Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Y2 y1 y




Шоки совокупного предложения

 

В предыдущем разделе обозначена возможность одновременного существования достаточно высоких темпов инфляции и безработицы. Такая ситуация называется стагфляцией. Ее возникновение монетаристы и неоклассики объясняют с помощью теорий адаптивных и рациональных ожиданий, а последователи кейнсианской школы используют для этого анализ шоков предложения, которые вызываются резкими изменениями производственных издержек вследствие, например, изменения цен на ресурсы либо изменениями технологий производства, стихийными бедствиями и т.д.

Обычно рассматривают негативные шоки предложения, связанные с ростом цен и издержек, которые сдвигают кривую совокупного предложения влево—вверх (рис. 5.6). При этом реальный объем выпуска снижается, а уровень цен возрастает, т.е. одновременно наблюдается рост и безработицы, и уровня цен. Смещение кривой совокупного предложения под воздействием шоков влево интерпретируется сдвигом приведенной на рис. 5.3 кривой Филлипса вверх

 

Рис. 5.6. Шоки предложения и стагфляция.

 

Шоки предложения могут быть и позитивными: улучшение технологий производства, снижение цен на ресурсы и издержек приводят к сдвигу кривой совокупного предложения вправо — вниз, что вызывает рост объема национального выпуска и снижение уровня цен.

Признавая существование проблемы негативных шоков предложения, правительство может попытаться решить ее, проводя стабилизационную политику, целью которой является смягчение циклических колебаний в экономике и стимулирование возврата к потенциальному объему выпуска при уровне полной занятости.

Основными направлениями макроэкономической стабилизационной политики являются борьба с безработицей и антиинфляционная политика. В краткосрочном периоде, как в случае с наклонной кривой Филлипса, данные направления во многом противоречат друг другу.

1) Борьба с безработицей, например, возможна путем использования стимулирующей бюджетно-налоговой политики (снижения налогов, роста государственных расходов), что повышает совокупный спрос и приводит тем самым к росту объемов национального производства. Для того чтобы произвести больше товаров, фирмы нанимают больше работников, и уровень безработицы снижается. Но данная политика может вызвать рост уровня цен.

2) Другой вариант политики связан с денежно-кредитным регулированием: центральный банк увеличивает предложение денег в стране, содействуя росту совокупного спроса (у покупателей больше денег, которые можно потратить на приобретение товаров).

Отличие бюджетно-налоговой политики от денежно-кредитной состоит в том, что они по-разному влияют на структуру совокупного спроса. Так, повышение государственных расходов может осуществляться путем роста государственных закупок благ или величины трансфертов населению, которые также идут на покупку потребительских товаров. В результате в совокупных расходах увеличивается доля компонента С, или потребительских расходов. Стимулирующая денежно-кредитная политика может быть связана, например, со снижением ставки процента. При этом у предпринимателей (фирм) появляется больше возможностей получения кредитов, инвестирования средств в развитие производства. В этом случае возрастает такой компонент совокупных расходов, как I, или спрос на инвестиции. Очевидно, что повышение совокупного спроса за счет роста расходов на потребительские блага влияет на экономику иначе, нежели увеличение спроса на инвестиционные товары. В первом случае рост потребительского спроса заставит фирмы повысить объемы производства, а также цены на свои товары. Увеличение объемов выпуска послужит стимулом к новым инвестициям. Во втором случае толчком к росту объемов производства станут сами инвестиции, что обусловит снижение в будущем цен на товары.

Стабилизационная политика государства проводится либо быстро и жестко (шоковая терапия), либо постепенно и мягко (градуализм). В первом случае при высокой инфляции правительство может существенно снизить государственные расходы, а центральный банк — темпы роста денежной массы. Данные меры в короткие сроки погасят инфляцию, но приведут к значительному росту уровня безработицы в стране, спаду объема выпуска. При использовании второго варианта правительство снижает государственные расходы постепенно и понемногу, а центральный банк проводит более мягкую монетарную политику. Уровень инфляции снизить быстро не удастся, однако в стране не будет и резкого увеличения безработицы, банкротств предприятий, уменьшения величины выпуска.

