей действительности и регуляции деятельности.

Даже сравнительно элементарный сенсорный процесс — обнаружение сигнала — включает принятие решения. Это особенно отчетливо наблюдается в том случае, когда слабый сигнал (близкий к пороговому) появляется на фоне шума.

Современные психофизические исследования показывают, что обнаружение сигнала определяется не самой по себе чувствительностью анализаторов, но и некоторыми другими факторами, прежде всего тем критерием, который выбирает человек. При появлении сигнала на фоне шума возможны четыре варианта ответов: правильное утверждение (сигнал есть — ответ «да»); правильное отрицание (сигнала нет — ответ «нет»); пропуск сигнала (сигнал есть, а ответ «нет»); ложная тревога (сигнала нет, а ответ «да»).

Если главная задача наблюдателя состоит в том, чтобы не пропустить появляющиеся сигналы, то он должен выбрать низкий критерий; при этом увеличится и число ложных тревог.

Если же его главная задача — не допускать ложных тревог, то он должен выбрать высокий критерий; но тогда увеличится число пропусков сигнала.

Таким образом, при обнаружении слабых сигналов на фоне шума человек выбирает некоторый критерий оценки ситуации, которым и пользуется при определении своих ответов. Выбор критерия зависит от цели (и задачи) деятельности, уровня тренировки человека, той априорной информации, которой он располагает, установки, отношения к задаче и т.п. Иначе говоря, порог обнаружения не является просто некоторой нестационарной величиной, изменяющейся под влиянием физиологических факторов. Эта величина может изменяться произвольно и направленно под влиянием психологических факторов, которые прямо не связаны с физиологическими состояниями анализатора.

В экспериментальных исследованиях выявлено, что критерии, которыми пользуется человек при обнаружении сигналов, могут быть двух родов (Ю.М.Забродин, А.Н.Лебедев, 1977).

Критерий первого рода — критерий минимальной субъективной неопределенности (человек стремится работать таким образом, чтобы уменьшить субъективную неопределенность ситуации).

Критерий второго рода — критерий максимальной устойчивости (человек стремится работать, строго следуя поставленной задаче).

На первых этапах обучения в поведении человека обычно преобладает критерий первого рода, но по мере овладения деятельностью человек переходит к критерию второго рода.

Аналогичная картина наблюдается также в процессах различения, опознания и интерпретации сигналов, поступающих к анализаторам человека.

Еще более сложна структура принятия решения в процессах мысленного манипулирования представлениями и определения способа выполнения того или иного действия. В общем виде принятие решения есть выбор из нескольких спорных альтернатив. «Выбор», — значит, человек должен выбирать между двумя или более путями выполнения задачи; «спорные»,— значит, первоначально неизвестно, какой путь окажется наиболее эффективным.

Процесс принятия решения включает: выявление проблемной ситуации; мысленное выдвижение различных вариантов решения (гипотез); оценку (контроль) выдвинутых вариантов; выбор того варианта решения, который обеспечивает достижение требуемого результата.

В зависимости от соотношения процессов выдвижения гипотез и их контроля можно выделить пять типов принятия решения (Ю.А.Кулюткин, 1970): импульсивное решение (выдвинутая гипотеза принимается без контроля); решение с риском (выдвинутая гипотеза контролируется лишь частично); уравновешенное решение (процессы выдвижения гипотез и их контроля сбалансированы); осторожное решение (контроль как бы начинает подавлять выдвижение гипотез); инертное решение (процессы контроля подавляют процессы выдвижения гипотез, а последние протекают очень медленно и неуверенно).

Крайние типы принятия решения (импульсивное и инертное) являются наименее эффективными. У лиц с высокоразвитым интеллектом эти типы решения встречаются редко. Наиболее эффективны решения, сочетающие риск с осмотрительностью (своего рода осторожная смелость).

Для таких сложных видов деятельности, какими являются труд летчика и космонавта, формирование наиболее эффективных приемов принятия решения составляет важнейшую задачу профессиональной подготовки.

