Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль средств массовой информации




Такие черты характера нашего народа, как самоотверженность, жертвенность, открытость, щедрость, соборность, толерантность, сострадательность, нестяжательность, жажда справедливости, стремление к нравственной правде во многом сформировались на духовно нравственном фундаменте православия с его идеалами святости, благочестия и бескорыстного служения Богу, людям, Отечеству.

XXI век диктует нам совершенно новые геополитические условия жизни. Учитывая их воздействие, следовало бы осуществлять комплексное информирование и изучение молодёжных проблем, положив в его основу, прежде вceго, воспитание патриотизма, высоких гражданских качеств и стремление юношей и девушек жить и трудиться в интересах нашего государства. На это должен быть направлен весь арсенал средств.

Мы долго шли к пониманию значения патриотизма, места и роли его в современной духовной жизни страны. Патриотическая идеология представляет систему национальных, интернациональных и гражданских взглядов и убеждений как отдельных субъектов, так и социальных групп, социума в целом, отражающую этнополитическую реальность с позиций общечеловеческих ценностей. В такой трактовке только патриотизм – без склонения то ли к национализму, то ли к интернационализму (космополитизму) – выступает необходимым условием сохранения мира и гражданского согласия.

Истоки патриотизма в преемственности между поколениями – в понимании того, что Беларусь исторически связана с различными культурами, цивилизациями и мировосприятиями. Именно в умелом, научно обоснованном, а не формально-казенном установлении таких связей возможно сохранение национального самосознания и понимание его самобытности.

Следует отметить, что со стороны определенных оппозиционных политических сил не прекращаются усилия по фальсификации нашего исторического прошлого, замалчиванию всего того позитивного, что было сделано предшествующими поколениями, и выпячиванию отдельных негативных элементов истории, имеющих косвенное отношение к судьбе белорусского народа.

Ответом на это должно стать утверждение в жизни общества реальных патриотических идеалов, формирование гражданского самосознания молодежи. Философы говорят: нравственность учит достойно жить. Спасти ее – значит спасти универсальные идеалы, лежащие в основе нашего бытия.

Сегодня есть возможность сравнить и оценить происходящее. Пришло время, когда молодое поколение, вкусив шумных «свобод», высказывается за приоритет законности и порядка в государстве, за его экономическое развитие, за получение качественного и фундаментального образования, за соответствие материального благосостояния человека вложенному им труду, за независимость и авторитет страны на международном уровне.

Цель идейно-нравственной работы со школьниками, учащейся и студенческой молодежью в современных условиях – привить подрастающему поколению основополагающие ценности, идеи, убеждения, отражающие сущность белорусской государственности, а также обеспечить активное участие молодежи в обустройстве сильного и авторитетного государства. Что для этого необходимо? Существует много плодотворных государственных программ. Чтобы они заработали, а современные методы и формы идейно-нравственного воспитания стали эффективными, требуется большой и целеустремленный труд.

Новая иерархия приоритетов, в которой общечеловеческие нормы выдвигаются на первое место, – методологическая идея, заложенная в национальных законах, концепциях, программах в сфере воспитания подрастающего поколения. Это, в свою очередь, следует из Конституции Республики Беларусь, где подтверждается приверженность белорусов общечеловеческим ценностям.

Изучение практики воспитательной работы показывает, что именно в школьном возрасте наиболее целесообразно приобщение детей к патриотизму, гражданственности, здоровому образу жизни, труду. Приоритет отдается духовным и нравственным ценностям, составляющим основу моральной идеологии как компонента идеологии государства.

Новая идеология немыслима без идеи социальной справедливости, милосердия и социальной защищенности человека, в основе которой лежат белорусские народные традиции взаимопомощи (талака, бонда, сябрына).

Приобщение школьника к общечеловеческим ценностям – процесс непрерывный и состоит из этапов, соответствующих возрастным особенностям учеников. Именно в школьном возрасте формируется опыт взаимозаботы, ответственного отношения к себе и другим, милосердия и благотворительности. Наша белорусская школа нацелена на развитие личности творческого типа, поэтому особой задачей остается вовлечение учащихся в творческие виды деятельности. Самостоятельная, осуществленная по личной инициативе забота о страдающем, нуждающемся в помощи человеке является актом творчества. Согласно Гегелю, подобное преобразование и называется воспитанием.

