Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие об общении. 21 страница




В этом семестре особое внимание обращалось на произнесение свистящих и шипя­щих звуков,

В экзамен включены дикционные упражнения и тексты, соединенные с движением более сложным, чем в первом семестре. Движения выбирались в основном самими сту­дентами. Подключение активного движения потребовало применения в тренинге упраж­нений, устраняющих одышку, избавляющих от чрезмерного напряжения речегшосовой аппарат. Чтобы не перегружать экзамен, эти специальные упражнения не включены в него. Однако в текстах, соединенных с активным движением, студенты обязаны не зады­хаться, легко и свободно звучать. В разделе "Орфоэпия" взят новый цикл билетов для проверки произношения различных сочетаний согласных в слове и слова, в которых ча­сто встречается неверное ударение. Как и на зачете, на экзамене все разделы ведут сами студенты.

В разделе "Работа над текстом" выбраны небольшие прозаические отрывки различ­ных авторов на 2—3 минуты, передающие зрительные, слуховые, вкусовые, обонятель­ные и другие ощущения. Работа над этими отрывками развивает воображение, фантазию, образное мышление будущих актеров, учит "присвоению" текста, умению "лепить" фразу.

Программа н содержание экзамена

I. Упражнения, снимающие напряжение с окологортанной мускулатуры.

1. Сильно напрячь шею и нижнюю челюсть ("хочу повернуть голову налево"). Затем расслабиться и позвучать на сочетаниях— 3 раза, проверяя свободу звука. То же повторить в другую сторону.

2. Поднять левое плечо наверх и положить на него подбородок. В этом положении произнести 3 раза — би—бэ—ба. Затем опустить плечо, расслабиться и произне­сти эти же сочетания свободно. То же повторить с другим плечом.

3. Медленным движением поворачивая голову, доставать подбородком поочередно то правое, то левое плечо, произнося при этом сочетания гай (на й — коснуться плеча), кай,дай, пай и т. п. Затем без паузы произнести эти же сочетания, не по­ворачивая головы.

II. Упражнения, организующие глотку и выводящие звук вперед.

1. "3 е р к а л о". Поставить раскрытую ладонь перед лицом — это "зеркало". Подбо­родок не тянуть. Рассмотреть зев в "зеркале", стараясь заглянуть как можно глуб­же в глотку, ощущая, как подтягивается вверх мягкое нёбо и опускается корень языка. Затем, сохранив это ощущение, ладонью (между большим и указательным пальцем) прикрыть полуоткрытый рот, прижав губами межпальцевую складку, произнести м один, два, три раза подряд. Затем, отняв руку, проговорить прове­рочный текст:

"Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов Била Бурю",

2. Как в предыдущем упражнении, рассмотреть "перед зеркалом" полость зева, одно­временно делая выдыхание на ах—ах—ах, ох—ох—ох, эх—эх—эх (гласные произ­носить беззвучно, звук х должен слышаться). Затем произнести проверочный текст: "У бабы от пуховика пока в пуху бока".

3. Опустить голову вниз, подбородок лежит на верхней части грудной клетки. При­открыть рот, положить расслабленный язык на нижнюю губу и, не убирая языка, следя за тем, чтобы он оставался расслабленным, произнести 3 раза ми—мэ—ма. Затем мягко поднять голову и произнести: "Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала".

III. Точечный и вибрационный массаж.

Массировать точки нужно кончиками указательного или среднего пальца враща­тельными движениями — сначала по часовой стрелке, затем против 3—4 секунды в каж­дую сторону. (См. "Точечный массаж" в главе "Дыхание, артикуляция, резонирование".)

1. Массаж точек у начала бровей, височных впадин. Затем сделать вибрационный массаж, постукивая лоб кончиками пальцев от середины лба к вискам и обратно и одновременно "тянуть" вслух на вьщохе сонорный согласный м.

2. Массаж точек носа — по обеим сторонам носа на переносице, посередине носа и у основания ноздрей. Затем постучать кончиками пальцев со звуком м по крыльям носа.

