Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Неоклассические теории экономического роста




Неоклассические теории экономического роста

 

Неоклассические модели роста были призваны преодолеть ряд ограничений неокейнсианских моделей и более точно описать особенности макроэкономических процессов.

Большинство неоклассических моделей роста исходит из того, что реальный объем выпуска увеличивается, прежде всего, под влиянием роста основных факторов производства — труда и капитала. Труд обычно слабо поддается воздействию извне, тогда как величина капитала может быть скорректирована определенной инвестиционной политикой. Как известно, запас капитала в экономике со временем сокращается на величину выбытия (амортизации) и увеличивается за счет роста чистых инвестиций.

Наиболее известной из неоклассических моделей роста является производственная функция КоббаДугласа, имеющая следующий вид:

Y = A× (6.1)

где Y — объем выпуска; L — количество затраченного труда; К — количество затраченного капитала; α, β — степенные показатели, отражающие вклад соответствующего фактора (труда и капитала) в производство продукта, причем α + β = 1; А — коэффициент, выражающий степень воздействия на объем выпуска других, не поддающихся измерению факторов.

Исследовав динамику объема производства, количества отработанного времени и величины основного капитала в обрабатывающей промышленности США за 1899—1922 гг., американские математик X. Кобб и экономист П. Дуглас пришли к выводу, что при увеличении труда L на 1 % и неизменном объеме капитала К уровень производства Y повысится на 0,75 %; при увеличении капитала на 1 % и неизменном количестве труда L — на 0,25 %.

Эмпирическая проверка данного утверждения показала, что полученные результаты вполне согласуются с действительной динамикой производства, труда и капитала в достаточно длительных временных интервалах.

О том, что научно-технический прогресс является ведущим элементом экономического роста, впервые высказался в 50-х гг. прошлого века американский экономист, лауреат Нобелевской премии Р. Солоу. Исследование роли научно-технического прогресса имело большое практическое значение, так как привлекло всеобщее внимание к нематериальным факторам роста.

Р. М. Солоу родился в Бруклине, высшее образование получил в Гарварде, затем работал в Массачусетском технологическом институте. Создал и применил в ряде исследований неоклассическую модель экономического роста. В докладе Комитета по Нобелевским премиям отмечается: «Эти исследования побудили правительство к расширению системы образования и НИОКР. В каждом отчете о долгосрочном развитии... любой страны используется подход Солоу».

Солоу известен своей любовью к экономической науке. Его беспокоит то, что честолюбие некоторых экономистов приводит их к преувеличению размеров своих познаний. Он критикует экономистов за их «по-видимому, непреодолимое стремление распространять пределы своей науки дальше, чем это возможно, отвечать на вопросы, более глубокие, чем те, на которые позволяет ответить наше ограниченное понимание сложных проблем. Никто не любит признавать свое невежество».

Обладающий живым слогом, Солоу сокрушается о том, что экономику чрезвычайно трудно объяснить широкой публике. На своей пресс-конференции после вручения ему Нобелевской премии Солоу колко заметил: «Продолжительность внимания людей, для которых вы пишете, короче, чем длина одного предложения». Тем не менее, Солоу продолжает работать в своей научной области, и мир все чаще прислушивается к словам поборника экономического роста.

В модели Р. Солоу показано, как связаны между собой рост запасов капитала, рабочей силы и улучшение технологии и каким образом они воздействуют на объем выпуска. Первоначальный анализ заключается в определении влияния спроса и предложения товаров на накопление капитала. При этом объем рабочей силы и технология предполагаются неизменными. В последующем анализе этих допущений не будет.

Модель Р. Солоу доказывает, что нестабильность динамического равновесия в неокейнсианских моделях была следствием невзаимозаменяемости факторов производства. В своем анализе ученый использовал производственную функцию Кобба—Дугласа, в которой труд и капитал являются субститутами. Взаимозаменяемость факторов (изменение капиталовооруженности) объясняется не только технологическими условиями, но и неоклассической предпосылкой о совершенной конкуренции на рынках факторов. Другими предпосылками анализа в модели Солоу служили убывающая предельная производительность капитала, постоянная отдача от масштаба, постоянная норма выбытия, отсутствие инвестиционных лагов.