Анализ деятельности пилота показывает, что эти способы могут быть различными. Так, исследования поведения летчика в ситуации отказа автопилота позволили выделить четыре различных способа. Первый: восприняв сигнал (например, о крене самолета), пилот почти тотчас же (с задержкой 3—5 с) выполняет необходимое действие. Второй: восприняв сигнал, пилот визуально исследует приборную панель и также выполняет необходимое действие (время задержки здесь может достигать 20 с). Третий: в той же ситуации пилот не только визуально исследует приборную панель, но и совершает ряд пробных моторных действий (манипулирование рукоятками); время задержки достигает 50 с. Четвертый: пилот действует методом «проб и ошибок»; в поисках ответа на вопрос, что же произошло, он совершает пробные (и часто хаотические) действия, многие из которых оказываются ошибочными; время задержки может быть весьма большим.

Во всех перечисленных случаях процесс принятия решения протекает по-разному. В первом пилоту достаточно воспринять сигнал, чтобы принять решение; процесс протекает целиком во внутреннем плане — плане умственного действия. Во втором случае для выдвижения, проверки и оценки гипотез ему необходима дополнительная информация. Но эти процессы также протекают во внутреннем плане. В третьем и четвертом выдвижение и проверка гипотез опосредствуются моторными действиями; гипотезы проверяются в плане не только умственных, но и практических действий.

Используемый тем или иным пилотом способ принятия решения зависит от уровня сформированности у него концептуальной модели. Чем более полно и дифференцированно отражается в этой модели реальная ситуация, тем быстрее и эффективнее протекает процесс принятия решения.

Формы и способы передачи информации человеку в системах «человек—машина» должны разрабатываться с учетом процессов не только ее приема, но также и принятия решения. В этой связи часто критическим оказывается вопрос о соотношении полноты отображения событий и объема передаваемой информации. С одной стороны, чем полнее отображается объект управления и окружающая среда, тем больше можно рассчитывать на то, что человек примет правильное и своевременное решение. С другой стороны, выполнение требования полноты отображения может привести к перегрузке человека информацией: к передаче такого объема информации, с которым он может не справиться. А это приведет к задержке принятия решения.

Наиболее рациональный выход из этого положения — передача информации такими порциями, каждая из которых не превышала бы возможностей человека по ее приему, а все вместе они обеспечивали бы необходимую полноту отображения. С этой целью используются ЭВМ, которые обрабатывают наряду с другой также и информацию о стратегии деятельности человека, что позволяет определять последовательность и объем порций, необходимых ему по ходу выполнения принятой стратегии.

Эффективными являются также специальные устройства, выполняющие в сложных условиях деятельности функцию подсказки направления поиска информации, необходимой человеку для принятия решения.

Виды и структура действий. Действия, выполняемые человеком в процессе труда, в том числе при управлении техникой, весьма многообразны. Но все это многообразие можно было бы свести к четырем видам. В качестве оснований деления с точки зрения требований, предъявляемых к психическим процессам и функциям, могут быть взяты характер объекта действия и способ выполнения действия.

В трудовом процессе человек имеет дело либо с реальными предметами, либо со знаками и знаковыми системами, замещающими эти предметы. Само действие может выступать либо как практическое (физическое), либо как умственное оперирование с объектом или замещающим его знаком.

По этим основаниям выделяются действия: предметно-практическое, предметно-умственное, знаково-практическое, знаково-умственное (М.В.Гамезо, Б.Ф.Ломов, В.Ф.Рубахин, 1977).

К действиям первого вида относятся такие, как перемещение предмета в пространстве, изменение его формы и т.д. Основную роль в его регуляции выполняют преимущественно перцептивные образы, отражающие пространственные, физические и иные свойства предметов и обеспечивающие изменения рабочих движений по их силе, величине и продолжительности (адекватно свойствам объекта и задаче действия).

Второй вид — это оперирование с образом предмета (представлением) в уме. Такое оперирование предполагает развитую систему представлений, а также умственных действий. Частным случаем действий этого вида является умственное экспериментирование (А.П.Чернов, 1975).

Третий вид — практическое оперирование знаками и знаковыми системами. Примерами действий этого вида является письмо, прокладывание курса корабля по карте и т.п. Близко по характеру к этому виду оперирование с приборами, несущими информацию в знаковой форме.

Четвертый вид — оперирование со знаками и знаковыми системами в уме. Сюда относятся, например, умственные действия, посредством которых осуществляются вычислительные и логические операции.

Третий и четвертый виды действий позволяют решать широкий класс задач в обобщенной форме.

В процессе реальной деятельности совершаются взаимопереходы от одних видов действий к другим. Так, в рассмотренном выше примере способов решения задачи одни из них осуществлялись как умственные, другие — как практические действия.

