Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды Животных




 

Животные делятся на две группы:

 

a) Морские, делятся на два вида:

 

1– То, что похоже на рыбу и живёт только в воде. Считается дозволенным к по­треблению по единогласию большинства учёных, кроме ханафитов, которые счи­тают нежелательным потребление подохших и плавающих на воде рыб.[11]

2– То, что не обязательно похоже на рыбу внешне. Правильнее всех мнение ша­фиитов, которые считают, что все умершие морские животные, кроме лягушек, неза­висимо от причин смерти. [12]

Также считают имам Малик и Ахмад, в «Манар ас-Сабиль» 2/415, только с той раз­ницей, что Малик считает нежелательным потребление мяса дельфина.[13]

Имам аш-Шафи’и считает, что можно потреблять мясо дельфина. Имам ан-Науауи сказал: “Правильнее всего всех их считать рыбами, и их не нужно резать ”.[14]

Шафииты в качестве довода приводят аят:

«Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам» (Трапеза, 96).

Ибн ‘Аббас сказал: “Добыча это то, что вы поймали, а еда, это то, что вам выбросило море”».

В достоверном хадисе о море говорится: «Её вода чистая, а мертвечина из неё доз­волена». [15]

Передают, что Джабир, рассказывая о некоем походе: (да будет доволен им Аллах), сказал: “Море выбросило нам животное, именуемое " ‘анбар " [16], и мы полмесяца ели (его мясо) и натирались его жиром, пока наши тела (не пришли в своё обычное состояние)”.

В дополнении от аль-Байхакъи посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал им: «У вас осталось что-нибудь от него?»

Из водных животных по единогласию шафиитов и ханбалитов запрещается по­требление лягушатины, ханафиты же запрещают всё морское кроме рыбы. Также запрещается потребление крокодильего мяса, т.к. это хищник, имеющий когти и клыки. В достоверном хадисе от Абу Хурайры, (да будет доволен им Аллах), пере­даётся, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Все обладатели клыков запретны». Рассказал Муслим.[17]

Это мнение принято у шафиитов и ханбалитов.[18]

Правильно считать, что морское животное не нужно резать, т.к. Абу Бакр ас-Сыд­дикъ, (да будет доволен им Аллах), сказал: “ Любое умершее морское животное Аллах уже зарезал для вас ”. Рассказал аль-Байхакъи.[19]

Имам Ахмад передаёт с иснадом от Шурайха, что человек застиг посланника Ал­лаха, (да благословит его Аллах и приветствует), и тот сказал: «Всё, что в море уже зарезано». Рассказал имам Ахмад, Абу Дауд, ибн Маджах, ибн Хиббан с достоверным иснадом на условиях двух шейхов.[20]

В доказательство данного мнения также приводится хадис: «Её вода чистая, а мертвечина из неё дозволена». [21]

 

b) Наземные животные также делятся на два вида:

 

1. Бескровные (те, у которых не вытекает кровь);

2. Кровные (те, у которых течёт кровь);

3. Бескровные запрещены, кроме саранчи. Мухи, муравьи, пчёлы, тара­каны, осы, и другие подобные твари, например, скорпионы и т.п. Т.к. они омер­зительны.

 

Всевышний Аллах сказал: «И запрещает им скверное» (Преграды, 157). В это же число входят клопы, вши и все виды червей.

В хадисе говорится, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветст­вует), запретил убивать четыре твари: «муравья, пчелу, удода и сороку». Их нельзя есть ещё и по этой причине.

Что касается насекомых паразитов внутри некоторых фруктов, например, червей в инжире, в финиках, в абрикосах или в сыре, то есть их (случайно вместе с продук­тами), не запрещается, и здесь уже зависит от вкуса человека.

Что касается саранчи, то в хадисе от ибн ‘Умара сообщается, что посланник Ал­лаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Нам дозволены две мертве­чины и две крови: две мертвечины – это рыба и саранча, две крови – это печень и се­лезёнка». Ибн Маджах, аль-Хаким, аль-Байхакъи. Имам ас-Суюти указал на достовер­ность хадиса.[22]

 

c) Кровные также делятся на два вида:

 

— Домашние и дикие;

 

Из домашних животных дозволено в потребление мясо домашнего скота Всевыш­ний Аллах сказал:

«Вам дозволена скотина, кроме той, о которой вам будет возвещено» (Трапеза, 1).

