Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и эволюция сетевых организаций

Функциональная организация, появившаяся в конце XIX столе­тия, активно развивалась в начале XX века. Она позволяла многим фирмам достигать необходимых размеров и эффективности, отвечать на потребности растущего внутреннего рынка.

Дивизиональная организация появилась вскоре после первой ми­ровой войны и быстро распространилась в 1940—50-х годах. Для нее характерно, что отдельные марки и модели продукции ориентирова­ны на различные рынки, дифференцированные в основном по целям. Продуктовые подразделения работают как почти автономные компа­нии, производя продукцию для своих клиентов, а корпоративное руководство осуществляет функции финансового инвестора и органа, ориентирующего подразделения на новые целевые рынки.

Матричная организация возникла в 1960-70-х годах и сочетала и себе элементы функциональной и дивизиональной форм. Она были создана в интересах эффективного использования специалистов, инженеров и ученых при адаптировании широкого спектра новых продуктов к потребностям рынка. При этом технический персонал, специалисты перемещаются из функциональных подразделений в продуктовые или проектные группы, из одной команды в другую. Многие современные матричные организации еще более сложны, сочетают глобальные продуктовые подразделения с ориентированными на определенные регионы маркетинговыми группами.

Развитие сетевых организаций началось в 1980-х годах, когда международная конкуренция и быстрые технологические изменения вы звали масштабную реструктуризацию во всех отраслях. В рамках общей тенденции к дезинтеграции руководители экспериментировали с различными организационными структурами. Вместо того чтобы их пользовать оперативные календарные планы и передачу информации о ценах для координации деятельности внутренних подразделений, они обратились к контрактам и другим соглашениям для объединения внешних компонентов в различные типы сетевых структур. В качестве примеров действующих сетевых организаций можно назвать следующие.

1. Сетевая организация при осуществлении крупных проектов. В этих
формах работа организуется вокруг специфических проектов и предполагает создание временных коллективов квалифицированных работников разнообразного профиля (например, строительные и промышленные проекты, издательское дело или создание фильмов).

2. Сетевая организация в районах («долинах») с малыми произведет
венными фирмами.
Эти формы связей охватывают, например, северные итальянские промышленные районы (включая текстильные компании, такие, как «Бенеттон») или фирмы по производству полупроводников в Силиконовой долине (США).

3. Ведущие крупные производственные фирмы, рассредоточенные
географически и объединенные в единую систему.
Эти формы включают
хорошо известные азиатские «keiretsu» (коммерческие объединения)
и кооперационные связи между главными сборочными компаниями
и разнообразными мелкими поставщиками (например, «Вольво» и
Швеции).

4. Стратегические союзы. Союзы этого вида распространены среди всех типов компаний, но особенно среди крупных фирм, стремящихся обеспечить себе конкурентоспособные преимущества в глобальном масштабе.

Как показано на рис. 7.7, некоторые сети объединяют поставщи­ков, производителей и органы по реализации продукции, между ко­торыми устанавливаются долгосрочные стабильные отношения. Дру­гие сети гораздо более динамичны, компоненты ценностной цепи со­единяются на контрактной основе в интересах реализации проекта или производства продукции, а затем распадаются, чтобы стать частью но­вой ценностной цепи для следующего предпринимательского проек­та. Поскольку любые функции реализуются на контрактной основе, то можно легко заменить поставщиков, вследствие чего у компании с сетевой структурой снижаются издержки.

 

 

 

 

Рис. 7.7.Сетевые организации: а – внутренняя сеть; б - стабильная сеть; в - динамичная сеть

 

Сетевые организации отличаются от организаций других типов рядом признаков. Во-первых, фирмы, использующие старые органи­зационные структуры, предпочитают располагать всеми ресурсами, необходимыми для производства определенной продукции или услуг. В противоположность этому многие сетевые организации использу­ют общие активы нескольких фирм, расположенные в различных зве­ньях ценностной цепи.

