Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Навыки и умения




 

В процессе обучения, тренировки, и накопления профессионального опыта деятельность человека совершенствуется, сокращается время выполнения действий и повышается их точность.

Действия, доведенные до высокой степени совершенства, выполняемые легко, быстро, с наивысшим результатом и в то же время с наименьшим напряжением, как бы автоматически, называются в психологии навыками. Навык, конечно, нельзя рассматривать как нечто существующее само по себе. Он является составной частью сознательной деятельности, подчинен ей и обслуживает ее, выступая как ее «автоматизированный» компонент.

Любой из перечисленных выше видов действия может быть путем упражнения доведен до такой степени совершенства, при которой он превращается в навык.

Наиболее изучены в психологии так называемые двигательные навыки, формирующиеся в контексте предметно-практических и знаково-практических действий Оба эти вида действий реализуются посредством двигательного аппарата и представляют собой более или менее сложные системы рабочих движений (рук, ног, всего тела).

Как показывают исследования, одной из основных черт процесса формирования этих навыков является образование двигательных структур, объединяющих отдельные рабочие движения в некоторое единое целое. На начальных ступенях обучения какому-либо действию человек выполняет отдельные, входящие в него движения порознь, с большими или меньшими интервалами между ними. В процессе упражнения время выполнения движений и интервалы между ними укорачиваются, происходит их объединение. В действии опытного профессионала ряд последовательных частных движений выступает как одно сложное движение.

Так, при выполнении некоторых действий пилотирования требуется координированное воздействие на ручки управления и ножные педали. Человек, только что начинающий обучаться летному делу, совершает соответствующие движения рук и ног порознь, но в процессе тренировки они объединяются, формируется единая двигательная структура.

Процессы объединения частных движений и формирования двигательной структуры обычно протекают не гладко. Между ними часто возникают противоречия: одни движения могут мешать выполнению других, что обусловливает низкий темп деятельности, сбои и ошибки.

Формирование двигательных структур сопровождается постепенным устранением «лишних» движений и уменьшением мышечной напряженности. Так, на первых этапах овладения действиями пилотирования курсант обычно работает всем телом, в напряженной позе, совершая много ненужных движений. При этом он тратит много энергии и быстро утомляется. Опытный летчик работает только теми группами мышц, которые необходимы для данного движения. Поза его свободная, движения точны, уверенны, экономны.

Любое, даже сравнительно простое двигательное действие складывается из более или менее значительной массы движений, которые выполняют различные функции.

Их можно разделить на три группы. Первую составляют собственно рабочие (или исполнительские) движения, посредством которых осуществляется воздействие на объект. В структуре действия они занимают центральное место, а их конкретные характеристики (сила, длительность, амплитуда) определяются конкретной операцией, выполняемой системой «орган тела+орудие» (например, «рука+ручка управления»).

Ко второй группе относятся гностические движения. Как следует из названия, их функция связана с познанием объекта и условий труда. Эти движения весьма разнообразны. В эту группу входят ощупывающие, или осязательные, движения, посредством которых человек получает информацию о механических свойствах (например, величина сопротивления органа управления) и пространственных особенностях (например, форма органа управления) тех предметов, которыми он манипулирует. Близкими к осязательным являются измерительные движения, при помощи которых оценивается расстояние между предметами или их частями. К гностическим относятся также пробующие и контрольные движения. По своим характеристикам пробующие движения близки к рабочим, однако их действительной функцией является не изменение предмета, а ориентировка в возможных способах действия и выбора оптимального из них.

Посредством контрольных движений осуществляется проверка отдельных этапов действия.

Третья группа — приспособительные движения. К ним относятся установочные движения (установка рабочей позы руки, ноги или всего тела), а также корректировочные (с их помощью исправляются ошибки, возникающие в процессе выполнения действия); сюда же относятся уравновешивающие и компенсаторные движения, которые обеспечивают устойчивость двигательного аппарата (например, позы).

Между перечисленными группами движений нет резких границ. В реальных трудовых действиях наблюдаются взаимные переходы между ними.

Именно движения, относящиеся ко второй и третьей группам, на начальных этапах овладения действием кажутся «лишними», на самом же деле на этих этапах они необходимы, поскольку обеспечивают ориентировку человека. Они выполняют функцию своего родра «строительных лесов» в формировании действия.

По мере обучения движения двух последних групп сокращаются, благодаря чему собственно рабочие, исполнительские движения начинают выступать в чистом виде. Однако при перестройке способа действия гностические (особенно пробующие) и приспособительные движения вновь появляются, подготавливая формирование нового навыка, новой двигательной структуры.