Позволяется также потребление конины, т.к. Джабир, (да будет доволен им Аллах), сообщает в хадисе, что: “В день битвы при Хайбаре посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), запретил, употреблять мясо домашних ослов, и разрешил, упот­реблять конину”. Текст хадиса согласован. Шейх аль-Альбани назвал хадис достовер­ным. [23]

Так считает большинство правоведов, за исключением Абу Ханифы, который за­претил потребление конины.[24]

И также тех, кто сошлись с ним во мнении, опираясь при этом на хадис, который приводят Абу Дауд, ат-Тирмизи и другие, в котором сказано, что посланник Аллаха, (да будет доволен им Аллах), запретил, употреблять конину. Правильным же явля­ется, что данный хадис является слабым, в чем нет разногласий среди правоведов, как об этом сказал имам ан-Науауи: “Сошлись имамы на том, что этот хадис является сла­бым”. [25]

А что касается двух учеников Абу Ханифы, Абу Юсуфа и Мухаммада то они счи­тают её (конину) дозволенной.

Потребление мяса домашней птицы дозволено по единогласию (иджма’) Уммы. В двух «Сахихах» Абу Муса сообщает: “Я видел как пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), ел курицу”. [26]

Потребление мяса остальных домашних птиц дозволено в основе, если нет запрета.

Что касается «аль-Джалляла», т.е. мясо того скота, который питается нечистотами или навозом, например, брошенные курицы, которые питаются нечистотами, то по­требление их мяса не желательно по этикету (Караха-танзихия), если изменился вкус её мяса. Но оно не запрещено окончательно, будь то мясо, молоко или яйца этого жи­вотного (птицы). Так считали: аль-Хасан аль-Басри, Малик, Дауд и ханафиты. Также не запрещается потребление фруктов или злаков, орошаемых водой с нечистотами.[27]

Все эти учёные считают предпочтительным удерживать взаперти такую курицу или скотину несколько дней, пока не очистится её мясо.

Ханбалиты же считают, что животное, которое потребляло в пищу нечистоты, если потребляло небольшое количество, то в этом нет ничего страшного, если же жи­вотное потребляло много нечистот, то потребление его мяса нежелательно. Если его основной рацион состоял из нечистот, то потребление его мяса запрещено[28], как и запрещено её молоко. По поводу яиц есть два мнения. Они аргументируют это хади­сом от ибн ‘Умара, (да будет доволен им Аллах), “Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил употреблять в пищу мясо и молоко животных, питающихся нечистотами ”[29].

В этом вопросе правильным следует считать мнение большинства учёных о том, что если мясо начало смердеть, то потребление его нежелательно, если нет, то по­требление дозволено. Под это решение входят: куры и коровы в крови которых есть нечистоты.

Домашние ослы запрещены согласно многим достоверным хадисам. Ибн ‘Умар сообщает в двух Сахихах, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и привет­ствует) запретил потреблять мясо домашних ослов. Муслим добавил: «В день битвы при Хайбаре»[30].

Мулы запрещены, потому, что они родились в результате совокупления животных, которых дозволено есть и тех, которых есть запрещено, т.е. от лошади и осла. А если смешивается дозволенное с запретным, запретное преобладает над дозволенным.

 

Что касается диких животных, то запрещено мясо обладателей клыков из хищни­ков, а также обладателей когтей из птиц. В Сахихе сообщается, что Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (да благословит его Ал­лах и приветствует) запретил употреблять в пищу любое животное, обладающее клыками, и любую птицу, обладающую когтями”. [31]

Таким образом, запрещается потребление ястребов, орлов, соколов, а также собак и котов, т.к. они хищники. В Сахихе Муслима сообщается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если собака облизала посуду кого-то из вас, то пусть протрёт песком и вымоет семь раз»[32].

Что касается кошки, то это хищник. В Сахихе Муслима Абу Зубайр рассказывал: “Я спросил Джабира о продаже собак и кошек и он сказал: “Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) строго запретил это!”. [33] В Двух Сахихах: «Среди живых существ есть пять видов, каждый из которых приносит вред, и посему их можно убивать как на священной земле (Мекке), так и за ее пределами. Это – скорпион, коршун, ворон, мышь и злобную (кусающую) собаку» [34]. Всё это запрещается к по­треблению.

Что касается кроликов и зайцев, домашних или диких, то их мясо дозволено. В двух Сахихах приводится хадис, в котором Анас (да будет доволен им Аллах) расска­зывал: “Однажды мы спугнули зайца в Марр аз-Захране и люди стали гоняться за ним, но выбились из сил, а я догнал и схватил его. Потом я принёс этого зайца Абу Тальхе, который зарезал его и отослал посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) его задние ноги, и он отведал их”. [35]

Что касается гиен и лисиц, то шафииты дозволяют потреблять их и приводят до­водом хадис от Джабира, то, что его спросили о гиене, является ли она добычей? Он ответил: «Да», у него спросили: «Можно ли ее есть?» тот ответил: «Да». У него спросили, слышал ли он это от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), тот ответил: «Да» [36]. Ханафиты и ханбалиты запрещают потреблять мясо гиен и лисиц[37].