Как неоднократно отмечалось выше, необходимым условием равновесия экономической системы является равенство совокупного спроса и совокупного предложения.

Модель Солоу показывает, что норма сбережения является важнейшим фактором, определяющим устойчивый уровень капиталовооруженности и, соответственно, величину выпуска.

Таким образом, чем выше норма сбережения (накопления), тем более высокий уровень выпуска и запаса капитала может быть достигнут в состоянии устойчивого равновесия. Однако повышение нормы накопления ведет к ускорению экономического роста в краткосрочном периоде до тех пор, пока экономика не достигнет точки нового устойчивого равновесия.

Очевидно, что ни сам процесс накопления, ни увеличение нормы сбережения не могут объяснить механизм непрерывного роста выпуска в расчете на душу населения при сохранении оптимального равновесия. Они показывают лишь переход от одного состояния равновесия к другому.

Таким образом, увеличение численности населения становится одной из причин непрерывного роста общего объема выпуска в условиях равновесия.

В модели Солоу единственным условием непрерывного повышения уровня жизни является технологический прогресс, поскольку лишь при его наличии наблюдается устойчивый рост выпуска на душу населения.

Модель Солоу объясняет механизм непрерывного экономического роста в режиме равновесия при полной занятости ресурсов.

Поскольку равновесный экономический рост совместим с различными нормами сбережения, возникает проблема выбора оптимальной нормы сбережения. В соответствии с «золотым правилом» Э. Фелпса она должна обеспечивать равновесный экономический рост с максимальным уровнем потребления.

Если экономика в исходном состоянии располагает большим, чем следует по «золотому правилу», запасом капитала, необходима программа по снижению нормы накопления, позволяющая увеличить потребление и снизить инвестиции. При этом экономика выходит из состояния равновесия и вновь достигает его в пропорциях, соответствующих «золотому правилу».

Рассмотренная модель Солоу позволяет описать механизм долгосрочного экономического роста, сохраняющий в экономике равновесие и полную занятость факторов. Она определяет технический прогресс как единственную основу устойчивого роста благосостояния и позволяет найти оптимальный вариант роста, обеспечивающий максимум потребления.

Проблемы и перспективы экономического роста в Республике Беларусь.

Рассмотренные модели экономического роста устанавливают причинно-следственные зависимости между различными факторами, влияющими на динамику развития страны. Модель экономического роста является составной частью общей модели национальной экономики и выступает в виде национальной концепции экономического развития. В ней отражаются не только общечеловеческие ценности и закономерности функционирования народного хозяйства, но и особенные, национальные факторы развития.

В качестве указанных факторов могут выступать политические, социальные, географические, природные, демографические, экологические, культурные, социально-психологические, религиозные, исторические и другие условия. Однако любая теоретическая модель содержит значительные упрощения и не может быть непосредственно применена на практике. В экономике существует множество обстоятельств, которые невозможно формализовать, количественно интерпретировать и включить в конкретную модель экономического роста страны.

Со второй половины 1980-х гг. в Беларуси, как и во всех бывших социалистических республиках, наблюдалось замедление экономического роста, обусловленное неэффективностью административно-командной системы управления национальным хозяйством, а также исчерпанием возможностей для экстенсивного развития.

После обретения страной самостоятельности в условиях кризиса на государственном уровне было принято решение активизировать производственные мощности с целью выхода на прежние объемы производства. Однако при решении данной проблемы возник ряд трудностей: были разрушены прежние экономические связи; резко снизился платежеспособный спрос покупателей; вусловиях гиперинфляции государственные предприятия утратили оборотные средства; нарушилось денежное обращение, усилился бартерный обмен; возросла конкуренция со стороны иностранных фирм; проявился недостаток знаний в области функционирования рынка.