3. Массаж точек около ушей там, где смыкается нижняя челюсть с черепной короб­кой. Затем постукивать кончиками пальцев верхнюю часть лица от спинки носа (гайморовы полости) к ушам и одновременно вслух "тянуть" на вьщохе звук м.

4. Массаж точки под носом. Затем постукивать кончиками пальцев одной руки верх­нее надгубное пространство и одновременно "тянуть" вслух на выдохе щелевой согласный в.

5. Массаж точки под нижней губой в углублении на подбородке. Затем постукивать кончиками пальцев одной руки пространство под нижней губой и одновременно "тянуть" вслух на вьщохе согласный з,

6. Массирование пальцами обеих рук точек сзади по бокам шеи и основания черепа, посередине шеи и на уровне седьмого шейного позвонка.

7. Массаж точки в верхней части грудной клетки, в середине, у основания шеи. За­тем массаж точки посередине грудной клетки и точки на 10 см ниже предыдущей. Затем постукивать кончиками пальцев обеих рук по верхней части грудной клет­ки и одновременно "тянуть" вслух на вьщохе согласный ж или м.

8. Постукивать ребрами ладоней обеих рук боковую часть грудной клетки, начиная с нижней части и вверх, и одновременно "тянуть" вслух сонорный м.

9. Постукивать одновременно обеими руками область лопаток и межреберные мыш­цы (насколько позволяет длина рук). Во время постукивания "тянуть" вслух на выдохе сонорный м.

10. Постукивать кончиками пальцев одной руки область нижнебрюшных мышц, одно­временно другой рукой постукивать область поясницы. Во время постукивания "тянуть" на выдохе сонорный м.

IV. Ритмическая дыхательная гимнастика, соединенная с элементами звуковой дыхательной гимнастики.

1. Стоя, ноги на ширине плеч, спина прямая, руки опущены, челюсть мягко опушена вниз, рот открыт. Вдох делать носом при открытом рте. Вдох короткий, актив­ный. О вьщохе не думать — он идет автоматически. Наклоняйте голову то вниз, то назад. И одновременно с каждым наклоном — короткий вдох носом. Проде­лать 8 раз[25].

2. Исходное положение то же. Поворачивайте голову вправо-влево. И одновременно с каждым поворотом — вдох носом. Проделать 8 раз.

3. Стоя, ноги на ширине плеч, руки поднимите на уровень плеч, согните в локтях, кисти свободны. Приседая на обеих ногах, обхватывайте себя руками так, чтобы они шли параллельно друг другу. Одновременно с каждым обхватом и приседани­ем делайте короткие вдохи. Проделать 3 раза по 8 вдохов.

4. Стоя, руки подняты в стороны на уровне плеч, ладони повернуты вверх. Делать короткие активные сбросы дыхания через неплотно сомкнутые губы, ощущая при сбросах подтягивание мышц брюшного пресса. Одновременно с каждым сбросом дыхания делать энергичные полунаклоны вперед с прямой спиной, ощущая напря­жение мышц в области поясницы. Подбородок не тянуть! Проделать 8 сбросов дыхания с полунаклоном вперед. О вдохе не думать, он происходит непроизволь­но.

5. Исходное положение то же, что и в упражнении 3. Только на каждый вдох одно­временно с приседанием поднимайте попеременно то правую, то левую ногу, со­гнутую в колене. Проделать 3 раза по 8 вдохов.