Описанные выше мероприятия государственной стабилизационной политики предполагают, прежде всего, воздействие на совокупный спрос. Однако не менее важной является возможность влияния на совокупное предложение. В условиях стагфляции мероприятия антиинфляционной политики по сдерживанию спроса, равно как и мероприятия политики занятости по его стимулированию, малоэффективны. Причины стагфляции кроются в поведении совокупного предложения, поэтому именно здесь следует искать возможности применения государственных усилий. Проблема заключается в сложности воздействия на величину совокупного предложения по сравнению с совокупным спросом. Из стандартного набора инструментов воздействия на совокупное предложение в данном случае можно использовать снижение налогов (что приведет к уменьшению издержек производства), стимулирование инвестиционных расходов (снижение ставки процента по инвестиционным кредитам, особенно долгосрочным, налоговые льготы по средствам, направляемым на инвестиции, и т.д.). Эти меры приведут к росту совокупного предложения, а, следовательно, сдвигу кривой предложения вправо—вниз (рис. 5.7).

Тем самым одновременно будут достигнуты обе цели: рост объемов реального выпуска при одновременном сокращении безработицы, снижение среднего уровня цен и темпов инфляции. Как видим, это весьма привлекательный вариант политики, однако все же более сложный, нежели воздействие на спрос.

 

P
Y
AD
AS1
AS2
Y2
Y1
P1
P2
А
В

Рис. 5.7. Стимулирование совокупного предложения.

 

Важную роль в политике стимулирования совокупного предложения играют институциональные изменения в экономической и политической жизни государства. Увеличение предложения зависит от роста деловой активности в стране. Предприниматели, фирмы, которые осуществляют производство и инвестиции, должны быть заинтересованы в эффективности своей деятельности. Разумная государственная политика стимулирования экономики может способствовать росту активности, однако чрезмерное правительственное вмешательство может ослабить частную инициативу. Государственные инвестиции, с одной стороны, увеличивают совокупное предложение, но с другой — вытесняют частные инвестиции. Рост государственных расходов стимулирует совокупный спрос, а через него и совокупное предложение, однако государственные расходы необходимо финансировать, и чаще всего источниками финансирования служат налоги. Рост налогов с предприятий, приводя к увеличению издержек производства, уменьшает совокупное предложение (рост налогов с потребителей снижает совокупный спрос).

Институциональные преобразования, повышение деловой активности, инициативы экономических субъектов — вот основа политики стимулирования совокупного предложения. Стандартные меры в виде снижения уровня налогов, процентной ставки в данном случае являются важным, но дополнительным элементом.

Особенности государственной политики занятости и антиинфляционной политики в Республике Беларусь.

С обретением в начале 90-х гг. XX в. независимости Республика Беларусь получила возможность проведения собственной макроэкономической политики. В то время экономика нуждалась в реструктуризации, реформировании отношений между экономическими субъектами. Наблюдалась ярко выраженная стагфляция — высокие темпы роста уровня цен сопровождались спадом реального объема национального производства и увеличением безработицы.

В начале указанного периода существовала гиперинфляция, при этом реальный объем выпуска ежегодно снижался примерно на 10 %. Лишь в 1995—1996 гг. эта тенденция была переломлена: хотя темпы инфляции остались очень высокими, появился экономический рост. В среднем за 1996—2000 гг. прирост реального ВВП составил 6,3 %, за 2001—2003 гг. — 5,5 %. Ситуация с безработицей в стране в рассматриваемые годы была неоднозначной. Количество официально зарегистрированных безработных не превышало 4 % общей численности экономически активного населения. В середине 1990-х гг. рост безработицы прекратился, однако в течение всего периода в большом объеме существовала скрытая безработица, так как не все безработные официально регистрировались, а, кроме того, на многих предприятиях практиковалась неполная занятость работников (в среднем за год рабочая неделя была меньше 40 часов). Вместе с тем необходимо признать успехи белорусского правительства в борьбе с безработицей более весомыми, нежели в борьбе с инфляцией. Они во многом объясняются социальной направленностью белорусской модели экономики: безработица ведет к социальной напряженности и воспринимается как большее зло, чем рост цен.