В каждый момент выполнения действие адекватно предмету, средствам и условиям труда. Это возможно только потому, что они так или иначе отражаются в сознании человека, а возникающее отражение выступает в роли регулятора действий. Информация о текущем состоянии предмета действия и условий его выполнения выступает в форме субъективного образа. Существенная его характеристика — оперативность. Оперативный — значит приспособленный для правильного и быстрого практического выполнения тех или иных задач. Идеальное специализированное отражение объекта, преобразуемого в действии, складывается по ходу выполнения этого действия и подчинено его задаче. Такой образ принято называть оперативным (Д.А.Ошанин, 1969).

Оперативный образ формируется на основе образа-цели и концептуальной модели, как бы преодолевая «рассогласование» между ними. С каждым действием, направленным на достижение конечной цели, этот образ динамически изменяется. Формируясь в процессе приема и переработки текущей информации, он вместе с тем выступает как фактор, влияющий на их течение и организацию. Оперативный образ — это концептуальная модель в действии, в динамике достижения поставленной цели.

Важнейшая роль в регуляции действия принадлежит сигналам обратной связи, несущим информацию о результатах действия. Эти сигналы включаются в оперативный образ, корректируют и уточняют его. Выполнив то или иное действие (или систему действий), человек-оператор изменяет состояние управляемого объекта. Возникающий при этом сигнал не только несет информацию о новом (изменившемся) состоянии объекта, но — и это главное — является для оператора сигналом о результате его действия. Он несет информацию о том, решена ли задача (достигнута ли цель). Образ этого сигнала сличается с образом-целью.

Подобно сигналам о текущем состоянии управляемого объекта, сигналы обратной связи могут возникать как в инструментальной, так и в неинструментальной форме. При этом они могут вступать в конфликтные отношения, что создает подчас большие трудности в оценке результата действия.

Все то, что говорилось выше о сигналах текущей информации, справедливо и для сигналов обратной связи.

Но есть и специальный вопрос — о времени задержки этого сигнала, или о времени ожидания его оператором. Каким должен быть интервал между моментами завершения действия и появления сигнала о его результате?

На первый взгляд может показаться, что чем меньше время задержки сигнала обратной связи, тем лучше. Но это не всегда так. В некоторых случаях этот сигнал, передаваемый с очень малой задержкой, может выступить в качестве помехи для восприятия других сигналов.

Вопрос о времени задержки должен решаться не абстрактно, а применительно к конкретному типу систем «человек—машина» и тем функциям, которые в этой системе выполняет человек. Главным моментом в его решении должно быть согласование времени задержки с временными параметрами управляемого объекта, а также связанной с ними разверткой деятельности человека-оператора во времени.

Уровни регуляции деятельности. В психологии принято выделять три основных уровня отражения.

Первый из них — это уровень ощущений и восприятия, возникающих при непосредственном воздействий предметов и явлений объективной действительности на анализаторы человека.

Второй — уровень представлений, т.е. наглядных образов тех предметов и явлений, которые в данный момент на органы чувств не действуют, но действовали в прошлом. Характеристика этого уровня частично дана в связи с рассмотрением концептуальной модели.

Наконец, третий — это уровень речемыслительных процессов. Для него характерно обобщенное и опосредствованное отражение действительности. Этот уровень формируется в процессе усвоения конкретным человеком знаний, а также приемов обобщения и абстракции, накопленных человечеством.

Эти уровни отражения выступают и как уровни регуляции деятельности.

Особенности каждого из перечисленных уровней отражения проявляются и в регуляции рабочих движений. На первом уровне образ восприятия, характеризуясь симультанной целостностью и структурностью, позволяет формировать различные траектории движений при выполнении одного и того же действия, а также произвольно выбирать любой их темп и ритм. На втором уровне образ представления благодаря своей обобщенности обеспечивает возможность переноса приемов работы из одних ситуаций в другие. Речемыслительный, т.е. третий, уровень регуляции, являющийся у человека ведущим, обеспечивает предвидение хода событий и планирование деятельности в целом. Именно с этим уровнем связано формирование целей деятельности и, определение конкретных задач, через выполнение которых она реализуется, а также формирование критериев принятая решения.

В реальной трудовой деятельности все три уровня регуляции выступают в неразрывном единстве. Соотношение между ними является динамичным и изменяется в зависимости от предмета, орудий и условий труда.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 2365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.108 сек.