6. "Р а с т я ж к а". Стоя, ноги на ширине плеч, правая рука согнута в локте, локоть опущен вниз, пальцы свободно сжаты в кулак возле плеча. Вдох. На выдохе, вы­прямляя правую руку в правую сторону, перевести тяжесть корпуса вправо. Потя­нуться за рукой. Спина прямая, подбородок не тянуть! Во время вьщоха протяжно тянуть звук м, а в конце растяжки разжать кулак и произнести коротко звук и. Как бы выпустить его из кулака — "лети!". Вдох — вернуться в исходное поло­жение. То же самое проделать в левую сторону, "выпуская" из кулака звук э. За­тем, протяжно звуча на м, потянуться правой рукой вверх и "выпустить" звук а. То же самое проделать левой рукой, выпуская звук о. На вдох вернуться в исход­ное положение. Сцепив пальцы в замок на уровне груди, ладони повернуты от се­бя, потянуться вперед, звуча на м. Спина прямая, подбородок не тянуть. В конце звучащего вьщоха расцепить пальцы и "выпустить" звук у. На вдох вернуться в ис­ходное положение. Руки опущены вниз, пальцы сцеплены в замок. На выдохе, протяжно звуча на м, поворачивая ладони вниз, потянуться руками к полу одно­временно с наклоном корпуса. В конце вьщоха расцепить пальцы и "выпустить" звук ы. На вдох вернуться в исходное положение.

7. "Насос". На каждый наклон туловища вниз делать энергичный вдох носом при открытом рте. Повторять вдохи одновременно с наклоном часто, ритмично, легко. Голову не поднимать, смотреть вниз на воображаемый насос. Проделать 3 раза по 8 вдохов.

8. После "насоса" остаться в положении наклона. Проверить свободу шеи, плеч, рук.

Вдох. На выдохе, поднимаясь наверх позвонок за позвонком, произносить скоро­говорку "В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира". Одновременно с подъемом корпуса делать и го­лосовое повышение на каждое слово скороговорки. На слове "инжира" выпря­миться и поднять руки наверх. Затем, плавно опуская руки вниз и делая ими са­мые разнообразные движения, делать понижение звучания сверху вниз, повторяя слово "инжира".

9. "Пружин а". Стоя, руки свободно опущены вниз. Вдох. Затем легко подпрыгнуть вверх, приземлиться и делать пружинистые приседания (как пружина, которую растянули, а потом отпустили). Эти прыжки соединить со скороговоркой "Шест­надцать шли мышей и шесть нашли грошей. Нашли грошей, нашли грошей, на­шли грошей". Одновременно с прыжком вверх подбросить легко вверх и слово "шестнадцать", а затем, пружиня ногами, одновременно опускаться вниз по полу­тонам на каждое слово скороговорки. Это упражнение делают девушки, как бы поддразнивая юношей. Юноши повторяют этот прыжок, но соединяют его с дру­гой скороговоркой: "Сорок шли мышей, сорок нашли грошей, а три мыши попло­ше нашли по два гроша, по два гроша, по два гроша". Девушки делают еще один прыжок "пружина" и соединяют его со следующей скороговоркой: "Шестьдесят шли мышей, шестьдесят нашли грошей, а пять мышей поплоше шумливо шарят гроши, шарят гроши, шарят гроши".

10. Стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях перед грудью. Рот свободно открыт. На каждый активный вдох носом, обхватывая себя руками, делать неболь­шие энергичные отклонения корпуса назад. Спина прямая. Когда корпус отклоня­ется назад, голова наклоняется вперед — как бы поздороваться кивком головы. Проделать 3 раза по 8 вдохов.

11. "Прыжки на месте". Во время прыжков делать энергичные сбросы дыха­ния через неплотно сомкнутые губы. Затем к движению подключаются скорого­ворки, которые произносятся по очереди:

1- й студент: "По семеро в сани уселнся сами". Одновременно с прыжками в такт движению поднимается наверх и голос на каждое слово скороговорки (нараспев).

2- й студент — делает понижение по полутонам на каждое слово скороговорки "Осип охрип, Архип осип" и т. д. (тоже нараспев). Пока один произносит скоро­говорку, другие делают сбросы дыхания и прыжки на месте. Когда последний сту­дент, произнося скороговорку "Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ; ж, ч, ш, щ", делает повышение по словам нараспев, остальные на звуках ж, ч, ш, щ; ж, ч, ш, щ; ж, ч, ш, щ понижают каждый звук по полутонам и ложатся на пол, как бы "тая".

