Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинарское занятие 10: психическое развитие в подростковом возрасте




Семинарское занятие 9: ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Вопросы для обсуждения:

1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте и внутренняя позиция школьника. Адаптация к школе как проблема. Факторы и причины психогенной школьной дезадаптации.

2. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника: ее структура и возможности формирования. Особенности мотивов учения младших школьников.

3. Психологические трудности в учебе как объективный факт и как субъективные переживания. Виды психологической помощи младшему школьнику. Учителя и родители как союзники в психологической помощи младшему школьнику.

4. Диагностика психического развития ребенка в младшем школьном возрасте: задачи и методики. Развивающая работа психолога с младшими школьниками: содержание и программы.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Волков Б.С. Психология младшего школьника. Учебное пособие. - М., 2007
  2. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. / Под ред. В.Е.Клочко. - М.: Изд-во Владос-Пресс, 2003
  3. Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии: Учебное пособие. - М., 2003
  4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие. - М.: ТЦ “Сфера”, 2001, 2008
  5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник. - М., 1999
  6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. - М., 1999
7. или Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995
  1. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. - М., 1998
  2. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2004

10. Шахова И.П. Практикум по лабораторным работам курса “Возрастная психология”. - М.-Воронеж, 1998

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1) Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник.- Екатеринбург, 1999

2) Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие. - М., 1999

3) Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы, Коррекционные упражнения. – М., 1999

4) Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Ч. 1, 2. – М., 2001

5) Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. - М., 2004

6) Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник. - М., 1999

7) Лосева В.К., Луньков А.И. Рассмотрим проблему … - М., 1995

 

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика подростничества (отрочества) как перехода от детства к взрослости, как возраста “соизмеримости” со взрослым: культурно-исторические, анатомо-физиологические и психологические аспекты. Анализ различных подходов в понимании причин “кризиса подросткового возраста”: С.Холл, Ш.Бюлер, З.Фрейд, К.Левин, Э.Эриксон, Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Фельдштейн Д.И., Божович Л.И., Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. и др.

2. “Чувство взрослости” как показатель основного новообразования и как форма самосознания. Формы проявления (виды) чувства взрослости (Драгунова Т.В.). Ведущая деятельность в подростковом возрасте: взгляды Эльконина Д.Б., Фельдштейна Д.И. Выготский Л.С. о “доминантах” (наиболее ярких интересах) подростков.

3. Характеристика типичных поведенческих реакций подростка и критериев их патологичности (по Личко А.Е.). Нарушения поведения у подростков (по Воронкову Б.В.).Формирование у подростка конструктивных и неконструктивных способов преодоления проблем и трудностей (по Х.Ремшмидт).

4. Сравнительная характеристика психологических особенностей младших и старших подростков (по Левановой Е.А.). Характеристика неформальных подростковых групп (по Моргуну В.Ф., Седых К.В.)

5. Ключевые проблемы в становлении личности у подростка. Диагностика интеллектуального и личностного развития подростка: задачи и методики. Основные направления психологической помощи подросткам: содержание и программы.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка.// Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие: Сост. Семенюк Л.М.. / Под ред. Фельдштейна Д.И. - М., 1994, 1996. - с.232-237
  2. Волков Б.С. Психология подростка: Учебное пособие. - М., 2005
  3. Воронков Б.В. Острые аффективные реакции и нарушения поведения. // Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебное пособие./ Сост. и науч. ред. Мухина В.С., Хвостов А.А. - М., 1999. - с.452- 460
  4. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. / Под ред. В.Е.Клочко. - М.: Изд-во Владос-Пресс, 2003
  5. Драгунова Т.В. Подросток. - М., 1976
  6. Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии: Учебное пособие. - М., 2003. - с.212-243
  7. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста// Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие: Сост. Семенюк Л.М.. / Под ред. Фельдштейна Д.И. - М., 1994, 1996. - с.239-247
  8. Леванова Е.А. Они уже не дети (К вопросу о психологических особенностях разных подростковых возрастных групп). // Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебное пособие./ Сост. и науч. ред. Мухина В.С., Хвостов А.А. - М., 1999. - с.411-428
  9. Моргун В.Ф., Седых К.В. Неформальные подростковые группы. // Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебное пособие./ Сост. и науч. ред. Мухина В.С., Хвостов А.А. - М., 1999. - с.428- 436
  10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. - М., 1999
11. или Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995
  1. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста.// Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие: Сост. Семенюк Л.М.. / Под ред. Фельдштейна Д.И. - М., 1994, 1996. - с.163-168
  2. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. - М.-Рига, 1995
  3. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2004. - с.242-257

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1) Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник.- Екатеринбург, 1999

2) Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие. - М., 1999

3) Байярд Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. - М., 1991

4) Кле М. Психология подростка. Психосексуальрное развитие. - М., 1991 или Кле М. Психология подростка. // Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебное пособие./ Сост. и науч. ред. Мухина В.С., Хвостов А.А. - М., 1999. - с. 349-354

5) Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - М., 1985. - с.20-32

6) Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. - М., 1999

7) Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник. - М., 1999

8) Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. - М., 1990

9) Психология современного подростка./ Бостанджиева Т.Н., Фельдштейн Д.И. и др. - М., 1987

10) Психология подростка. Хрестоматия. /Сост. Фролов Ю.И. - М., 1999

11) Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. - М., 1998

12) Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М., 1994. - с.150-158

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.