Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О проектировании операторской деятельности




 

При современном уровне развития инженерной психологии еще нет возможности сформулировать систему четких принципов и рекомендаций к проектированию деятельности, подобную той, которая имеется для разработчиков техники и технологических процессов. Поэтому мы вынуждены ограничиться лишь перечнем и краткой характеристикой вопросов, возникающих в связи с задачей проектирования деятельности оператора (и вообще любого работника).

Прежде всего отметим, что когда разработчики создают новую технику и новые технологические процессы, то они, осознавая это или нет, определяют условия деятельности тех, кто будет этой техникой и этими технологическими процессами управлять. Здесь возможны, как уже отмечалось, различные варианты. В некоторых случаях техника и технология требуют от человека жесткой и однозначной последовательности действий. Человек ставится в режим автомата. Этот вариант неэффективен.

Техника и технологические процессы должны создаваться с учетом строения деятельности и обеспечивать для человека, образно говоря, некоторое число степеней свободы в реализации его деятельности.

В связи с проектом деятельности должен решаться также и вопрос об автоматизации тех или иных звеньев производственного процесса. При автоматизации в первую очередь, очевидно, необходимо обеспечить передачу автомату тех функций, которые для человека являются однообразными, шаблонными, примитивными и выполнение которых вызывает у него чувство монотонности, скуки и раннее развитие утомления. Автоматы и вычислительная техника должны также освободить человека от необходимости перерабатывать потоки информации, превышающие его возможности.

Начало проектирования деятельности — это определение того круга задач, который поручается человеку. Но проект деятельности к перечню задач не сводится. Важнейшей его частью является описание психологических «составляющих» и определение в данной конкретной системе «человек — машина» условий формирования образа-цели, концептуальной модели, оперативного образа, предвидения хода событий, формирования гипотез и решения, планирования и сигналов обратной связи.

На этой основе определяется состав действий, которые человеку предстоит выполнять: их виды, способ выполнения. В этой связи решаются также вопросы о том, какие действия следует довести до уровня навыка, а в отношении каких это нецелесообразно. Соответственно намечается программа обучения и тренировки.

Особенно важно выявить те «зоны» в общем процессе деятельности, которые требуют творческих решений. Проект должен также предусматривать пути формирования у человека-оператора умения планировать собственную деятельность, осуществлять самоконтроль и управление собственными резервами. В деятельности летчика и космонавта это, последнее, имеет исключительное значение. Будет ли она регулироваться непрерывно (или прерывисто) поступающими зрительными, слуховыми и другими внешними сигналами? Или же оператор должен основную информацию, необходимую для управления, хранить в памяти? Как часто оператору придется принимать решения и какого уровня сложности? Каким образом в данных конкретных условиях будут складываться взаимоотношения между экстероцептивными и проприоцептивнымй анализаторами? Не потребуется ли усиления, например, кинестетических сигналов для того, чтобы повысить эффективность произвольной регуляции движении? Есть ли необходимость формирования специальных механизмов саморегуляции (например, в непредвиденных условиях)?

Предварительное определение возможных вариантов динамики и взаимоотношений основных психических процессов необходимо для решения вопроса о выборе способа передачи ему информации, т.е. информационной модели.

По особенностям взаимоотношений психических процессов информационные модели делятся на четыре основных класса (И.И.Литвак, Б.Ф.Ломов, И.Е.Соловейчик, 1975):

· модели-изображения, или наглядные модели, которые воспроизводят некоторые свойства отображаемых объектов (телевизионное изображение, киноизображение, фотографии и т.п.);

· абстрактные, знаковые модели, отображающие объекты при помощи знаков и знаковых систем (формуляр, надпись, формула и т. п.);

· графические модели, передающие абстрактную информацию в наглядной форме (график, диаграмма, карта и т.п.);

· комбинированные модели, сочетающие элементы перечисленных выше (например, мнемосхема).

Во время работы с перечисленными классами моделей система сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов складывается по-разному. Например, при управлении движущимися объектами использование знаковых моделей нередко требует сложных умственных действий — трансформации абстрактных данных в наглядный пространственный образ. А это неизбежно приводит к снижению скорости и точности управляющих действий (иногда человек вообще не может выполнить необходимые действия).

Наглядные и графические модели в этом случае оказываются более эффективными и психологически удобными. Напротив, там, где требуется оперирование абстракциями, наглядная модель неэффективна.

Технические устройства, используемые в системах «человек — машина» (системы отображения информации, коммуникации, органов управления и т.п.), должны разрабатываться на основе и с учетом проекта предстоящей деятельности человека-оператора.

Их нельзя рассматривать сами по себе, безотносительно к человеку. К техническим устройствам нужно подходить только как к средствам сознательной деятельности человека.

 

Москва, 1978




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.