V. Аутопнипя

1. Исвдщвдешшшжгаше--деяш;аан^м;вшв«удю^нобганвеп(йеслНснИ1етваое1ани1ыдм(-ия ды­хания ведущий щряводиг аугпреннуютрениррвш^уГДДшишетвспикщйНа! сВ ВбЫЧняиом для вас ритме;. Не углублии дыхание и не сдерживая ею». Полубайте удоволвсгвиее от вашего дыхания. Вслушивайтесь в дыхательный ритм. Вы чувствуете, как ваше ды­хание замедляется, становится более равномерным. Вы маслаждаетесьт свободны» дыханием. Мышцы расслабшавы1.., Все тело тяжелое... Эта тяжесть приятна вам... Представьте, что ваше лицо "стекает1".. "Стекает"" нижняя челюсть... язык... Губы... Все лицо "стекает"...

VI. Освобождение фонационных путей.

Ведущий произносит текст С. Обстфельдера "Тролли"а остальные повторяют" за ним отделыше фразы,,в№шн1веннеартикулируя,ясохранаш1ПоБ1ициш1"стёЕающегш^вцд""1ю" и как бы выдыхая эти фразы. Ведущий произносит стихи медленно, плавно. После того как весь текст произнесен, все начинают протяжно "тянуть" звук м, ощущая свободу и легкость звучания.. Не теряя свободы звука, медленно повернуться на живот ("перелить­ся"), положить лоб на согнутые перед лицом руки и продолжать звучание на м.

VHL. Уп|нlнвнияяlяaсnm]вннни«у£овысотuоlH'ди(gаIоuшзoнa.

1. "Тувдшн". Исшднеепккшнгакяше—яев0жшашииатвртеда1Н1®вжднкк,Щ315Яаншйцвй|;а-обра­щена к центру яруга, > лоfiЗнmсоlГнутыяxрукlах,^,йоoорыи^ежагa'йаtпaлуfIпередeлицом:)м, Все протяжно '"тянут" жук м на нижней наиибллше даобнош доля ввсех [«юте. Шнинвает упражнение тот, у кого самый низкий голос, а заканчивает тот, у кого голос самый высокий.

1- й медленно шоднимеесая,прpтнщвraе^e^рунж^н щантрури проиетоситша жадащноШой всеми высоте протяжно слово "туман" четыре раза, как бы вызывая его, требуя его появления.

2- й — поднимаясь с пола,, повышают звучание внlПФИт®внаввврpx.ОBнподхвнтышеют это же слово и тоже произносит его четыре раза. (Осетииные (студенты ша этош Евысо- те протяжно ""живуT"зввукм.

3- й — все повторяет],, паянши звучание еще ikh тол-гама тархх, О4^^н^1аеужеенаФыы- соте голоса третьего lПPПг^aжв)о"fянвУГ^^aуI«и т. д. Не переставая звучать, топни- маясь по полутонам, все ппсtешвннoввтню£,т,раскодятrн£ Eттpрpвы^т]руна:laнгнакaбшэы "распространяя туман" во все староию. В результате все аместее должны mдвнтБсня на 12 голосшщж ступенькс (полуюнош)). Посла? этого, как бы нвQHQ^наaданнвигсня нриж одного из студентов "Эге-гей!"'(Hг'bытоoзн8ЛудlилсняФ тумане)).УBлнхаftвнрнн,, оюклн,- ные застывают на месте.. Крик пошгpрнйтвн^l СпуIеmmlравхpднтвяяшраввыеeвтpрpнlЫ|l, делая понижение на слове "туман" по полутонам с той высоты, на которую они под-