Запрещается потребление медвежатины, мясо норки, всех обитателей нор, обезьян и всех животных питающихся падалью, таких как коршуны, вороны, аисты, стервят­ники, навозники. Запрещается мясо змей, т.к. у них есть два клыка и они из хищни­ков. Что касается варанов, то мясо их дозволено, т.к. Халид ибн аль-Валид (да будет доволен им Аллах) ел варана за столом у посланника Аллаха (да благословит его Ал­лах и приветствует)[38].

Я долго изучал этот вопрос с целью ознакомления дозволенного и запретного мяса животных. И вот какие выводы я сделал:

 

Мясо морских животных дозволено и не нуждается в заклании;

Мясо наземных животных, запрещённое к потреблению, не очищается закланием ни их мясо, ни шкура.

Животных, которых мы в состоянии зарезать, следует резать между горлом и нижней челюстью. Диких наземных животных или убегающих домашних животных, мясо которых пригодно к потреблению, следует стрелять из лука или огнестрельного оружия так, чтобы вытекла кровь из какого-нибудь органа тела животного. На этот счёт приводится хадис в двух Сахихах от Ади ибн Абу Хатима: «То, во что попало остриём, можешь есть, то, во что попал тупой конец, то это — вакиз [39], не ешь его.» [40]

В другом варианте хадиса от Ади в двух Сахихах: «я спросил пророка, да благосло­вит его Аллах и приветствует, вопрос о дичи, убитой с помощью ми‘рада[41] и он ска­зал: “(Можете) есть (дичь), убитую его острым концом, что же касается (дичи) убитой его древком, то это — вакиз, не ешь его” [42].

 

Прежде, чем начать разъяснение заклания животного и его столпов, я сделал это необходимое вступление.

 

Заклание с точки зрения Шариата

 

Слово الذكاة означает либо завершение. Именно с таким смыслом идёт аят:

 

Если только вы не зарежете (т.е. не завершите её жизнь резанием). (5:3) Либо озна­чает очищение или облагораживание. Именно с таким смыслом Мухаммад ибн аль-Ханафия сказал: «الذكاة الأرض (очищение земли) её высыхание».[43] الذكاة т.е. очищение и облагораживание животного посредством резания.

Слово الذكاة в Шариате означает резание с соблюдением следующих условий[44], со­стоящих из пяти пунктов:

 

Режущий человек должен соответствовать двум условиям:

 

Религия: Он должен быть либо мусульманином, либо обладателем Писания;
Разум: Обряд заклания не может совершить сумасшедший, пьяный, и непонимающий ребёнок;

 

Орудие должно соответствовать двум условиям:

Должно быть острым;

Это не может быть зубом или ногтём (когтём).

 

Место разрезания:

Должно быть в области углубления на горле или в верхней части груди (у верблюдов прим. перевод.), т.е. повыше ключицы.

 

Поминание Аллаха:

Т.е. произнесение слов: (Бисмиллях, Аллаху Акбар) «именем Аллаха, Аллах велик».

 

Действие:

обязательно перерезать гортань, пищевод и две сонных артерии по бокам шеи, или же большую часть этих органов.

Самое важное из этих условий, что волнует нас в вопросе привозного мяса – это режущий человек и способ заклания. Что касается произнесения слов «Бисмиллях», то это не проблема в этом вопросе, т.к. мы не спрашиваем у мусульманина, произно­сил ли он эти слова во время заклания, а что касается мяса животного зарезанного обладателем Писания, то мы едим его, не спрашивая, даже если он и не произносил этих слов.

Имам ан-Навави сказал: «Мясо, зарезанное обладателями Писания, дозволено, если они упоминали имя Аллаха или не упоминали при этом, согласно букваль­ному смыслу Священного Корана. Это наше мнение, как мнение большинства» [45]. Аз-Зухри сказал: «Нет греха в потреблении мяса, зарезанного арабскими христиа­нами. Если же ты слышал, что они упоминали при этом какое-то имя кроме Ал­лаха, то не ешь. Если же ты не слышал, то оно дозволено, не смотря на их неве­рие». Также передают от Али.

 

Так вернёмся же к основным двум условиям в резании животных – режущий чело­век и место разрезания:

 

Раздел первый




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.