Краеведение, экология, спорт позволяют приобщать ребят к таким духовным и глубоким категориям, как родной край, природа, здоровье. Для проведения идейно-воспитательной работы со школьниками на должном уровне будущий учитель готовится в стенах вуза, поэтому студентам предлагается спецкурс «Основы идеологии белорусского государства». В процессе изучения студенты смогут сформулировать собственные позиции, соотнести свои мировоззренческие установки с теми целями, которые ставят перед ними государство, органы власти, общество. Продолжить свое дальнейшее совершенствование молодой учитель сможет на целевых курсах в Академии последипломного образования. Цель курсов – теоретическая, методическая и практическая подготовка слушателей. Таким образом, будет обеспечен принцип непрерывности педагогического образования и залог его качества.

Можно уже говорить об идейно-нравственном воспитании как о процессе приобщения школьников к идеям и ценностям современного общества и государства. Его цель –помочь растущему человеку постичь сущность передовых идей и увидеть их нравственный аспект. Для школьного возраста целесообразно осмысление идей гуманизма и социальной справедливости, национальной идентификации и поликультурности, мира и ненасилия, здорового образа жизни и безопасности человека.

Опытный воспитатель, талантливый педагог шлифуют мировоззрение, соблюдая возрастной подход и принцип преемственности, учат противостоять антиценностям, включают воспитанников в социально-значимые виды деятельности с целью формирования их нравственного опыта и активной позиции в жизни. Должна быть усилена подготовка учителя как воспитателя и организатора.

Опора государства – человек созидающий, поэтому идейно-воспитательная работа, прежде всего, должна быть пронизана деятельным смыслом. Труд – основа общества, а дети и молодежь сегодня трудятся мало, учеба не подкрепляется творческой активностью. Вырастить честных и преданных Родине людей, научить видеть за поступками общий интерес, всю страну, научить детей бескорыстности, ответственности, совестливости – основная задача воспитателя.

Неотъемлемой частью работы по информационно-идеологическому обеспечению населения является организация героико-патриотического воспитания молодежи, приобщение подрастающего поколения к общественно-полезному труду, воспитание высокой нравственности и морали среди детей и подростков.

Для осуществления работы в данном направлении Горецким райисполкомом налажено тесное взаимодействие с районными организациями ветеранов, малолетних узников фашистской неволи, Белорусского республиканского союза молодежи, ветеранами войны в Афганистане, пионерской организацией.

Стало традиционным проведение в школах района таких мероприятий, как «Неделя мужества», «Вахта памяти», военно-спортивная игра «Зарница», «Юный патриот», встречи с ветеранами войны. За всеми школами района закреплены мемориалы, памятники павшим героям Великой Отечественной войны. При школах района действуют 2 школьных музея боевой славы, краеведческий музей, 13 кружков краеведческой направленности, принимающих участие во всебелорусской экспедиции «Наш край» по теме «Они сражались за Родину».

Для оказания помощи ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны в районе получило развитие волонтерское движение, главной целью которого является формирование у молодого поколения нравственно-этических традиций. В школах района 52 волонтерских отряда объединяют 490 учащихся, в БГСХА работает клуб «Чуткое сердце» (30 студентов), в Горецком государственном педагогическом колледже – 1 отряд (30 учащихся).

Волонтерскими движениями проведены акции «Ветеран живет рядом», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Цветок ветерану», в рамках которых оказана помощь одиноким и одиноко проживающим ветеранам и участникам Великой Отечественной войны, инвалидам. Членами районной организации общественного объединения БРСМ в мае-июне 2004 года проведен трудовой десант по наведению надлежащего санитарного порядка в д. Зайцево – родине дважды Героя Советского Союза Маршала Советского Союза И.И.Якубовского, оказана помощь в благоустройстве памятника погибшим советским воинам в д. Овсянка.

В общеобразовательных школах района сложилась определенная система работы по информированию учащихся, педагогов, родителей по различным вопросам государственной политики, текущим событиям в жизни республики, области, района.

На 27 работников образования возложены обязанности по организации идеологической работы в учреждениях образования. В школах района сохранилась такая форма воспитательной работы с учащимися, как информационные часы или обзоры текущих событий, на которых учащиеся учатся анализировать текущие события.