Часть формул взята - из кн.: Леей В. Искусство быть собой. М., 11977. " OСм)рHвделl "ЛнnlеPа№урB1шеlн фольклорные текс- нялисъ перед тем, как услышать крик, ьстав спинои к зрителям, превращаются в деревья сказочного леса... 2. "Сказочный л е с". Упражнение выполняется на материале стихотворения К. Бальмонта "Шорохи"[26]. "Превратившись" в деревья сказочного леса, используя сви­стящие и шипящие звуки, студенты озвучивают этот лес. Пробираясь между деревь­ями, прислушиваясь к звукам леса, появляется девушка, которая пытается найти вы­ход из заколдованного леса. Во время движения она произносит следующий текст:

"Шорох стеблей, еле слышно шуршаших. Четкое в чашах чириканье птиц, Сказка о девах, в заклятии спящих. Шелест седых, обветшавших страниц". Когда она произносит слова "шуршащих", "спящих", лес, как эхо, повторяет их. По­сле слов "шелест седых, обветшавших страниц" студенты, изображающие деревья, начинают протяжно, тревожно на удобной для всех нижней ноте "тянуть" звук м. Затем 1-й на этой высоте произносит чуть протяжно: "Не узнаешь". После этих слов остальные студенты, продолжая звучать на м, поднимают звучание на полтона вверх.

2- й уже на этой высоте произносит: "Не поймешь". После этих слов остальные под­нимают звучание еще на полтона.

3- й на этой высоте произносит: "Это волны..." и т. д. Повышение по полутонам про­должается, включая текст: "Или кто-то точит нож". После этих слов девушки, изо­бражающие деревья, на слове "не узнаешь" как бы скользят по звуковысотному диа­пазону сверху вниз, растягивая гласный а ("не узна-а-аешь"). Юноши-деревья вторят им внизу: "не поймешь". Затем опять раздается тревожное звучание леса на м. Лес не хочет выпускать свою пленницу, не дает ей уйти, заманивает. Девушка, преодо­левая сопротивление леса, пытается выбраться из него:

"Видны взоры — Взор во взор. Слышны споры. Разговор.

Слышны вздохи — Да и нет. В сером мохе Алый цвет".

На двух последних строках девушка останавливается, замечая кровь, и опускается на колени:

"Тает. Таешь? Что ж ты? Что ж? Не узнаешь, Не поймешь".

На двух последних строках деревья окружают ее, повторяя слова: "не узнаешь", "не поймешь", скользя по диапазону сверху вниз на этих словах. Затем закрывают де­вушку от зрителей и уводят за собой, повторяя эти слова.

VIII, Днкционные упражнения, соединенные с движением.

1. "Пластили н". Все студенты — пластилин. Один студент лепит из них фигуры, которые подсказывает ему его фантазия. Предположим, "скульптору" надо, чтобы у

"пластилина" рука поднялась наверх. Он делает жест своими руками, показывая, как и куда должна подняться рука, сопровождая жест произнесением сочетаний жми—ими. "Студент-пластилин" поднимает руку в требуемое положение и повторя­ет интонационный рисунок, с каким произносил сочетания "скульптор" и т. д. Дик- ционные сочетания произносятся с двумя таблицами гласных, с использованием смены высоты звучания.

2. "Бой на рапира х". Дикционные сочетания ждри—штри... с двумя таблицами гласных. Два студента, произнося эти дикционные сочетания, дерутся на воображае­мых рапирах. В упражнении используется смена высоты и скорости звучания.

3. "Игра в т е и н и с". Дикционные сочетания зби—спи... с двумя таблицами глас­ных. Два студента стоят друг против друга, а между ними стоит третий и держит в руках наверху теннисный мяч. Два игрока ладонями, как ракетками, "отбивают" мяч, произнося во время удара дикционные сочетания. Игра идет в чуть замедлен­ном темпе, как бы рапидом. Мяч "перелетает" от одного студента к другому, нахо­дясь все время в руке третьего.

4. "Хор". Дикционные сочетания жни—шни... с двумя таблицами гласных. Студенты под управлением дирижера (один из студентов) поют хором мелодию "Коробейни­ков", вместо слов произнося данные дикционные сочетания.