В этих условиях правительство приняло меры по кредитованию реального сектора экономики, восстановлению управляемости государственными предприятиями, укреплению налоговой дисциплины. Подавление гиперинфляции и стабилизация валютного курса способствовали укреплению финансового состояния предприятий, повышению их рентабельности. Вытеснение из товарно-денежного оборота посреднических структур привело к перераспределению национального дохода в пользу реального сектора экономики. Активное внешнеполитическое обеспечение хозяйственной деятельности предприятий позволило сохранить позиции белорусских производителей на внешнем рынке, прежде всего в России. Открывшийся доступ к внешним источникам финансирования активизировал деятельность иностранных инвесторов. Загрузка производственных мощностей привела к снижению средних издержек и установлению низкого уровня безработицы. На внутреннем белорусском рынке стали решаться проблемы импортозамещения. Рост денежных доходов населения увеличил потребительский спрос. Своевременная выплата пенсий и заработной платы укрепила доверие населения к государству. Позитивное воздействие на экономическую ситуацию оказала также стабильность урожаев. Таким образом, к концу 1990-х гг. кризис был практически преодолен.

Начиная с 1996 г. в Беларуси наблюдается устойчивый экономический рост. Вместе с тем все более истощаются резервы экстенсивного роста за счет загрузки свободных производственных мощностей. Национальная экономика испытывает проблемы с самофинансированием, что обусловлено занижением стоимости основных фондов (с целью повышения конкурентоспособности) и сокращением вследствие этого амортизационного фонда, а также использованием его не по назначению.

На динамику роста валового внутреннего продукта активно влияют потребление домашних хозяйств и внешний спрос, менее заметно воздействие инвестиционного спроса. В связи с тем, что значительная часть совокупного спроса покрывается за счет импорта товаров и услуг, возникает необходимость в проведении политики импортозамещения. Актуализируются также проблемы существенного повышения качества отечественной продукции в результате усиления конкуренции на внутреннем и внешнем рынках и формирования современной наукоемкой структуры национальной экономики.

Условия перехода к социально ориентированной рыночной экономике требуют создания новой модели экономического роста, учитывающей общемировые закономерности и национальные факторы развития. Такая модель должна обеспечить высокую экономическую эффективность, социальную направленность, восприимчивость к научно-техническому прогрессу, интегрированность в мировое хозяйство.

В переходный период предстоит преодолеть те негативные черты, которые были свойственны административно-командной системе. Прежде всего, необходим отказ от преимущественно экстенсивного типа экономического роста в пользу интенсивного, поскольку сохранение прежнего затратного характера производства приведет к истощению природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, увеличению технологического отставания от развитых стран мира, обнищанию населения.

Следует стремиться к достижению не столько высоких темпов, сколько высокого качества экономического роста. Негативной чертой административно-командной системы, как известно, было не отсутствие последнего, а его низкое качество.

Актуальна проблема перевода экономики на рыночные условия хозяйствования, которые стимулировали бы инновационный процесс. Как показывает экономическая история, путем принятия административных мер невозможно постоянно «проталкивать» инвестиции в производство, ускорять научно-технический прогресс. Важными задачами здесь являются институциональное строительство, включающее преобразование отношений собственности; выработка и закрепление в общественном сознании определенных правил поведения хозяйствующих субъектов в условиях рынка, новой экономической морали и этики; переквалификация и повышение ответственности управленческих кадров. В данном контексте иностранные инвестиции важны не только как способ увеличения выпуска продукции, обновления ее ассортимента и повышения качества, но и как заимствование передового опыта хозяйствования, прогрессивных методов организации и управления.

Составная часть национальной модели экономического роста — промышленная политика, основными приоритетами которой в переходный период являются:

– рост объемов производства в отраслях с быстрым оборотом капитала и высокой эффективностью использования производственных ресурсов;

– развитие наукоемких отраслей с высокими технологиями;

– расширение производства конкурентоспособной продукции;

– энерго- и ресурсосбережение;

– обеспечение занятости населения.

Реализация промышленной политики предполагает совершенствование государственного регулирования экономики путем осуществления налоговых, таможенных и инвестиционных мер по стимулированию отечественного производителя, поддержки развития мелкого и среднего бизнеса, содействия продвижению отечественных товаров на внешних рынках (реклама, организация тематических и постоянных выставок, развитие инфраструктуры).

Для переходной экономики важное значение имеют повышение качества трудовых ресурсов и отечественного менеджмента, научных исследований, усиление связи науки с производством, обеспечение высокой скорости распространения технологических инноваций.