Фискальную и денежно-кредитную политику Республики Беларусь можно охарактеризовать как стимулирующую. В течение последних лет наблюдался дефицит государственного бюджета, т.е. превышение государственных расходов над доходами государственного бюджета. Этими мерами правительство стимулировало совокупный спрос. Валютная политика на определенном этапе экономического развития страны состояла в завышении курса белорусского рубля, что имело целью поддержать покупательную способность населения. В сфере денежно-кредитной политики государство прилагало усилия по снижению ставки банковского процента и увеличению объема кредитования экономики.

В политике занятости белорусского государства следует выделить аспект ограничения заработной платы. Влияние профсоюзов на рост оплаты труда, присущее многим развитым странам и не в последнюю очередь приводящее к росту безработицы и повышению инфляции, в Беларуси весьма слабо. Результатом является позиционирование в качестве одного из факторов экономического роста наличия квалифицированной и относительно дешевой рабочей силы. Это позволяет предприятиям иметь более низкие производственные издержки и наращивать объемы производства, что в свою очередь ведет к росту предложения.

Недостатком проводимой политики является ограничение совокупного спроса. Кроме того, сдерживание роста заработной платы вступает в противоречие с политикой повышения благосостояния граждан. Дешевизна рабочей силы является распространенным в мировой практике стимулом экономического роста, но имеет ограничения по времени. Так, данный фактор нельзя использовать очень долго, поскольку в перспективе необходимо стремиться к увеличению доходов населения, в том числе и оплаты труда, компенсируя повышение издержек производства ростом производительности труда. Именно такие процессы характерны для многих отраслей белорусской экономики в последние годы.

Важнейшая особенность государственной политики занятости и антиинфляционной политики республики заключается в использовании не только макро-, но и микроэкономических инструментов. Не следует забывать о том, что белорусская экономика является трансформационной, в ней по-прежнему происходят процессы реформирования, реструктуризации. Приватизация, прочие институциональные преобразования зачастую приводят к более значительному влиянию на макроэкономическое равновесие, нежели собственно макроэкономическая политика.

В антиинфляционной политике белорусского государства важное место занимают административные мероприятия по ограничению роста цен. По сравнению с советским периодом цены либерализованы, однако определенное их регулирование по-прежнему существует. Влияние правительства распространяется в первую очередь на предприятия, находящиеся в государственной собственности, однако существует также регулирование цен частных фирм, прежде всего в торговле. Данный инструмент, с одной стороны, затрудняет процессы рыночных приспособлений к изменению экономической конъюнктуры, но с другой — позволяет снизить темпы роста цен.

На государственном уровне осуществляется регулирование цен на базовые, структурообразующие виды сырья и продукции, которые определяют затраты в других отраслях экономики, на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики и включенных в Государственный реестр предприятий-монополистов, а также на важнейшие социально значимые товары и услуги, оказывающие значительное влияние на жизненный уровень населения.

С учетом значительного влияния сумм платежей за жилищно-коммунальные услуги на уровень жизни населения тарифы на них утверждаются ниже, чем затраты организаций на их оказание. Убытки организаций от оказания населению жилищно-коммунальных услуг возмещаются за счет бюджетных дотаций, средств целевого сбора на финансирование расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда, доходов от аренды и частично за счет перекрестного субсидирования.

Совершенствование системы ценообразования заключается в ее направленности на создание условий для реализации приоритетов государственной экономической политики и стабильного роста жизненного уровня населения страны, повышения конкурентоспособности экономики, эффективного использования всех видов ресурсов (трудовых, материальных, финансовых). Реализация данной цели подразумевает решение следующих задач:

– задействование всевозможных системных подходов, заключающихся в постепенном снижении уровня инфляции до целевых показателей;

– создание механизмов, стимулирующих снижение себестоимости товаров (работ, услуг), особенно материальных затрат, с целью повышения ценовой конкурентоспособности белорусских товаров;

– уменьшение дотационности и прекращение перекрестного субсидирования в отдельных отраслях совместно с принятием мер, направленных на рост доходов населения;

– ликвидация отраслевых и других перекосов цен, препятствующих осуществлению эффективной воспроизводственной деятельности;

– приведение антимонопольного регулирования в соответствие с международными нормами с учетом открытости национальной экономики;

– гармонизация ценовой политики стран единого экономического пространства;

– правовая защита национальных производителей, в том числе от демпинговой политики импортеров;

– увязка ценообразования с денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, валютной политикой, политикой доходов и социальной защиты населения, с изменениями условий функционирования на внутреннем и внешнем рынках;

– совершенствование системы органов государственного управления, отвечающих за вопросы ценообразования, и уточнение их функций.