Во-вторых, сетевые организации больше полагаются на рыночные механизмы, чем на административные формы управления потоками ресурсов. Однако эти механизмы - не просто взаимоотношения не­зависимых хозяйствующих субъектов. На самом деле различные ком­поненты сети обмениваются информацией, кооперируются друг с дру­гом, поставляют продукцию для того, чтобы удерживать определен­ное место в ценностной цепи.

В-третьих, хотя подрядные сетевые организации были частным яв­лением, многие недавно разработанные сети предполагают более дей­ственную и заинтересованную роль участников совместных проектов. Как показывает опыт, такое добровольное активное поведение участ­ников не только улучшает конечные результаты, но и способствует вы­полнению контрактных обязательств.

В-четвертых, в ряде отраслей, число которых постоянно растет (включая компьютерную, полупроводниковую, автомобильную и др.), сети представляют собой объединение организаций, основанное на кооперации и взаимном владении акциями участников группы - про­изводителей, поставщиков, торговых и финансовых компаний.

Хотя сетевые организации обладают чертами, отличающими их от других организационных форм, стабильные, динамичные и внутрен­ние сети включают в себя элементы разных организационных струк­тур как базовых составляющих новых форм. Например, функциональ­но организованная фирма может вступить в союз с определенными дистрибьюторами или продавцами продукции, чтобы сосредоточить­ся только на той деятельности, для которой у нее имеются необходи­мое оборудование и техническое оснащение. Результатом этих изме­нений может стать стабильная сетевая организация: фирма-ядро объ­единяется с ограниченным числом тщательно отобранных партнеров. Напротив, крупная матричная многонациональная организация, со­стоящая из различных проектных, производственных и торговых еди­ниц, может решить заменить централизованное ценообразование от­ношениями купли-продажи между своими подразделениями со сво­бодным установлением цен. Результатом станет тип сети, называемый «внутренним рынком». Наконец, в некоторых отраслях быстрые тех­нологические и рыночные изменения могут побудить дивизиональные организационные структуры перейти к форме динамичной многоструктурной сети проектантов, поставщиков, производителей и про­давцов, которые владеют активами. Это оказалось наиболее характер­ным в последние два десятилетия для издательских фирм.

В итоге сетевая организация включает в себя элементы специали­зации функциональной формы, автономность дивизиональной струк­туры и возможность переброски ресурсов, характерную для матрич­ной организации. Сопоставление разных моделей организации про­ведено в табл. 7.2.

Однако сетевая организация сама по себе имеет ряд ограничений. Чтобы понять реальные и потенциальные слабые стороны сети, целе­сообразно рассмотреть причины присущих ей недостатков. Тем бо­лее, что сходные процессы и противоречия наблюдались у всех пред­шествующих организационных форм. Широкий успех, использова­ние преимуществ каждой новой формы сменялись выявлением ее не­достатков в процессе развития. Как свидетельствуют исследования, два вида типичных ошибок характерны для развития различных орга­низационных форм: 1) расширение формы за пределы ее внутренних возможностей; 2) появление таких модификаций, которые не соот­ветствуют внутренней логике данного организационного образования. Организационная форма может эффективно работать только в опре­деленных пределах. Когда логика формы нарушается, неизбежен про­вал. Рассмотрим более детально характеристики каждого вида сете­вой организации.

 

Таблица 7.2

Характеристика свойств разных организаций

 

Ключевые факторы     Модели
Иерархия Сетевая организация
Нормативная база Служебные взаимоотношения Договорные отношения
Средства связи Стандартные Использующие многообразные современные технологии
Модель решения конфликтов Административ­ные приказы, контроль Нормы взаимности
Степень гибкости Низкая Высокая
Обязательства сторон Средний уровень обязательств Высокий уровень обязательств
Атмосфера (климат) в организации Формальная, бюрократическая Предполагаемая открытость, взаимовыгодность
Предпочтения или выбор участников Подчиненность Взаимозависимость

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные направления международной экологической интеграции | Стабильная сеть
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.