Другая черта процесса формирования навыка — это выявление человеком сигналов, релевантных данной двигательной задаче. На анализаторы человека при выполнении действия поступает масса разнообразных сигналов, но далеко не все они имеют прямое отношение к выполняемому действию; некоторые из них не имеют такого отношения (иррелевантные сигналы).

В процессе овладения навыком человек из всей массы сигналов, «бомбардирующих» его анализаторы, выбирает релевантные задаче. Иначе говоря, формируется не только моторная, но также и сенсорная, а точнее, сенсомоторная структура. При стихийном обучении тому или иному действию человек нередко идет по пути «проб и ошибок». При этом закрепляются пробы, дающие положительный результат, и отсеиваются ошибочные действия (или движения). При организованном обучении важно показать обучаемому не только правильные, но и неправильные действия, а также соответствующие им сигналы. Иногда целесообразно использовать специальные устройства, сигнализирующие человеку об ошибочных действиях. Это позволяет повысить эффективность обучения. На рис. 51 приведены данные экспериментов, в которых сравнивались два метода обучения навыку слежения за визуально воспринимаемой целью. При одном способе испытуемые контролировали свои действия только визуально; при другом неверные, ошибочные движения сопровождались звуковым сигналом. Как видно из рисунка, второй способ дает более высокие результаты.

В процессе выявления релевантных сигналов и формирования сенсомоторной структуры, являющейся основой навыка, происходит перестройка взаимодействия разных анализаторов.

Как известно, все они подразделяются на три группы: экстероцептивные, проприоцептивные и интероцептивные (роль интероцептивных анализаторов, отражающих физиологические состояния внутренних органов, в организации действий незначительна).

Экстероцептивные — обеспечивают отражение внешних воздействий: световых, звуковых, температурных и других. Они подразделяются на дистантные (прежде всего зрительный и слуховой) и контактные (кожно-механический).

Проприоцептивные — обеспечивают отражение положения человеческого тела, а также его активное и пассивное перемещение в пространстве. К ним относятся вестибулярный аппарат, рецепторы которого расположены во внутреннем ухе, и кинестетический анализатор, рецепторы которого расположены в мышцах, сухожилиях, связках и хрящах суставов.

 

 

Любое двигательное действие так или иначе связано с переработкой сигналов, поступающих от разных анализаторов.

На первых этапах овладения действием главную роль в регуляции и контроле совершаемых движений играют экстероцептивные дистантные анализаторы, в основном зрительные. Именно зрительные сигналы образуют сенсорную структуру действия, они же выполняют и функцию обратной связи.

Позднее по мере тренировки сенсорная структура перестраивается: возрастает роль экстероцептивных контактных (осязательных) и проприоцептивных сигналов.

Опытные профессионалы могут выполнять довольно сложно координированные движения без зрительного контроля. Напомним способ работы опытного летчика, который с целью тренировки выполнял некоторые элементы полета с закрытыми глазами, т.е. только по сигналам от вестибулярного и кинестетического анализаторов.

Перераспределение роли разных анализаторов при формировании навыка связано со значительным сокращением времени цикла регулирования. Во внешнем контуре регулирования (например, «глаз — рука») даже для сравнительно простых движений оно составляет 0,1-0,2 с, а во внутреннем («двигательный аппарат руки — кинестетический анализатор») — 0,04-0,05 с, т.е. в 2-3 раза меньше.

В процессе овладения навыком кинестетический и вестибулярный анализаторы берут на себя функцию обратной связи.

Вместе с тем переход от внешнего контура регулирования к внутреннему освобождает зрительный анализатор от необходимости детального контроля за совершаемыми движениями, В связи с этим появляется возможность изменения направленности внимания. Человек, овладевший навыком, начинает контролировать зрительно не столько собственные движения, сколько результат действия в целом. Появляется также возможность параллельно с выполнением двигательного действия решать некоторые дополнительные зрительные задачи.

Третья черта процесса формирования навыка — это изменение соотношений уровней регуляции. На первых этапах обучения и тренировки даже сравнительно простые элементы двигательного действия регулируются речемыслительными процессами. Позднее их регуляция передается сенсорно-перцептивному уровню, а речемыслительный начинает регулировать более крупные единицы деятельности. Автоматизация действий и состоит прежде всего в перераспределении роли различных уровней регуляции. У человека, владеющего навыком, мышление направлено уже не на координацию движений (это осуществляется сенсорно-перцептивным уровнем), а на решение других задач. Благодаря этому и создается иллюзия, будто навык уходит из-под контроля сознания. В действительности же лишь изменяется характер сознательного контроля. Вначале сознанием контролируется каждый элемент действия. На ступени же автоматизации сознательный контроль относится ко всему действию в целом.