IX. Стихотворные тексты, соединенные с движением.

1. "Второй лишний" (по принципу игры "третий лишний"). Текст — стихотво­рение В. Левина "Маленькая песня о большом дожде". Студенты встают в круг, вы­бирают двух ведущих. Один из них бегает по кругу, другой его догтнгяет. Произно­сит текст тот, кто убегает. Если его "осалили", то догонять начинает он, а первый убегает, продолжая произносить текст с того слова, на котором его "осалили". Если убегающий встает в круг перед одним из студентов, то убегает стоящий сзади него, продолжая произносить текст с того слова, на котором остановился первый, когда встал в круг перед ним. Если один из ведущих забывает текст, то они меняются ро­лями: кто догонял — убегает, кто убегал — догоняет. Во время игры следить за тем, чтобы студенты свободно и дикционно четко произносили текст, не задыхались во время бега (не забывать о сбросах дыхания).

2. "С о б а ч к и". Текст — стихотворение Б. Заходера "Диета термита". Студенты об­разуют круг. Выбирают ведущего. Бросают друг другу мяч, а ведущий должен пере­хватить его. Если мяч пойман, то водить начинает тот, кто бросал мяч, когда он был перехвачен. Текст произносится во время броска мяча партнеру. Стихотворение "Диета термита" очень удобно для этой игры, так как его строки со­стоят из одного или двух слов. Во время игры следить за тем, чтобы слово летело к партнеру с мячом легко и свободно.

X. Орфоэпические билеты.

Билеты составлены из нового цикла слов на проверку произношения согласных и

их сочетаний, а также слов, где надо запомнить правильное ударение.

Циновка, жюри, проросший, позже, разносчик, из чести, тщательно, отчий, завод­ской, наместник, от Степана Ильича, верба, иероглиф, ранчо, рыкание, ендова, перечни­ца, заторможенный, заторможена.

2.

Цинандали, Жюли, из жимолости, вожжи, возчик, без чулок, из щей, ситца, Гжатск, уездный, хвастливый, Мария Ивановна, сноровистый, изобретен, изобретены, Кокпен, гренадер, гренадеры, закупщик, откупщик, зуб на зуб, аутодафе.

3.

Прежде, Жюль, бесшабашный, просчитаться, бесчестный, прелестный, ветхий, без щелочи, с жадностью, приезжать, радостный, налил, налила, кайло, наверх, пьяна, пья­ны, сердечный, компостер, блюда, блюдам.

4.

Возбуждение, парашют, пшют, дребезжать, дождевик, расщелкать, тщеславный, мо­лодчик, напутствие, строгий, протягивать, здесь, вакансия, нанял, нанятый, нанявший, блесна, блесны (мн. ч.), дратва, загороженный, коростель, коростели,

5.

Рождество, расчехлить, изжога, без шифровки, отчество, братский, уездный, голлан­дский, если, задымленный, задымленная, захороненный, захороненная, корысть, коры­сти, Розенкранц, Гильденстерн, Психея.

6.

Без шинели, брезжит, счетовод, бесчисленный, отчасти, руководство, наместник, ги­гантский, возле, бантик, кандидат, бондарь, бондаря, обойден, обойдена, обойдены, вотк­нутый, воткнутая, вояжер, костюмер, костюмерша, зачерствевший.

7.

Счастливый, с чесноком, подчистить, отчего, умываться, отлогий, плоский, с ши­ком, соответствие, исландский, нечто, снег, змей, озлоблен, озлоблена, озлоблены, коля­да, манящий, манящая, переведен, переведены, переведена.

8.

С чемоданом, тщетно, расщедриться, подчинить, безжалостный, дрожжи, Станислав­ский, падчерица, уздечка, с ними, поддакивать, нормированный, отнят, отняты, отнята, бретер, взбешенный, взбешенная, втридорога, закопченный, крамола.

9.