Заключение

 

Для рыночной экономики характерны колебания уровней национального производства, занятости и цен. Экономические (деловые) циклы, отличаясь друг от друга интенсивностью и продолжительностью, имеют четыре фазы: пик, спад, депрессия, оживление.

Под экономическим ростом подразумевается увеличение реального объема выпуска в экономике. Способность экономики к росту зависит от множества факторов.

Современные теории экономического роста основываются на двух основных источниках: классической теории и кейнсианской теории макроэкономического равновесия.

В условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике возникает необходимость в создании новой модели экономического роста, учитывающей общемировые закономерности и национальные факторы развития. Составной частью национальной модели экономического роста является промышленная политика, основные приоритеты которой в Беларуси в переходный период заключаются в увеличении объемов производства в отраслях с быстрым оборотом капитала и высокой эффективностью использования производственных ресурсов, развитии наукоемких отраслей с высокими технологиями, расширении производства конкурентоспособной продукции, энерго- и ресурсосбережении, обеспечении занятости населения.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы причины цикличности экономики с точки зрения монетаристов и кейнсианцев?

2. Назовите отрасли, в которых наблюдаются сезонные колебания деловой активности.

3. В чем суть длинных волн Н.Д. Кондратьева?

4. Как экономический рост связан с благосостоянием народа?

5. Каковы основные источники экономического роста?

6. Каков должен быть темп прироста инвестиций для достижения равновесного экономического роста?

7. В чем суть принципа акселератора?

8. В чем сходство и различие моделей Е. Домара и Р.Ф. Харрода?

9. Охарактеризуйте производственную функцию Кобба — Дугласа.

10. Как норма сбережений влияет на устойчивый темп роста в модели Солоу?

11. Почему следует выбирать уровень запаса капитала, соответствующий «золотому правилу»?

12. Как темп роста населения влияет на устойчивый темп роста?

 


Глава 7 Социальная политика государства
    Введение 7.1.Социальная политика: содержание, направления, принципы, уровни 7.2.Уровень и качество жизни 7.3.Доходы населения и проблемы их распределения 7.4.Проблема неравенства в распределении доходов 7.5.Обеспечение социальной справедливости 7.6.Государственная политика перераспределения доходов Заключение

Социальная политика, являясь одной из наиболее важных составляющих деятельности общества, находится в сфере его насущных интересов. Проблемы, связанные с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией принципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного общества злободневными. Совершенствование в этом направлении системы социально-экономических отношений, повышение качества человеческого потенциала открывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста.

Вместе с тем улучшение социального обеспечения, совершенствование системы здравоохранения и образования, уменьшение социального неравенства требуют стабильных темпов экономического роста, повышения эффективности экономики как материально-финансовой основы преобразований в социальной сфере.

Цели лекции:

1. Раскрыть сущность и содержание социальной политики государства.

2.Приобрести навыки определения неравенства в распределении доходов.

3.Раскрыть значение изучаемых проблем для повышения профессионализма сотрудников МВД, формировать экономическое мировоззрение.

 

7.1. Социальная политика: содержание, направления, принципы, уровни

Социальная политика — это система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни населения и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе.

Объектом социальной политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединенные конкретными связями и отношениями.

Субъектами социальной политики являются те, кто активно взаимодействует в социальной сфере, определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и реализует ее. К ним относятся государственные ведомства и учреждения, органы местного самоуправления, различные негосударственные объединения, коммерческие структуры, профессиональные работники, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы.

В любом обществе большинство людей способны самостоятельно обеспечить себе приемлемые условия для жизни. Цель социальной политики в этом случае состоит в создании благоприятной обстановки для трудовой и предпринимательской деятельности. Отсюда вытекает важнейшая функция социальной политики — стимулирующая, которая заключается в содействии процессу формирования рациональной структуры доходов и совершенствования отношений занятости. Это предполагает стимулирование всех видов экономической деятельности в рамках правового поля, формирование высокой мотивации работников к высокоэффективному труду, учет доли каждого работающего в созданном продукте.

