Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие психолога с родителями




Для улучшения самочувствия детей серьезное значение имеет участие родителей в жизни детского сада. Здесь могут и должны использоваться такие формы как: посещение родителями группы в любое время, присутствие их на занятиях, участие в программах, праздниках, днях рождения и т.д.

Не все родители подготовлены к сотрудничеству с детским садом, поэтому психолог должен выступать посредником при общении воспитателя с семьей.

Взаимодействие психолога с родителями начинается с ознакомительной беседы при принятии ребенка в детский сад. В беседе выясняются отношение ребенка к поступлению в детский сад, их пожелания к работе воспитателя, предполагается степень участия в работу учреждения. Возможны и другие формы взаимодействия с семьей до поступления ребенка в учреждение. Можно пригласить родителей с ребенком посмотреть детский сад, будущую группу, показать оснащение детского сада, площадку для прогулки и т.п. Такая демонстрация удовлетворит детское любопытство и поможет родителям почувствовать себя более уверенно, ощутить причастность к происходящему в детском саду. Можно предоставить письменную информацию о количестве групп, детей в каждой возрастной группе, методах и средствах обучения и воспитания, программах воспитания и обучения, принятых в детском саду, Факультативных занятиях.

Предварительно необходимо провести сбор информации о ребенке и родителях с помощью беседы и знакомства с медицинской картой.

В беседе (анкете) выясняется: дата рождения и точный возраст ребенка, сведения о родителях (Ф.И.О. матери и отца, год и место рождения, национальность, образование, специальность, место работы или учебы). Такие же сведения необходимо собрать и о тех родственниках, которые принимают или принимали участие в воспитании ребенка. Эти сведения важны для понятия системы воспитания в семье, ее культуре, особенностей, обстоятельств, приведших к тем или иных отклонениям в развитии ребенка, выявленным в ходе диагностического обследования.

Пример (нарушение речи).

Психологу необходимо знать социальные характеристики семьи:

1) состав семьи (полная, неполная, распадающаяся, стабильная);

2) жилищные условия (отдельная квартира, комната в коммунальной квартире, общежитие, проживание с родственниками и т.д.);

3) среднемесячный доход (выше среднего, средний, ниже среднего);

4) характер взаимоотношения между родителями: взаимопонимание, доминирующее (отца, матери, других родственников), конфликты, ссоры, пренебрежение, неприязнь и т.д.;

5) воспитательные функции по отношению к ребенку в большей степени осуществляют: мать, отец, бабушка, дедушка, другие члены семьи;

6) в случае, если семья неполная или распадается, как это отразилось на ребенке: он видится с обоими родителями, живет у бабушки, дедушки, не видит отца (мать) и т. д.;

7) произошли ли изменения в составе семьи, по каким причинам, как ребенок реагировал на них.

Вполне вероятно, что психологу не удастся собрать все сведения, так как они касаются внутренней жизни семьи и родители могут не захотеть их обсуждать. Если нет крайней необходимости, то некоторые вопросы могут и не задаваться. Однако при выявлении отклонений в развитии ребенка необходимо постараться создать атмосферу откровенности в отношениях с родителями, так как сведения о положении ребенка в семье особенно важны для понятия психического состояния ребенка.

Важны также сведения о состоянии здоровья ребенка, внутриутробном развитии, иногда наследственности. В ходе беседы психолог узнает возраст обоих родителей к моменту рождения ребенка, от какой по счету беременности ребенок родился, была ли патология беременности и родов (какая), состояние здоровья ребенка сразу после родов, собираются также сведения о травмах и операциях, хронических или частых заболеваниях, случаях госпитализации, реакции ребенка на них, состоит ли ребенок на учете у психоневролога, невропатолога или других специалистов, какой они ставят диагноз. При подозрении на органические нарушения ЦНС психолог интересуется наследственностью.

Сведения о здоровье ребенка дают не только прямую информацию о его психическом и соматическом состоянии, но и косвенную (ребенок плохо адаптирован к группе сверстников – он часто болеет, редко посещает группу).

Психолог выясняет также характеристику развития ребенка, начиная с рождения: развитие психомоторных функций (когда начал сидеть, стоять, ходить, произнес первые слова, фразы, как в целом шло развитие речи); общий эмоциональный фон (смена настроений, неадекватная веселость, подавленность, слезливость и т.д.); уровень контактности со взрослыми и сверстниками, какие игры ребенок предпочитал в разных возрастах, какие домашние обязанности, уровень самостоятельности ребенка, активности и инициативности и т.д.; знакомится с мнением родителей о взаимоотношениях в их семье, конфликтах, их частоте, способах разрешения, реакции на них ребенка, об особенностях ребенка, волнующих родителей. Такие сведения важны для понятия динамики, темпа и направленности развития ребенка. Сведения об особенностях психомоторного развития не требуются при нормальном развитии ребенка, но если отмечаются какие-либо неравномерности в интеллектуальном или эмоционально-волевой сфере, эти данные необходимы. У родителей так же нужно выяснить, как ребенок реагировал на то или иное событие своей жизни, характер его переживаний и пути приспособления к тем или иным трудностям. Родители часто не очень хорошо помнят и понимают значение этих фактов. Психологу необходимо помнить, что родители – люди со своими индивидуальными особенностями, субъективными суждениями, однако сведения, полученные от родителей, часто оказываются незаменимыми при объяснении многих трудных случаев с ребенком.

Взаимодействие психолога с родителями – залог успешной адаптации ребенка к условиям детского сада. Необходимое условие смягчения трудностей адаптационного периода – согласованность действий воспитателя, психолога и родителей. С этой целью психолог должен позаботиться о том, чтобы воспитатели еще до поступления новичка в группу: познакомиться с родителями и ребенком, установить с ним контакт. В краткой ознакомительной беседе с родителями можно узнать о наиболее характерных особенностях поведения ребенка, его склонностях и интересах. Целесообразно порекомендовать родителям впервые дни приводить ребенка только на прогулку, где легче ориентироваться в окружающей обстановке, знакомиться с воспитателями и детьми, так как условия напоминают домашний двор. Если ребенок теряется, жмется к матери, не надо настаивать, чтобы он сразу подошел к незнакомому человеку, пусть он освоится. Лучше побеседовать втроем (с ребенком и матерью), рассмотреть игрушки, понаблюдать за другими детьми.

Случается, что ребенок не плачет, но и не играет, он подавлен. Такое состояние должно беспокоить не меньше, чем плач или капризы. Психолог привлекает внимание к таким детям, советует родителям на первых порах сократить время пребывания в группе до минимума, а домашние условия приблизить к условиям детского сада, организовать упражнения в самостоятельности, чтобы ребенок мог сам обслуживать себя.

Родителям можно предложить пройти в групповую комнату вместе с ребенком, присутствие близкого человека дает ребенку возможность спокойнее ориентироваться в новых условиях.

Психолог может посоветовать приводить ребенка немного позже, тогда он не будет свидетелем слез некоторых детей при приходе в детский сад, в начале нужно приводить ребенка и на утреннюю и на вечернюю прогулку, тогда ребенок увидит, как дети встречаются со своими родителями, как дети прощаются друг с другом, это поможет ребенку спокойнее переносить расставание по утрам, понять, что короткая ежедневная разлука не означает отрыв от семьи, дома.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2194; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.