Богатство, господи, бог, расчихаться, бесчисленный, молодчина, Петрозаводск, хо­датайство, страстный, каменщик, зонтик, каучук, каучука, гнездовище, становище, за- полночь, обетованный, обетованная, памятуя.


Без шороха, с жаром, дрожжи, без чести, подчас, советчик, расщепить, расщедрить­ся, стремиться, пенсия, принуждение, жница, Чацкий, гаер, заморенный, заморенная, ксендза, ксендзы (мн. ч.), доведен, доведены, доведена, пентюх, алиби.

И.

Без жести, расшаркаться, дрожжевой, из щелей, несчастный, с часами, меткий, Ирина Ильинична, давящий, давящая, могущий, могущая, переведен, переведена, переве­дены, вдолбить, вдолбишь, нарочный, порядочный.

XI. Работа над текстом.

В работе над текстом перед студентами стоит задача не читать, а рассказывать, точ­но понимая о чем, кому и зачем рассказывается отрывок. Тексты расположены в таком порядке, чтобы можно было легко продолжить мысль, высказанную в предыдущем от­рывке, или, наоборот, не согласиться с ней и высказать свою точку зрения на эту про­блему, т. е. слово должно бьггь действенным, активным.

1. Катаев В. Трава забвения, — В кн.: Святой колодец. Трава забвения. М., 1969, с.167: со слов "Она была не только толстая..." и до слов "зачем вы мне делаете пуб­лично такие комплименты".

2. Цветаева М, Мой Пушкин. —Собр. соч. в 2-х т., т. 2. М„ 1980, с.322: со слов "Но самое любимое из страшных" до слов "разлука и разлука, любовь и любовь — одно" (в отрывке могут бьгть сокращения).

3. Тургенев И. С. Певцы.— Собр.соч. в 10 т., т. 1. М., 1961, с.189: со слов "Яков помолчал" и до слов "и поднимались к глазам слезы".

4. Катаев В, Святой колодец. — В кн.: Святой колодец. Трава забвения. М., 1969, с.72: со слов "Вернее всего, она совсем забыла обо мне" и до слов "а она меня ни­когда не полюбит".

5. Бунин И. А. Антоновские яблоки. — В кн.: Избранные произведения, М,, 1956, с.64: со слов "Вспоминается мне ранняя погожая осень" и до слов "переводятся те­перь такие".

6. Толстой А. К. Князь Серебряный, М„ 1979, с.59: со слов "Когда съели лебедей" и до слов "нрав каждого обрисовался яснее" (в отрывке могут быть сокращения),

7. Паустовский К. Золотая роза. — Собр. соч. в 6-ти т., т, 2. М., 1957, с.694: со слов "Под первой же раскидистой сосной" и до слов "вот так лежать часами и думать, глядя в небо".

8. Паустовский К. Мимолетный Париж. — Собр.соч. в 8-ми т., т. 8. 1970, с.ЗЮ: со слов "Почти каждому просвещенному человеку" и до слов "жужжание шмеля среди многоголосого говора и отдаленного протяжного гула Парижа" (внутри отрывка большие сокращения).

9. Пастернак Б. Охранная грамота. — В кн.: Воздушные пути. Проза разных лет. М., 1982, с.205: со слов "Я часто заворачивал отсюда в соседний переулок" и до слов "и родники греческих поверий о Деметре были где-то невдалеке".

10. Гоголь Н. В. Сорочинская ярмарка. — В кн.: Вечера на хуторе близ Диканьки. М., 1982, с.9: со слов "Как упоителен, как роскошен летний день" и до слов "как полно сладострастия и неги малороссийское лето".

11. Казаков Ю. Мне все помнится. — В кн.: Две ночи. Проза. Заметки. Наброски. М.,

1986, с.121: со слов "Надо приехать сперва в Одессу" и до слов "помните, что на

Черном море это небывалое явление — свежая рыба".

12. Казаков Ю. Мне все помнится, с.122: со слов "Потом садитесь на поезд, или в са-. мелет" и до слов "и теперь у вас отдых".

