Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинарское занятие 14: психология старости




Вопросы для обсуждения:

1. Старость: поздняя взрослость или преклонный возраст? Предмет и актуальные проблемы геронтопсихологии. Теории старения и старости: биологические, социально-психологические, психоаналитические подходы. Проблема долголетия и сохранения жизнеспособности. Факторы долголетия и пути профилактики старости.

2. Личность пожилого человека: доминирующие потребности и мотивы, система ценностей, особенности Я-концепции, эмоциональная жизнь, возрастные психологические задачи и личностные кризисы. Психологическая готовность к уходу на пенсию.

3. Типы старости (Д.Бромлей, Качкин А., Кон И.С.). Влияние истории жизненного пути личности, трудовой деятельности, занятости в деле передачи накопленного опыта, соотношения общественных и узколичностных интересов на формирование деятельной старости. Психологические характеристики и особенности личностного самоопределения отдельных периодов старости (по Пряжникову Н.С.). Кризис индивидуальной жизни в поздней старости.

4. Ключевые психологические проблемы старых и пожилых людей. Диагностика личности старых людей: задачи и методики. Основные направления психологической помощи пожилым людям.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2003

2. или Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. – М., 1999

3. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. / Под ред. В.Е.Клочко. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2003

4. Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии: Учебное пособие. – М., 2003

5. Крайг (Крэйг) Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000

6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов. – М.: ТЦ Сфера, 2001, 2008

7. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2004

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1) Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник.- Екатеринбург, 1999

2) Лабиринты одиночества./ Под ред. Покровской Н.Е. – М., 1989

 

Самостоятельная работа студентов

Таблица 3

№ п/п Наименование раздела дисциплины Вид самостоятельной работы  
 
  Психология младенческого возраста На основе изучения основной и дополнительной литературы составить таблицы: “Основные вехи физического и моторного развития в младенческом возрасте”; “Основные вехи сенсорного и перцептивного развития в младенческом возрасте”; “Основные вехи интеллектуального и речевого развития в младенческом возрасте”; “Основные вехи психосоциального и эмоционального развития в младенческом возрасте”  
  Психология раннего возраста На основе изучения основной и дополнительной литературы составить таблицы: “Основные вехи моторного развития в раннем возрасте”; “Основные вехи познавательного развития в раннем возрасте”; “Основные вехи речевого развития в раннем возрасте”; “Основные вехи эмоционального и нравственного развития в раннем возрасте”, “Сравнительная характеристика отношений ребенка с окружающими людьми в период новорожденности, младенчества, раннего детства”  
  Психология дошкольного возраста Составить опорные схемы “Структура и стадии развития игры в дошкольном возрасте”, “Влияние игры на развитие познавательной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной, нравственной и коммуникативной сфер психики дошкольника”. Подготовить аннотированный список литературы для родителей дошкольников по вопросу формирования у их детей психологической готовности к школе  
  Психология младшего школьного возраста Составить опорную схему “Влияние учебной деятельности на развитие познавательной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной, нравственной и коммуникативной сфер психики младшего школьника”. Разработать план психологического изучения младшего школьника с трудностями в обучении  
  Психология подросткового возраста Составить таблицу “Сравнительная характеристика младших и старших подростков”. Сформулировать рекомендации родителям и педагогам по общению с подростками с учетом имеющихся у них типичных поведенческих реакций и нарушений поведения  
  Психология юношеского возраста Составить сопоставительную схему “Соотношение вариантов формирования идентичности по Э.Эриксону-.Марсиа/Д.Марше и типов направленности личности юноши по Кулагиной И.Ю., Колюцкому В.Н.”. Дать характеристику актуальных потребностей юношей/девушек, которые они реализуют как участники неформальных молодежных объединений  
  Психология молодости Подобрать и описать методики, помогающие одновременно и психологу изучить, и самому молодому человеку осознать ключевые события жизненного пути – как прошлого, так и возможного будущего  
  Психология зрелых возрастов Обозначить на графике неравномерность развития различных психических функций во взрослом возрасте. Составить план индивидуальной беседы для выяснения психологического содержания и путей преодоления кризисов во взрослом возрасте  
  Психология старения и старости Составить анкету для изучения стереотипов отношения школьников, молодых и взрослых людей к старости. Сформулируйте рекомендации по профилактике биологического и психологического старения и сохранению жизнеспособности после выхода на пенсию  

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.