Анализ современного состояния занятости населения показывает, что рынок труда формируется под воздействием демографических факторов, зависит от развития и использования трудовых ресурсов и общего состояния экономики.

Основные проблемы занятости населения в дальнейшем будут связаны с формированием ее рациональной структуры, ускоренным развитием негосударственных форм и видов хозяйствования, межотраслевой и территориальной мобильностью рабочей силы, расширением системы подготовки и переподготовки кадров, отвечающей потребностям рыночной экономики. Реализация указанных мер создаст реальные предпосылки для повышения эффективности в использовании рабочей силы.

Основные задачи, стоящие перед государством в области занятости, заключаются в следующем:

– обеспечение эффективной занятости населения в результате сокращения избыточной рабочей силы и при повышении производительности труда;

– сохранение и развитие кадрового потенциала белорусской экономики посредством повышения квалификации рабочих и служащих, опережающего переобучения персонала при реструктуризации предприятий;

– совершенствование структуры занятости населения путем создания новых рабочих мест и свободного перемещения рабочей силы по отраслям и территориям;

– содействие развитию самозанятости и малого предпринимательства в сфере производства на базе реконструируемых предприятий;

– повышение конкурентоспособности рабочей силы посредством создания системы непрерывного образования, профессионального обучения и переподготовки кадров в соответствии с потребностями структурной перестройки производства;

– содействие внешней трудовой миграции населения;

– расширение масштабов обучения безработных с учетом конкретных потребностей нанимателей и гарантией последующего трудоустройства;

– обеспечение государственных гарантий занятости и эффективной системы помощи в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;

– снижение уровня молодежной и длительной безработицы и др.

Политика занятости будет ориентирована на повышение эффективности труда, ускорение прогрессивных сдвигов в данной сфере, формирование категорий активных и конкурентоспособных работников, удержание регистрируемой безработицы в пределах социально допустимого уровня.

Заключение

 

1. Параметры макроэкономического равновесия зависят от поведения не только совокупного спроса, но и в не меньшей степени — совокупного предложения.

2. Между уровнем безработицы и темпами инфляции в краткосрочном периоде существует обратная взаимосвязь, описываемая кривой Филлипса. Усилия правительства по снижению безработицы путем стимулирования совокупного спроса приводят к росту инфляции. Антиинфляционная политика, осуществляемая за счет сдерживания совокупного спроса, вызывает повышение уровня безработицы. На взаимосвязь инфляции и безработицы влияют также инфляционные ожидания и «шоки предложения». Изменения данных факторов приводят к сдвигу кривой Филлипса.

3. В условиях стагфляции, т.е. одновременного роста цен и повышения уровня безработицы, макроэкономические мероприятия, воздействующие на совокупный спрос, малоэффективны. Более рациональным является стимулирование совокупного предложения, позволяющее одновременно снизить инфляцию и увеличить реальный объем выпуска.

4. В Республике Беларусь правительство проводит как стимулирующую макроэкономическую (фискальную и денежно-кредитную) политику, так и макроэкономические мероприятия регулирования цен и заработной платы, институциональные преобразования и реструктуризацию экономики.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какова интерпретация кривой Филлипса в теории рациональных ожиданий?

2. Почему правительства стран обычно заинтересованы в сдвиге кривой совокупного предложения вправо – вниз?

3. Предположим, в экономике произошел неблагоприятный «шок предложения» и начался спад производства. Какая политика государства может ускорить возвращение экономики к состоянию полной занятости?

4. В чем состоит различие между адаптивными и рациональными ожиданиями?

5. Как явление инфляционной инерции может повлиять на результаты антиинфляционной политики?

6. Сформулируйте основные направления рыночно ориентированной политики регулирования совокупного предложения.

 


 

Глава 6 Экономический рост
    Введение 6.1.Деловые циклы: понятие, модели 6.2.Неокейнсианские теории экономического роста 6.3.Неоклассические теории экономического роста Заключение



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.