Некоторые из указанных текстов

"Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся рукой. Когда же Яков открыл свое ли­цо — оно было бледно, как у мертвого; глаза едва мерцали сквозь опущенные ресницы. Он глубоко вздохнул и запел... Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но принесся откуда-то издалека, словно залетел случайно в комнату. За этим первым звуком последовал другой, более твердый и протяжный, но все еще, видимо, дрожащий, как струна, когда, внезапно прозвенев под сильным пальцем, она колеблется последним, быстро замирающим колебаньем, за вторым — третий, и, по­немногу разгорячаясь и расширяясь, полилась заунывная песня, "Не одна во поле доро­женька пролегала", — пел он, и всем нам сладко становилось и жутко. Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слепка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным; но в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь, Яковом, видимо, овладевало упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его не трепетал более — он дрожал, но той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя, и беспрестанно крепчал, твердел и расширялся. Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и не­обозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед ними, уходя в бесконеч­ную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слезы".

(И. С.Тургенев. "Певцы")

"Когда съели лебедей, слуги вышли попарно из палаты и возвратились с тремя сот­нями жареных павлинов, которых распущенные хвосты качались над каждым блюдом, в виде опахала. За павлинами следовали кулебяки, курники, пироги с мясом и с сыром, блины всех возможных родов, кривые пирожки и оладьи. Пока гости кушали, слуги раз­носили ковши и кубки с медами: вишневым, можжевеловым и черемховым. Другие пода­вали разные иностранные вина: романею, рейнское и мушкатель. (...) Гусли звучали, ко­локола гудели, царедворцы громко разговаривали и смеялись. (...) На столы поставили разные студени; потом журавлей с пряным зельем, рассольных петухов с инбирём, бес­костных куриц и уток с огурцами. Потом принесли разньге похлебки и трех родов уху: курячью белую, курячью черную и курячью шафранную. За ухою подали рябчиков со сливами, гусей со пшеном и тетерок с шафраном.

(...) Уже более четырех часов продолжалось веселье, а стол был только во полусто­ле. Отличились в этот день царские повара. Никогда так не удавались им лимонные кальи, верченьге почки и караси с бараниной. Особое удивление возбуждали исполин­ские рыбы, пойманные в Студеном море и присланные в Слободу из Соловецкого мона­стыря, Их привезли живых, в огромных бочках; путешествие продолжалось несколько недель. Рыбы эти едва умещались на серебряных и золотых тазах, которые вносили в столовую несколько человек разом. Затейливое искусство поваров выказалось тут в пол­ном блеске. Осетры и шевриги были так надрезаны, так посажены на блюда, что похо­дили на петухов с простертыми крыльями, на крылатых змиев с разверстыми пастями.. Хороши и вкусны были также зайцы в лапше, и гости, как уже ни нагрузились, но не пропустили ни перепелов с чесночною подливкой, ни жаворонков с луком и шафраном. Но вот, по знаку стольников, убрали со столов соль, перец, уксус и сняли все мясные и рыбные яства. (...) Слуги внесли в палату сахарный кремль, в пять пудов весом, и поста­вили его на царский стол. Кремль этот был вылит очень искусно. Зубчатые стены и башни, и даже пешие и конные люди, были тщательно отделаны. Подобные кремли, но только поменьше, пуда в три, не более, украсили другие столы. Вслед за кремлями вне­сли около сотни золоченых и крашеных деревьев, на которых вместо плодов висели пряники, коврижки и сладкие пирожки. В то же время явились на столах львы, орлы и всякие птицы, литые из сахара. Между городами и птицами возвышались груды яблоков, ягод и волошских орехов. Но плодов никто уже не трогал, все были сыты. Иные допива­ли кубки романеи, более из приличия, чем от жажды, другие дремали, облокотясь на стол; многие лежали под лавками, все, без исключения, распоясались и расстегнули каф­таны. Нрав каждого обрисовался яснее".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 169; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.