Большое влияние на формирование новых навыков оказывают те, которыми уже человек владеет. Это влияние может быть двоякого рода. В одних случаях старые навыки способствуют образованию новых, в других — мешают. Первый случай обычно определяется как перенос, второй — как интерференция. Под интерференцией понимается отрицательное влияние усвоенных навыков на вновь образуемые. Однако перенос и интерференция — это не два разных явления, а две стороны одного и того же процесса взаимодействия навыков.

Как уже говорилось, навык представляет собой более или менее сложную двигательную структуру, состоящую из ряда звеньев. При образовании нового навыка одни звенья ранее сложившейся структуры (уже образованного навыка), перенесенные в новый навык, могут оказать на него положительное влияние, другие — отрицательное. Рассматривая взаимодействие любой пары навыков, всегда можно найти в нем моменты как переноса, так и интерференции. В зависимости от конкретных условий обучения на первый план выступает то одна, то другая сторона взаимодействия навыков.

Очень большое значение для успешного обучения имеет специальная работа по сравнению взаимосвязанных навыков. Сравнение позволяет выделить общие черты навыков и тем самым способствует переносу. Благодаря сравнению навыков выделяются также и черты их различия, что способствует преодолению интерференции.

Часто понятие «навык» не отличают от понятия «умение» (иногда умение рассматривается как начальный этап формирования навыка). Между тем эти понятия не тождественны.

Умение представляет собой сложное психическое образование, включающее ряд компонентов. Один из них — система навыков, относящихся к одному и тому же виду деятельности. Однако сама по себе система навыков еще не обеспечивает возможности самостоятельно выполнять ту или иную работу. Для того чтобы достигнуть этого, человек должен владеть не только соответствующей системой навыков, но и системой знаний. «Умелое действие» — это всегда действие со знанием дела. При этом имеются в виду не только знания о том, как выполнить то или иное действие, но и знание главных особенностей своего дела в целом: особенностей технологического процесса, физических (или иных) законов, определяющих этот процесс, машины, которой человек управляет, и т.д., т.е. умение формируется на основе широкого круга знаний о трудовом процессе, орудиях и условиях труда.

Система знания плюс система навыков и создают готовность человека к самостоятельному решению поставленных перед ним задач.

Умение включает не только физические (двигательные), но и умственные действия. Действовать умело — значит действовать «с умом», самостоятельно планировать процесс работы, находить в каждом конкретном случае наиболее рациональные способы действия.

При сравнении умения и навыка обнаруживаются существенные различия. Для навыка как автоматизированного действия характерна стереотипность. Умение, напротив, проявляется в решении новых задач. Оно предполагает хорошую ориентировку в новых условиях и выступает не как простое повторение того, что было усвоено в прошлом опыте, а включает в себя момент творчества.

Умение и навыки развиваются в неразрывном единстве. С одной стороны, овладение определенным кругом навыков необходимо для формирования умения. С другой — человек, обладающий умением, может более легко овладеть и новыми навыками. Навыки, включенные в умение, имеют большие возможности переноса из одних видов деятельности в другие.

Уровнем развития знаний, навыков и умений определяется общая культура труда человека и его профессиональное мастерство. Но этим профессиональное мастерство не исчерпывается. Необходимая его составляющая — творчество, которое проявляется в практическом мышлении. Нужно сказать, что творчество — это не исключительное достоинство художественной, научной и изобразительной деятельности. Любая деятельность включает момент творчества.

Проблема творчества в практической деятельности исследовалась Б.М.Тепловым. Он показал, что для развитого практического мышления характерна способность «быстро разбираться в сложной ситуации и почти мгновенно находить правильное решение» (1951, с.121), т.е. то, что обычно называется интуицией. Интуиция развивается в процессе деятельности человека, выступая как некоторый «спрессованный опыт». В ней своеобразно соединяются образное и понятийное виды мышления. Отражение общих и существенных взаимосвязей между явлениями сочетается с относительным преобладанием наглядности. Наглядный образ как бы вбирает в себя всю ту сумму знаний, которая получена путем дискурсивного понятийного мышления. Логика и оперирование образами выступают в неразрывном единстве.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.