Однако в любом обществе существуют социально уязвимые слои населения. К ним относятся граждане, в силу объективных причин не имеющие возможности удовлетворять свои потребности путем приложения собственных усилий (дети, инвалиды, пенсионеры). Социальная политика в данном случае должна обеспечить помощь и поддержку таким категориям лиц. Это достигается на основе реализации стабилизирующей функции социальной политики, предполагающей перераспределение доходов, развитие системы социальной защиты и социальных гарантий как для населения в целом, так и для каждой из его социальных групп. Упор при этом делается на выплату пенсий и пособий нетрудоспособным, малоимущим, безработным, на обеспечение определенного уровня образования и медицинского обслуживания для всех слоев населения.

Взаимодействие указанных функций предполагает необходимость постоянного поддержания их баланса. Ослабление стимулирующей функции ведет к снижению ресурсного обеспечения социальной политики, уменьшению возможностей для финансирования социальных программ. Нарушение стабилизирующей функции обусловливает неоправданное нарастание социальных дифференциации и напряженности в обществе.

Социальная политика осуществляется на разных уровнях:

микроуровень — социальная политика фирмы (корпорации) в отношении ее работников;

макроуровень — региональная и государственная социальная политика в отношении регионов;

интеруровень — межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, ликвидацией бедности и отсталости некоторых стран.

С точки зрения субъектов социальной политики выделяют государственный, региональный и местный ее уровни.

Государственная социальная политика характеризуется едиными законодательным пространством, социальной инфраструктурой, кадровым и информационным обеспечением всего населения. На этом уровне определяются цели, задачи, приоритеты социального развития и способы их достижения по отношению ко всему обществу: утверждаются нормативно-правовые акты, регулирующие общие принципы социальной политики в стране; устанавливаются минимальные социальные гарантии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипендий, медицинского обслуживания, образования и культуры; разрабатываются целевые социальные программы.

Региональная социальная политика учитывает особенности этнического, культурного и исторического характера региона, потребности его жителей. На этом уровне разрабатываются и реализуются региональные законы, различные социальные программы. Вместе с тем данный уровень социальной политики не всегда может учитывать запросы и нужды отдельных людей, для этого нужны специальные меры и технологии, которые присущи местной социальной политике. Деятельность ее субъектов направлена на решение конкретных проблем населения. Именно на данном уровне легче оценить реальные потребности и возможности человека, проверить степень эффективности оказываемых социальных услуг. Местный уровень реализации социальной политики находится ближе к потребителю, а, следовательно, более экономичен, хотя его субъекты редко участвуют в разработке региональных и общегосударственных социальных программ.

Социальная политика базируется на ряде принципов — основных исходных положений, на которых строится деятельность государства в социальной области. Важнейшим из них является принцип социальной справедливости.

Проблема справедливости издавна волновала человечество. Еще Аристотель отмечал двойственность и противоречивость этого понятия. С одной стороны — это вознаграждение за личный труд и успех, или распределительный тип справедливости (обоснованное неравенство). С другой стороны — обеспечение всем членам общества одинаковых возможностей независимо от их индивидуальных и социальных различий. Это уравнительный тип справедливости (обоснованное равенство).

Реализация первого типа справедливости, дифференциация населения по заслугам, является важнейшим условием прогрессивного формирования общества, стимулом для формирования личности, ее потребностей и приоритетов. Обоснованное неравенство обусловливает повышение экономической эффективности, однако уменьшает шансы тех, кто по не зависящим от них причинам не может осуществлять активную деятельность. Кроме того, крайняя степень дифференциации и неравенства может привести к деградации производительных сил, нестабильности и социальным конфликтам. Данный принцип социальной политики, таким образом, содержит оба типа справедливости и означает, с одной стороны, степень обоснованного равенства, а с другой — сохраняющееся неравенство. По этой причине государство при проведении социальной политики должно стремиться обеспечить всем гражданам равенство стартовых условий существования и удовлетворения важнейших духовных потребностей. Вместе с тем наиболее активные и работоспособные члены общества должны иметь возможность получать за свой труд больший объем благ и услуг.

Принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей. Государство должно оказывать помощь своим гражданам только в крайнем случае, если они не в состоянии это сделать сами. Принцип солидарности предполагает, что общество должно решать возникающие проблемы как единая система, внутри которой посредством механизма налогов и трансфертов осуществляется перераспределение финансовых ресурсов от более сильных и обеспеченных к тем, кто в силу объективных обстоятельств не имеет возможности за счет трудовой деятельности извлекать доходы, достаточные для обеспечения основных потребностей.