Лепельская земля богата историческими событиями. Каждое из них наложило свой отпечаток на ее судьбу. Нить пути, пройденного краем, вплетается в общую историю Беларуси, имеет свою собственную окраску. Большая информационная работа по пропаганде и изучению истории края проводится школами совместно с краеведческим музеем, который располагает богатым историческим материалом и высококвалифицированными кадрами.

В школах района традиционным стало проведение уроков Мужества, линеек Памяти, шефства школьников над ветеранами войны и семьями погибших воинов, уход за братскими могилами и памятниками погибшим в годы войны, поисковая работа по истории родного края, соревнования допризывной молодежи, туристические походы по родному краю и многое другое. Память о воспитательной акции, закладке «Сада Победы» ветеранов войны совместно с учениками Боровской средней школы останется на долгие годы.

Важную роль в системе идейно-воспитательной работы играет правовое воспитание. Среди форм работы, ставших в районе традиционными, встречи с представителями правоохранительных органов, где учащиеся информируются об уровне преступности среди несовершеннолетних, знакомятся со статьями административного, гражданского и уголовного Кодексов.

Все эти меры направлены на решение одной из главных задач школы - воспитание у школьников гражданственности и патриотизма, повышение педагогической культуры родителей.

Например, патриотическое воспитание в Дзержинском районе осуществляется по следующим направлениям:

1. Воспитание у молодого поколения бережного отношения к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре белорусского народа.

2. Разъяснение Конституции страны, создающей условия для свободного и достойного развития личности.

3. Выработка у молодежи уважения к символам нашей суверенности – Государственному флагу, гербу, гимну.

4. Изучение истории родного края.

5. Привитие любви к белорусскому языку.

6. Раскрытие красот окружающей природы, усиление охраны экологической среды.

7. Освоение в полном объеме оборонно-спортивных комплексов и нормативов.

8. Формирование у юношей морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Отечества.

9.Убеждение в необходимости для Беларуси мира и международного сотрудничества.

Новое общество всегда нуждается в новой идеологии. Руководство нашей страны понимает, что патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из важнейших, если не самая важная задача идеологической работы.

Формирование идеалов гражданственности и патриотизма у молодежи – главная цель идейно-воспитательной работы, и патриотического воспитания в частности. С этим согласны все. Но встает вопрос о методах и средствах достижения указанной цели. Необходимо извлечь все лучшее из арсенала воспитательной работы, учитывая, разумеется, современные реалии.

Существует определенный соблазн взять из прошлого не огонь, а пепел, т. е. отжившие методы. Идейно-воспитательная работа – кропотливый, вдумчивый повседневный процесс. Нельзя допустить, чтобы она свелась к формальным, казенным мероприятиям, за которыми теряется многогранный облик патриотизма. Это мы уже проходили. Ведь количество вовсе не равнозначно эффективности, если суть выхолощена, если не учитываются реалии времени.

Формирование идеологических ценностей должно быть систематическим, но ненавязчивым, осуществляться целенаправленно, но без элементов принудительности и централизованности. Речь должна идти именно о формировании, а не о внедрении. Можно и нужно внедрять различные технологические инновации. Воспитание – процесс тонкий и деликатный, требующий настойчивости, целеустремленности, терпимости, мудрости. Настоящий воспитатель подобен не скульптору, а садовнику. Скульптор стремится отсечь все лишнее, воплощая желаемый для него образ в мраморе. А усилия садовника направлены на то, чтобы создать благоприятные условия, которые помогут растению. При этом он проявляет заботу, терпение, уважение, не насилуя, а мудро направляя развитие в нужное русло.

Чувство патриотизма должно опираться на мировоззренческие культурно-исторические, религиозно-нравственные основания. Это, прежде всего, любовь к своему Отечеству и народу. Духовная крепость патриотизма проверяется в годину испытаний, а не в период успехов и побед. Ведь истинный, а не показной патриотизм – высокое чувство, основанное на понимании того, что ты нужен своему государству и своему народу. Такое понимание придает силу, стойкость, мужество иосновывается на идеалах долга, чести, совести, бескорыстия.

Патриотизм – непременное условие здорового ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою семью, свое село, город, свою страну, ее народ. Любящий Родину, как мать, будет требовательным к себе, живя по принципу «Если не я, то кто же?» он будет стремиться помочь своему Отечеству, не спрашивая о том, какаю пользу он от этого получит. Подобное отношение можно сформировать у человека, если он приобщится ккультурно-исторической традиции своего народа, почувствует связь с его духовно-нравственными корнями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.