Реализация принципа социальной компенсации обеспечивает правовую и социальную защищенность граждан, которая выражается в получении ими льгот и социальном обслуживании.

Соблюдение принципа социальных гарантий предполагает предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг (обучение, воспитание, духовное и физическое развитие), потребление которых обеспечивает подготовку личности к самостоятельной жизни.

Осуществление социальной политики также основано на реализации принципа всеобщности, предполагающего, что социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества с учетом дифференцированного подхода к ним.

Принципы социальной политики могут реализоваться на практике только при наличии ресурсного обеспечения. Данный процесс можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, необходимо обеспечить условия для развития общественного производства, в процессе которого создаются ресурсы, способствующие осуществлению социальной политики. Вместе с тем ресурсная база зависит от уровня развития производительных сил, ив первую очередь главной из них — человека. Следовательно, во-вторых, необходим комплекс мер, реализуемых посредством систем образования, здравоохранения, обеспечивающих всестороннее развитие работников, повышение их квалификации и гарантирующих социальную стабильность общества.

Выделяют два основных типа социальной политики — бисмарковский (по имени ее родоначальника О. Бисмарка) и бевериджский.

Бисмарковский тип социальной политики в большей степени реализует распределительный тип социальной справедливости, так как в нем делается упор на жесткую связь социальных выплат с длительностью и результативностью профессиональной деятельности. Работники в течение трудовой жизни уплачивают страховые взносы, размер которых определяется при заключении коллективных договоров с нанимателями. Страховые фонды управляются на паритетных началах и не субсидируются из бюджета. Малообеспеченные семьи получают помощь по местной линии.

Бевериджский тип социальной политики основан на принципе национальной солидарности. Он предполагает, что любой человек, независимо от степени его участия в общественном производстве, имеет право на минимальную защиту от социальных рисков (болезни, старости, получения травмы и т.п.), а средства социальной защиты формируются в значительной степени из государственного бюджета. В странах, выбравших такой тип социальной политики, отсутствует резкая дифференциация населения по уровню жизни, поскольку здесь реализован уравнительный принцип социальной справедливости, или обоснованное равенство.

Следует отметить, что в современных условиях происходит сближение типов социальной политики с целью выделения основополагающих характеристик социального государства.

Социальное государство — качественно новая ступень в развитии конституционного демократического государства, обусловленная высоким уровнем развития экономики и активной социальной политикой государства в интересах широких слоев населения. Идея построения социального государства возникла в древности, а практика социальной государственности имела место еще в Древнем Риме, где народу обещалось бесплатное предоставление «хлеба и зрелищ». Религиозные заповеди и идеи Просвещения также стимулировали развитие идей социальной государственности. Само понятие «социальное государство» должно способствовать экономическому и общественному прогрессу всех граждан, поскольку, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого.

В своей деятельности социальное государство опирается на ряд основополагающих принципов:

– экономическая свобода человека и признание прав предпринимателей и их объединений, наемных работников и их профсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнерства;

– внедрение государства в «игру рыночных сил» и создание благоприятных условий для обеспечения благоденствия своих граждан на основе регулирующей роли рынка;

– социальная справедливость и социальная солидарность общества;

– участие работников в управлении производством и распределении доходов, в общественной и государственной жизни.

Общие характеристики целей, задач и функций социального государства определяются в ряде документов, признанных мировым сообществом: Всеобщей Декларации прав человека (ООН (1948 г.), конвенции и рекомендации МОТ, декларации и программе действий, принятых на Копенгагенском социальном саммите (1995 г.), и др.

Социальная политика, проводимая различными странами, многообразна. В ее рамках можно выделить ряд основных направлений:

– политика доходов населения; политика в сфере труда и трудовых отношений;

– социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан; развитие отраслей социальной сферы и их инфраструктуры;

– социальная защита отдельных групп населения; экологическая, демографическая и миграционная политика.

Все направления связаны между собой, что вызывает необходимость проведения сбалансированной социальной политики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1053; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.